Устный журнал, посвящённый А. Л. Барто
Оформление зала. В центре сцены - портрет А.Л. Барто, рядом цветы.
Задник сцены - детские рисунки на темы стихов Барто.
Сбоку от сцены - книжные выставки, заглавиями могут быть:
«Про мальчишек и девчонок»;
«Пёстрые страницы, весёлые стихи».
Зал могут украсить стенгазеты и плакаты о А.Л. Барто и её произведениях.
Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы собрались на 1-ый выпуск устного журнала, который посвящён Агнии Львовне Барто.
Агния Барто - …(и далее следует рассказ о писательнице. Если устный журнал проводится для 1-2-ых классов, надо рассказать о том, как А. Барто любила детей. Дети тоже любили эту детскую писательницу. Сказать, что на встречах с нею часто весь зал хором читал полюбившиеся стихи Барто. «Да и среди Вас нет таких, кто не читал, не слушал стихи А. Львовны…».
Если же в зале собрались дети 3-4-ых классов, можно рассказать, как после Великой Отечественной войны А.Л. Барто помогала детям и родителям отыскивать друг друга, если они потерялись в годы войны).
У каждой страницы может быть свой редактор (ведущий или ведущие). Названия страниц могут быть написаны на больших листах. Их либо показывают и уносят. Либо переворачивают, как страницу журнала.
Поэтическая страница
Ведущий. Наш устный журнал мы начинаем с поэтической страницы. Многие из вас участвовали в школьном конкурсе чтецов, который мы посвятили 100-летию со дня рождения А.Л. Барто. Некоторые из участников сейчас перед вами выступят.
(И далее дети либо просто выходят на сцену и читают стихи, либо на сцене воспроизводится обстановка, например, поэтической гостиной или дружеской беседы о стихах А. Барто. В любом случае дети читают её стихи).
Музыкальная страница
Ведущий. Стихи А.Л. Барто полюбили не только дети, но и взрослые.
А композиторы написали музыку на некоторые стихи А. Барто. Сейчас в исполнении … прозвучит «Песня о дружбе». Стихи
А.Л. Барто, музыка Тихона Хренникова.
А кто не слышал песню «Любитель – рыболов»? Весёлая, задорная…Музыку к стихам А. Барто написал Михаил Старокадомский (Снова звучит песня).
Ещё одна очень известная песня, написанная на стихи А. Барто композитором Дмитрием Кабалевским, - «Лёшенька». Исполняет …
А завершает нашу музыкальную страницу песня Исаака Дунаевского «Вспомним игры школьные». Может, споёте её, когда будете прощаться со школой. А сейчас послушайте её в исполнении хора.
Другие песни на стихи А.Л. Барто:
1. Д. Кабалевский «Песенка про Петю».
2. Д. Кабалевский «Вежливый вальс».
3. Д. Кабалевский «Песенка птиц».
4. А. Цфасман «Стучат колёса».
5. З. Левина «Снегурочка».
Иностранная страница
Ведущий. Вероятно, вам приходилось читать сборник стихов Агнии Львовны Барто «Переводы с детского» (Показать книгу). Это необычная книга. Агния Львовна встречалась не только с детьми нашей страны. У неё были встречи со своими маленькими читателями и из других стран. Писательница читала им свои стихи, а некоторые дети читали ей свои.
Сегодня ваши товарищи прочтут несколько стихотворений
из этой книги, которые А. Барто перевела на русский язык с языков разных стран мира.
1. «Весна».
2. «На пастбище».
3. «Африканский танец». (После этого стихотворения можно станцевать африканский танец).
4. «Собака и крокодил».
5. «В большом гнезде на деревце…»
Театральная страница.
Ведущий. Некоторые стихи Агнии Львовны Барто легко превратить
в инсценировку. Посмотрите, как это получилось у … со стихотворением «Два снежка».
(На сцену выбегает мальчишка, одетый по - зимнему, прячется, трёт руки, дует на них, согревая, оглядывается: «Никого!». Затем обращается к залу.)
Погода снежная была,
Отличная погода.
Швырнул снежком из-за угла
Я прямо в пешехода!
(Смеётся).
Он рассердился, поднял крик,
(Дальше читает как бы передразнивая)
Что снег попал за воротник,
Что так нельзя, что стыдно так,
Что к людям я не чуток.
Подумайте, какой чудак:
Не понимает шуток!
( Довольный, прохаживается, напевает)
Погода снежная была,
И мне гулять охота,
Охота… охота…
(Кто-то бросает в него снежок)
Ой!... Вдруг снежком из-за угла
В меня швыряет кто-то…
(Отряхивается, поёживается).
Снег тает под воротником, -
Я простужусь, пожалуй!
Швырнул мне в спину снежный ком
Какой-то глупый малый.
(Кричит в сторону, откуда прилетел снежок)
Он просто трус!…Он озорни-и-ик!
И человек нечуткий!…
(Жалобно зрителям…)
Бросать снежки за воротник –
Какие ж это шутки!
(Махнул рукой и ушёл понуро).
