Советы старца Софрония

1.

Молиться - нередко значит высказать Богу наше бедственное положение: бессилие, уныние, сомнения, страхи, тоску, отчаяние - словом, все, что связано с условиями нашего существования. Высказать, не изыскивая изящных выражений и даже логической последовательности… Часто сей способ обращения к Богу явится началом молитвы-беседы.

2.

И так своими словами молись все о том же. Пройдет некоторое время, и сила слов этих проникнет вовнутрь существа твоего, и тогда потечет жизнь сама собою именно так, как хочет Господь, а внешне рассуждая, ничего мы не решим. Ведь весь смысл жизни в том, чтобы ум наш и сердце жили Богом; чтобы Бог стал нашей жизнью. Этого Он только и ищет. Для того мы и созданы, чтобы жить Его жизнью, и притом во всей её беспредельности… С Ним необходимо установить «личные» отношения, почти «человеческие»…

3.

По временам нам кажется, что действие молитвы слишком медлительно: несоразмерно краткости нашего существования; и крик вырывается из грудины: «Поторопись!». Но Он не всегда сразу откликается на наш призыв. Как некий плод на дереве, Он оставляет душу нашу быть опаленною солнцем, вынести удары холодных и жгучих ветров, томиться жаждой или выносить потоки дождей. Но если мы не выпустим из рук наших край Его ризы, то увидим благой результат.

4.

Нам необходимо пребывать в молитве возможно большее время, чтобы Его непобедимая сила проникла в нас и сделала бы нас способными противостоять всем разрушительным влияниям. И когда возрастет в нас сила сия, тогда радость надежды на окончательную победу воссиявает в нас.

5.

Молитва руководит нас во всех обстоятельствах жизни нашей. Мы, например, не можем знать, что есть в сердце другого человека, и не знаем поэтому, что нужно сделать или сказать о том или другом случае. Молясь Богу, прося себе вразумления от Всеведущего, мы в молитве получаем указание должного.

6.

Когда мы не понимаем путей Божиих, то все-таки говорим Богу: «да будет воля Твоя»… И так в нашей жизни на земле, полной страданий, болей, смерти, мрака, когда мы предадимся на Его волю, которую еще не понимаем, тогда приходит к нам благодать Святого Духа, и мы живем Бога как Отца, самого дорогого, самого близкого.

7.

Побеждающий себя непобедим.

8.

Возможны часы упадка, возможно, что иногда нам кажется, что вся наша жизнь потеряна даром…., но у вас я полагаю, это искушение не должно длиться…..Прошу вас, не уничижайте дара Божий в часы страданий ваших, наоборот, помните о чем даре, как помнил Старец Силуан, и утешайтесь явлением вам любви во время вашей наибольшей скорби.

9.

Не забывайте, что если нам дано откровение о пути Сына Божия на земле, то это для того, чтобы и мы шли тем же путем.

10.

Веры никогда не теряйте; благодарите Бога, что в наш век Бог, без каких-либо предварительных заслуг с вашей стороны, даровал вам честь избрания; несите сие избрание со страхом и смирением. Отдавайте всем людям предпочтение; утешайте их в их скорбях; не презирает никого, ни единого от малых сих. И прежде всего «малых сих», подобно Христу.

11.

Если можно, чаще повторяйте: слава Тебе, Господи. Доколе сердце не почувствует, что пришла Свыше помощь. Тогда сердце обрадуется. Тогда почувствуете прилив сил, которых у Вас так немного.

12.

Сам я не раз бывал в таком упадочном состоянии, что, казалось мне, нет уже никакого слова, даже в Священном Писании, которое могло бы мне помочь, спасти меня. К счастью, такие тяжелые испытания проходят, и на смену им приходят иные состояния - мира, покоя, света надежды и даже триумфа любви. Помните слова Старца: «Мы знаем, что чем больше любовь, тем больше страданий душе; чем полнее любовь, тем полнее познание; чем горячее любовь, тем пламеннее молитва; чем совершеннее любовь, тем святее жизнь».

13.

Все мы имеем нужду в одиночестве хотя бы по временам. Я всегда имею в виду Самого Христа, который иногда отдаляться даже от самых близких: Своих учеников, чтобы побыть одному. Значит, это всем человекам необходимо. Душа должна питаться чем-то на каждый «день», доколе не достигнет неотъемлемой полноты Божественной жизни.

14.

Единственный путь к тому, чтобы помогать людям, даже современным, это самому жить Бога, Бога живого. Нужно, чтобы мы стали носителями вечной жизни, стали сынами воскресения, и уже после того проповедовать Евангелие, которая есть проповедь о воскресении… не только Христа, но всех умерших от века.

15.

Мы все знаем Христа не как оправдывающего Себя, но как берущего на Себя все грехи, все «вины», иначе, «всю вину» мiра. Отсюда - если мы хотим иметь сознание себя чадами Божиими во Христе, то, естественно, хотим быть подобными Ему и не оправдываться, ибо «оправдываться» не богосыновнее дело, а рабское.

16.

Вот хороший порядок выбора мужа (или жены): сначала - единство веры; затем соответствие интеллектуальных и моральных аспектов того и другого; затем уже желание соединиться браком. Такой брак будет самым прочным и благословенным. Он не потеряет радости любви между персонами, когда тела пресытятся или просто в естественном порядке ослабеют.

