А ты, кто ты такой?

И не побежишь никуда, не сбежишь от своих мыслей, все окружающее вокруг такое понятное и чем-то скучное от того, что в этом утреннем спокойствии есть все, что ему нужно, но только все его размышления ни к чему не приводят, т.к. свою сложную судьбу он ощущает каждый день.

Летний день и проливной внезапно начавшийся дождь, прерывает утреннею часовую прогулку Криса, который знает, куда ему идти и одновременно этого не знает. Вода струится через растения в воде, создавая известный философский тезис, “все течет, все изменяется”, но суть природы и суть жизни остается неизменной для человека, именно человек ощущает этот мир, ощущает движение воды и чувствует утреннею безмятежность, когда нужно что то делать, нужно понять жизнь и свое место в этой жизни. Жизни человека.

Режиссер создает перед зрителем запоминающийся образ Криса, в кажущемся безмятежном утреннем спокойствии, ощущающем свою связь с природой. Крис привык бродить в одиночестве по местам, окружающим загородный дом. Для него цивилистика важная часть его жизни, которой он посвящает все время, и душа его образа в начале фильма кажется зрителю несколько насмешливой, несколько противоречащей мнению других людей, имеющих более глубокие знания и опыт в тех вопросах, которыми он занимается.

Создается впечатление, что он несколько расстроен из-за своей жизни, из-за положения своих дел, проливной дождь не пугает его, но и не заставляет его спрятаться от дождя, а наоборот он сидит под дождем, закутавшись в свою куртку. Крупным планом показаны чашки, по которой стучат капли дождя, передавая напряженность Криса и его поиск выхода, поиск решения, которое смешивается каплями дождя в кружке, разочарованность жизнью приводит Криса к апатичности понимания того, что ему придется сделать следующий шаг - снять станцию Солярис с орбиты.

Зритель видит мир отца Криса, мир человека, который воспитал своего сына и который беспокоится за него, с которым связано много воспоминаний из его прошлого. Крис должен покинуть мир отца Криса и отправиться на станцию Солярис для того чтобы принять важное решение, влияющее на судьбу научных исследования космической станции.

Однако сложность жизни Криса вырисовывается не сразу, и проблемы в его жизни, глубокие воспоминания о его детстве и старые архивные вещи его учебы постепенно открываются перед зрителем. Сжигая свою прошлую жизнь Крис пытается избавится от прошлого, но это ему не удается. Режиссер вводит постепенно зрителя в курс дела, показывая сразу же нежелание Криса делится своими проблемами и нежелание Криса идти на контакт с пониманием других более опытных людей, имеющих свой взгляд на то, что такое Солярис и соляристика. Соляристика это направление научных исследований, о которой мы узнаем постепенно в фильме, связанное с исследованием океана Соляриса, который является мыслящей субстанцией, мозгом. Соляристика вырастает не только в научное направление, а в целый ряд вопросов связанных с выбором в жизни, с ощущением величайшей тайны бытия, под которой понимается человек и человеческий мозг, с вопросом связи поколений, передачи нерешенных вопросов, передачи взглядов, мнений, которые актуальны и для последующих поколений.

Творческий подход вот, что отличает ученого от бухгалтера, творчески находить интуитивно-правильные решения, применяя свои знания и обладать стремлением к постоянному поиску решений, которые нужны как лично человеку, так и человечеству в целом, именно все это вместе и нужно для того, чтобы ответить на вопросы в своей жизни и одновременно решить научные проблемы.

Пилот Бертон в прошлом сталкивался с океаном Солярис и видел своими глазами сад, сформированный из разных фигур. Бертон видел какие то объекты, но ему не очень поверили, так как на пленке ничего не было. Как можно доверять словам человека не имеющего ученой степени? Бертон занимался этими исследованиями в прошлом. Нужно обладать особым складом ума и особым отношением с особым чувством понимать те явления, которые происходят и как они влияют на жизнь человека, который всю жизнь помнит о Солярисе, живет с Солярисом.Т.к. Солярис и есть то, что связывает поколения, это требует нравственности и силы духа, это требует целеустремленности и настойчивости, это окружающий человека мир, который выражен через мир чужой планеты, на которой есть слабовыраженное понимание иной жизни человеком, где человеку не место и который стремится к тому, чтобы это познать, но сталкивается с противоречием, познавать можно только то, что понимаешь, а готов ли человек признать для себя, что является человеком?

