Что такое плохой спектакль? рассуждения у театраль
«Самый простой вопрос всегда оказывается сложным. Что такое хорошо и что плохо? Для кого? Для меня, для театра, для зрителей? Для меня [хороший спектакль — это] спектакль, который становится частью биографии его создателей.
(Адольф Шапиро Режиссер, председатель жюри премии «Золотая маска-2019»)
Плохой спектакль — это когда твоя жизнь уменьшается на три часа, хороший спектакль — это когда твоя жизнь расширяется еще на одну вселенную.
Самый верный способ отличить хороший спектакль от плохого таков: нужно спросить себя — сразу по окончании или на следующий день, — хотите вы испытать это еще раз? Искренность ответа и его эмоциональная окрашенность будут наилучшим и верным оценщиком. Но кто же отвечает за качество спектакля в первую очередь? Для меня ответ на этот вопрос однозначен: режиссер…
Мы давно живем в эпоху режиссерского театра. Режиссерского во всех его компонентах. В современном хорошем театре актер обязан выполнять задания режиссера. И если эти задания нелепы, бессмысленны и нехудожественны, трудно ожидать, что актерское исполнение может существенно корректировать общую оценку спектакля. Плохой спектакль часто начинается с «давайте сделаем так, как никто не делал». Самое ужасное — откровенная пошлость. В слове, в режиссуре, в сценографии. Тут не помогут никакие рецензии, чужая похвала, признанность и ранги актеров, режиссера, имя театра…
Как зритель я, конечно, мечтаю о спектаклях запоминающихся, выдающихся, потрясающих, гениальных. Однако сегодня такие спектакли — единичны и крайне редки, в котором есть о чем размышлять, в очередной раз уточняя для себя понимание природы театрального искусства и, может быть, искусства вообще. Ну хотя бы как в спектакле «Ты моё воскресенье» - Режиссёр-постановщик - Л. Манонина-Петрович (С-Петербург).
Может быть нам, прежде всего, надо ответить, что такое хороший спектакль, а потом к каждому пункту присовокупить «не». И сдается мне, что категории «плохо», равно как и «хорошо», и там, и сям имеют одни и те же параметры. Плохой спектакль — это отсутствие свежей энергии. Под энергией понимается, конечно же, смысловая и эмоциональная составляющая.
Получается, что плохой спектакль тот, который не оставил следа, закончился с хлопком двери театра за спиной. Впечатление оказалось краткосрочным, незначительным и уже завершенным.
Но по-человечески хуже всего спектакль, в котором возникает чувство неловкости. Оно главным образом связано с актерами, потому что именно они заложники. У режиссера может состояться или не состояться спектакль, может не проступить должным образом замысел, может произойти системный сбой. Это как-то понятно и приемлемо. Страшно, когда хорошие артисты, виденные в прекрасных ролях, оказываются в ложной системе координат, с режиссером или без.
Мне всегда казалось, что самый слабый режиссер все-таки не сможет победить очень хорошего артиста, сейчас же я вижу примеры того, что может, и даже очень.
К большому сожалению сегодня, нам все чаще приходится читать и слышать о театральных продуктах, не претендующих на принадлежность к искусству.
Свидетельство о публикации №224100901661