17.

Помни, что главная разница между мужчиной и женщиной в том, что мужская натура склонна больше жить «чердаком» (то есть мозгом), а женская натура склонна к внутренней жизни в сердце, этом центре любви, в этом «седалище» Духа. У первых «логика» в голове, у вторых - она в сердце.

18.

Доколе мы в этом «теле греха», а следовательно, и в мире сем, дотоле не прекратится аскетическая борьба с «законом греха», действующим в нашей плоти. Видя себя не могущими преодолеть сию смерть нашими усилиями, мы впадаем в некое отчаяние о нашем спасении. Как это ни странно, но нам необходимо жить это тягостное состояние - переживать его сотни раз, чтобы оно глубоко врезалось в наше сознание. Нам полезен этот опыт ада. Когда мы носим в себе сию муку годами, десятилетиями, то она становится постоянным содержанием нашего духа, неизгладимое язвою на теле жизни нашей. И Христос сохранил раны от гвоздей распятия на Теле Своем даже по воскресении: «… пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им мир вам!» и «показал им руки и ноги и ребра Свои» (Ин.20,19-20).

19.

Болезнь понуждает на молитву, и человек молится сосредоточеннее, молится в полной мере. А когда болезнь отходит, тогда - словно исчезает нужда в Божией помощи, и тогда слабеет и бледнеет молитва.
Это совершенно верно. Поэтому многие подвижники любили свои немощи, дорожили «гонениями» и «бесчестием», потому что при этом душа становится чуткую в молитве, а молитва выше всего, ценнее всего во всем мировом бытии.

20.

Непрошеный совет, но примите его от меня, так сказать, по-братски. Как бы ни было Вам тяжело, как бы красноречиво ни говорили Вам помыслы, что надо детей «заставлять», в плане духа - не следуйте этим помыслам. Вести себя прилично- людей надо заставлять, но Бога любить - «заставить» нельзя.

21.

Невозможно удержать детей от соприкосновения со злом. Нужно их непрестанно порождать молитвою к новой жизни в Боге. Нужно их постоянно оберегать молитвою, для которой нет границ временных и местных. Нужно вообще все вымолить, все выстрадать, докуда не придет мир извещения в душу.

22.

Для правильного воспитания христианина (монаха) необходимо, чтобы при первом пробуждении в душе страха Божий он отдался молитве и покаянию, которые приведут его к усилению страха в силу умножения благодати. Так, доколе сей страх не перейдет некоторых пределов, за которыми лежит так называемый на аскетическом и нашем литургическом языке - ужас, и тогда духу человека открывается Божественный мiр в его великом Свете и надмiрном величии, а в то же самое время в его непередаваемой простоте и неизъяснимой естественности нашему духу. Так Старцу Силуану Господь явился в невыносимой для земного «состава» нашего огненной силе и в то же время в «непостижимом смирении» (выражение Старца). Видения сего он никогда не мог забыть. Явление Бога отмечает человека, полагает на нем «печать», делает способным к созерцанию Бога в акте чистой молитвы, то есть бооословию, понимаемому как «состояние».

23.

Бог все устроят к лучшему для всех нас. Я часто думаю, что Богу с нами невероятно трудно. Он любит всех нас, но мы все «тянем» Его в разные стороны своими несогласиями. И если Бог исполнит волю, то есть желание, одного из нас, другие от этого будут страдать.


24.

Да, есть в последовании событий нашей жизни тесная зависимость всего, что мы делаем или мыслим, с тем, что нас постигает. Но не всегда эти вещи должно понимать… в отрицательном смысле. Правда, аскетически это может быть даже и полезно, но также аскетически нужно отвергать все, что нас приводит в уныние и расслабление.

25.

Бывали случаи, иду из церкви домой, и так хочется пойти куда-нибудь к знакомым, поговорить, развлечься, что нет сил, кажется, вернуться к себе домой и быть там одному. Но все-таки крайним напряжением воли прихожу к себе в комнату и тогда почти падаю на землю в изнеможении от иски и уныния, готовый землю скрести ногтями. От боли сердечной готов плакать, да и плакал. И только молитва спасала и водворять мир в сердце. Зато такой мир, которого раньше не подозревал возможным, какой на сердце моё не приходил дотоле. Бывали многократно такие случаи. Иду откуда-нибудь домой. Хочется зайти в cafe, но я борюсь с этим желанием. И что же? Вдруг как-то непонятным для меня самого образом чувствую себя как бы потерявшим волю, и положительно, как скотину на веревке, кто-то невидимый ведет меня в сторону cafe какого-нибудь. Даже жутко становилось. Только Господь знает да пережившие подобные же искушения, с какой болезнью, с как с невероятным трудом приходилось побеждать эти бессловесные желания. Или, помню, с такою же силою влечет куда-нибудь в кинематограф, или еще куда-нибудь, в такие места, которые меня, по существу говоря, никогда не удовлетворяли. Но зато, когда приходишь домой, то, если никуда не зашел, молитва бывает, как огонь.

26.


Рецензии
Как долго надо крутить планшет, надеясь, что появится возможность написать рецензию, и рад, что как-то выковырял ее пальцем из загашника Прозы.
Хочу вас поблагодарить и Старца, я получил большую духовную поддержку!

Сальков Олег   31.03.2025 19:01     Заявить о нарушении