Является ли это миром чужой планеты Солярис или этот мир создан воображением людей, понимающим, что такое Соляристика, которая внутри них и которое создала это направление, которая и привела их к научным исследованиям и к поиску. Но поиск и мнения разделились, так как истина, про которую говорит Крис, оказалась недоступной, которую Крис стремился познать, но у Криса не хватило силы воли и внутренней готовности к тому, чтобы познать истину человека, Крис пришел в Солярисе к тому, что чувства и стремление к женщине и любовь и есть та истина, которая ему нужна, о которой он как поэт и рассуждает, выражая свое восхищение этим откровением. Однако это не является откровением и чем-то выдающимся, как таковой поиск доказательной истины Крисом не ведется.
“Соляристика вырождается” это способность почувствовать окружающий мир и сопоставить свой мир с миром Соляриса, что есть мир Соляриса, который создает для человека глубины его подсознания, его сущности, его сути, океан заставляет человека понять, что человек может быть только человеком и ему доступно только человеческое, океан это иной интеллект, превосходящий человека, который способен заставить каждого человека раскрывать сущность, почувствовать человеческие переживания.

Кто такой человек в мире Соляриса? Бертон увидел ребенка 4 метрового, омерзительного в океане Соляриса и точно такого же ребенка в нормальную величину он видел после возвращения. Океан Соляриса проецирует переживания и мысли человека в объекты реального мира, который человек может ощутить. Возможно Тарковский предлагает зрителю несколько направлений размышлений, это психологическое понимание сути человека, выраженное через Бертона, который самого себя видит лишь ребенком по сравнению с мозгом Соляриса, видения Бертона представляются в научную картину предвидения будущего, т.к. Бертон увидел свою жизнь и связь с земными событиями. Отсюда можно сказать, что мир Соляриса и мир Земли связаны и на Солярисе можно увидеть то, что есть на Земле, то, что способен увидеть и понять человек.
Тарковский в Солярисе создает драматичность, постепенно вводя зрителя в курс дела, создавая понимание того, что отец Криса помнит детство Криса, и Крис вспоминает свое детство и свою мать, отец Криса подталкивает к мысли Криса, что ему нужно разобраться в себе, и открыто упрекает Криса тем, что может не дожить до его возвращения со станции, когда у Криса появится осознание в глубине души, что ему нужно делать, этим выражается замысел Тарковского, тем, что станция представлена в виде поиска понимания своей жизни Крисом, жизни со своим отцом.

Все мысли при взаимодействии с океаном Соляриса предстают в виде разных фигур. Океан Соляриса это то что человек хочет увидеть, то что есть на Земле и океан показывает человеку его сущность. Островки мыслей в мозге Криса при модуляции рентгеновского излучения токами головного мозга и воздействием на океан образуют островки в океане, которые видит человек, островки содержат объекты, созданные разумом. Это значит что островки памяти из головы человека из его мыслей, превратились в острова на поверхности океана. Здесь мы видим теорию создания мира на основе островков воспоминаний.

Океан Соляриса может оказать воздействие на мозг человека силовым полем так чтобы появились все эти объекты. Мозг океана Соляриса превосходит человеческий разум и взаимодействует с человеком через понятные человеку объекты. Режиссер уделяет внимание проблеме контакта разума человека с внеземным или быть может с неким разумом, находящемся на Земле, представленном в виде огромного океана, который может создать любые объекты, находящиеся на Земле.

