Побузим?

               Доброе октябрьское утро омрачили новости о бесчинствующих мигрантах. Виноваты не мигранты, а антинародная политика властей, открывшая для преступников: окна, двери и щели. Видимо по примеру Петра Первого, также не любившего русский народ. Перед нами встаёт извечный вопрос – что делать? Ответ прост: спасение утопающих, дело рук самих утопающих. Конечно, возникает другой, какая была система защиты у наших предков?

               Оказывается, с самого раннего детства в мужчине воспитывался необходимый комплекс навыков. Это происходило в боевых играх и обрядах, специальных упражнениях и труде. Итогом проверки бойцовской подготовки были кулачные и палочные состязания. Большим успехом в народе пользовалась традиционная рукопашная схватка – Буза. Способ поединка мог проходить, как с оружием, так и с голыми руками. Внешне он выглядел, как пляс, но на самом деле –это боевые приёмы.
 
               Слово Буза возможно произошло от слов: буз, бузкать – бить; буск, бузовка – плётка; бузг, буздыча – дубина для драки.
Воинское искусство зародилась на северо-западе, в родовых дружинах новгородских словен и кривичей. С помощью этой борьбы, воины не раз выходили победителями из сражений с половцами, крестоносцами, поляками, шведами и даже войсками гитлеровской Германии.
               В ВОВ Красная Армия вступила без штатного ножа, их было мало, когда перешли в наступление, то в прифронтовых мастерских военнослужащие массово заказывали себе клинки.
               
               Буза - это сознательный пляс бойца, благодаря которому он, не нарушая гармонию и ритм танца, становился отдельным элементом этого мира, освобождаясь от привычного восприятия, видя происходящее со стороны. Такое восприятие состояния называется – плын, причём без внешнего воздействия.
               Знания и умения передавались из уст в уста и только достойным людям. Нужно было соблюдать основные принципы: хранить веру, блюсти обычаи и традиции, придерживаться методов обучения.
- Вера призвана укреплять характер, преодолевать боязнь смерти.
- Обычаи и традиции помогают сохранять уклад семейной жизни, воспитывать детей, поддерживать искренние отношения между супругами, прививать навыки труда.
- Техника – это не только правила ведение боя, но и ответственность за себя, семью и Родину.
               Стремление защитить своё Отечество, мать, любимую от поругания и глумления, сохранить культуру народа в целом – вот в чём вечная сила бузника.
 
               Интересно, что в XVIII веке рукопашные единоборства были в расцвете. В состязаниях участвовали представители всех сословий: крестьяне, казаки, мещане, фабричные, солдаты и дворяне. Особенно выделялись братья Орловы, их было пятеро. Наиболее известны граф и светлый князь Григорий Григорьевич Орлов и граф генерал-аншеф Алексей Григорьевич Орлов. Они не только сами участвовали в соревнованиях, но и устраивали турниры, организовывали сражения «стенка на стенку».
               Современники сообщают, что граф Григорий Александрович Потёмкин-Таврический любил кулачные бои и лично в них участвовал.

               В роду князя Б.В. Галицина воспитанием мальчиков занимались мужчины, учили боевому мастерству. Князь часто напоминал: -«Любите врагов своих, гнушайтесь врагов Христа и бейте врагов Отечества». У него была короткая, но очень ёмкая молитва: - «Укрепи, Господи, силу Духа в моём теле».
               Борис Васильевич вспоминал рассказ своей матушки. Шла Гражданская война. Поезд, в котором она ехала, остановила банда, грабили по всем вагонам, не встречая сопротивления, но на пороге купе встала Мария Ивановна. Хрупкой красивой женщине удалось раскидать троих бандитов, остальные были поражены и махнули рукой, решив не связываться.
               Дворянки умели за себя постоять, правда приёмы были другие. Оружие женщины: зонтик, шляпка, шпилька, шёлковая лента, тяжёлые перстни и браслеты.

               В Советском Союзе старинное рукопашное искусство объявили пережитком прошлого, хотя многие элементы из него переняли другие бойцовские системы. За его практику была статья за хулиганство. Под запрет попали даже наигрыши перед схваткой:

Заиграйте мне под драку,
Не страшна милиция.
Дальше Пскова не сошлют,
Там своя позиция.

               Решение о возвращении к своим истокам пришло в девяностых годах прошлого столетия и это - правильно. Зачем обучаться чуждому нам китайскому воинскому мастерству, если есть своё, родное, ещё не совсем забытое? В настоящее время Буза переживает второе рождение, хотя на её подготовку, чтобы бузить по правилам, уходит не один месяц.
               Ну что, побузим?


Рецензии