Псалом 3. Господи, что умножились враги мои
Это первый псалом на Шестопсалмии в составе Утрени. Псалом надписан: «Псалом Давида, когда бежал от лица Авессалома, сына своего».
«Господи, что умножились враги мои, многие восстают на меня; многие говорят душе моей: нет спасения ему в Боге. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя и поднимающий голову мою. Глас мой ко Господу воззвал и Он отвечает мне от горы святой своей. Я лежал и спал, пробудился, ибо Господь утвердил меня. Не убоюсь от тем народа окрест наступающих на меня. Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, яко ты поражаешь всех врагов моих. Ланиту, зубы нечестивых Ты сокрушаешь. От Господа спасение, на народе благословение Твоё».
«Псалом» по-еврейски «мизмор» означает – песнь. Греческое «псалмос» это пение под струнный инструмент. Давид бежал от сына своего, что было предсказано пророком Нафаном, после того как царь взял жену Урии, а самого Урию велел погубить. А так как он внёс войну в чужой дом, то и его собственный дом пришла война в виде вражды его сына. «Господи, что умножились враги мои…» Надо понимать, что у человека есть враги, и у Господа есть враги. «Нет спасение ему в Боге». Спасение, по-еврейски - «ишуа». А имя Иисус означает – «Яхвэ спасает». «Но Ты, Господи, щит мой…». Слово «Щит» того же корня, что и глагол «огораживать», по-еврейски «ганан», т.е. ограда, огород от внешней угрозы. Апостол Павел называет это – «Всеоружие» от врагов видимых и невидимых. Дальше идёт трудное и капитальное понятие – «Слава». По-еврейски – «кавэт» - быть тяжёлым, важным, почтенным, обильным, славным. Одна и та же грамматическая форма этого слова будет означать – «славить» и «славиться». А что такое – Слава Яхвэ?.. Одно и то же движение Бога может быть и милостью, и карой, но по сердечному устроению того, кто её воспринимает. И эти два полярные значения сочетаются в глаголе – «кавэт», от которого происходит – «кавод» - «слава». В истории исхода евреев из Египта сказано – Бог отягчил (ожесточил) сердце фараона. Этого выражения не могут понять атеисты. Но это можно понимать так, что сделал его обильным, почтенным от присутствия Божьей Славы. Однако, фараон сам отягчил сердце своё упорством и злобой. Иначе - Господь давал фараону силу и Славу Божью, но так как он решительно их отверг, Господь его столь же решительно и поразил. Явление Славы Божьей может производить совершенно противоположные действия в человеке и человечестве. Благодать Божья может действовать разрушительно на не готовые и, тем более, злые сердца, ибо не способны принять её правильно, с благодарением.
Итак, когда пророк Давид говорит Господу – «Ты Слава моя…», эти дерзновенные слова, он как бы говорит – Я-то умею Славу Твою воспринять и показать, и выразить, и спеть. Действительно, Давид умеет воспринять Славу Божью, самим не став важным, солидным, тяжёлым и жестоким.
Православная вера это определённая духовная практика общения с Божьей Славой.
Если есть благоговейное общение со Славой – будут святые отцы. Из этого следует, что рядом с теми, кто право славит Бога, неизбежно окажутся те, кто до края ожесточается и на Бога, и на православных. Т.е. источник православия и богоборчества один – Слава Божья. В Евангелие много раз Господь повторяет эту мысль – будете гонимы за имя Моё. Всем этим смыслом наполнен четвёртый стих: «Ты, Господи, щит предо мною, слава моя и поднимающий голову мою». По поводу поднятия головы… В жизни праотца Авраама был важный эпизод его жизни, когда он смутился, что он никак не может родить наследника. Аврааму явился Бог и сказал ему – Я щит для тебя. - Авраам согласился, но всё равно сетовал, что наследника у него нет. Тогда Бог особым образом показывает ему его потомство – звёздное небо, как образ духовных детей. И Авраам поверил Богу. В истории Каина была такая же ситуация, когда поникло его лицо. Бог вразумлял, но Каин не поверил Богу и решился на преступление. Аврааму же Бог так показал Небеса, что он увидел и свод небесный, и свет звёзд, и яркость, и место каждой, и совокупность, и стройное их течение в Творении Божьем. Таким взглядом Авраам увидел икону своего потомства, которая совокупно и называется – Церковь. Так вот, Давид говорит о поднятии головы в том смысле, что он праведник, имеющий такую же веру Авраама, правильно Бога понимающий. Итак, Давид в Боге: 1. Имеет щит от врагов видимых и невидимых. 2. Он знает Славу Божью, как славу свою. 3. Имеет веру Авраамову. В этом и есть значение 4-го стиха и то, что необходимо христианину. Говоря иначе: 1. Всеоружие (Еф. 6:17) 2. Православие, как практика общения со Славой Божьей 3. Вера, чтобы стать чадами Авраама.