Поможет ли ученая степень в познании разумом человека некого иного разума, найдет ли человек ответ на вопрос, как человек объяснит так называемые чудеса, которые он видит, выходящие за рамки науки научными понятиями, будет ли истина действительно той истиной, которую человек ищет, а не какой-то другой, отдаляющей человека от ответа на вопрос?

Исследование Соляриса продолжается много лет и вопросы так, и остались открытыми. На орбитальной станции всего несколько ученых, которые пытаются установить контакт с океаном и объяснить научным подходом кто такие гости, что это за объекты. Это определенная философия мышления только каждый из ученых по своему, субъективно, вносит свое отношение к научной проблеме Соляриса.Позиция Криса основана на его отношении к жизни, его интересует истина, но как придти к ней он не понимает, как и не понимает позицию Бертона, которого сильно задевает высокомерие Криса. Крис основывает свой взгляд на жизнь на своем предыдущем опыте, а также возрасте и он считает, что возможно снять станцию с орбиты, т.к. Соляристика с своей нравственностью для науки ни к чему не пришла.
По задумке режиссера Крис не доверяет словам Бертона до тех пор пока сам не столкнется с чем то подобным. Тарковский ведет к тому, что только через свой опыт, только при переживании всех проблем самим человеком, можно выработать в себе нравственное отношение к жизни. Здесь возникает противопоставление науки с высокодуховным отношением к жизни, зритель должен сам для себя определить, в зависимости от своего опыта и возраста, что для него важнее, что неотделимо от другого и что укладывается в понятие жизни как таковой.

Продолжающаяся некоторая ощутимая зрителем напряженность в отношении с отцом Криса представляет Тарковским проблему отцов и детей через диалог Криса с Бертоном, который смотрит на Криса как в свое отражение в зеркале много лет тому назад.
У Криса при общении есть желание возложить на другого, на своего собеседника свои проблемы. Тарковский показывает, что тема одиночества Криса ему самому не до конца понятна, т.к. он находится в душевных терзаниях и его тягостные размышления из-за проблем в своей прошлой жизни приводят его к тому, что ему не хватает открытости и человечности по отношению к окружающим людям.

Итогом всего сказанного является то, что океан Соляриса есть на одной из планет солнечной системы и то, что Тарковский завуалировал суть фильма, скрыл от глаз зрителя то, что пилот Бертон летел над океаном на Земле и видел все эти явления, сад, четырехметрового ребенка, тогда можно выдвинуть гипотезу, что это именно Земля является мозгом, мыслящей субстанцией, которая и оказывает своим силовым полем воздействие на разум человека, в связи с тем человек и ощущает мир таким.
“Не люблю я новшеств”. Крис сжигает на костре свое прошлое, свои вещи, этот костер горел еще тогда, когда Крис был маленьким мальчиком и вместе с своим отцом и своей матерью зимой жёг этот костер, сейчас ситуация, написанная Тарковским очень важна, т.к. режиссер не упускает ни одну мельчайшую деталь и костер это символ, символ продолжения той жизни которую ведет отец Криса. Символ того, что отец Криса не любит новшеств и для него важно сохранить то, чем он обладает, то что делает его уникальным. Крис пытается освободиться от прошлого, но прошлое остается с ним и фотография некой женщины появляется перед зрителем, это Хари, которая остаётся не соженной, т.к. Крис не в состоянии за столько лет избавиться от воспоминаний.

