Я иду на озеро дивное - озеро Ястребиное
Иван Гаврюшин. Москва. Бутово. 2024.
Оригинал: http://proza.ru/2024/10/09/154
* * *
Часто ты в памяти, площадь
туманная.
Будто вижу во сне переулки
сонные.
Как ты там без меня
желанная,
Улица Миллионная?!
От крыш твоих, улица,
тихих,
От домов твоих, улица,
серых,
Под крики чаек
диких,
Путь начинается
смелых.
Post scriptum или небольшой разбор
Решил немножко разобрать собственное стихотворение.
Оно основано на действительных впечатлениях и событиях. Вторую строфу можно рифмовать несколькими способами. Крыши Санкт-Петербурга лично мне из окна гостиницы "Наука" казались и тихими, и дикими. Самое интересное, что и чайки, которые прилетали ко мне на карниз, тоже были и дикие, и тихие. Тихие, потому что крик их был за окном, а может быть, они и не кричали, когда прилетали на окно, я уже не очень помню; я был в этой гостинице несколько раз, и впечатления слились в одно. Вот ещё один вариант, и он тоже возможен.
От крыш твоих, улица,
диких,
От домов твоих, улица,
серых,
Под крики чаек
тихих,
Путь начинается
смелых.
Но это не всё: чайки вообще белые, но иногда встречаются серые.
И почему-то хочется сделать чаек в стихотворении именно белыми,
а не серыми или дикими. Рифма теряет симметрию, но ритм сохраняется,
на мой взгляд, но тогда требуется поменять местами первые две строки.
От домов твоих, улица,
серых,
От крыш твоих, улица,
тихих,
Под крики чаек
белых,
Путь начинается
смелых.
Но вообще в Питере и дома, и крыши могут казаться и серыми, и дикими, поэтому снова можно всё поменять местами. А кстати, чаек вполне оправдано можно сделать смелыми, а путь диким. Путь на Ястребиное - так называемая "тропа Хо Ши Мина" - довольно дикая тропа.
От домов твоих, улица,
серых,
От крыш твоих, улица,
тихих,
Под крики чаек
смелых,
Путь начинается
дикий.
Путь дикий или диких, так как туристы всё-таки немножко дикие люди, в хорошем смысле слова, как правило, что тоже в общем отражает реальность. У нас всего четыре слова порождают множество вариантов (перестановок, комбинаций) трактовки впечатлений от города, - времени и места, и многие из них имеют право на существование: чайки мне встречались и белые, и серые, попадались и смелые; нельзя отрицать и того, что они дикие, хотя может быть, - не все. Питерские чайки всё-таки не совсем дикие, раз уже садятся на окна. Тем более, может быть, они менее дикие по сравнению с туристами. С домами картинка вырисовывается схожая: как минимум они могут быть и серыми, и тихими. Не знаю, как насчёт смелых домов. Но вообще есть в языке довольно устойчивое сочетание "смелая архитектура". Но, автору и читателям важно, конечно, то какими дома кажутся в момент получаемого впечатления и создания стихотворения. Кстати, надо отметить два разных состояния: 1) получение впечатлений в текущий момент, 2) хранение впечатлений в памяти, их связь между собой, извлечение в момент написания стиха. У меня текст стихотворения сложился от нескольких разных поездок, в разное время года. Спустя много лет после первой поездки в Петербург я подумал о том, какие картины города встают перед глазами в первую очередь. Оказалось, что одна из первых - Дворцовая площадь в тумане, мост рядом, Военно-Морской музей (теперь биржа), красные (ростральные) колонны-фонари, лёд на Неве. Площадь я видел будто с моста или от Эрмитажа, обязательно в тумане. Воспоминания от города на Неве - это всегда немножко импрессионизм. Может быть, в тумане и дожде секрет этого направления.
Вообще современный человек видит многое через мокрое стекло автомобиля... хотя, конечно, это только одно из объяснений передачи особенных впечатлений, память и без стекла с дождём многое размывает...
Свидетельство о публикации №224100900154