Очень современный мыслитель
Из Сети.
"8 октября 2024 года в Москве на улице Николая Рериха торжественно открыли топонимической доску, посвященную великому русскому художнику, мыслителю и общественному деятелю с мировым именем.
Инициатором идеи, воплотившим ее в жизнь, стал Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих, который провел большую организационную работу и профинансировал создание памятного знака.
Торжественная церемония открытия топонимической доски была приурочена к 150-летию со дня рождения Николая Константиновича Рериха.
Участниками торжественного мероприятия стали представители государственных и общественных организаций: Департамента культурного наследия г. Москвы, Российской академии художеств, представители Префектуры Северного округа г.Москвы и управы района Сокол, на территории которой располагается улица Николая Рериха, сотрудники и руководство Международного Центра Рерихов и представители рериховских организаций России.
В адрес гостей и организаторов поступило приветствие от Ирины Александровны Винер, председателя комиссии по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни Общественной палаты Российской Федерации, Героя Труда Российской Федерации. В церемонии приняла участие Посол Доброй воли ЮНЕСКО Александра Васильевна Очирова.
Присутствующие отмечали, что установка в столице России топонимической доски выдающемуся представителю русской и мировой культуры является важным историческим событием, которое имеет большое нравственное значение".https://icr.su
...Други!
Подробнее.
"...День в Первопрестольной выдался облачный с дождём и солнцем. В своём
многообразии созвучный творчеству Николая Константиновича Рериха, и очень
похожий на погоду северной столицы. Многие гости на улицу Николая Рериха пришли с
зонтами и в поднятых капюшонах.
Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Санкт-Петербурге. Состоял в браке с
Еленой Ивановной Рерих, Дети: Юрий Николаевич Рерих и Святослав Николаевич
Рерих. Инициатором идеи открыть топонимической доску на улице Николая Рериха
выступил Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих.
Организаторы намеренно приурочили своё мероприятие к 150-летию со дня рождения
Николая Константиновича Рериха (1874-1947), которое отмечается 9 октября.
Справка от устроителей мероприятия: Николай Рерих – великий русский художник,
мыслитель и общественный деятель, чье стало символом Пакта Рериха – первого
международного договора по защите мировых культурных ценностей от войн и в
мирные дни. Этот документ заложил основы международной системы защиты
культурных ценностей человечества. В церемонии приняли участие представители
Правительства г. Москвы, государственных и общественных организаций.
Президент Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих - Павел Журавихин
пояснил «ЭкоГраду»: «Нет никаких парадоксов. На карте Москвы улица Николая Рериха
появилась относительно недавно. В 2016 году. Электронные карты, например Яндекс или
ГУГЛ, показывают местоположение улицы, но вот с домами на улице имеется сложность.
Дело в том, что все четыре дома на улице Николая Рериха имеют иные адреса, смежных
улиц. Такая вот получается история, улица есть, а домов не ней пока нет. И предстоит
большая работа на приведение, как говорится, в соответствие. Но энтузиасты не теряют
присутствия духа, мы считаем, что уже сделано больше».
На открытии мероприятия Павел Журавихин сказал: «Сегодня произошло важное
событие. для нашего города. Я бы сказал и важное событие для России. Мы отдаем дань
уважения одному из выдающихся сынов нашей Родины, день рождения, которого мы
отмечаем завтра. Открытие этой доски действительно вроде бы небольшой подарок, но
он имеет большую нравственную ценность. Потому что улица Николая Рериха, с
установкой этой доски получила содержание. Как правильно было сказано, люди теперь
будут понимать, кто был Николай Константинович Рерих и какие личности великие жили и
творили в России. Мне бы очень хотелось сейчас сказать о том, что любая инициатива, в
данном случае инициатива благотворительного фонда, она рождается от идеи. Но если не
происходит поддержки этой идеи, то ничего не реализуется. И ничего не материализуется.
И, конечно, мы были не одни. В этой связи я хотел бы выразить огромную благодарность,
искреннюю благодарность департаменту культурного наследия города Москвы.
Я хотел бы выразить благодарность префектуре Северного административного офиса и
главе управы района Сокол. Без их помощи, реальной, а не формальной, ничего бы не
было. Потому что неожиданные трудности возникали на нашем пути. И мы получали и
поддержку, и консультацию. Нас уберегали от многих ошибок, ходатайствовали в нашу
поддержку, потому что были заинтересованы, чтобы проект реализовался.
