Художник Неврев. Воспитанница
Детишкам наглядно показывали не очень пристойную картинку из нашей истории времён царского режима. Дети должны были проникаться мыслию, как нехорошо торговать живыми людьми. Правильно показывали. Дети проникались. И вряд ли кто-нибудь из нас знал имя художника, сотворившего это полотно. Да и сегодня мало кто знает. Художника звали Николай Васильевич Неврев. И это не смотря на то, что он создал длинную живописную галерею – настоящую энциклопедию русской жизни. Да и не только времени, в котором он жил, но и времени ушедших и для него исторический событий. Например, из эпохи Ивана Грозного и Петра первого.
Мы можем постигать историю, из которой мы все произошли , благодаря трем вещам: благодаря учебнику по истории, литературным описаниям и живописным картинам, созданными воображением художников. Последние средство наиболее впечатляющее. Потому как лучше один раз увидеть… Другое дело, что воображение у художника может быть очень своеобразным. Ну и пусть. У писателя воображение тоже может быть не без изъяна. Да и историки трактуют свой предмет тоже иногда очень своеобразно.
*****
У художника Неврева была очень не простая судьба. Почти с рождения и до её трагического конца. Его судьба подверглась злым ударам, привнесенными извне, но еще и из-за его очень не простого, неукротимого характера. Эх, все ли мы умеем справляться с самими собой.
Он родился в майе 1830 года. Родился в семье купца. Отец держал лавку в Замоскворечье. Дела шли хорошо. Богатели. Но в пять лет будущего художника постиг первый удар. Умер отец-купец. Что делать? Кому править хозяйством? А хозяйство вести – не портками трясти. Матери это было не по силам. Она передала дело своему отцу. А у него не было практической хватки. Да к тому же был он пьяницей запойным. Всё дело прогорело.
Мать осталась без средств. Но кое-что всё-таки осталось. Она не могла не думать о будующем своего ребёнка. Для этого надо было дать приличное образование. Без образования он кто? Никто. Мужик сиволапый. В лучшем случае – иди в половые в кабаке.
Не знаю , какими путями , её удалось зачислить Николеньку в Московское мещанское училище на Калужской площади. А Николенька не учился. Устойчивый второгодник. Да ещё и не примерного поведения. Безобразил. Ну и отчислили его. Но у мальчика уже была одна любовь и даже страсть. Любил рисовать. Любил самозабвенно. Он упрашивал маму отдать его в обучение какому-нибудь художнику.
Ну его и отдали в ученики одному иконописцу или, лучше сказать, богомазу. А этот божий человек оказался пьяницей по фамилии Степанов. Он не учил Коленьку живописи. Он посылал своего подмастерье за водкой. Вспомним Ваньку Жукова. Толку от такого учителя никакого.
А мамуля приходила время от времени к сыночку в убогую мастерскую. И кончилось это тем, что она вышла замуж за этого Степанова. Мало ей было отца пьяницы, обрела мужа - горького пьяницу. Несчастный ребёнок вернулся домой. Дом оказался пустым. Степанов пропил все имущество.
Но Коля все-таки уже кое-чему научился в живописном деле. Степанов иногда делал портреты на заказ. Но вечно пьяный, он никогда их не заканчивал. Заканчивал Коля. Доделывал портреты. Они нравились клиентам. И ему платили. Какая-никакая поддержка матери.
И снова мама помогла, Ей удалось зачислить сыночка в Строгановское училище. Очень престижное. Несколько месяцев все было хорошо. Николай вполне освоился, начал учиться гравированию и увлеченно копировал известные картины и гравюры.
И опять новая невезуха. Он уже научился уверенно держать кисть в руке. Однажды по заданию он замечательно скопировал женскую головку с гравюры. Педагог – немец внимательно рассмотрел его работу и решительно сказал, что это невозможно. Невозможно так точно передать сложное изображение. Скорее всего хитрый ученик свел рисунок на бумагу через стекло. Был такой метод. Не поверил и решил наказать. Наказать розгами. Будут пороть перед всеми в ближайшую субботу. А мальчику уже было семнадцать. Он самолюбив и обидчив. Он послал, как бы это сказать помягче, немца к чёрту и ушел, хлопнув дверью.
Далее мелькнула белая полоса в юной жизни художника. Однажды в его семью пришел полковник по фамилии Старов. Он захотел заказать портрет дочери. Случилось так, что переписчик полковника незадолго до этого запил. Сколько же их было , этих пьяниц. Старов попросил Николая переписать для него несколько важных бумаг. Это сегодня существует замечательная копировальная техника. А в то время не было даже и девушки машинистки. А был переписчик. Очень нужная и всегда востребованная профессия. Вспомним, как князю Мышкину повезло стать переписчиком у генерала Епанчина благодаря его чудесному почерку. Вот и Коле, имевшему красивый почерк, повезло, когда он стал переписчиком у полковника с хорошей зарплатой.
