Разрушение
Победами Византии над исламом воспользовался Рим: в 962 образовалась Священная Римская империя, а между западным миром и Римской империей Константинополя произошёл помимо политического ещё и духовный разрыв. С тех пор началось перетягивание одеяла паствы между папами и патриархами.
Новгородский князь Владимир, едва избежавший в пятнадцатилетнем возрасте смерти от своего брата Ярополка, вернул в 977 себе Новгород, а потом взял и Киев, убив брата. Бастард и язычник внезапно стал князем Киевским. Воевавший с христианством, он сообразил, что оно принесёт ему больше пользы, чем язычество. Да и Царьград тогда выглядел по-царски, не то что заштатные Рим или Медина. Выбор очевиден.
Итак, православие на Руси пришло в 987. Русская Киевская митрополия упоминается в 891 как кафедра патриархии Константинопольской. Сильная Русь имела сильную религию. И все вотчины от северо-востока до юго-запад управлялись князьями из Киева, православная церковь – из Переяслава, а после автокефалии Киевской митрополии (1036) – из Киева: после завершения Киевского Софийского собора в 1037, когда, собственно, появились условия основания Киевской кафедры.
И земли Галиции и Волыни в XI входили в состав Владимиро-Волынской епархии Русской Православной Церкви.
C середины XII Русь идёт перестаёт представлять собой единое государство, но продолжает существовать как союз княжеств, во главе которых стоят родственники. C 1175 Киев перестал быть надёжной защитой от внешних врагов (половцев), и центр русской жизни переходит во Владимир-на-Клязьме, а Киев, хотя и остаётся старшим городом Руси, но не как стольный град Великого Князя. А тут ещё в XIII Русь завоёвана татарами, она разорвана на две части. Католичество подсуетилось было на севере, но проиграло Александру Невскому в 1240 и 1242.
Разделение русских земель стало причиной выделения в XIII самостоятельных епископий – Луцкой, Перемышльской и Холмской епархий, хотя и в рамках православной Киевской митрополии.
В XIII в Киевском княжестве встречались только разрушенные города и покинутые селения. Потому главными центрами русской жизни стали Галич и Владимир. Митрополиту Киевскому Кириллу II удавалось держать епископии Руси в формальном единстве, он был вынужден часто бывать в обеих частях митрополии, поддерживая связь между юго-западной и северо-восточной Русью. В 1299 кафедра митрополита Киевского и всея Руси перенесена во Владимир-на-Клязьме (в 1325 – в Москву). При этом главы Русской митрополии продолжали титуловаться Киевскими и всея Руси. По отбытии из Киева митрополит оставил там своего викария, сохранив первопрестольный город Руси за собой.
Преемник Кирилла Максим стал отдавать предпочтение северным княжествам и обосновался во Владимире. Митрополит Феогност окончательно обосновался в Москве и тем самым сделал её центром русской церковной жизни.
В отличие от северо-востока, западно-русские князья не смогли устоять перед натиском соседей. В XIV даже Червоная Русь завоёвана Литвой, а в конце XIV – Польшей. Но православие там сохранялось. А аппетиты у новых владык были колоссальные. Огромное литовско-русское княжество, населённое православными, вызывало даже попытки ещё в 1353 собрать всю православную Русь под жмудью.
В 1353 на пост митрополита Киевского претендовал прозападник Роман, но Патриарх Константинопольский уже назначил на эту должность Алексия, митрополита Владимирского (подтверждено 1361). Роман же по требованию литовского князя Ольгерда определён командовать митрополиями Полоцкой и Туровской (Литовская епархия) и Владимирской (Волынь), Холмской, Галицкой, Перемышльской и Луцкой (епархии Малой Руси). Так фактически русская православная церковь была разделена, юго-западные русские области подпали на многие столетия под власть литовских, польских и венгерских.
Однако, православие в юго-западной Руси осталось, но одновременно активизировалось католичество.