Хотел бы напомнить, что сегодня День памяти Святого Сергия Радонежского. Одного из
величайших святых-подвижников Руси, имя которого почиталось в семье Рерихов очень
высоко. И вот этот подвижнический подвиг одного и другого, он напоминает нам о том,
что Россия богата великими подвижниками, которые творили ее славу, творили ее
духовный потенциал. И до тех пор, пока мы будем помнить о них, мы будем устремляться
к тому, чтобы сохранять память о великих людях нашей страны. У России есть
будущее. Спасибо».
Сообщается, что участниками мероприятия стали Президент Благотворительного Фонда
имени Елены Ивановны Рерих Павел Журавихин, Вице-президент Российской академии
художеств, академик РАХ, Лауреат государственной премии РСФСР имени братьев
Васильевых Андрей Золотов, Посол Доброй Воли ЮНЕСКО, сопрезидент
Общероссийского движения «За сбережение народа» Александра Очирова,
представители Департамента культурного наследия г. Москвы, Префектуры Северного
округа г. Москвы и управы района Сокол, на территории которой располагается улица
Николая Рериха, представители общественных организаций России.
В адрес участников поступило приветственное письмо от Ирины Винер – Председателя
комиссии по физической культуре, спорту и здоровому образу жизни Общественной
палаты Российской Федерации, Героя Труда Российской Федерации: «Уважаемые
друзья! Сердечно поздравляю вас с сегодняшним торжественным событием – открытием
памятной доски на улице Николая Рериха в Москве. Николай Рерих относится к тем
выдающимся личностям истории, которым удалось изменить мир, изменить сознание
человечества, принести людям новые идеи для духовного прогресса, созидания и
просвещения через понимание Культуры как основы человеческой жизни, и
необходимости всемерной охраны и защиты ценностей Культуры. Важно, что установка
памятной доски стала инициативой Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны
Рерих, которая была поддержана Правительством Москвы и местными властями, тем
самым, подтвердив плодотворность общественно-государственного партнерства в
области культуры.
Примите мои искренние поздравления по случаю этого важного исторического события,
которое происходит в канун дня рождения Н.К. Рериха!».
Гости мероприятия говорили о роли Николая Константиновича Рериха в культурном
созвучии Москвы, как важнейшего региона страны и в культурном созвучии России
в целом.
Вице-президент Российской Академии Художеств, Академик Российской Академии
Художеств Андрей Золотов: «Дорогие присутствующие!
Действительно, это слово очень подходит сейчас, потому что мы присутствуем
при важном, я бы сказал, нравственном событии. Не только художественном, но
именно нравственном.
Для Российской академии Художеств, членом которой был Николай Константинович
Рерих - это драгоценный факт нашей художественной жизни.
То, что появилась эта маленькая, но очень впечатляющая мраморная доска на улице,
которая названа честь Николая Рериха - это очень важно, это имеет свое, я бы сказал,
сердечное значение.
Почему? Ну, во-первых, Москва такой город, который многое помнит… Многое вспоминает
и отмечает.
И то, что усилиями Фонда Елены Ивановны Рерих, благоволения местных властей здесь
теперь написано имя Николая Рериха на улице - важно и просветительски полезно: люди,
проходя по этой улице, узнают и вспоминают Николая Рериха…
Наша информация о замечательных людях драгоценна.
Поднимая память о лучших людях, укрепляем любовь к Отечеству! Вот мы сегодня тоже,
сосредотачиваясь на памяти о лучших людях, укрепляем любовь к Отечеству.
Николай Рерих совершенно удивительная личность. И для нас он очень дорог. Прежде
всего как художник. Именно художник, который стал крупнейшим и значительным
культурным деятелем. Художник, который мыслил не только о своих работах, своих
картинах, но и о Творчестве в самом высоком, и потому всемирном значении.
Мы переживаем сейчас радостное событие.
Мы должны очень уважать друг друга, и уважать наших культурных деятелей, и
благодарить Бога за то, что так много талантливых людей родилось в России».
Посол Доброй воли ЮНЕСКО, академик Российской Академии Художеств, сопрезидент
общественного движения «Сбережение народа» Александра Очирова: «Добрый день,
дорогие друзья, люди, которые знают, любят и понимают это великое имя (Николай Рерих
– ред.) в истории нашей страны, в истории мировой цивилизации.
