Австралия
Сложно говорить об Австралии в целом, когда заходишь только в один морской порт Фримантл в западной её части. Город Фримантл был основан в мае 1829 года, когда 29-летний капитан Чарльз Фримэнтл высадился в маленькой бухте тогда ещё неизвестной реки. Через 150 лет и мы зашли в те же места и ошвартовались у причала в глубокой дельте Swan river – Лебединой реки города Фримантла. Фримантл является пригородом столицы штата Западная Австралия – красивого и благоустроенного города Перт. Название, конечно, не очень благозвучное. Это отметили все. Правда, в английской транскрипции «Perth» произносится как «Пёс». Наша группа изъявила желание сразу ехать в этот Пёс-Перт. У меня там тоже были свои меркантильные планы, о которых я скажу ниже. Но трудно воплощать свои планы, когда ограничен в передвижениях временем, а также намерениями людей той группы, в которую тебя определил первый помощник капитана. Старшим всегда назначался партийный человек и, как правило, из начальствующего состава. Нашу группу из трёх человек возглавлял будущий начальник станции Новолазаревская Лев Иванович Ескин. В его обязанности входило блюсти нравственность вверенных ему людей. Правила поведения советского моряка за границей были чётко прописаны в Морском Уставе.
– Будь он хоть трижды партийный и дважды герой Советского Союза – говорил мой сосед. С человеком непонятной национальности я в увольнение не пойду. Я так помполиту и сказал. И что бы Вы думали ответил на это помполит? Он лишил меня увольнения. Я в карман за словом не полез и сказал, что в таком случае сбегу. Вы бы видели его лицо. «Как сбежите? Куда сбежите?! Вы отвечаете за свои слова?!» «Отвечаю, – говорю я ему, – так же, как и Вы отвечаете за свои действия. А сбегу я просто: сойду ночью с трапа, найду первый полицейский участок и попрошу политического убежища». Его чуть инфаркт не хватил: Ваши шуточки, мол, так даром не пройдут, Вы вообще можете визы лишиться. А когда я ему сказал, что мне плевать на его визу, так как я свободный человек, и если сказал, что не пойду в увольнение, сами знаете с кем, значит, не пойду. Сказал, что сбегу, может быть, и сбегу…
После этих слов он стал хватать ртом воздух, как пойманная на крючок рыба. Тогда я налил ему из графина стакан воды и молча ушёл. Теперь меня пасут вон те два матроса. Стоит мне только ступить на трап, они тут же должны меня вязать. Но свои обязанности «козодёры» выполняют плохо, видя во мне своего брата. Я мог бы уже трижды сигануть на причал без риска быть пойманным. Думаю, им всё это до «лампы», и в душе они даже хотели бы, чтоб я дал дёру. Очень возможно, они и сами не прочь драпануть, куда подальше. Но им не хватает ума. А мне – смелости.
Нашим желаниям и надеждам в первый день стоянки не суждено было сбыться. Появились проблемы с идентификационными картами и личными фотографиями. Где взять фотографии? Портовые власти рекомендовали фотографа – четыре доллара с носа – утром снимает, вечером фото. На этом мы теряли два дня, и каждый по четыре доллара.
– Меня это, конечно, почти не волнует, – язвил Борис Симхович, – если я сбегу, мне идентификационной карты не надо. Но каков фотограф! Хотел бы я оказаться на его месте. Он за день «срубит капусты» столько, сколько я за год в валюте не получу. Вот она – наглая рожа капитализма. У нас в Союзе шесть штук фотографий три на четыре тридцать копеек стоят. А здесь одна – четыре доллара!
Нас выручили немцы из ГДР, которые были в составе нашей экспедиции. Их начальник Хартвиг организовал на шлюпочной палубе своего рода фотоателье и обязал своего подчинённого Волфганга Пробста сфотографировать нас своей фирменной Pentax’ой на фоне белой надстройки нашего славного парохода. А было нас «поштучно» немного-немало 60 человек. Фотографии были готовы в тот же день. И в тот же день первый помощник пошёл оформлять наши идентификационные карты. Вернулся он на борт довольно быстро.
– Всё, ребята, – сказал он, – разбирайте ваши карты на сувениры. Никому они здесь не нужны. Разрешили выход на берег с нашими паспортами. Их не поймёшь. Чего они такую волынку затеяли?
– Понятно чего, – отозвались из народа, – проверяли на вшивость. Просто халтурка сорвалась у чиновников, вот они и дали задний ход. Делать деньги из ничего, на это они мастаки. Да на нашем брате хрен заработаешь: где сядешь, там и слезешь.
Возможно, это мнение и было правомерно, так как я заходил в этот порт не один раз, и всегда было просто, без волокит. А тут какое-то странное недоразумение.
– Чиновник зарабатывает «умом», – услышал я тот же голос, – а ты горбом. – Он нужный пунктик в правилах изменит, смотришь, а горбатые уже горбатятся, чтобы этот пунктик в жизнь претворить. А ежели ему покажется мало, то он к этому пунктику приписочку сделает, и опять можно жить припеваючи. Потому что эта приписочка большие дивиденды даёт. Главное, с умом к закону подойти, чтобы ты горбом этот закон обслуживал.
Свидетельство о публикации №224100900526