Кстати, многие ли знают, что всем известный художник Перов носил фамилию не по родству. Перов – это было прозвище. Настоящая его титульная фамилия была барон Криденер. Просто дьячок, у которого мальчик был в учениках, дал ему это шутливое прозвище. Уж очень крепко держал он пёрышко в руке, из-под которого выходили ровные буковки.
Два года Николай проработал у полковника. А потом жизненная стезя, божий промысел все-таки привели его в одно из лучших художественных училищ в России. На Мясницкой улице в Москве. Училище Живописи, Ваяния и Зодчества.
Сначала все шло хорошо, даже замечательно. Он попал в класс Михаила Скотти – итальянцу по рождению. Пять лет профессор Скотти учил живописи своего студента. И был им очень доволен. А потом он уехал на свою историческую родину. Его место занял другой профессор – Сергей Зарянко. Говорят хороший художник и учитель. Но жесткий и требовательный. Последнее очень не понравилось студенту. Он и сам был с не простым характером. Отношения не сложились. И Неврев в очередной раз хлопнул дверью. Ушёл, бросив учёбу. Он ушёл со званием свободного художника. То есть, устраивайся в жизни , как можешь, сам.
Но годы проведённые в училище не прошли даром. И уроки Зарянко оставили не маленький след в его формировании , как художника. Николай начал писать отличные портреты на продажу. Даже сегодня искусствоведы, проводящие атрибуцию полотен, не могут отличить работы Неврева от его учителя Зарянко.
Однажды, Неврев написал портрет актёра Щепкина. Портрет был настолько хорош, что и сегодня его считают классическим. А что мы знаем об этом знаменитом актёре. Да практически ничего. Из ныне живущих его никто на сцене не видел. И не могут судить о его гениальности. Хотя высшее учебное заведение театрального искусства при Малом театре носит его имя. На сленге студентов училище называют иногда «Щепкой». А вот видимое представление об этом актёре мы имеем, благодаря художнику Невреву. После этой работы его стали считать одним из лучших портретистов России.
А вот потом неизвестно по какой причине наступил новый поворот в его судьбе. Он замолчал, он отложил кисть в сторону. Надолго. На десять лет. Это целая пропасть в творческой судьбе художника. Почему – никто не знает до сих пор. Говорят, что у него был неудачный роман. Бывает, но не 10 же лет подряд. Очень уж была у него впечатлительная натура. Ходил мрачным и ни с кем не общался.
*****
А потом наступила ремиссия. Вновь взялся за кисть. Потому как живопись тоже была частью его натуры. Природу не обманешь и мастерство не пропьёшь. Да тут ещё и счастливый случай подвернулся. Шла подготовка к открытию Государственного исторического музея. Его нужно было наполнить живописными историческими полотнами. Неврев принял участие в конкурсе археолога Уварова на лучшую историческую картину. Сюжет был таков : «Роман Галицкий изгоняет папских послов».
Найдите эту картину художника в Интернете. Что же мы видим. Видим многоликую композицию. Эпизод из русской истории. Изображен хорошо забытый сейчас эпизод русской истории, когда в 1205 году к князю Галицкому явились послы папы римского Иннокентия III, чтобы уговорить его принять католичество. Папские послы уверяли князя, что с помощью меча святого Петра он завоюет все города, которые захочет. Он получит королевскую корону из рук Папы. В ответ на это Роман вынул из ножен свой собственный боевой меч и воскликнул: «Таков ли у папы? Доколе ношу его при бедре, не имею нужды в ином и кровью покупаю города, следуя примеру наших дедов, возвеличивших землю русскую».
*****
А вот другая картина Неврева. «Воспитанница». Вы её видите над текстом. Художник был вхож в дом Павла Третьякова. И он воспроизвёл интерьер одной из его комнат. На стене мы видим пейзаж Сильвестра Щедрина.
Это сюжет из другой, из неведомой уже нам жизни. То, что происходит в картине, нам сегодня мало понятно. А то и вовсе непонятно без отдельного сопроводительного пояснения. И тем не менее по позам действующих лиц мы чувствуем, как между лицами на картине наступил тяжёлый напряг. Скорее всего семейный напряг. Об этом не трудно догадаться. А в чём суть постигнуть не просто. Зато современники художника всё отлично понимали.
Все смешалось в этом доме. Виновник – вот он сидит слева. Демонстративно отвернувшись от всех. Он покручивает ус. В этом движении презрение ко всему этому собранию. В центре – хозяйка дома. Она пытается разрулить создавшееся на грани приличия положение. Слева от неё – её воспитанница. Она стыдлива прикрывает свою уже заметную беременность.
Офицер сидящий нога на ногу – это её сын и виновник всей истории. Историю надо разрулить без ущерба для всех. Именно этим занимается мамаша. Девица – это её воспитанница, принятая в эту семью в благотворительных целях. Да вот тут случился казус. Сынок соблазнил девушку. Его деяние станет скоро видно всем. Что делать? Мамаша нашла выход. Она властно и покровительственно держит руку девицы. Она добрая. Ей нужно срочно найти жениха. И жениха нашли. Вот он скромно стоит справа, косясь на предлагаемую невесту. По всему видно, что он согласен на всё.