Мне приходилось очень много на разных площадках вспоминать это великое имя, но вот
творчество как художника, как философа, как археолога, как путешественника, как
великого русского человека. Я хочу сказать, что это не только одно из самых ярких и
смелых имен, что это очень современный мыслитель, потому что его знаменитый
одноименный «Пакт Рериха», который всему человечеству известил о том, каким образом
нужно относиться к великому культурному наследию любого народа для того, чтобы
сохранилась цивилизация, которая, по его мнению, имеет такое оберточное значение
вокруг Культуры, а культура изначально появилась в жизни человечества.
Культура на самом деле самая смыслообразующая сфера, и сегодня культура имеет
несколько тенденций. Я не могу сказать, что те смыслы, которые изначально имели
вектор в ее развитии, был направлен внутрь человека, внутрь человеческой личности, и
именно так и должно быть, так формировались все ценности, что она (Культура – ред.)
сегодня и в связи с теми обстоятельствами, которые есть в современном мире, и с
формой управления этого мира, и с отношением к истине, к нравственности, к духовным и
нравственным ценностям, она претерпевает трансформацию своих форм, множит свое
многообразие, которое не всегда направлено внутрь человеческой души. Я хочу сказать,
что глобализация, с которой мы сталкивались, и на это нужно обратить внимание всем и
каждому, она убивает культурную идентичность, и убитая идентичность, она никогда не
сможет организовать субъектность жизни каждого отдельного человека, каждого народа,
и всех вместе, как человеческий цивилизаций, которая постепенно теряет свое
человеческое лицо.
Я бы очень хотела, чтобы гуманитарная модернизация, которой я пристально занимаюсь,
а она в рядах, так сказать, тех имен, на которые могла бы опираться при поддержке всех
здравомыслящих, образованных и нравственных людей, вернулась к тем ценностям, как и
гуманитарная наука, которая, к сожалению, перестала анализировать мир и человека с
помощью категории. И я надеюсь, что так и будет, и истина, нравственность и культура
обретут свое стратегическое значение, вернувшись к стратегическому пониманию этих
вещей, которые были в культурном наследии Рериха.
Я низко кланяюсь этому великому имени и хочу, чтобы никто, ни ученые, ни люди разных
профессий, ни те, кто обладает той ответственностью, которая сегодня равна
безопасности нашего мира, это имя не забывали. А Россия, чтобы гордилась тем, что
Рерих открыл Восток Западу. Я желаю всем добра. Помните это имя»…
Начальник Управления развития социальной сферы Префектуры Северного
административного округа города Москвы Роман Романов: «Это значимое событие, как
для города, так и для нашего округа. Хотел бы выразить признательность за эту
инициативу и ее реализацию Благотворительному Фонду имени Елены Рерих. Нам очень
гордо за то, что на нашей территории, на территории нашего округа, такого большого
района, как Сокол, располагается улица великого деятеля культуры».
Глава муниципального округа Сокол в городе Москве Светлана Ковалева: «Улица, на
которой мы с вами находимся, долгое время не имела официального названия и
именовалась Безымянный проезд. Но ее соприкосновение с поселком Сокол, где все
улицы названы именами художников, не могло не остаться незамеченным. И
предложение присвоить улице имя русского живописца, художника Николая
Константиновича Рериха, которое поступило в 2016 году, было поддержано. Район Сокол
удивительным образом объединил в себе судьбы многих легендарных, творческих,
уникальных, незаурядных личностей, которые жили здесь в разное время или работали,
которые внесли вклад в процветание нашей страны. В память о них установлены
почетные доски, установлены памятники. И я вижу символичность в том, что именно на
территории района Сокол, района, имеющего богатую историческую справку, района,
имеющая огромное количество объектов культурного наследия, мы открываем доску
человеку, чья идея, инициатива была сохранение народного культурного исторического
наследия. Мне очень радостно сегодня, что на территории нашего района увековечено
еще одно имя».
