Хранитель традиции Бесен Нухова
Истинное народное искусство часто теряется среди блеска и мишуры имитации данного искусства в современном мире, как крупинка золота теряется в песке и многие принимают блестящий на солнце яркий песок за золото, проходя мимо, обходя, зачастую и наступая на настоящее золото, которое всегда незаметно. Настоящее народное искусство, культура, талант это есть та самая трепетная лань, которая не может быть впряжена вместе с конём в одну упряжку, как писал великий А.С. Пушкин. Настоящее искусство всегда уязвимо, беззащитно и неспособно отстаивать себя.
Это тот именно случай, что я представлю сейчас.
Бесен Богаутдиновна Нухова (г.р. 1962) – выдающийся современный художник-прикладник, специалист по коврам, гобеленам и художественной вышивке, член Союза художников РД.
Род Нуховых (используется также форма «Нюховы») из древнего села Кочхюр Курахского района. Все старшие члены рода Нуховых являлись потомственными ковроткачами. Женщины рода Нуховых также занимались золотым шитьём и вышивкой. В недавнем историческом прошлом, занятие вышивкой входило в обязательный набор домашнего воспитания лезгинских девочек. В каждой традиционной лезгинской семье рукоделию детей начинали обучать с малых лет. Вышивать умели все – и взрослые женщины, и дети. Со временем мастерицы совершенствовались, помимо ковроткачества, в золотом шитье и вышивке.
Бесен с детства занималась рукоделием. Поступив в художественное училище им. Джемала, Бесен стала заниматься художественной вышивкой и преуспела в этом искусстве настолько хорошо, что начала вышивать на ткани орнаменты лезгинских ковров.
В 1982 году окончила отделение «Ковроткачество» Дагестанского художественного училища им. М. Джемала (Махачкала). В том же году Бесен была приглашена на работу в Научно-Исследовательский Институт художественной промышленности ДАССР, где проработала до закрытия института, что было связано с развалом СССР и прекращением работы его головного центра в Москве. Много лет Бесен Богаутдиновна посвятила себя зарисовке старинных лезгинских орнаментов и созданию технических рисунков. Она объехала все лезгинские районы. Побывала во многих селениях, мечетях и музеях в поисках сохранившихся старинных ковровых изделий с целью срисовать с них узоры и воссоздать полноценные рисунки старинных лезгинских ковров. Работы Бесен Нуховой заинтересовали табасаранские ковровые фабрики, которые получали в те годы крупные государственные заказы и нуждались в художниках по ковру. Так как в лезгинских районах фабрики один за другим закрывались с вердиктом «нерентабельность», то работать таким специалистам по ковру, как Бесен Богаутдиновна, в лезгинской ковровой среде в конце 1980-х годов было уже практически не с кем. Одновременно поступали предложения от дирекций табасаранских фабрик, проявляющие огромный интерес к техническим рисункам лезгинских ковров, которые Бесен рисовала тонко, изящно и талантливо, привнося в каждый орнамент толику собственного видения народного орнамента. Без всякого преувеличения, Бесен являлась одним из самых лучших художников по ковру в ДАССР в те годы и остаётся лучшим художником по ковру до сих пор.
Одновременно Бесен Богаутдиновна создаёт уникальные вышитые полотна на основе лезгинских орнаментов, которые впервые представила на выставке художников-прикладников Дагестана в 2001 году и получила высокое признание. В 2002 году участвует во второй конкурсной выставке художников-прикладников Дагестана, где получает первое место по художественной вышивке. Изделия Бесен восхищают многочисленных посетителей и зарубежных гостей, все они получают высокие оценки. В 2005 году участвует в международной выставке народного творчества «Ambiente» в г. Франкфурт-на-Майне (Германия). В том же году участвует в другой международной выставке домашнего текстиля, предметов декора и товаров для дома «Ноmetex».
