Суть неомарксизма кратко
Несмотря на бурный рост технического могущества - а школьные годы автора были временем, когда не было компьютеров и принтеров, смартфонов и цифровых камер, ксерокопии и банковских карт, без которых немыслима жизнь современного человека - общество не может преодолеть остро стоящие перед ним проблемы: экономический кризис, бедность, коррупция, все-общая ненависть и состояние "войны всех против всех".
Многие мыслители бьются в тщетных попытках найти ответ на два главных вопроса: в чём причина такого плачевного со-стояния и как преодолеть данную ситуацию. Более того, многие настолько "вросли" в данную ситуацию, что данные вопросы их не волнуют, а ответ на оба вопроса дают простой: такова жизнь, тут ничего не изменишь, это естественный порядок вещей!
Если это и так, то верно ли, что это не проблема? Верно ли, что это состояние - навечно, и условия не изменятся в будущем, может быть, уже недалеком? В лучшую сторону! А может быть, в ещё худшую?
Можем ли мы надеяться на изменения в лучшую сторону?
Наше общество "рыночной демократии" кажется нам таким естественным! И оно действительно есть прогресс по сравнению с предшествующим феодализмом.
Одним из идеологов нынешнего общества стал Жан-Жак Руссо.
Он задаётся вопросом: какова наилучшая модель государственного управления?
Слово «демократия» он прямо не употребляет, но явно характеризует ее как
«народ на собрании».
И через абзац пишет:
«Народ на собрании!- скажут мне,- какая химера!»
И далее:
«Подлые рабы насмешливо ухмыляются при слове «свобода»».
Что же заставило Ж.-Ж. Руссо написать эти слова?
Думается, только одно: были скептики, для которых наше общество было непривычным, и они были уверены в его невозможности.
Жан-Жак Руссо оказался прав, смелость его мысли не помешала, а помогла ему увидеть истину.
С тех пор прошли столетия. Времена изменились.
Не открылись ли для нас вследствие этого новые горизонты свободы? Не находимся ли мы в положении таких же скептиков, которые по глупости и слепоте своей отвергают некоего провозвестника этих новых горизонтов, как современники отвергали Ж.-Ж. Руссо?
Забегая вперед, скажем: да, так и есть!
Но обо все по порядку.
Наше поколение опасается изменений в худшую сторону?
Наше поколение было воспитано на идее примата прав человека, его свободы. Даже объявили о конце истории. С этих позиций СССР критиковался как "тоталитарное государство". Но оказалось, что, уничтожив советскую систему, не только не решили проблем, ради чего СССР критиковали и уничтожали, но и усугубили их! Это если сравнивать с нынешним состоянием общества. А теперь наметилась очевидная тенденция легко нарушать права человека ради интересов государства, которые к тому же все чаще стали трактоваться как необходимость участия в кровопролитных войнах! Из-за чего конец истории отменили: еще не конец - еще не всех, кого надо, победили.
Кто-то вообще считает, что «человек человеку волк» - это закон жизни, техника и цивилизация – это всего лишь приспособление для межвидовой и внутривидовой борьбы - чуть более сложное, но принципиально не отличающееся от когтей и клыков хищников.
Вообще говоря, этот вопрос уже давно решен мыслителями прошлого.
Да, человек – биологически есть животное, да, человек способен вести себя как хищное животное. И при встрече с хищным животным поведение хищника – единственно возможный способ выжить. Но в человека заложены сострадание и любовь, интеллект, способность и потребность творить и испытывать наслаждение от творчества! Не испытать всего этого и прожить жизнь хищного животного - не менее жалкое зрелище, чем почти растительная жизнь полупарализованного инвалида, прикованного к инвалидной коляске.
Есть, есть проблема!
Есть и вопрос: является ли такое состояние неизбежным или преодолимым?
Советский социальный эксперимент был попыткой на практике изменить жизнь к лучшему, и этим заслуживает уважения независимо от результатов.
Как говорят, кто не жалеет о гибели СССР - тот не имеет сердца, кто не жалеет и мечтает вернуться – тот не имеет ума. Трудно выразиться точнее!
Кто же прав – сторонники или противники СССР? И те, и другие заблуждаются, видят свою долю истины и игнорируют те несоответствия истине, на которые справедливо указывают их оппоненты.
СССР был честной попыткой изменить жизнь к лучшему, и этим заслуживает уважение. СССР не был царством свободы, но потому, что ушел от буржуазной демократии, а потому, что со-хранил слишком много ее черт. Кто придумывает о якобы особо тираническом режиме, существовавшем в СССР, тот находится в плену буржуазных пропагандистских мифов об СССР и одновременно с этим смотрит на западную цивилизацию сквозь недостаточно прозрачные розовые очки.