В 1926 году на маршруте своей Центрально-Азиатской экспедиции выдающийся русский
художник Николай Константинович Рерих вместе с супругой Еленой Ивановной и
старшим сыном Юрием посетил Москву. Одним из мест пребывания Рериха в столице
стал коттеджный поселок Сокол, основанный в начале 20-х годов прошлого века на ее
окраине, в районе села Всехсвятское. Это живописное место больше известно как
«поселок художников», улицы которого в 1928 году были названы в честь
прославленных русских мастеров: Шишкина, Врубеля, Сурикова, Брюллова и др.
Здесь также жило немало известных советских живописцев, а в проектировании
уникальной экспериментальной застройки участвовали архитекторы: братья Веснины,
И.И. Кондаков, Н.В. Морковников. Курировал строительство крупнейший зодчий России
Алексей Викторович Щусев – сокурсник Н.К. Рериха по Императорской академии
художеств. Их связывали не только теплая дружба, но и целый ряд творческих проектов,
в том числе создание Анастасиевской часовни в Пскове.
Согласно историческим хроникам во время посещения Москвы Рерих приезжал в
поселок Сокол в гости к писательнице А.Ю. Макаровой. Данное обстоятельство дало
основание Правительству Москвы переименовать в 2016 году безымянный проезд в
окрестностях поселка. Так между Малым Песчаным переулком и Волоколамским шоссе
появилась улица Николая Рериха, 150-летие со дня рождения которого широко
отмечается в этом году".https://pikabu.ru/
…Что ж,лиха беда начало!Верю- будет и продолжение!
В.Н.
************
НЛО над Гималаями и удав,
несущий гибель:150
лет со дня рождения
выдающегося художника Николая
Рериха
Николай Рерих прожил не такую уж длинную жизнь - всего 73 года. Но, когда
читаешь его биографию, кажется, что он провел на этом свете лет триста:
количество сделанного, организованного, написанного им огромно. Ученый,
искусствовед, поэт, путешественник, мистик, художник только картин в своей
жизни написал несколько тысяч. Одних видов Гималаев у него наберется
больше, чем у среднестатистического путешественника с фотоаппаратом. Он
вызывал восхищение у людей в диапазоне от Горького до Индиры Ганди и от
Гумилева до Путина. Выбрать из его полотен пять - задача невероятно сложная,
но мы постараемся.
«Восстал род на род» («Гонец»), 1897
Первая знаменитая картина Рериха, написанная, когда ему было 23 года - и,
несомненно, одна из лучших. Он страстно увлекался историей Древней Руси и
собрался создать цикл из 11 картин про славян и варягов. Он открывался
именно этим полотном, вдохновленным строками из «Повести временных лет»:
«Не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали
воевать друг с другом» (после этого славяне и призвали на царство Рюрика с
братьями).
Рерих представил картину на выставке в Императорской Академии художеств.
Критики в основном были в восторге. Один так описывал полотно: «Картина г.
Рериха представляет городище на берегу реки. Из-за строений таинственно и
величаво выплывает полумесяц. Все тихо. Природа уснула. Погрузились в
безмятежный сон и жители городища. В одном только жилье еще не спят:
мерцает огонек. По тихой, как бы застывшей реке плывет ладья; в ней двое
мужчин. Один из них гонец, несущий важную весть, что восстал соседний род и
идет войною на жителей городища… Невольно ждешь, что пройдёт еще один
момент, ладья причалит к берегу и, как только гонец сообщит свою весть, мигом
восстанет все селенье, запылают костры, и вся местность вокруг, озаренная
непривычным ярким светом, проснется от тихого, мирного сна…»
К начинающему художнику подошел знаменитый коллекционер Павел
Третьяков и спросил: «Отдадите «Гонца» за 800 рублей?» Вообще он стоил
тысячу, но «о чем говорить!» Еще Рерих вспоминал: «Пришел Третьяков ко мне
наверх в мастерскую. Расспрашивал о дальнейших планах. Узнал, что «Гонец.
Восстал род на род» - первая из серии «Славяне». Просил извещать, когда
остальные будут готовы. Жаль, скоро умер и серия распалась».