С того времени, Бесен получает большое количество частных заказов и вышивает изделия на заказ. Бесен вышивает в этническом стиле на предметах одежды, платках, шарфах, но главным образом, вышивает целые полотна по типу европейских ковровых вышивок, которые являются олицетворением элегантности и аристократичности. Также Бесен вышивает картины. Работы Бесен это тончайшие геометрические узоры лезгинских ковров, вышитые на тонких льняных тканях. Во многих роскошных интерьерах ныне висят вышитые ковры Бесен Нуховой, художник потеряла уже счёт вышитым ею изделиям.
Главное в творчестве Бесен это этнический акцент на лезгинском народном орнаменте. Это первая лезгинка в Дагестане, переложившая орнамент ковра на полотно и вышивающая вручную целые ковровые композиции. Вышитые изделия Бесен являются современным продолжением завораживающих своей красотой образцов традиционного текстильного наследия лезгин, хранящихся в мировых музейных фондах и частных коллекциях. Наподобие таких вышивок образцы текстиля и вышитые фрагменты, например, хранятся в лондонском Музее Виктории и Альберта, берлинском Музее исламского искусства и частных коллекциях Европы. Но, к сожалению, их практически не найти в России. Крайне редко можно иногда встретить чудом сохранившиеся (и уже рассыпающие от неправильного хранения) фрагменты таких вышивок в сельских музеях лезгинских районов. Вышивка также является утраченным народным ремеслом, возродить которое необходимо в среде лезгинок.
В 2019 году Бесен Богаутдиновна участвует в Всероссийской выставке народного искусства (г. Пятигорск), где представляет изысканную вышивку в виде ковриков и ковров среднего размера – произведения высокого искусства, в которых соединилось сразу два направления: ковровый орнамент и изящная вышивка. В 2020 году участвует в выставке «Декоративно-прикладное искусство Дагестана». В 2022 году участвует в выставке «Дагестанские мотивы» (г. Элиста). В том же 2022 году участвует в конкурсе мастерства «Мастер – золотые руки», получив второе место в номинации «ковры и ковровые изделия» (г. Махачкала). В 2023 году участвует во Всероссийском фестивале НХП «Хранители традиций» (г. Махачкала».
Как можно видеть из всего сказанного, Бесен Нухова специалист высшего класса, необыкновенно талантливый человек. При этом необыкновенно скромный человек. Поэтому тоже она практически неизвестна лезгинам, в то время как Бесен очень хорошо знают в дагестанской творческой среде.
Нельзя не упомянуть то обстоятельство, что все эти годы Бесен создавала также множество технических рисунков, которые используются табасаранскими ковровыми производствами. По техническим рисункам Бесен Нуховой из года в год выделываются замечательные ковровые изделия. Многие ковры, сотканные по рисункам Бесен, постоянно выставляются на выставках. Но уже как табасаранские. К сожалению, лезгинские народные орнаменты, которые не были в советском Дагестане паспортизированы и каталогизированы, оказались растасканы во все стороны. Ковровые фабрики Табасаранского, Хивского и Дербентского района не упоминают о том, что практически все выделываемые в них ковры были созданы и создаются по технически рисункам на основе лезгинских ковровых орнаментов. Так случилось, что лезгины вовремя не защитили своё народное искусство в советское время. А ковровое искусство – стержень всей лезгинской народной культуры – вообще было полностью утрачено во второй половине XX в. и не по вине самих лезгин.