Это как люди в комнате, где находится цилиндр, который на одну стену отбрасывает тень в форме круга, а на другую – в форме прямоугольника, спорили бы об истинной форме цилиндра, ссылаясь каждый на ближайшую к нему тень.
СССР погиб, и это добавило убедительности противникам коммунистической идеи.
Вопросы: почему так и что делать – актуальны!
И никто не подозревает, что ответы на оба вопроса уже существуют! Более того, они опубликованы уже давно, они лежат в открытом доступе.
И только в силу удивительного стечения обстоятельств эти ответы ещё неизвестны широкой публике!
Да собственно, всего две причины.
Первая состоит в том, что идеи данного мыслителя и его ближайших последователей слишком опередили свое время, как идеи Циолковского или Леонардо да Винчи.
Он лишь силой своего гения предсказал то, что мы, нынешние, можем видеть воочию. Из-за этого его язык местами туманен, формулировки не точны - ведь в его время не было соответствующих понятий, он выражал идеи о будущем, далеком для него, в доступных в его время понятиях.
Он прямо говорит, что все это возможно лишь при соответствующем, чрезвычайно высоком уровне развития технологий.
Чрезвычайно высоком – это как? Очень просто: это по меркам его времени.
Этот уровень технологий достигнут уже сейчас!
И это лишь первая причина, а есть и вторая.
Его идеи пытались опробовать на практике. И тоже - преждевременно, преждевременно с точки зрения его же теории. Была политическая сила, которая подняла его на знамя. При том что он сам не призывал
пытаться реализовать его идеи, пока для этого не созрели объективные условия. Ибо его идея представляет собой научную концепцию, а любая научная концепция имеет границы применимости.
Но данная политическая сила, по выражению одного современного автора (С. В. Метик), приняла решение удушить его в объятиях.
Мыслитель этот широко известен.
Думаете, что и его идеи широко известны? Широко известна реклама его идей. Широко известна критика его идей. Но и в том, и в другом случае мы имеем дело с рекламой и критикой НЕ ЕГО идей, а их ИНТЕРПРЕТАЦИЙ, далеких от адекватности.
Такое положение не ново в истории философской мысли.
Так, Эпикур проповедовал РАЗУМНОЕ отношение к материальным благам и чувственным наслаждениям – а ему приписали ГЕДОНИЗМ, т.е. ФЕТИШИСТСКОЕ отношение к ним. Дж. Бентама, провозгласившего наибольшее СЧАСТЬЕ наибольшего числа людей высшим благом и высшим критерием ПОЛЬЗЫ - обвинили в проповеди ценностей УТИЛИТАРНОСТИ.
А мыслитель, о котором речь идет здесь - возможно, читатель уже догадался, кто это? Это Карл Маркс.
Еще раз! Вы знаете этого мыслителя. Что значит – вы знаете его имя – но не более того! Широко известны и реклама и критика его идей. Это НЕ ЕГО идеи, а их неадекватные интерпретации.
Вы НЕ знаете идей Маркса!
В силу описанных выше причин.
Задача перед нами стоит - открыть удивительный мир идей Маркса, столь опередивших свое время, столь актуальных ныне, очищенных от советских стереотипов.
Что не означает, что автор неуважительно относится к советскому прошлому, к строителям СССР.
Но оценки – это одно, а разбор полетов – это другое. Разбор полётов необходим независимо от уважения к пилотам и их достижениям. В то же время реализовывать следует именно идеи Маркса, а не восстанавливать советский строй в неизменном виде.
Говорят об идеях Маркса – а подразумевают догматы нежизнеспособной советской идеологии.
Дело в том, что общество по Марксу представляет собой новую общественно-экономическую формацию.
Что подразумевает 2 вещи:
- заметно бОльшую экономическую эффективность нового строя по отношению а прежнему;
- наличие механизмов устойчивости, исключающих возможность перерождения нового общества в прежнее.
В СССР большая экономическая эффективность не проявилась по сравнению капитализмом - точнее, проявилась бы, если бы советское общество модернизировать по Марксу - что получилось бы путём внедрения системы ОГАС академика Глушкова. Это был шанс не просто спасти СССР, но и выиграть экономическую гонку с западным капиталистическим миром;
- механизмами устойчивости, предусмотренными Марксом, советское общественное устройство также не было "оснащено". Что и привело к гибели СССР.
Это произошло потому, что не созрели объективные условия, делающие возможным сформировать более прогрессивную экономическую систему и эти механизмы устойчивости.
