Псалом 4. Вы любите пустое и ищете ложь

Надписание: «В конец. Руководителю хора. На струнных. Псалом Давида». Руководителю хора – это технический термин. На греческий язык перевели – «в конец». А еврейский «ла мнациах» термин, означающий того, кто надзирает и управляет, как дирижёр в оркестре или регент хора, но перевели, исходя из другого существительного – «нецех». А это значит - длительность, постоянство, всегда, до конца. Это поняли как свершение, высшая точка, конец. С предлогом «ла» получили – «на конец, в конец». По контексту, более связно и побудительно можно перевести – «к исполнению». «На струнных»… это игра на инструменте и пение под него.
«Когда призываю, ответь мне, Бог правды моей, в скорби ты давал простор мне, помилуй меня и услышь молитву мою». Скорбь здесь подразумевает тесноту души и врага рядом. Иоанн Златоуст: «Не избавил Бог от бедствия, но укрепил нести скорбь с великодушием, ибо ничто не доставляет такого спокойствия душе, как скорбь, отклоняющая от всех забот житейских и возбуждающая от ленности».  В еврейском языке есть два термина, обозначающие молитву. В одном термине тот же корень, означающий – быть ходатаем,  посредником между человеком и Богом. Иной – о Благодати – моление.

«Сыны человеческие, доколе слава моя в поругании». Выражение «сыны человеческие» в в еврейской терминологии может означать принадлежность по существу. Это те, кто живёт по-Божески – люди или верные ангелы. Если о Боге сказано – Сын Человеческий (как Христос называл себя), это значит, что он не кажется человеком, Он вполне человек, что доказал это своей смертью. Апостол Иоанн, который был на Голгофе, сказал – Мы увидели Славу Его… в смерти и в Воскресении. Однако, «сыны человеческие» могли быть и теми, кто уклонялся от Бога, жил по-земному. Таковые, например, строили Вавилонскую башню, а «дочери человеческие» на заре жизни земной церкви послужили к её развращению и потери ею своих границ перед Потопом. К таковым людям подобным выражением и обращается Давид и в данном богословском контексте это звучит как ругательство. Т.е. человек, славящий Бога, оказался одинок среди «сынов человеческих». «Доколе слава моя в поругании»… 70 толковников здесь испытали трудность в переводе, но изобрели слово, которое более нигде не встречается – «тяжкосердии» по-славянски. Тяжкосердие, это то, что стало с фараоном, когда он упорствовал и не отпускал евреев.

«Вы любите пустое и ищете ложь». Во втором псалме было сказано, что люди «тщатся о пустом», т.е. активно занимаются и духовной, и хозяйственной деятельностью, но внутри – пустота, ибо ищут ложь. И это большое напряжение воли и труд. Однако они любят пустое, потому, что это непроизвольное движение души как её естество. Но здесь надо иметь работу и навык, чтобы искать эту ложь. В Евангелии эту ситуацию иллюстрирует история об исцелении слепорождённого. Фарисеями была организована целая комиссия по исследованию этого чуда. Но, до того, как вынести заключение об Иисусе… «иудеи сговорились уже, чтобы кто исповедает Его Христом, того отлучать от синагоги» (Ин.9:22) Вот это и значит – искать ложь. Перед этим фарисеи говорят, что они ученики Моисея и, становится понятно, что, читая Тору, они выхолостили её смысл и стали слепы. Эту слепоту обьясняет Христос: «Свет пришёл в мир, но люди более возлюбили тьму нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Эти люди долго искали ложь, приспособив свою религию к своим земным нуждам и своим историческим проектам, потому, что у них был уже греховный опыт, накопленный поколениями, и это количество перешло в качество – любовь ко тьме. Так Давид обличает «сынов человеческих», а Христос иудеев. В конце Библии, в Откровении сказано, что вне Града Божьего останется всякий любящий и творящий ложь. Такова эта кардинальная мысль, проходящая через всё Писание. На современном этапе нашей жизни необходимо учитывать, что в мире  становятся доминирующими тенденции, которые описаны именно этими словами.