«Глас мой ко Господу воззвал и Он отвечает мне от горы святой своей». В еврейском языке стоит слово со значением – отвечает, отзывается. А по-славянски переведено – услышал. Что Господь услышал, на то Он и отозвался. Но какие-то вещи Он не хочет слышать, видеть и знать. О том, как отвечает Бог человеку пишет пророк Исайя: «И будет в день тот Я отзовусь, говорит Яхвэ, отзовусь Небесам, и Небеса отзовутся земле, и земля отзовётся зерну, вину и елею». Как пшеница, виноград и олива требуют благопитания от земли, как земля нуждается в Небе, как Небеса в Боге. Именно так праведник молится Богу. В этом сила молитвы, которая соединяет землю, Небо и Господа. Всё это заключено во фразе: «Глас мой ко Господу воззвал…». Бог отозвался и всё живёт, цветёт и плодоносит.
«Я лежал и спал, пробудился, ибо Господь утвердил меня». Одно из трудностей в истолковании псалмов это понять от чьего лица делается высказывание. Отсюда разные толкования и переводы. «Я лежал и спал…» Для человека это время бессилия, безволия, беззащитности и уныния. А для Христа это пребывание в аду после крестной смерти. «Пробудился»… Для Христа смысл один – Воскресение. Для человека же пробуждение есть качество духовной жизни. Это общение с тем, что называется – природа Божья. Человек может быть причастником Божественного естества, сказал апостол Пётр. И это сквозная тема духовности мироздания – как тварь может быть причастницей Творца?.. Здесь важно вспомнить отцов восточной церкви и учение о нетварных энергиях Григория Паламы, ибо восточная церковь, а не западная, наследует дух Давида. Далее: «ибо Господь утвердил меня». Утвердил – от еврейского глагола, который означает особое духовное утверждение – благословение. Для воскресения Христа и для пробуждения души человека к богообщению нужно Благословение Божье. Даже если мы молимся о житейском и земном, то мы, по сути, молим о Силе Божьей, которая воскрешает мёртвых и духовно спящих.
«Не убоюсь от тем народа окрест наступающих на меня». Одиночество праведника – одна из главных тем псалма. В жизни бывают моменты, когда кажется что зло непобедимо. Однако важно знать, что зло не универсально. Давид был мастер, чтобы не унывать в этом состоянии, поэтому он говорит – не убоюсь. Десятки тысяч вокруг воюющих на меня, а я не убоюсь.
«Восстань, Господи, спаси меня, Боже мой, яко ты поражаешь всех врагов моих
ланиту, зубы нечестивых Ты сокрушаешь». Удар в ланиту, по щеке, всегда был знаком унижения и презрения. Враги пророка и враги Христа потерпят поражение в виде духовного удара по щеке от Бога, унижение их будет соответствующее их статусу. А удар этот такой силы, что сокрушает и зубы, которые скрежетали во злобе на Христа и праведных Его в ненависти на их праведность и святость. Так сидящие в Синедрионе слушали речь первомученника Стефана и, сказано: «рвались сердцами своими и скрежетали зубами»… Источник и причина злобы нечестивых есть праведность как таковая, поэтому скрежетание зубов становится символическим знаком адских мук.
«От Господа спасение, на народе благословение Твоё». В мировой истории Церковь принимала три вида общности: 1. Семья 2. Народ 3. Вселенская Церковь. Эти слова псалма относятся и к народу Израиля, жившему до Христа, и к Церкви Христовой. «Благословение». Это слово в еврейском языке того же корня, что и слово – «Колено». Когда пророк Илия молился, он держал лицо свое между коленей. Так в еврейском языке непосредственно выражается мысль, что коленопреклонение человека в молитве и благословение от Бога непосредственно связаны. Т.е. от народа – молиться, а от Господа – спасать. Взаимность Бога и человека это сквозная тема всех псалмов. Пророк Давид неоднократно выражает мысль, что если человек молится, то он уже помилован, если правильно встал на колени, то уже благословлён.
Свидетельство о публикации №224100901671