Но условия, не созревшие тогда, созрели сейчас. Попытку по-строения новой общественной формации, если бы ее предпринять ныне, ожидали бы неплохие шансы на успех.
Советская интерпретация была ошибочной, потому что в то время не было технологий, позволявших воплотить идеи Маркса. Тогда идеи Маркса казались утопией не безосновательною. Правота Маркса стала очевидной только сейчас.
Но советские стереотипы мешают увидеть, насколько современно звучат идеи Маркса, насколько они актуальны ныне.
Вот как это работает.
Автор блога в дискуссиях с многочисленными комментаторами имел возможность убедиться, насколько извращенное представление об идеях Маркса породили в массах советские стереотипы.
Вопрос
Зачем нужна коммунистическая идея? Почему вы говорите, что гибель капитализма неизбежна?
Кто сказал, что это справедливее, чем капитализм?
Ответ
Задача придумать более справедливую систему, чем существующая, и заменить ею систему, объявляемую не справедливой - не стоит.
Капитализм погибнет не потому, что придумана более справедливая система, а потому, что он исчерпал себя экономически. Кризис добьет капитализм. А коммунизм возможен, потому что это более эффективная экономическая система, которая основана на других принципах, и которая успешно решает те экономические проблемы, от которых терпит кризис и в результате неизбежно погибнет капитализм.
Отсюда…
Вопрос
Как можно говорить о большей эффективности коммунизма по сравнению с капитализмом, если теория Маркса опробована советской практикой? Были многочисленные попытки, и ни одна не увенчалась успехом. Практика - критерий истины- это марксистский тезис. Цепляться за не прошедшие апробацию практикой идеи Маркса – это выглядит тупым фанатизмом и слабостью, неумением признавать свои ошибки
Ответ
Это не более чем советские стереотипы.
Советская идеология есть не марксизм, а его ошибочная интерпретация. Советская практика действительно показала ошибочность реализуемой теории. То есть показала ошибочность и нежизнеспособность советской идеологии.
Что до теории Маркса, то против Октябрьской революции были меньшевики с Плехановым во главе. Кто такой Плеханов? Классик марксизма! Почему он был против? Исходя из теории Маркса! С марксистской точки зрения, условия для построения социализма в России тех времен не созрели! Более того, сам Маркс в переписке с Верой Засулич вовсе не звал к революции в отсталой России!
Таким образом, СССР строился не по Марксу, а вопреки к Марксу. Значит, советская практика не опровергает теорию Маркса.
Более того, в "Анти-Дюринг" Энгельса рассматривается "со-циализм" типа советского как типичная ошибка и говорится, что он нежизнеспособен и неизбежно выражается в капитализм! Таким образом, СССР не только строился не по Марксу, но и погиб строго по Марксу. Следовательно, советская практика есть не опровержение, а подтверждение теории Маркса.
Зато в том, что в СССР было по Марксу, то показало все раз экономическую эффективность. Благодаря плановой экономике СССР стал супердержавой – лидером полумира в экономической, политической, научной и культурной сферах. Ни до, ни после советской системы Россия супердержавой не была. Великая Депрессия СССР не коснулась.
В это самое время в СССР также возник голод. Что было обусловлено:
- отсталостью России , неразвитостью ее производительных сил и, как следствие – нехваткой буквально всего;
- реформами, когда в стране, большинство которой составляли крестьяне – большинство крестьян переехало в города: т.е. сократилось число кормильцев и возросло – число голодных ртов;
- на это наложилась засуха.
Т.е. в СССР голод возник закономерно и никак не свидетельствует о неэффективности советского строя. Советский строй был призван положить конец подобным безобразиям. В отличие от СССР, в странах Запада кризис возник на базе изобилия – рыночек порешал, цены друг с другом не сошлись – что даёт убийственную характеристику экономической эффективности капитализма.
Отсюда…
Вопрос.
Как можно утверждать, что плановая экономика эффективнее рыночной решает ее проблемы, если СССР погиб, будучи не в силах справиться в том числе с экономическими проблемами, не превзойдя капиталистические страны в экономическом отношении и не выдержав жкогомич5сеой нагрузки гонки вооружений?