Потому и имя талантливого художника по ковру Бесен Богаутдиновны Нуховой почти неизвестно. Имя Бесен Нуховой никогда не указывается на коврах, которые ткались и ткутся по её техническим рисункам, что весьма несправедливо в отношении этого замечательного художника по ковру. Очень удивляет, например, когда Ариф Сулейманов, фабрикант из Хивского района, выставляя ковры, сотканные по техническим рисункам Бесен Нуховой, почему-то не упоминает её имя как автора-художника того или иного орнамента. Неизвестно сколько прекрасных ковров было соткано на основе рисунков Бесен Нуховой и распространилось по России и зарубежью под определением «табасаранские ковры», ни словом не упоминая ни лезгинские орнаменты, ни имя художника, создавшего на их основе технические рисунки. Факт, что с определённого времени, всё ковровое искусство лезгин плавно перешло в категорию «табасаранские ковры», пользуясь инертностью лезгинского народа. Такое произошло и с ковровыми произведениями Бесен Нуховой.
Художественная вышивка (золотая, ковровая и тамбурная) в историческом прошлом занимала одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве лезгин. Однако все наиболее лучшие образцы лезгинских вышивок под определением «ранние азербайджанские вышивки» (усилиями Азербайджана распространившийся на Западе термин, которым обозначают, помимо татско-тюркских вышивок, также и лезгинские вышивки периода до 1800 года области Куба-Ширван, сделанные в технике счетным швом или крестом шелковыми нитями на хлопковой ткани) хранятся в лучших музеях мира. Обширные коллекции лезгинских традиционных вышивок можно встретить в таких музеях, как британский Музей Виктории и Альберта, берлинский Музей исламского искусства, вашингтонский Музей текстиля, музеи декоративно-прикладного искусства Вены, Будапешта и многих известных иностранных частных коллекциях. Узоры и мотивы на этих вышивках перекликаются с узорами лезгинских старинных ковров, поэтому их можно характеризовать как ковровые вышивки.
Вышитые Бесен Нуховой полотна напоминает именно эти старинные образцы лезгинского текстиля. Они неповторимы по композиции и сочетанию цветов. Они настолько мелко и аккуратно выполнены, что даже специалисты удивляются столь тонкому исполнению.
Искусство вышивки по ковровым узорам в современное время не столь распространено, как само ковроделие. Ныне лезгинские культурные организации должны популяризировать, помимо ковроткачества, и традиционную лезгинскую вышивку как ремесло. Было бы хорошо создать передвижную экспозицию с целью показать коллекцию вышивок Бесен Нуховой. Такая экспозиция станет своего рода стимулом для изучения и возрождения традиции лезгинской народной вышивки.
Нам предстоит не только каталогизация коврового искусства лезгинского народа, распыленного по всему миру, но и собирание текстильных вышивок: золотых, шелковых и тамбурных. В историческом прошлом все три вида вышивки использовались лезгинами для декорирования предметов быта, занавесей, скатертей, постельного белья, предметов одежды и проч. Ковры и текстиль всегда шли рядом в историческом прошлом. К сожалению, отсутствие своей автономии в РСФСР у лезгинского народа сделало народное искусство лезгин крайне уязвимым и беззащитным перед лицом новых этнополитических реалий. Разделенность отрицательно повлияла (и продолжает влиять) на все стороны жизнедеятельности народа, привело к утрате практически всего декоративно-прикладного искусства лезгин в республиках своего проживания в советское время. Ныне с огромным трудом и непомерными усилиями одиноких энтузиастов из народной среды, делаются попытки возродить некоторые отрасли народного искусства.
Бесен Богаутдиновна Нухова одна из таких редких энтузиастов, хранительниц лезгинской народной традиции, которая (наряду с Бесирой Мусаевой – ныне уже единственный ковродел высшего класса, опыт и знания которой бесценны) составляет золотой фонд лезгинского культурного наследия. Бесен Нухова ныне также единственный в своём роде художник по ковру из представителей лезгинского народа. Такими специалистами необходимо срочно пользоваться для создания Учебно-производственного Центра лезгинского ковроткачества и вышивки, создавать им все условия, чтобы они передали свои знания, опыт, навыки новым поколениям. Обе женщины с огромным производственным опытом на советских и постсоветских ковровых фабриках, что весьма ценно.