И тут началось неизбежное. То, что видим сегодня. Уже при польском короле (литовском князе) Владиславе II Ягайле (1386-1434) православная знать отлучена от военной карьеры и придворного присутствия, ремесленников не брали в цеха, горожан не избирали в магистраты, крестьян русинов насильно крестили в католичество. Ну и главное: начали конфисковать православные монастырские земли и церкви. Католики не стали себя утруждать строительством своих храмов, стали захватывать чужое, а православным запрещалось строить свои церкви.
Что-то знакомое?
В 1439 уния Рима и Константинополя стала причиной неудачной попытки определить христиан Червоной и Литовской Руси в католичество. Но Римский униатский митрополит Киевский Григорий Болгарин снова принял православие.
В 1448 была провозглашена автокефалия Русской православной церкви (митрополитом Русской церкви был избран Иона, который получил титул «Митрополит Киевский и всея Руси»). В Великом княжестве Литовском оставалась православная Западнорусская митрополия Константинопольского патриархата. Но Киевскую кафедру периодически захватывали униаты, сторонники подчинения православной церкви Римскому папе.
Между 1448 и 1458 происходит окончательное разделение Русской митрополии на Московскую и Западнорусскую. Формально единая православная церковь на Руси сохранялась до 1458. Московская митрополия (Киевская и всея Руси) получила автокефалию, а вот западнорусские епархии перешли под управление Константинопольского патриархата. Очень удачно перешли, как-то легко: так захотел, мол, литовский князь Ольгерд. Константинополь забрал себе половину всех русских приходов.
В 1509 польский король Сигизмунд I право управления православными приходами отдал католикам: раз он католический государь, значит и «схизматики» должны принять католическую веру.
В 1569 в Люблине было подписано соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство — Речь Посполитую. Католичество поднимает голову.
В 1589 Константинопольский Патриарх Иеремия прибыл в Россию для того, чтоб в православии утвердить пятого патриарха (вековая греческая традиция – четверо). Другие Восточные Патриархии дали своё письменное согласие на это изменение в церковном управлении. Московский митрополит Иов был возведён в это высокое достоинство, а Русская православная церковь приобрела автокефалию и официальное признание международного центра православия.
Однако в Московском царстве началась смута (1598–1619).
И хотя план поляков подчинить всю Русь римско-католическому королю Сигизмунду III в смутное время был последней попыткой поглощения всех русских православных Римом, на юго-западе Руси всё оставалось прежним.
Но Константинополь стал к тому времени уже не таким царским, как ранее. Думаю, что он стал проигрывать, потому что не помогала ему Москва. Он просто (по привычке) делил полученное русское православное наследство на епархии в Волыни и Малой Руси. Очередной удар по православию – Брестская уния 1596: несколько епископов Киевской митрополии Константинопольской православной церкви приняли католичество, но сохранили православную литургию и церковнославянский язык. Так появилось униатство. Но и оно не стало преобладающим. В XVII века во Львове создано Успенское православное братство, Львовская епархия сохраняла верность Православию.
В 1654 Левобережье Днепра и Киев возвращаются Москве, за Речью Посполитой осталось Правобережье. В 1676 польская королевская власть запретила православным русинам признавать Восточных Патриархов. Православные братства переподчинены местным епископам, хотя у них было право ставропигии. Однако с 1686 по 1795 православные приходы Польши всё-таки подчинялись Киевскому митрополиту.
С 1700 начался захват униатами православных храмов, православным пришлось для богослужений собираться по домам. Как пример – разорение Успенского братства, которому пришлось уплатить шведскому королю Карлу XII гигантскую контрибуцию за Львов.
Опять что-то знакомое?
Во второй половине XVII в Русской Православной Церкви произошёл раскол после реформы патриарха Никона (старообрядчество).
В 1688 после присоединения левобережной Украины Константинопольский собор закрепил за Московским патриархом права наместничества над левобережной Киевской митрополией.