Ответ
Достоинства плановой экономики проявляются именно в плановой экономике, а система управления экономикой СССР была не плановой, а командно-административной. Для построения социализма во времена раннего СССР не созрели условия. В частности это значит, что для возможности тогдашнего уровня технологий не позволяли обеспечить систему планирования необходимым инструментом, что и делали бы плановую экономику плановой, а не командно-административной. Речь идёт о системе ОГАС академика Глушкова – полностью цифровой нетоварной экономике. Согласно расчётам академика Глушкова, такая система окупилась бы за 3 пятилетки, после чего СССР перегнал бы в своем развитии самые развитые капстраны. Экономическая мощь, богатство СССР возросли бы кратно. Но это означало бы переход к новой общественно-экономической формации – коммунизм был бы построен не в лозунгах, а в реальности. Разумеется одно дело - провозглашать лозунги о строительстве коммунизма и сажать в тюрьмы критиков. И совсем другое дело – от лозунгов перейти к практическому осуществлению. Коммунизм привёл бы к немыслимому экономическому прогрессу и росту благосостояния страны и каждого гражданина. Но это же уничтожило бы привилегии партноменклатуры. Общество, в котором бы все оказались, стало бы лучшим и более счастливым обществом, таким обществом, где никто гарантированно не окажется за бортом. Но в таком обществе партноменклатура стала бы не привилегированной прослойкой, а равными среди равных. Вместо этого партноменклатуры выбрала старый, задыхающийся от кризиса и бессмысленной войны всех против всех капитализм – но при этом заняла в нём положение господствующего класса.
Отсюда…
Вопрос
Как насчёт устойчивости?
Один оппонент сформулировал его так.
Как строить социализм - как к нему прийти и что именно строить - теперь понятно. Остаётся нерешённым вопрос: как обеспечить его устойчивость?
Ответ
Вопрос некорректен, ибо базируется на ложных исходных посылках.
Социализм - это первая фаза коммунизма. Коммунизм - это новая общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация обладает характерными для нее механизмами устойчивости. Благодаря им само-произвольное перерождение в предыдущую формацию, т.е. коммунизма, пусть и на стадии социализма - в капитализм - невозможно.
Тогда почему же погиб советский социализм?
Ответ неожиданный. Вопреки пропаганде советских идеологов, в СССР социализм так и не был достигнут.
То что было построено, не было социализмом, т.к. не обладало теми механизмами устойчивости, которые делали бы данный строй социализмом.
Социализм не был построен, потому что не было тогда объективных условий.
То, что было построено в СССР , было переходным периодом от капитализма к первой фазе коммунизма - социализму.
Этот капитализм функционировал в интересах широких масс трудящихся, как справедливо сформулировала советская пропаганда, или в интересах класса пролетариат, если пользоваться научной (социологической) терминологией Маркса. Эта направленность обеспечивалась исключительно субъективным фактором - самоотверженностью Ленина, Сталина и их соратников.
Закончился субъективный фактор - закончилось и функционирование советской системы в интересах трудящихся. Был взят курс на по-строение капитализма в интересах партноменклатуры, которая заняла в этом капитализме положение господствующего класса.
Но условия, не созревшие тогда, созрели сейчас.
Поэтому, если бы попытка построения новой формации про-изошла бы ныне, ее ожидали бы отличные шансы на успех.
Отсюда…
Вопрос
А стоит ли специально бороться за коммунизм? Почему бы не предоставить социальным процессам речь естественным путём?
Ответ
Потому что капитализм исчерпал себя экономически. Он по-гибнет с коммунистами или без них. Социальный организм болен кризисом капитализма. Причина кризиса в том, что устарела сама основа капитализма - товарно-денежные отношения: деньги, бывшие когда-то стимулом производства, нынешние справляются с ролью регулятора усложнившегося производства и более ничего, кроме кризиса, породить не могут.
Это также уничтожает экономическую основу пресловутых капиталистических демократии и прав человека: материальные стимулы к труду также перестают работать. Останется лишь силовой стимул, как при рабовладении или феодализме. Силовые стимулы к труду при современном высокотехнологическом производстве - это фашистский трудовой концлагерь или современная тюрьма.
Отсюда…
Вопрос
Практика опровергает ваши слова. Посмотрите цепочку: рабовладение - феодализм - капитализм и отдельные его стадии. Налицо движение в сторону увеличения свободы и гуманизма. Рассмотрение экономических интересов также противоречит выводу об угрозе фашизма. Капиталисты заинтересованы в увеличении покупательной способности трудящихся, чтобы расширить сбыт своей продукции
Государству также экономически невыгодны лишние издержки на тюрьмы и охрану.
Ответ
Насчёт издержек - есть один неучтенный фактор. Классовая борьба. Ее наличие дорожает демократию и делает безальтернативными издержки на атрибуты тоталитаризма.
Насчёт интересов в увеличении покупательной способности и тенденции к гуманизму - так всё выглядит лишь на первый взгляд.