Миссия Криса началась и теперь Крису нужно подготовить отчет о том, как проводится научно-исследовательская работа о Солярисе на станции. Тарковский создает перед зрителем образ запустевшей станции, чтобы показать атмосферу в которой находится наука не только о освоении космоса и иного мира, но и наука познания человеческого разума. Только трое ученых занимались этими проблемами на станции. Тарковский показывает символизм, не только в виде смысла жизни и смысла смерти, которые прослеживаются на протяжении всего фильма, но вводя христианские символы, выраженные иконой, на которую в размышлении смотрит Крис, когда проблема воскресения личности становится открытой. Во всем виде Снаута, встреченного Крисом при прилете на станцию, видна озабоченность и даже напуганность теми событиями, которые происходят на станции, самоубийство Гиборяна имеет под собой смысл не только показать слабость человеческого разума перед неизвестным разумом океана Соляриса, не только его слабоволие или страх, который толкает личность к необдуманным действиям, а показать исключительность религиозного выбора троих исследователей, которые занимаются этими проблемами, и самоубийство нарушает эту систему ценностей, одновременно усиливая символизм, введенный Тарковским. Это чудовище, на взгляд Гиборяна, создает для каждого на станции необычные объекты, которые на взгляд Гиборяна не оставили ему выбора, хотя выбор у него был. Следуя за мыслью Снаута о воображении объектов, Гиборян не воскресает у Тарковского, не происходит откровения, Гиборян не возвращается в виде так называемого гостя, с которым можно побеседовать на любые темы. Религиозный аспект, поднятый Тарковским в том, что через Гиборяна Тарковский не показывает гостей, нарушалась бы выстроенная логика субъективной системы ценностей для каждого находившегося на станции.

Совершенно разного типа Сарториус и Снаут. Первый посвящает себя всего работе и исследованиям, с критическим взглядом на науку и людей, обладает достаточно волевым характером. Второй более толерантный к проявлениям человеческих слабостей, обладающий чувством юмора человек, более нацеленный на общение, видящий во всем свой выбор как ученого, бесконечно стремящийся к цели, которая ему не нужна.
Понимание того, кто такие гости, дается через диалоги Снаута и Криса Кельвина. “…она человек? она реальна? до нее можно дотронуться?...” задает вопрос Крис Снауту. Тарковским показывается проблема места человека в мире, откуда он произошел и что человек такое на самом деле. Тарковский подчеркивает, что человеческий разум не может ответить на эти вопросы, а если не может ответить на эти вопросы, как тогда судить о гостях и откуда они произошли? “А ты, кто ты такой?” говорит Снаут.
Тарковский делает упор на муки совести, на переживания человека, на которые он способен, из-за совершения им плохих поступков, за которые человек расплачивается всю жизнь. Океан Соляриса владеет пониманием совести человека, владеет всей конструкцией мышления человека и в мозге человека есть установки, которые требуются для нравственной жизни. По Тарковскому получается, что океан Соляриса зондирует мозг человека и определяет способность к совести каждого человека и предоставляет ему объекты, события жизни такие, которые имеют отношения к ошибкам человека, вызывающим муки совести. С этим можно не совсем согласится, т.к. океан Соляриса не человеческий разум и мыслит океан на более высоком уровне интеллекта, материализуя мысли человека в реальные и ощутимые объекты, в гостей, подобных человеку, но не являющихся таковыми, океан предоставляет сотрудникам станции такие объекты, чтобы они ощутили именно человеческие переживания, но никак не в масштабах мозга океана. Духовная сущность человека раскрывается через муки совести для Тарковского именно так человек может прийти к космическому чувству, но способны понять это не все, не всем удается жить с этим религиозным аспектом. На этом основано противоречие между Крисом и Сарториусом, что все определяется именно духовным раскаянием человека по отношению к окружающим явлениям, в которые один верит, а другой научно обосновывает все явления.

Жена Криса появляется внезапно перед Крисом, он не забывал о ней в своем одиночестве и держал её фотографию рядом с собой. Хари именно такая какой Крис её запомнил, после её самоубийства десять лет назад. Крис чувствует свою вину за это “…нет, вы не завидуете, вы ведь ни в чем не виноваты, а я виноват”. По Тарковскому Хари совершила самоубийство, нарушила библейскую заповедь, однако Хари обладает душой на взгляд Криса и не может быть одна. Океан Соляриса создал иную материю, создал этих гостей, которые “состоят из нейтрино, их стабилизирует силовое поле Соляриса” и поместил Хари на станцию.

