Хорошая работа - ЖИТЬ! 32

             ( Часть 6. Гл. 6, 7,8)

           Глава 6.
        Тринадцатый полет

   Товарищи Алексея Гринчика отмечали, что в воздушных боях он всегда дрался мужественно и решительно. Но все же наступил момент, когда его боевой почерк изменился.

   Недалеко от аэродрома базирования был обнаружен колодец, заполненный телами местных жителей  - взрослых и детей. Увиденное потрясло мужчин, воевавших не первый день и повидавших уже всякого лиха. Напарник Гринчика в тот вечер напился, а Алексей, отказавшись, сидел молча, только плотно сжатые губы да желваки на лице выдавали огромное внутреннее напряжение.

   После этого он стал вести бои зло, жёстко, беспощадно, расчетливо.

   Об одном из таких боев рассказывали и писали в своих воспоминаниях друзья и коллеги Игорь Шелест, Марк Галлай, а ещё нарком авиационной промышленности Алексей Иванович Шахурин.

   Но сначала о событии мы узнаем от самого Гринчика. Точнее из его записей в дневнике. Касаются они воздушного боя, в котором его самолёт будет сбит.

           Глава 7.
           Дневник.

        "23.1.42. Лазарет.

   Интересно прожиты  последние два дня, а ведь забудутся, как и все. Не для кого-нибудь, а для себя есть смысл отдать отчёт и записать. Хорошо бы сохранить искренность и точность.

   Черт побери, это был тринадцатый полет!
   21 января в 11.25 на самолёте 12 повёл младшего лейтенанта Жиболдаева на линию фронта для патрулирования над нашими войсками. Район Чертолино и других населённых пунктов.

   Какое хорошее небо! В районе Торжка на высоте 2-3 тысячи метров в синеве была заметна белая струйка от самолета, казалось, самолёт противника. Соблазн велик. А что, если это наш самолёт? Должен был вернуться на аэродром, не выполнив задания?

   Решено маршрут не менять. К Ржеву подошли на высоте... На горизонте лёгкая дымка. Мелькнули два истребителя. Возможно свои? Однако надо присмотреть за ними. Истребители ниже и правее нас. Когда мы довернули, - отвалили в сторону Ржева.

  Ведомый прикрыл хвост моего истребителя. Вдруг с грохотом и звоном, как звенит разбитое стекло, задрожал мой ЛАГГ. Какой  же это выразительные удар! Самолёт подбросило, снизу потянуло гарью, запахло горящим маслом.

 Мысль - прямое попадание зенитки- ворвалась в голову. Каково было желание не согласиться с нею!

   Резко ручкой вправо. Но и зенитный аппарат не очень запаздывает с рефлексами. Последовал второй удар. Левую ногу обожгло, она немного онемела. Легонькая тёплая боль, но пальцы работают.

   Мысль о ранении забыта до земли...

   У корня левого крыла вырвана задняя часть.
  Треплются фанерная обшивка, остатки перегородок и металлическая кромка щитка. Обнажилась задняя часть ланжерона.

   Струйка дымков разрывов пошла влево вперёд. Зона последующих разрывов - в стороне. Куда идти?

   Внизу Волга. Селения кишат тёмными мундирами. Они, казалось, ощетинились штыками.

   Хочется приподняться на сидении. Впереди все та же дорога вдоль Волги. Вправо - дорога домой. Но там "старая знакомая" - вражеская зенитка.

   Самолёт словно уменьшился, стал как-то ближе к телу. Задрожал...  Обороты 2000. Темно, дым от горящего масла, пара и капель смеси заслонил приборы. Становится ясно - сбит!

   Снова серия разрывов, словно начали рваться собственные снаряды. Это пристроились два "Мессершмитта", думают, наверно, что я для них безопасен, и начали упражняться в стрельбе, как в тире...

   Но вот одна цель, хоть и пыталась увернуться от пуль, неуклонно пошла вниз...

  ... С самолета сорвало верхнюю часть моторного капота, боковые створки продырявились и отогнулись. Из мотора вылетела тяга. Как звёздное небо заблестел козырек от пулевых пробоин. Мотор захрапел. Стрелки приборов температуры воды вышли из шкалы.

         Глава  8.
         На земле

   Внизу кустарник без инея. Впереди - поляночка. Резко опустилось левое крыло. Ручка энергично вправо и на себя. Левая рука в борт. Темно. Клубы снега. Пар и дым. Тишина.

   Спрыгнул на крыло. Что с ногой? Нет, не подогнулась. Значит, кость цела!

   Как неуютно на земле. Кто встретит? Над головой заревели ещё два  "мессера", - по поляне прошлась очередь...

   Снег выше колен. До ближайшего куста 30-40 метров. Навалился спиной на куст. Зарядил пистолет. Поляна тиха, но тишина может быть обманчива. Над самолётом клубы пара от  тающего снега.

   Куда идти? Вернулся к самолёту. Компас не вырвать. Время 11.55. Курс 70. Солнце справа...

    Послышался вой самолета на бреющем. Думаю: "Свои ищут."  Машу руками. Вдруг большой разворот, на фюзеляже - чёрный крест с белой каймой.

   Интересное чувство! Глупо и стыдно.
   ... Прошли самолёты. На этот раз создалось впечатление, что они указывают мне направление... "

        (Продолжение следует)


Рецензии