В действительности же буржуазная демократия, которой нынче гордится Западная цивилизация, и тот высокий уровень жизни трудящихся Запада, которой нынче является предметом зависти остального мира:
- по поводу экономической эффективности и богатства Запада - вспомним объяснение К. Леви-Стросса:
"Запад создал себя из материала колоний"
-что до того, что эти богатства оказались направлены на благосостояние самих трудящихся - то это случилось не само собой, а было вырвано у капиталистов Запада "под дулом пистолета", а конкретнее - под влиянием примера СССР.
Западные капиталисты поняли, что их могут смести свои же трудящиеся революцией типа Октябрьской, и - после неудачной попытки реванша уничтожить СССР силами финансируемого западным миром Гитлера - заплатили классу пролетариев контрибуции, как обычно делает побежденная сторона - в виде высокого уровня жизни и соблюдения их прав де-факто, а не лишь де-юре.
До этого "демократии" Запада больше походили на античные рабовладельческие демократии. Соответственно, капиталисты предпочитают получать выгоды со своих трудящихся не за счёт повышения их уровня жизни, а значит, и их покупательной способности, а за счёт их нещадной эксплуатации.
Теперь, когда с гибелью СССР исчезла и пресловутая "коммунистическая угроза", капитализму ничто не мешает сосредоточиться на повышении всеобщего благосостояния, уровня жизни. Но во всем мире наблюдается обратный процесс - урезаются зарплаты и социальные пособия, "закручиваются гайки" полицейских мер.
И каждый раз находятся новые виновные: теперь, после коммунистов - мусульмане, Россия и президент Путин.
Тут не коммунистическая угроза мешает, а всё как раз наоборот: полицейские ушли - грабители распоясались
Потому что экономический интерес капиталистов - получать прибыли от эксплуатации и военных поставок. Для чего те собирают приход к власти фашистов. Поэтому бесполезно пытаться улучшить жизнь, пока капиталисты у власти. Нужно уничтожить капиталистическую систему, диктующую капиталистам интересы капиталистов, и отстранить от власти капиталистов, не мыслящих, как можно управлять иначе и с иными целями, чем путём и ради военных агрессий и эксплуатации.
Отсюда...
Вопрос
Вернёмся к ценностной составляющей коммунистической идеи.
Не лучше ли максимально оттягивать наступление коммунизма? Ведь что придёт на смену умирающему капитализму? Коммунистическая система. Пусть вы доказали, что лучшей альтернативы нет (есть худшая - фашизм), но что, если сравнить с тем, что было при капитализме? Капитализм - это демократия, правовое государство и общество потребительского изобилия. А коммунизм достигает своих целей тем, что сам Маркс назвал "диктатурой пролетариата". И что же тут хорошего?
А ведь пролетарии, рабочие - это не самый образованный слой населения.
А тем более диктатура, тем более пролетариата.
Мы видели диктатуру пролетариата на практике при Советской системе. Сталинская диктатура и ГУЛАГ, и последующая якобы "оттепель", а на самом деле - выборы с ЕДИНСТВЕННЫМ кандидатом в бюллетенях и ограничения свободы слова. Характерно, что СССР стал супердержавой именно при Сталине, а процессы его деградации стали появляться после его смерти. Подневольный труд никогда не может быть эффективен, будь то хоть рабовладельческая общественная формация, сменившаяся феодализмом, хоть "диктатура пролетариата", когда "военный коммунизм" сменился НЭПом, а нерыночная сталинская экономика - Косыгинской реформой, увеличившей роль рыночных механизмов в хозяйстве страны.
Выходит, рынку альтернативы нет, а план годится лишь на короткие периоды когда для преодоления кризиса необходимы мобилизационные меры, но вне этих периодов основанная на плановом управлении экономика теряет свою эффективность, де-градирует. Сами коммунисты своими действиями подтвердили это, что бы ни декларировали в своей пропаганде.
Если даже верно, что гибель капитализма неизбежна, а единственной альтернативой является фашизм, тогда следует признать, что времена свободы уходят в прошлое, и будущее общество будет антигуманным порядком ограничения свободы...
Ответ
Здесь снова имеем нагромождение ошибок.
- Начнём с конкретно-исторического опыта СССР.
При Сталине действительно наблюдалась высшая за всю историю СССР экономическая эффективность. Но объяснялось она не репрессиями, а другими явлениями, происходившими при Сталине. При Сталине было много частных артелей, были даже частные электростанции. Все они были национализированы поз-же - при Хрущеве.
Форма оплаты труда даже на государственных предприятиях широко применялась та, что зарекомендовала себя как эффективный стимул к труду при капитализме - сдельщина.
Как видим, при Сталине широко практиковалась буржуазные стимулы к труду.
Значит ли это, что Сталин не верил в коммунистическую идею и признавал безальтернативность капиталистических стимулов?
