Советы старца Софрония

1.

Молиться - нередко значит высказать Богу наше бедственное положение: бессилие, уныние, сомнения, страхи, тоску, отчаяние - словом, все, что связано с условиями нашего существования. Высказать, не изыскивая изящных выражений и даже логической последовательности… Часто сей способ обращения к Богу явится началом молитвы-беседы.

2.

И так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов этих проникнет вовнутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая, ничего мы не решим. Ведь весь смысл жизни в том, чтобы ум наш и сердце жили Богом; чтобы Бог стал нашей жизнью. Этого Он только и ищет. Для того мы и созданы, чтобы жить Его жизнью, и притом во всей её беспредельности… С Ним необходимо установить «личные» отношения, почти «человеческие»…

3.

По временам нам кажется, что действие молитвы слишком медлительно: несоразмерно краткости нашего существования; и крик вырывается из грудины: «Поторопись!». Но Он не всегда сразу откликается на наш призыв. Как некий плод на дереве, Он оставляет душу нашу быть опаленною солнцем, вынести удары холодных и жгучих ветров, томиться жаждой или выносить потоки дождей. Но если мы не выпустим из рук наших край Его ризы, то увидим благой результат.

4.

Нам необходимо пребывать в молитве возможно большее время, чтобы Его непобедимая сила проникла в нас и сделала бы нас способными противостоять всем разрушительным влияниям. И когда возрастет в нас сила сия, тогда радость надежды на окончательную победу воссиявает в нас.

5.

Молитва руководит нас во всех обстоятельствах жизни нашей. Мы, например, не можем знать, что есть в сердце другого человека, и не знаем поэтому, что нужно сделать или сказать о том или другом случае. Молясь Богу, прося себе вразумления от Всеведущего, мы в молитве получаем указание должного.

6.

Когда мы не понимаем путей Божиих, то все-таки говорим Богу: «да будет воля Твоя»… И так в нашей жизни на земле, полной страданий, болей, смерти, мрака, когда мы предадимся на Его волю, которую еще не понимаем, тогда приходит к нам благодать Святого Духа, и мы живем Бога как Отца, самого дорогого, самого близкого.

7.

Побеждающий себя непобедим.

8.

Возможны часы упадка, возможно, что иногда нам кажется, что вся наша жизнь потеряна даром…., но у вас я полагаю, это искушение не должно длиться…..Прошу вас, не уничижайте дара Божий в часы страданий ваших, наоборот, помните о чем даре, как помнил Старец Силуан, и утешайтесь явлением вам любви во время вашей наибольшей скорби.

9.

Не забывайте, что если нам дано откровение о пути Сына Божия на земле, то это для того, чтобы и мы шли тем же путем.

10.

Веры никогда не теряйте; благодарите Бога, что в наш век Бог, без каких-либо предварительных заслуг с вашей стороны, даровал вам честь избрания; несите сие избрание со страхом и смирением. Отдавайте всем людям предпочтение; утешайте их в их скорбях; не презирает никого, ни единого от малых сих. И прежде всего «малых сих», подобно Христу.

11.

Если можно, чаще повторяйте: слава Тебе, Господи. Доколе сердце не почувствует, что пришла Свыше помощь. Тогда сердце обрадуется. Тогда почувствуете прилив сил, которых у Вас так немного.

12.

Сам я не раз бывал в таком упадочном состоянии, что, казалось мне, нет уже никакого слова, даже в Священном Писании, которое могло бы мне помочь, спасти меня. К счастью, такие тяжелые испытания проходят, и на смену им приходят иные состояния - мира, покоя, света надежды и даже триумфа любви. Помните слова Старца: «Мы знаем, что чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

13.

Все мы имеем нужду в одиночестве хотя бы по временам. Я всегда имею в виду Самого Христа, который иногда отдаляться даже от самых близких: Своих учеников, чтобы побыть одному. Значит, это всем человекам необходимо. Душа должна питаться чем-то на каждый «день», доколе не достигнет неотъемлемой полноты Божественной жизни.

14.

Единственный путь к тому, чтобы помогать людям, даже современным, это самому жить Бога, Бога живого. Нужно, чтобы мы стали носителями вечной жизни, стали сынами воскресения, и уже после того проповедовать Евангелие, которая есть проповедь о воскресении… не только Христа, но всех умерших от века.