Хари способна воскреснуть, однако это не совсем воскрешение по библии, т.к. изначально Хари бессмертна и не создана природой как человек и обладает только внешней схожестью с человеком “...регенерация, в сущности, бессмертие, проблема Фауста”.

Снаут показывает Крису, что научная работа на станции ведется и существуют проекты, которые обладают применением достижений науки для того чтобы решить проблему появления гостей. Для того чтобы избавиться от появлений гостей нужно пучком излучения “передать наши дневные мысли”, промодулировав этот пучок “токами мозга одного из нас”. Тарковский создает логическую последовательность в виде действия и реакции на него, из чего видно, что теоретические предположения Снаута и Сарториуса оказываются верны, и океан отвечает на эти воздействия. Тем не менее, океан Соляриса воздействует на людей и предоставляет только то, что укладывается в их разуме.

Крис представлен Тарковским как не совсем знающий себя, не совсем уверенный в себе и в своих мыслях, “а вдруг я хочу, чтобы она умерла, исчезла?” Его опасения проявляются в презирании, отрицании величия научных проповедей, т.к. Крис не осознает до конца, что его душа требует более тонкой чувствительности к сущности человека и человеческой души, которой ему не хватает.

Хари, это один из островков памяти, которые извлек океан Соляриса, прозондировав мозги Криса. Крис раскрывается как человек показывающий своими действиями, что он занят собой и своими личными проблемами, а также отчетом, который ему надо предоставлять для возможной ликвидации станции. В отличие от Снаута, который показывает, что у него есть чувства человека с Земли, который ищет долгожданный контакт с внеземным разумом океана или с разумом находящимся на Земле, но не доступном для понимания человеком. Однако для Снаута важно ощущать свою связь с Землей, с привычными явлениями природы, шорохом листвы и дуновением ветра, все это создает неповторимое очарование исследований, которые ведут Снаут и Сарториус. В этом и выражается соляристика, а не только в сухих отчетах и цифрах, которые должен составить Крис.
Отражение русской души, толстовская душа выражена в Крисе при его душевном преображении в фильме. Возникает противоречие внутри Криса как глубоко страдающего от того что то что ему не нужно, то вредит его жизни, ему нужна новая женщина и он чувствует необходимость любить, однако его не отпускает мысль о Хари, о его вине перед ней.
Пройдет много времени и все также будет стоять этот дуб, который олицетворяет преображение человека от ощущения холода и пустоты души, к ощущениям расцветания и весеннего обновления. Все повторяется в мире и душа человека соединена с окружающей природой и глубина познания выражается именно в личностном аспекте любви, в способности свои душевные терзания воплотить в “возможности любить человечество вообще”, которая по аналогии с Толстым выражается при появлении страха смерти и тогда Земля, человечество будут доступны для любви.

Смысл смерти, с которой ему приходилось сталкиваться, для Криса выразился в поиске истины, которая для него оказалась поиском всеобъемлющей любви, любви выраженной в отношении всего человечества, в космических масштабах. Крис по сравнению с Сарториусом не представляет собой той внушительной силы научных исканий, которые выражены в Сарториусе, Крис обладает у Тарковского способностью любить, которая для него является самым важным проявлением человеческих чувств. Тарковский создает типаж страдающего героя, прошедшего через ощутимые им чудеса и преображение, когда находит на него откровение, когда он сталкивается со своей внутренней борьбой и выражает на языке поэта свое понимание столкновения с величайшим разумом, который дает ему смысл жизни человека в любви, как наивысшей форме приближения к существованию человеческого вида.