Благодаря этим двум специалистам высшего класса, Бесен Нуховой и Бесире Мусаевой, мы ещё имеем шанс прикоснуться к тому, что в недавнем прошлом было традиционным явлением в народной среде лезгин. И пока они у нас есть, стоило бы нашим культурным учреждениям и организациям предложить им условия и возможности восстановить ковроткачество и вышивку в народной среде. Завтра может быть уже слишком поздно... Все патриоты должны сообща вернуть народу утраченное народное искусство. Но при этом каждый должен сначала начать с самого себя, со своей семьи, со своего рода. Ведь если бы Бесен Нухова, например, не видела в своей семье пример вышивающей матери, ткущей ковёр бабушки, тёти, то вряд ли она смогла бы приобрести подобные навыки.
Также крайне актуальны научные исследования по собиранию утраченного коврового и текстильного материального наследия лезгин. Ныне множество европейских и американских экспертов по коврам и текстилю (куда входит и художественная вышивка) вступают в публичные дебаты и требуют указывать правильную атрибуцию относительно кавказских старинных ковров и вышивок без привязки их к поздним политическим образованиям или к политическим названиям укрупнённых наций советского периода истории. Ущемлённые в этом отношении народы получают свой исторический шанс вернуть себе то, что является их культурным наследием. Это ценное время нужно максимально использовать и лезгинам, чтобы восстановить утраченное не по своей вине народное искусство через каталогизацию изделий, проведение выставок, создание передвижных экспозиций, а учёным людям заняться научно-исследовательскими и искусствоведческими проектами по темам народных промыслов, декоративно-прикладного искусства лезгинского народа.
Автор данной статьи, например, много лет занимается собиранием материалов о лезгинских старинных коврах и вышивках. Но этого недостаточно. Нашему народу нужны академические книги, каталоги, выставки. Необходим доступ в фонды зарубежных музеев, чтобы получить доступ к архивам, ковровым и текстильным коллекциям, где, по имеющимся сведениям, находится большое количество лезгинских ковров и вышивок XIX века и даже более раннего периода истории. Как минимум необходимо создание электронной базы данных по всему народному искусству лезгин, включая народные промыслы и декоративно-прикладное искусство, которая поможет правильно атрибутировать культурное наследие лезгинского народа в мире. Это не под силу одному или нескольким людями, это должен быть коллективный труд всех заинтересованных организаций, фондов и меценатов.
P/S Благодаря таким людям, как Бесен Богаутдиновна Нухова (как и Бесира Мусаева), мы ещё имеем возможность прикоснуться к утраченному высокому народному искусству, которое имели наши предки в недавнем историческом прошлом. Приведу свой собственный пример. Благодаря Бесен Нуховой, автор данной статьи начала обучаться на практике ковроткачеству. Практически за руку была приведена Бесен Нуховой в художественное училище к Айбике Шахбановне – к заведующей отделением ковроткачества и гобелена ДХУ им. М. А. Джемала, к той самой первой учительнице самой Бесен Нуховой. Автор данной статьи по настоятельной просьбе Бесен Нуховой нашла время, чтобы ездить в художественное училище им. М. Джемала и научилась ткать ворсовый ковёр. За что выражаю Бесен Богаутдиновне Нуховой огромную благодарность и безмерное уважение! Она приобщила меня к миру практического или прикладного ковроделия. Добавлю, что Бесен Б. Нухова уверена, что возрождение ковроткацкой традиции в лезгинской среде, как и всех остальных утраченных отраслей народного искусства, сейчас в руках каждого лезгина, отца, главы своей семьи. Ведь ничего ныне не мешает отвести дочек, внучек обучаться вышивке и ковроткачеству. Ничего не мешает, кроме как самих себя. Просто надо от благородных слов, наконец, перейти к делу.
10.10. 2024
На фото: Бесен Богаутдиновна Нухова и некоторые её работы.
Свидетельство о публикации №224101001139