15.

Мы все знаем Христа не как оправдывающего Себя, но как берущего на Себя все грехи, все «вины», иначе, «всю вину» мiра. Отсюда - если мы хотим иметь сознание себя чадами Божиими во Христе, то, естественно, хотим быть подобными Ему и не оправдываться, ибо «оправдываться» не богосыновнее дело, а рабское.

16.

Вот хороший порядок выбора мужа (или жены): сначала - единство веры; затем соответствие интеллектуальных и моральных аспектов того и другого; затем уже желание соединиться браком. Такой брак будет самым прочным и благословенным. Он не потеряет радости любви между персонами, когда тела пресытятся или просто в естественном порядке ослабеют.

17.

Помни, что главная разница между мужчиной и женщиной в том, что мужская натура склонна больше жить «чердаком» (то есть мозгом), а женская натура склонна к внутренней жизни в сердце, этом центре любви, в этом «седалище» Духа. У первых «логика» в голове, у вторых - она в сердце.

18.

Доколе мы в этом «теле греха», а следовательно, и в мире сем, дотоле не прекратится аскетическая борьба с «законом греха», действующим в нашей плоти. Видя себя не могущими преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо жить это тягостное состояние - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимое язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на Теле Своем даже по воскресении: «… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им мир вам!» и «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин.20,19-20).

19.

Болезнь понуждает на молитву, и человек молится сосредоточеннее, молится в полной мере. А когда болезнь отходит, тогда - словно исчезает нужда в Божией помощи, и тогда слабеет и бледнеет молитва.
Это совершенно верно. Поэтому многие подвижники любили свои немощи, дорожили «гонениями» и «бесчестием», потому что при этом душа становится чуткую в молитве, а молитва выше всего, ценнее всего во всем мировом бытии.

20.

Непрошеный совет, но примите его от меня, так сказать, по-братски. Как бы ни было Вам тяжело, как бы красноречиво ни говорили Вам помыслы, что надо детей «заставлять», в плане духа - не следуйте этим помыслам. Вести себя прилично- людей надо заставлять, но Бога любить - «заставить» нельзя.

21.

Невозможно удержать детей от соприкосновения со злом. Нужно их непрестанно порождать молитвою к новой жизни в Боге. Нужно их постоянно оберегать молитвою, для которой нет границ временных и местных. Нужно вообще все вымолить, все выстрадать, докуда не придет мир извещения в душу.

22.

Для правильного воспитания христианина (монаха) необходимо, чтобы при первом пробуждении в душе страха Божий он отдался молитве и покаянию, которые приведут его к усилению страха в силу умножения благодати. Так, доколе сей страх не перейдет некоторых пределов, за которыми лежит так называемый на аскетическом и нашем литургическом языке - ужас, и тогда духу человека открывается Божественный мiр в его великом Свете и надмiрном величии, а в то же самое время в его непередаваемой простоте и неизъяснимой естественности нашему духу. Так Старцу Силуану Господь явился в невыносимой для земного «состава» нашего огненной силе и в то же время в «непостижимом смирении» (выражение Старца). Видения сего он никогда не мог забыть. Явление Бога отмечает человека, полагает на нем «печать», делает способным к созерцанию Бога в акте чистой молитвы, то есть бооословию, понимаемому как «состояние».

23.

Бог все устроят к лучшему для всех нас. Я часто думаю, что Богу с нами невероятно трудно. Он любит всех нас, но мы все «тянем» Его в разные стороны своими несогласиями. И если Бог исполнит волю, то есть желание, одного из нас, другие от этого будут страдать.


24.

Да, есть в последовании событий нашей жизни тесная зависимость всего, что мы делаем или мыслим, с тем, что нас постигает. Но не всегда эти вещи должно понимать… в отрицательном смысле. Правда, аскетически это может быть даже и полезно, но также аскетически нужно отвергать все, что нас приводит в уныние и расслабление.

25.


Рецензии
Как долго надо крутить планшет, надеясь, что появится возможность написать рецензию, и рад, что как-то выковырял ее пальцем из загашника Прозы.
Хочу вас поблагодарить и Старца, я получил большую духовную поддержку!

Сальков Олег   31.03.2025 19:01     Заявить о нарушении