В 1718 по приказу Петра I разработан «Духовный регламент», который учреждал в России Священный правительствующий синод – фактически министерством по духовным делам. Константинопольский патриарх признал Синод «во Христе братом», обладающим равнопатриаршим достоинством.
После разделов Польши юго-западная Русь отошла империи Габсбургов. При них в 1785 был уничтожен последний карпатский православный храм в Галиции – Манявский скит. В 1795 после очередного раздела Речи Посполитой большая часть Галиции вошла в состав российского государства, и в 1839 на Полоцком соборе западнорусского духовенства уния с Римом ликвидирована, остававшиеся в ней приходы и монастыри вернулись в православие.
Но в Австро-Венгрии в XIX – начале ХХ 30 тыс. русинов «москвофилов» загнали в концлагеря, тысячи были здесь расстреляны, уморены голодом, скончались от каторжного труда.
После русских революций украинское священство предприняло попытку раскола с Русской православной церковью и даже объявили в 1920 о создании Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), но она не была утверждена Константинопольским патриархом.
Победившая советская власть поначалу поддержала УАПЦ. С 1920 треть прихожан из униатской церкви перешло в православие.
В 1921 патриарх Тихон даровал Киевской метрополии статус экзархата, то есть части церкви, административно подчиняющейся Московскому патриархату, но независимой во внутренних делах – Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП).
В 1930 УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала и в США и Канаде получили свою церковь.
До 1939 поляки и румыны передали сотни православных храмов католикам на землях западных Украины и Белоруссии и Молдавии. В 30-х годах польские власти уничтожили сотни православных храмов и принудительно обращали их в католичество.
В 1942 немецкие власти восстановили УАПЦ, которая действовала до конца оккупации.
В 1943 в русской православной церкви восстановлено патриаршество. Расширилась сфера влияния РПЦ МП.
В 1946 во Львове униатским духовенством был созван собор, который объявил о разрыве Брестской унии с католической церковью. Униатская греко-католическая церковь на территории СССР ликвидирована, как враждебная советской власти.
К 1953 РПЦ МП стала единственной легальной православной организацией на Украине и на всем пространстве СССР.
В 1990 Архирейский собор подтвердил статус белорусской и украинской церквей как экзархатов.
С распадом СССР на Украине опять началась делёжка паствы: в 1990 воссоздана УАПЦ, в 1992 митрополит Филарет «отделил» УПЦ КП, румынский патриархат требовал свою долю. Начали делить храмы и приходы УПЦ МП. Подсуетилась и Греко-католическая церковь, которая к 2000 забрала 4000 приходов.
В 2018 в Киеве на объединительном соборе упразднили УАПЦ и УПЦ КП и создали ПЦУ (под Константинополем). Но уже в 2020 митрополит Киевский Филарет отозвал свою подпись под документом, УПЦ КП вновь на арене! Обе организации успешно продолжили захват приходов УПЦ МП (в 2022 в УПЦ МП стало на 233 храма меньше, чем в 2021), формально запрещённую в 2024. Не помогли решения собора УПЦ МП, где провозглашена её полная самостоятельность и независимость от РПЦ.
В 2023 г. разорван договор с УПЦ на пользование Киево-Печерской лаврой.
В 2024 г. Синод УПЦ сообщил, что около 1,5 тыс. храмов УПЦ были захвачены раскольниками из ПЦУ. В 2024 г. на Украине законодательно запретили православие, оставив там вместо него раскольников.
Оказалось, технология уничтожения православия не меняется в веках. При любой слабине государства константинопольские и римские «единоверцы» немедленно разваливают исконную церковь: она им очень мешает. А разделение общества неизбежно ведёт к развалу государства.
Цель кажется доброй: одна нация – одна религия. Но разве нация на Украине одна? Украинский кусочек Руси уж очень жирный. Украина с западом? Значит, победит униатство! И никакого православия!
Вот так хотят разрушить Русь. Не впервой.
Сентябрь 2024
Свидетельство о публикации №224100900048