«Познайте, что отделил Господь милостивого для Себя. Господь слышит, когда я взываю к Нему». Понятие святости предполагает особой выделенности из повседневного. В данной ситуации Давид окружён земными сынами человеческими и Господь им говорит: «отделил Меня для Себя, познайте это». С духовной точки зрения речь идёт о Христе, которого отделил Отец, а потом принял к Себе. А с земной точки зрения речь идёт о земле где жили евреи, которую Бог отделил от остального Египта и её не коснулись казни египетские, дабы египтяне познали как отделяет Господь Египет от Израиля - от будущей Церкви. Эти казни были для египтян тяжёлым познанием Истинного Бога. Давид своему народу говорит – познайте, отделил Господь милостивого (слово «милостивыый» в греческом  переводе это синоним святости, и на славянский перевели как «преподобный») В Исходе евреев из Египта произошло рождение новой общности – народ, потомков Авраама, которых Господь отделил от иных народов на земле для Себя. Конечная форма церковной общности – Вселенская Церковь. Она возвеличилась через помазанника Божьего Иисуса Христа и о нём пророчески говорит Давид, что Милость – это основа и корень святости и чтобы её понять, надо мыслью проникать в понятие милости. Христос говорит: «Пойдите, научитесь, что есть – милости хочу, а не жертвы»(Мф.9:13). То же самое говорит и Давид: «Познайте, что отделил Господь милостивого для Себя». Итак, стержень святости, который раскрылся в Новом Завете это – милость, и понять то (что скажет потом Христос) как милостив Бог, это было самым сложным, и всегда будет самым трудным.

«Содрогнитесь и не согрешайте, говорите в сердцах ваших, на ложах ваших и утихните». Это сильно сказано, ибо так земля и Небеса, и ад содрогаются. Здесь Давид пытается вразумить людей и предлагает определённую последовательность действий, т.е. остановитесь в грехе, сомкните уста и утихните. Утихнуть – это состояние возможности ощущать присутствие Божье как проникновенную тишину. Если это вразумление Давида принято сынами человеческими, то он продолжает: «Жертвуйте жертву правды и надейтесь на Господа». Впервые возникает понятие жертвы. Далее опять понятие – «надежда». Есть разные её понятия: первое как упование и поиск покрова. В ином смысле «надежда», это когда будущее предстаёт как настоящее, т.е. уверенность в будущем. Таким образом, жертвоприношение это проявление праведности с такой надеждой.

«Многие говорят: кто явит нам благо? Воздвигни на нас свет лица Твоего». Благо – это то, что хорошо (в книге Бытие - «хорошее» и «лукавое» это не этические принципы, а личностные категории – Божье и бесовское). Этот вопрос (кто явит нам это хорошее?..) возникает у тех, кто не имеет опыта богопознания. Давид им отвечает (по смыслу) – направь на нас свет лица Твоего. Какой свет? Свет первого Дня Творения, который увидел Бог как - «хорошо». Мы задаём вопросы и это правильно, но настанет время, когда уже вопросов не будет, как сказано в Евангелии: «но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чём» (Ин.16:22). Господь хочет, чтобы человек Богом проникся и познал Его, но для этого надо встать на основание святости, что есть – милость.

Когда царь милостив и его Господь отделил для себя, а царь знает Бога, то это веселье для царя, а для народа благословение и изобилие. Царь говорит о народе: «Ты дал веселье в сердце моё, оттого зерно их и вино их умножилось». Благословение хлебом и вином имело мистическое значение. Так благословил Авраама Мелхиседек. Это благословение отражает прочность земного благополучия. Мера царская через царя подаётся его людям - благословенные (от Бога) вино и зерно, как материальные блага из праведного, освящённого источника.
«В мире я сразу лягу и усну, ибо Ты, Господи одного с уверением поселил меня», говорит царь. «Шалом» по-еврейски означает – «мир» как завершённость, полнота и целостность. «Сразу лягу и усну…». Царь, исполнивший на земле свой долг перед подданными, может оканчивать свою жизнь, не цепляясь за неё. Это мирная кончина. Это большой контраст с тем, что человек говорил о себе в минуту смертного уныния: «Я лежал и спал…» - беззащитность, упадок сил и безволие. Теперь же иначе - «… с уверением поселил меня», т.е. с надеждой, на духовных основах.


Рецензии