Нет, дело не в Сталине, а в уровне развития производства того времени. Марксизм - это наука. Никто не говорит, что коммунизм можно построить при любых условиях. Большевистский социальный эксперимент слишком опередил свое время. При Сталине степень автоматизации труда была слишком низкой. Материальные стимулы для выполнения такого труда необходимы. По мере того как труд становился все более автоматизированным, и доля квалифицированных профессий росла – росла и доля мест, где применялась повременная оплата труда. Потому что квалифицированную работу трудно оценить так однозначно, как, скажем, глубина выкопанной ямы или квадратура выложенной плитки - например, идею не оценишь количеством листов ее описания.
Вторую же и главную причину того, отчего сталинский СССР стал супердержавой, а экономика последующих периодов СССР сталкивалась с трудностями, объяснил академик Глушков. С управлением более простым производством времен Сталина легко справлялся небольшой штат управленцев того времени.
Для усложнившегося же производства уже 60-х годов по расчётами академика Глушкова, для сохранения уровня планируемости, свойственного советской экономике времен Сталина, требовался бы управленческий аппарат численностью, заведомо превышающей численность населения СССР. Разумеется, при использовании архаичного инструментария, свойственного временам Сталина. Применение системы ОГАС академика Глушкова позволило бы получить более эффективно управляемую плановую экономику, задействуя небольшой штат плановиков.
Вот две причины эффективности сталинской экономики, а вовсе не репрессии.
Сейчас, когда производство еще более усложнилось, применение компьютеров, объединённых в аналог системы ОГАС - для плановой экономики еще более актуально.
Это и есть экономический базис коммунизма – более прогрессивной общественно-экономической формации. Её бОльшая эффективность по сравнению с капитализмом – закономерна и естественна.
- Пролетарии – это не только рабочие. Маркс и Ленин имели в виду прежде всего рабочих, потому что в их времена интеллигенция была такой же привилегированной прослойкой, какой ныне являются менеджеры высшего звена. Вообще же принадлежность к классу (пролетариат) – определяется отношением к собственности на средства производства, а не профессией. Пролетарии – это любые наемные работники, живущие не на прибыль с бизнеса, а на зарплату. То есть, кроме рабочих и заводских инженеров, сюда относятся и менеджеры, и министры. Разумеется, не все пролетарии имеют пролетарскую, коммунистическую, психологию.
- Диктатура пролетариата – это то не коммунизм, а этап его построения. Это временно – лишь способ преодоления сопротивления капиталистов при его построении.
Коммунизм – это общество где люди трудятся качественно, бесплатно и добровольно, ибо увлечённо. Для мотивирования людей коммунистического общества трудиться диктатура пролетариата была бы просто излишней.
Отсюда…
Вопрос
Но это же несерьезно!
Как можно этот набор характеристик коммунизма будущего воспринимать всерьёз?
Как возможно общество без денег? Будем на рынке штаны на часы менять?Вернёмся к натуральному хозяйству?
Как можно ожидать, что исчезнут воровство и взяточничество?
Что заставит людей трудиться качественно, бесплатно и добровольно?
Бытие определяет сознание? Проходили это уже - в СССР. Даже в условиях социализма наблюдались бесхозяйственность и халатность, пропаганда не разбудила совесть и не помешала уравниловке стать антистимулом качественно трудиться.
"Новый человек" - в каком инкубаторе в собираетесь его выводить, и куда девать людей нынешних?
И люди, вместо того, чтобы желать коммунизма, поддержали перестройщиков, обещавших справедливую оплату труда социализме с "хозрасчетом" или прямо при капитализме.
Маркс говорит об особых условиях.
Маркс плохой философ, и его утверждения не имеют серьёзного обоснования.
Один комментатор высказался так:
По поводу идей Маркса. Идеи есть, но единой философской концепции нет. Поэтому и реальных марксистких философов нет. Гегель смог, Кант смог, даже Ницше смог а Маркс увы и ах
Все это выглядит грустно и печально.
А тут все просто бытие определяет сознание. Помести че-ловека в идеальное общество и он станет идеальных. В нормаль-ной философии так не работает.
А вот как высказался еще один комментатор:
В целом выглядит как "замануха", т.е. пустые обещания ради того, чтоб согласились на диктатуру коммунистов, которую политкорректно назвали дикатурой пролетариата, но от которой страдали сами пролетарии. Лучше бы пообещали что-нибудь более правдоподобное, чем ещё одна версия библейского рая с "новым человеком", без коррупции и с добровольным трудом!
Ответ
- О преимуществах плановой системы по сравнению с рыночной – рассмотрено выше.
