Хорошая работа - ЖИТЬ! 32
Глава 6.
Тринадцатый полет
Товарищи Алексея Гринчика отмечали, что в воздушных боях он всегда дрался мужественно и решительно. Но все же наступил момент, когда его боевой почерк изменился.
Недалеко от аэродрома базирования был обнаружен колодец, заполненный телами местных жителей - взрослых и детей. Увиденное потрясло мужчин, воевавших не первый день и повидавших уже всякого лиха. Напарник Гринчика в тот вечер напился, а Алексей, отказавшись, сидел молча, только плотно сжатые губы да желваки на лице выдавали огромное внутреннее напряжение.
После этого он стал вести бои зло, жёстко, беспощадно, расчетливо.
Об одном из таких боев рассказывали и писали в своих воспоминаниях друзья и коллеги Игорь Шелест, Марк Галлай, а ещё нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин.
Но сначала о событии мы узнаем от самого Гринчика. Точнее из его записей в дневнике. Касаются они воздушного боя, в котором его самолёт будет сбит.
Глава 7.
Дневник.
"23.1.42. Лазарет.
Интересно прожиты последние два дня, а ведь забудутся, как и все. Не для кого-нибудь, а для себя есть смысл отдать отчёт и записать. Хорошо бы сохранить искренность и точность.
Черт побери, это был тринадцатый полет!
21 января в 11.25 на самолёте 12 повёл младшего лейтенанта Жиболдаева на линию фронта для патрулирования над нашими войсками. Район Чертолино и других населённых пунктов.
Какое хорошее небо! В районе Торжка на высоте 2-3 тысячи метров в синеве была заметна белая струйка от самолета, казалось, самолёт противника. Соблазн велик. А что, если это наш самолёт? Должен был вернуться на аэродром, не выполнив задания?
Решено маршрут не менять. К Ржеву подошли на высоте... На горизонте лёгкая дымка. Мелькнули два истребителя. Возможно свои? Однако надо присмотреть за ними. Истребители ниже и правее нас. Когда мы довернули, - отвалили в сторону Ржева.
Ведомый прикрыл хвост моего истребителя. Вдруг с грохотом и звоном, как звенит разбитое стекло, задрожал мой ЛАГГ. Какой же это выразительные удар! Самолёт подбросило, снизу потянуло гарью, запахло горящим маслом.
Мысль - прямое попадание зенитки- ворвалась в голову. Каково было желание не согласиться с нею!
Резко ручкой вправо. Но и зенитный аппарат не очень запаздывает с рефлексами. Последовал второй удар. Левую ногу обожгло, она немного онемела. Легонькая тёплая боль, но пальцы работают.
Мысль о ранении забыта до земли...
У корня левого крыла вырвана задняя часть.
Треплются фанерная обшивка, остатки перегородок и металлическая кромка щитка. Обнажилась задняя часть ланжерона.
Струйка дымков разрывов пошла влево вперёд. Зона последующих разрывов - в стороне. Куда идти?
Внизу Волга. Селения кишат тёмными мундирами. Они, казалось, ощетинились штыками.
Хочется приподняться на сидении. Впереди все та же дорога вдоль Волги. Вправо - дорога домой. Но там "старая знакомая" - вражеская зенитка.
Самолёт словно уменьшился, стал как-то ближе к телу. Задрожал... Обороты 2000. Темно, дым от горящего масла, пара и капель смеси заслонил приборы. Становится ясно - сбит!
Снова серия разрывов, словно начали рваться собственные снаряды. Это пристроились два "Мессершмитта", думают, наверно, что я для них безопасен, и начали упражняться в стрельбе, как в тире...
Но вот одна цель, хоть и пыталась увернуться от пуль, неуклонно пошла вниз...
... С самолета сорвало верхнюю часть моторного капота, боковые створки продырявились и отогнулись. Из мотора вылетела тяга. Как звёздное небо заблестел козырек от пулевых пробоин. Мотор захрапел. Стрелки приборов температуры воды вышли из шкалы.
Глава 8.
На земле
Внизу кустарник без инея. Впереди - поляночка. Резко опустилось левое крыло. Ручка энергично вправо и на себя. Левая рука в борт. Темно. Клубы снега. Пар и дым. Тишина.
Спрыгнул на крыло. Что с ногой? Нет, не подогнулась. Значит, кость цела!
Как неуютно на земле. Кто встретит? Над головой заревели ещё два "мессера", - по поляне прошлась очередь...
Снег выше колен. До ближайшего куста 30-40 метров. Навалился спиной на куст. Зарядил пистолет. Поляна тиха, но тишина может быть обманчива. Над самолётом клубы пара от тающего снега.
Куда идти? Вернулся к самолёту. Компас не вырвать. Время 11.55. Курс 70. Солнце справа...
Послышался вой самолета на бреющем. Думаю: "Свои ищут." Машу руками. Вдруг большой разворот, на фюзеляже - чёрный крест с белой каймой.
Интересное чувство! Глупо и стыдно.
... Прошли самолёты. На этот раз создалось впечатление, что они указывают мне направление... "
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224100901067