Крис проявляет себя не очень сильным и волевым человеком, скорее находящим оправдания своим поступкам и действиям. Океан Соляриса удивил Криса и оказалось, что личные проблемы, по мнению режиссера, оказались для Криса важнее, Крис не хочет расставаться с Хари, Тарковский создает персонаж Криса осознанно противоречащим самому себе, чтобы показать с одной стороны преображение во время фильма с другой стороны сделать упор на природу человека.
Снаут и Сарториус это люди, которые преданы своему делу, которые понимают, что это их призвание, которые приложат все силы для того, чтобы решить поставленные перед ними задачи, они готовы "положить свою жизнь ради этого несчастного контакта, чтобы узнать чего" они "стоят”.
Сарториус проводит научный эксперимент с аннигиляцией для уничтожения только нейтринных систем и добивается результатов таких как “вспышка света и ветер”. Хари исчезает и вместе с другими гостями не появляется больше на станции. Тарковский в лице Сарториуса показывает величие науки, который величайшему мозгу Соляриса предъявляет то, чем человек владеет и избавляясь от гостей, состоящих из нейтрино, Тарковский ставит вопрос в фильме, что можно избавиться от нерешенных психологических проблем человека, приводящих к одиночеству, с помощью научного подхода, который доказывает, что Хари не человек, а всего лишь механическое повторение, копия, матрица, которая обманывает Криса в своем желании быть с ним и Крис пытается свои мучения и переживания по поводу чувства любви, цепляния за воскресшую Хари, которая исчезает, но которая ведь может снова появиться, сделать основной идеей своей жизни, т.к. в своей жизни он ни к чему не приходит, он настолько поглощен своим чувством, что не может найти в себе смелость отпустить Хари, т.к. “возникнут новые знакомства, интересы но я не смогу отдаться им до конца, никогда... остаться здесь, среди вещей которые помнят ее дыхание...но у меня нет этой надежды.” Здесь мы видим что избавится от всех проблем в жизни человека с помощью науки не получится. Поиск других миров не открывает перед человеком истину.
Ещё одна мысль высказанная Тарковским, что человеческий мозг при воздействии на него излучения Соляриса создал для человека сны, которые были вполне реальны и ощутимы человеком и Крис свое научное мышление и отношение к ситуации выражает словами “наверное, это все-таки сны”. Тарковский делает такое сочетание реальной действительности на станции с элементами сна, когда мозг человека обрабатывает информацию и представленные перед человеком объекты оказываются внутри сна “одним только плох крепкий сон, говорят, что он очень смахивает на смерть”.

Появились двойники с помощью мыслей Криса во сне, появляется ни одна, а несколько Хари и Крис сталкивается с умершими, т.е. его покидает и отпускает умершая Хари и у Тарковского это все представлено в такой творческой выразительной форме.

Весьма выразителен один черно-белый эпизод фильма, где умершая мать Криса смывает грязь с рук Криса. Это можно трактовать как прощение и очищение от тех грехов, которые были у Криса, совесть Криса была нечиста и этот сон, предшествующий исчезновению Хари подчеркивает христианскую тематику, осознанно введенную Тарковским.

В фильме есть спорные моменты, которые возможно специально создает режиссер “когда человек счастлив, смысл жизни и прочие вечные темы его редко интересуют, ими следует задаваться в конце жизни”. С другой стороны, если бы Снаут не произносил эти и подобные слова, то разве была бы в фильме особая харизма, связанная с персонажем Снаута, который добавляет и юмор, и иронию в обсуждение серьёзных вопросов.
Тарковский достаточно последовательно перевел направленность фильма на вечные темы, которые начал с Достоевского, через которого выразил способность человека через душевную борьбу прийти к прощению перед самим собой и любовь конечно у него тоже есть, именно чувство любви спасает главного героя от гибели и все тяготы, которые он несет, вся их тяжесть оказываются переживаемыми человеком, т.к. у него есть это чувство любви, которое помогает ему. Сарториус у Тарковского призван показать, что не все меряется любовью, если так можно выразиться, и “все эти душераздирающие переливы просто достоевщина”, отодвигают человека от основной цели в жизни, от способности мыслить и взамен душевных мук Сарториус во главу угла ставит научный труд, через который он и приходит к своему счастью.
Достоевский отразил все душевные страдания как раз показав, что такое нарушение заповедей, отразил все это в российской действительности того времени, показал характер героя так, чтобы живо можно было представить, образно ощутить как происходить действие. Проблема счастья поднималась всегда в литературе того времени. У Достоевского счастье возможно только тогда, когда человек проходит через жизненные испытания, которые полностью зависят от его психологической основы, когда внутри себя, своей душой он ощутил необходимость в этом, осознал, что совершил ошибки, и он тогда становится способным ощутить любовь и прийти к счастью.