- О том, что советская практика якобы опровергает тезис "бытие определяет сознание"
СССР не опроверг данный тезис. Потому что в СССР не п-решли к такому новому бытию, которое обусловило бы новое сознание – нет, система осталась прежней.
- Высказывание о якобы поверхностности философии Маркса оставим на совести оппонента. Маркс мыслил слишком поверхностно для оппонента, пусть же оппонент мыслит глубоко – по-дождём, когда он покажет пример.
- Отрицать влияние условий на человека абсурдно. Здесь не должно быть обобщения: идеальное общество-идеальный человек. А должен быть анализ: действительно ли конкретно такие условия ведут к формированию у человека конкретно такого ка-чества?
Скепсис по отношению к силе условий – это как крепостному раннего средневековья объяснять принципы капитализма.
Вот что он сказал бы:
- Как?! Барин "буржуй" владеет имением "завод", где работают несколько тысяч душ, и ни одного работника ни разу не выпорол кнутом? Что за добрый барин! Что за райские условия! Но так не может быть, это какая-то утопия!
Здесь вы ему объясняли бы, что он отнюдь не добрее – даже фашистов финансирует – просто помещен в другие условия.
Так и с и изменением условий от капитализма к коммунизму.
При коммунизме люди будут трудиться качественно, бесплатно и добровольно, а коррупция будет не то чтобы сведена к некому терпимому минимуму, а будет отсутствовать напрочь.
Сейчас так вели бы себя лишь отдельные высокоморальные люди. При коммунизме так будут вести себя массово. Но не по-тому что они высокоморальны. При коммунизме люди будут обычными, такими же, как сейчас – АДЕКВАТНЫМИ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ. Люди будут вести себя по-другому не потому, что они – другие, а потому, что помещены в другие условия.
Как возможно, что люди станут трудиться качественно, бесплатно и добровольно?
Вот пример.
Когда я лежал в больнице, палату обслуживала пожилая хамовитая санитарка. И вот в конце рабочего дня она смотрит на часы и говорит:
- ну, вот и кончился этот концлагерь!
Мне ее стало жалко!
Если бы вдруг она получила богатое наследство – можно ли сомневаться, что это был бы последний день, когда она вышла на работу?
С другой стороны, известно, что богатые титулованные дамы на протяжении всей истории волонтёрили в госпиталях медсестрами и санитарками. Их зарплата не интересует! Ничто не принуждает их идти на эту работу.
Эти графини и герцогини скорее всего не имели коммунистических убеждений, но это - иллюстрация вполне коммунистического отношения к труду.
При коммунизме люди будут в таких условиях массово. Коммунизм - это каждому по потребностям. Уровень технологий позволяет обеспечить это уже сейчас. Материальное обеспечение перестает быть проблемой, и на первый план, в полном соответствии с пирамидой потребностей Маслоу, выходят потребности более высокого порядка. Теперь ценится возможность жить интересно.
Рензюмируем.
Таким образом,
коммунизм - это не вопрос этики, а экономическая необходимость.
Он решает те экономические проблемы, от которых загибается и неизбежно погибнет капитализм.
Получаем общество с на порядок более развитой экономикой, а о кризисах можно будет благополучно забыть.
Но помимо этого коммунизм даёт людям и многие дополнительные преимущества.
Все социальные проблемы ныне, при капитализме, кажущиеся неразрешимыми: бедность, воровство, коррупция, экологические проблемы, депопуляция, одиночество, профзаболевания - коммунизм решает с лёгкостью. Просто потому, что коммунизм - не утопия и не рай, а разумно устроенное, соответствующее со-временным технологиям, общество.
Но даже этого мало. Коммунизм - это новые горизонты свободы человека.
Отныне человек не вынужден идти на ненавистную работу, унижаясь перед хамовитым начальником и опостылевшим коллективом за материальную подачку. Кто не хочет работать – может не работать. Но у человека есть лучшая альтернатива – теперь человек счастлив, реализуя себя в любимом деле ради общего блага, и общество обеспечивает доступность этого счастья каждому.