Ведущий. А вот стихотворение «Цветы не знали» превратили в инсценировку ребята из …класса.
(В центре сцены сидят дети в ярких одеждах. На головках у них цветы, на руках - листики. Их «поливает» Андрейка. Трое мальчиков сидят на скамейке. Они говорят насмешливо):
1-ый мальчик. Астры в школьном цветнике
Поливал Андрейка.
2-ой мальчик. У него, смотри, в руке
Голубая лейка.
3-ий мальчик. И текут из лейки
Водяные змейки.
(Цветы «распускаются»: поднимают головы и руки к воде).
Андрей. Пусть напьётся школьный сад в жаркую погоду…
Мальчики. Стой!
Андрей. Что там говорят?
1-ый мальчик. Как ты носишь воду?
2-ой и 3-ий мальчики. Не срамись!
Андрей. Кричат они, сидя на скамейке.
1-ый мальчик. Не годится в наши дни
Поливать из лейки.
2-ой мальчик. И уже решён вопрос:
Заказали мы насос!
3-ий мальчик. Подали заявки!
Все трое. И сидим на лавке!
Андрей. Что ж, пускай везут насос!
1-ый мальчик. Понял нас Андрейка.
(Андрей выливает воду мимо цветов, лейку уносит).
2-ой мальчик. Лейку он в сарай унёс –
Все трое. Устарела лейка.
3-ий мальчик. Прибыл в пятницу насос…
Цветы. (Повернули опущенные головы к зрителям,
говорят жалобно).
Но цветы не знали,
Что о них решён вопрос,
И в четверг завяли...
(Руки и головы склоняются вниз).
Ведущий. Есть у Агнии Львовны Барто книга, написанная вместе с Риной Зелёной. Называется она «Пёстрые страницы». В самом начале книги помещён «Словарь Вежливого Человека».
С ним вас познакомят ребята из … класса.
(Дети выходят парами. У одного на плакатике буква,
у другого слово).
«А». «Ага».
Этим словом некоторые школьники пользуются
неправильно, заменяя им «да», «спасибо» и другие слова.
Вот, например: Ты чаю хочешь?
- Ага.
- Твоя мама выздоровела?
- Ага.
Однажды иностранец, два года изучавший русский язык. После разговора с одним школьником воскликнул: «Зачем же я выучил столько русских слов? Оказывается, достаточно знать одно «ага», чтобы отвечать на все вопросы».
«Г». «Галя, Гриша, Гена».
Галя, Гриша, Гена – имена собственные, уменьшительные - лучше произносить именно так, а не «Галька», «Гришка», «Генка».
Одна девочка возмущённо жаловалась маме:
- Во дворе мальчишка такой невежа – зовёт меня «Галька»!
- А ты как его зовёшь?
- А я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!».
«З». «Здравствуйте!».
«Здравствуйте!» – обязательное приветствие при встрече.
Не следует говорить «Здравствуйте!», пробегая по коридору, едва не сшибая человека с ног.
«П». «Пожалуйста».
Вежливый человек произносит слово «пожалуйста» в среднем не менее 12-15 раз в день.
Но… если ты в ответ на чью-то просьбу о помощи вежливо скажешь: «Пожалуйста, будь любезен, оставь меня в покое», - ты окажешься грубым невежей.
«С». «Сила».
Сила – прекрасное русское слово. Но в последнее время оно превратилось в бессмысленное словечко.
Посмотрите инсценировку, которая так и называется: «Сила».
(На сцене «папа», «мама» и «сын» пьют чай).
Сын. Ух, я сегодня проголодался – сила!
Мама. Зачем ты к каждой фразе прибавляешь «сила»?
(продолжают пить чай).
Мама. У нас сегодня пирожки – сила!
(Папа укоризненно качает головой. Все продолжают пить чай).
Папа. На лыжах бы пойти! Сейчас в лесу хорошо – сила!
Ведущий. Вежливый человек следит за речью. Он не станет прибавлять к каждой фразе «сила».
Все, хором. Товарищи, твердите
С утра по словарю:
Спасибо,
Извините
Позвольте,
Разрешите,
Я вас благодарю.
Ведущий. Хорошо зная детей, Агния Львовна подмечала у них и хорошее, и плохое. Хорошему радовалась, а над плохим смеялась. Смеёмся и мы, её читатели. Смеёмся и понимаем: чтобы над нами не смеялись, не будем совершать глупых поступков.
Посмотрите ещё одну инсценировку. Она называется:
«Как растут слухи, или Как делают слона из мухи».
1-ый. - Ты слышала? Нам чукотские ребята прислали посылку в ящике: четыре пары варежек меховых с бисером и кусочек бивня мамонта из бухты Провидения.
2-ой. - Слыхала? Нам из бухты Провидения скелет мамонта прислали в четырёх ящиках. Скоро будут ящики открывать.
3-ий. - Ты слышал? Нам будут мамонта живого показывать из бухты Провидения.
Кто тебе сказал?
Витя Хохлов.