Тарковский в фильме не обходится и без Толстого, который представлял счастье через нравственные искания, духовная всеобъемлющая любовь к ближнему, позволяет найти смысл, смысл духовной любви, когда перед лицом смерти открывается смысл жизни, который заключается в прощении ближнего и представление чувств любви как трагичности жизни, но в которой сильная личность с гордо поднятой головой принимает свою судьбы и имеет в себе силу воли выражать свою любовь.

Каждый человек обдумывает вечные темы, смысл жизни, когда жизненная необходимость появляется у него и это приводит человек к исканиям. Человек может не осознавать этого, но жить именно с этим стремлением. Смысл смерти открывается сразу, когда человек сталкивается с потерями близких людей. Счастье появляется, когда у человека есть повод, когда человек занимается тем, что ему интересно, когда человек своим разумом приходит к ответу на вопросы.

Такая жизненная необходимость может появиться в любом возрасте и далеко не только в конце жизни. Как известно, человек живет жизнью у которой есть начало и есть конец, который мы не знаем, когда это произойдет и в этом весь смысл. Крис, как он полагает, по Толстому задает себе вопросы, т.к. находится на подъеме чувств из за появления и исчезновения Хари и он именно познает простые истины. Разве может ли всеобъемлющее чувство любви быть совместимым с душевными исканиями смысла жизни человеком и другими вечными вопросами? По Тарковскому нахождение смысла в любви позволяет человеку понять всю тонкость сущности любви, как любовь появляется у человека и к чему приводит и в таком состоянии любви человек и задается как раз этими вопросами, они волнуют его, ему хочется понять, что может произойти дальше.

Интересно сравнение двух эпизодов, эпизода с участием Снаута, который отбрасывает книги “это все хлам”, и эпизода с участием отца Криса, где он собирает книги, на которые течет вода. Тарковским осознанно создается религиозный подтекст, закадровый смысл в его фильме. Отец Криса бережет книги и не занимается отрицанием мнений других людей, которые в книгах могут быть важны. Тарковским показано различие в портретах Снаута и отца Криса так, что бы возврат на Землю был для Криса именно возвратом домой, туда, где его ждут.

Встречаются и противоречия в фильме Тарковского, например, в сцене с диалогом Криса и Хари, Крис признает, что Хари “чувствовала, что я не любил ее по настоящему, а тебя люблю”. Тогда становится немного спорной такая глубина чувств Криса к Хари, тем более что двойник Хари не человек и он тогда любит не человека, а он искупает свою вину за оставленный препарат. Если Крис говорит сам себе не правду, обманывает себя и Хари, то он действует исключительно в своих интересах, тогда и обман Хари выглядит с этой точки зрения закономерным. Тарковский отвечает на это тем, что “любишь то что можно потерять”, значит Крис ощутив потерю Хари и важность Хари в своей жизни, после этого при появлении двойника, гостя ощутил всю силу чувств, которая и привела его к финалу фильма, где Крис “остается ждать, а чего ждать не знаю...новых чудес?”. Ожидание не приведет ни к чему и Крис это прекрасно понимает и, возвращаясь на Землю, возвращается к своему пруду, к дому своего отца, где у Криса появляется чувство понимания, притяжения к своему отцу, которому он нужен. Камера отъезжает вверх, и дом становится все меньше и меньше и скрывается в тумане на островке в океане Соляриса.

Источники

1.Фильм “Солярис”, киностудия Мосфильм, реж. А. Тарковский, СССР, 1972.
2. Платон. Диалоги: Изд.-во Мысль, 1986.


Рецензии