Жениха за руку привел священник. Видимо этот жених был его прихожанином. Почему бы не посодействовать благому делу. Этот священник во время своих проповедей наверняка учил добрачному целомудрию и порядочности. А здесь , что он делает? Он пытается прикрыть порочную связь. Батюшка, застывший в угодническом поклоне, словно подыгрывает барыне, заранее благословляя «выгодную» партию – стоящего рядом юношу.
Для нас этот сюжет кажется странным и совсем не актуальным. А Неврев затронул одну из злободневных тем в обществе – сводничество и браки по расчету. Вспомним смешную комедию «Женитьба Бальзаминова».
*****
Ситуация сильно напоминает ту, что сложилась в романе Толстого «Воскресение». Там тоже была воспитанница, проживавшая в семье главного героя. Молодой барин Нехлюдов тоже соблазнил девушку. Только судьба девушки сложилась куда трагичней. После позора её просто выгнали из дома. Ребёнок умер и она оказалась в доме терпимости. А потом её ложно обвинили в отравлении загулявшего купца. Каторга. А среди присяжных заседателей оказался и соблазнитель. Он с ужасом узнал в обвиняемой свою мимолётную любовь. Миг сладострастия стоил ей сломанной судьбой. Он понял какой тяжкий греховный груз он принял на душу. И после этого начинается внутреннее духовное возрождение. Воскресение.
А на картине мы видим негодяя , у которого в душе ничто не дернулось. Сидит как нашкодивший кот. Никакого Воскресения тут не будет.
*****
В 1900 г. художник уехал из шумной Москвы и поселился в небольшом домике, купленном им в Белоруссии. Он искал уединения, соответствующее его в общем-то нелюдимому характеру. Его начали мучить депрессии. Друзей у него не было, да и не нужны они были ему. Закрытым он был человеком.
Знакомые описывали его как «высокого, худого, стройного старика, всегда очень аккуратно и чисто одетого, неизменно мрачно-серьезного». Он был женат, но детей не имел, о чем как-то с горечью упомянул в письме к Виктору Васнецову: «…не пришлось быть отцом живого существа».
Учитывая его заслуги в живописи, после смерти Павла Третьякова ему предложили возглавить Третьяковскую галерею, стать первым директором музея. Но он отказался, сославшись на болезни и возрастную немощь. Судя по всему, ему просто больше не хотелось никакой публичной деятельности.
Уехал он далеко от Москвы. Уехал в Могилёвскую губернию, купив там небольшой домик с земельным участком. Прошло не много времени и его стали забывать. А депрессия только нарастала. А это болезнь, с которой и сегодня не знают иной раз как бороться. Таблетки-антидепрессанты ещё не изобрели. Был, конечно, универсальный способ, существовавший и тогда. Водка. К примеру, Саврасов находил именно в запоях утешение в жизни. И у Шишкина тоже бывали периоды запоя.
Но не для Неврева такое малодушный средство. Есть и другое, более радикальное. Семьдесят четвертый день рождения стал для художника последним. 3 мая 1904 года Николай Неврев в приступе отчаяния застрелился.
Похоронили художника на перекрестке дорог между деревнями Скураты и Александрово. Там поставили небольшую табличку и дубовый крест. Церковь отказалась хоронить самоубийцу на своём погосте. А ведь перед смертью он не ложился спать и педантично приводил в порядок свои дела. Он составил завещание, в котором все имущество отписал церкви.
Выстрел из охотничьего ружья прогремел на рассвете. Никто из жителей его не услышал. Однако через некоторое время соседи нашли под яблоней тело самоубийцы и ружье, которое лежало рядом.
И припомнилась мне известная песня на слова Николая Некрасова. Она как нельзя лучше накладывается на печальный конец художника. Вспомним.
Меж высоких хлебов затерялося
Небогатое наше село.
Горе горькое по свету шлялося
И на нас невзначай набрело.
Ой, беда приключилася страшная!
Мы такой не знавали вовек:
Как у нас — голова бесшабашная —
Застрелился чужой человек!
И пришлось нам нежданно-негаданно
Хоронить молодого стрелка,
Без церковного пенья, без ладана,
Без всего, чем могила крепка…
Почивай себе с миром, с любовию!
Почивай! Бог тебе судия,
Что обрызгал ты грешною кровию
Неповинные наши поля!
Меж двумя хлебородными нивами,
Где прошел неширокий долок,
Под большими плакучими ивами
Успокоился бедный стрелок.
Будут песни к нему хороводные
Из села по заре долетать,
Будут нивы ему хлебородные
Безгреховные сны навевать…
Свидетельство о публикации №224100901315
Сколько таких в отечественной истории!
Благодаря Вам никогда не забуду это имя.
И эту судьбу, такую обычную для России.
Георгий Иванченко 23.10.2024 11:01 Заявить о нарушении