«Заморские гости», 1901
В 1899-м Рерих сам проплыл по части пути «из варяг в греки» (Балтийское море
- Нева - Ладога - река Волхов - Ильмень) и был потрясен: «Чудно и страшно
было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко
богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую
Шелонскую битву…» Самым значительным результатом этого путешествия стали
«Заморские гости» - картина, задуманная чуть позже, во время поездки в
Париж, и приобретенная уже не Третьяковым, а самим Николаем II для
Царскосельского дворца. (Вообще, к тому моменту, как замечал один
журналист, полотна Рериха буквально «расхватывали»). Варяжская ладья
привела публику в восторг. «Чрезвычайно стильны «Заморские гости»,
приобретенные Государем Императором. Они так пестры, так нарядны» -
восхищалось «Русское слово», в то время как критик «Санкт-Петербургских
ведомостей» ворчал: «на мой взгляд, картине желателен более яркий колорит...»
Хотя куда уж ярче.
«Половецкий стан», 1909
Рерих работал и в театре, и там главным его произведением стал задник
«Половецких плясок» для «Русских сезонов» Сергея Дягилева. Самый
знаменитый фрагмент оперы Бородина «Князь Игорь», поставленный Михаилом
Фокиным в виде самостоятельного балета, 10 мая 1909 года произвел в Париже
фурор. Не в последнюю очередь благодаря рериховскому заднику размером 10
на 23 метра, окружавшему сцену полукругом. Александр Бенуа писал: «…
декорация производила громадное впечатление. Созданный Рерихом по
«принципу панорамы», лишенной боковых кулис, этот фон с его золотисто-алым
небом над бесконечной далью степей, с его дымами, столбами
подымающимися из пестрых кочевых юрт, — это было то самое, что здесь
надлежало быть!..» Небо на самом деле зеленовато-голубое, - похоже, это
аберрация памяти, хотя, может, и нет: Рерих несколько раз оформлял декорации
для «Князя Игоря», среди его эскизов есть «Половецкие станы» и с желтым, и с
зеленым, и с синим, и с алым небом. В 2020 году полотно было приобретено для
Третьяковской галереи, была проведена тщательная реставрация, о которой
много писали - и в результате оно стало «звездой» выставки, проведенной к
150-летию художника в 2023-2024 годах.
«Град обреченный», 1914
Рерих верил в возможность предсказаний: в частности, писал в «Шамбале», что
неизбежность Первой мировой войны была установлена ламами в монастыре
Ташидинг (они гадают по чаше, куда наливается вода - чаша запечатывается и
укутывается священными тканями, а потом, через год, вода в ней либо
прибывает, либо убывает). Но и сам Рерих, как считается, предугадал войну в
цикле своих полотен: не случайно Горький потом называл его «величайшим
интуитивистом современности». На апокалиптических картинах Рериха
середине 1910-х годов - огненные ангелы («Ангел последний»), кровавые тучи
над старинным замком («Зарево»), гигантский змей, проснувшийся среди гор
(«Крик змия»). А полотно, названное «Град обреченный», великий пролетарский
писатель захотел приобрести - и получил в подарок. В 1914 году змей,
обвивающий город в горах, казался очень страшным (сегодня он, конечно,
немного напоминает Удава из «38 попугаев»). Так или иначе, с грядущей
мировой катастрофой Рерих угадал. А название его полотна потом
позаимствовали для своего знаменитого романа братья Стругацкие.
«Канченджанга», 1944
Японец Хокусай создал знаменитую серию гравюр «Сто видов Фудзи». Рерих
превзошел его, написав много сотен видов Гималаев и особенно Канченджанги
- горного массива, в состав которого входит третья по высоте гора в мире, так
называемая Канченджанга Главная. При жизни Рериха ни один альпинист не
смог ее покорить, это случилось только в 1955-м.
Рерих впервые увидел эти горы в детстве на репродукции картины, висевшей в
его доме (по крайней мере, он был потом убежден, что это была именно
Канченджанга). Его восторг при виде оригинала трудно описать. «На вершинах
Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов
лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин
Кинчинджунги (это устаревшее написание. - Ред.) и сказал: «Там находится вход
в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные
ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное
место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там...» - писал Рерих в книге
«Шамбала». Эта волшебная страна завораживала его; некоторые биографы
считали, что он видел в ней индийский вариант Града Китежа, только реально
существующий и поныне. Во время своих походов по Гималаям Рерих однажды,
«задолго до психоза с летающими тарелками», увидел НЛО - плывущее
сферическое тело - и расценил это как несомненный «знак Шамбалы».
https://dzen.ru/kpru
************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
11 октября 2024 года
Свидетельство о публикации №224101100112