4- ый. Ребята! Слыхали, что сегодня было? Хохлов сидит у речки, вдруг видит приведение – мамонт идёт живой. А Хохлов знает, что мамонты все вымерли. Он так испугался, что с бухты-барахты чуть в реке не утонул? Слыхали?
( Перед занимательной страницей можно использовать, две-три инсценировки, чтобы не затягивать детский утренник).
Занимательная страница.
Ведущий. Есть у Агнии Львовны Барто разные смешинки. Познакомьтесь с некоторыми из них.
(У смешинок должна быть быстрая смена).
«Непослушная кошка»
Мама. Светлана, где кусочек шоколада, который я оставила на столе?
Света. Его кошка съела.
Мама. Зачем ты ей позволила?
Света. Да я не позволяла, я ей сказала: «Не трогай», - а она говорит: «Не твоё дело!».
«Волшебные очки»
Серёжа. Когда я вырасту, я изобрету очки с необыкновенными стёклами. Их наденешь, посмотришь в тетрадку – ни одной ошибки не видно.
Мама. Кому же нужны такие очки?
Серёжа. Нашей учительнице. А то она очень расстраивается, что в наших тетрадках много ошибок.
«Вот так защитник»
Чтец. Я свою сестрёнку Лиду
Никому не дам в обиду!
Я живу с ней очень дружно,
Очень я её люблю.
А когда мне будет нужно,
Я и сам её побью.
«Разведчица»
Дочь. Мамочка, если бы твоя любимая чашка разбилась, ты бы очень расстроилась?
Мама. Наверное, расстроилась бы. А почему ты спрашиваешь?
Дочь. А меня Вова на разведку прислал.
Ведущий. А теперь – викторина.
Из каких стихотворений взяты эти строчки?
(3 – 4 человека читают по очереди)
1. Не сдаётся бабушка.
Говорит упрямо:
- Всё равно я, Петенька,
Болею за «Динамо».
2. Людям весело, смешно,
Все кричат: «Умора!»,-
Но Егор твердит одно:
«А подарки скоро?».
3. Сидит она, скучая
И отложив тетрадь,
Но деду чашки чая
Не думает подать.
4. Кружатся пары под музыку вальса,
Нарядная ёлка сияет в углу.
Ты сегодня отмыла чернила на пальцах,
Ты сегодня Снегурка на школьном балу.
5. Когда мне было
Восемь лет,
Я пошла
Смотреть балет.
6. Песенка чудесная –
И радость в ней , и грусть,
И знает эту песенку
Вся рыба наизусть.
7. Побывав в починке,
дядины ботинки
заскрипели, запищали,
вот уж не было печали.
8. Нет, в молодые годы
Не отставай от моды,
Но, следуя за модой,
Себя не изуродуй.
9. Идут домой из школы
Четыре ученицы.
Им песенку весёлую
Насвистывают птицы.
10. Целый день он занят делом,
Двух минут не отдохнёт:
То доску он мажет мелом,
То сидит, бумажки рвёт.
Ведущий. О ком эти строчки?
Помощники ведущего. 1. Не надену жёлтое,
Жёлтое, измятое:
Я не просто девочка,
Я у нас вожатая.
2. Не нарадуются мамы:
- До чего она мила!
Лучшим номером программы
Эта девочка была.
3. Не глядит он на стрекоз
И на рыбок ярких.
У него один вопрос:
- Скоро будет Дед Мороз
Раздавать подарки?.
4. Хвалит он кого-то:
- Это – футболист! -
Мяч влетел в ворота,
На трибунах свист.
Ведущий. Кому принадлежат эти вещи?
1. Юбочка и ленточка.
2. Полпеченья, копейка, пятак.
3. Букет и листок со словами: «Поздравляю…Желаю…»
(чьё-то выступление).
4. Номерок и театральный билет.
5. Удочка.
6. Снежок.
7. Дневник с двойкой.
Ответы на вопросы викторины
1. Петя на футболе.
2. Жадный Егор.
3. Дедушкина внучка.
4. Снегурочка.
5. В театре.
6. Любитель-рыболов.
7. Башмаки со скрипом.
8. Модница.
9. Песенка птиц.
10. Песенка про Петю.
______________________________
1. Лялечка.
2. Леночка.
3. Егор.
4. Петя.
________________________________
1. Любочке.
2. Копейкину.
3. Леночке.
4. Любе и её подруге.
5. Любителю-рыболову.
6. Мальчишке.
7. Лёшеньке.
Чтобы викторина проходила активнее, в процессе подготовки необходимо устраивать громкие чтения стихов А.Л. Барто в библиотеке, классе и группе продлённого дня, акцентируя внимание детей на названиях стихов.
Накануне общешкольного конкурса чтецов провести конкурсы в классах.
В библиотеке можно провести ещё один конкурс: «Кто больше назовёт стихов А.Л. Барто».
Дети должны знать о предстоящих конкурсах, а значит, и готовиться к ним, читая сборники стихов А. Барто.
Свидетельство о публикации №224100800865