Свидетельство о публикации №224101101336
Основоположники марксизма, в отличие от автора, обосновывали появление коммунистического общества, в первую очередь, исходя из всемирно-исторического развития, т.е. из истории человечества с момента появления первых людей до современного им общественного устройства - капитализма. Эту историю они отлично знали для своего времени, философски осмысливали её, применяя законы диалектики. Потому смогли её структурировать на качественно отличные формации, сменяющие друг друга революционным путем в процессе общественного развития. Коммунизм для основоположников марксизма - это ЕСТЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКОЕ явление человеческого будущего. Маркс в "Критике Готской программы" появление коммунистического общества описывает, употребляя слова: "...оно выходит после долгих мук родов из капиталистического общества". В другом месте так пишет: "Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного ПРЕВРАЩЕНИЯ первого во второе". Тем самым Маркс подчеркивает историческую естественность появления коммунизма. Автор же статьи мыслит не диалектически, а механистически. У него начисто отсутствует исторический подход к проблеме возникновения коммунизма. Он просто проектирует коммунизм и переход к нему словно конструктор, не опираясь на всю историческую действительность, а исходя лишь из субъективных представлений и знаний о капиталистической эпохе. Свои прожектёрские тезисы основательно не подкрепляет. В лучшем случае ссылается на некоторые утверждения Маркса, Энгельса и Ленина или ещё кого-то, видимо не зная того, что их недоказанные утверждения не могут использоваться в качестве доказательства его собственных умозаключений.
По причине отсутствия у автора историко-философского подхода к проблеме коммунизма, он допускает главную ошибку, состоящую в том, что коммунизм рассматривает как национальное устройство, т.е. полагает, что он может быть достижим в одной стране. Кроме того, автор не понимает диалектики возникновения и развития коммунизма на историко-экономической почве капитализма. Поэтому у него первая фаза коммунизма, которую с некоторых пор называют социализмом (Маркс так её не называл), достигается через некий (выдуманный, но не естественный) общественный переход от капитализма. Тогда как она, или социализм, и есть фаза революционного превращения капиталистического общества в полное коммунистическое общество, т.е. в высшую его фазу. Согласно законам диалектического развития только полный коммунизм окончательно будет очищен от всех присущих капитализму атрибутов – частной собственности, товарно-денежных отношений, эксплуатации людей, их классов и других. Основательному и подробному опровержению утверждения автора о том, что при социализме будто бы должна быть безденежная и нетоварная экономика, посвящена моя статья, опубликованная на прозе.ру «Социализм с безденежной и нетоварной экономикой – это нормально или нет?».
К сожалению по указанным выше ошибкам неомарксизм Афонина Вячеслава является близким родственником официальной советской идеологии, т.е. извращённого марксизма, утвердившегося в СССР в 20-е и 30-е годы прошлого столетия и существующего в качестве догматического учения в головах нынешних сталинистов, а также, как бы это ни казалось странным, - в головах многих антикоммунистов.
Чистяков Сергей Владимирович 14.11.2024 14:10 Заявить о нарушении
Голлословные обвинения "автор не понимает", "автор неадекватно интерпретирует" - без доказательств. Потому что оснований для таких обвинений нет.
Например:
" Маркс подчеркивает историческую естественность появления коммунизма. Автор же статьи мыслит не диалектически, а механистически. У него начисто отсутствует исторический подход к проблеме возникновения коммунизма"
Вот цитата из статьи:
" капитализм исчерпал себя экономически. Он по-гибнет с коммунистами или без них. Социальный организм болен кризисом капитализма. Причина кризиса в том, что устарела сама основа капитализма - товарно-денежные отношения: деньги, бывшие когда-то стимулом производства, нынешние справляются с ролью регулятора усложнившегося производства и более ничего, кроме кризиса, породить не могут.
Это также уничтожает экономическую основу пресловутых капиталистических демократии и прав человека: материальные стимулы к труду также перестают работать"
Вот вам историзм.
И еще:
"Вопреки пропаганде советских идеологов, в СССР социализм так и не был достигнут.
То что было построено, не было социализмом, т.к. не обладало теми механизмами устойчивости, которые делали бы данный строй социализмом.
Социализм не был построен, потому что не было тогда объективных условий.
То, что было построено в СССР , было переходным периодом от капитализма к первой фазе коммунизма - социализму.
Этот капитализм функционировал в интересах широких масс трудящихся, как справедливо сформулировала советская пропаганда, или в интересах класса пролетариат, если пользоваться научной (социологической) терминологией Маркса. Эта направленность обеспечивалась исключительно субъективным фактором...
Закончился субъективный фактор - закончилось и функционирование советской системы в интересах трудящихся. Был взят курс на по-строение капитализма в интересах партноменклатуры, которая заняла в этом капитализме положение господствующего класса.
Но условия, не созревшие тогда, созрели сейчас.
Поэтому, если бы попытка построения новой формации про-изошла бы ныне, ее ожидали бы отличные шансы на успех"
Вот вам и диалектика. Или, по-вашему, я должен был конкретные законы диалектики в явном виде иллюстрировать?
Далее наш критикан пишет:
"Автор же статьи мыслит не диалектически, а механистически. У него начисто отсутствует исторический подход к проблеме возникновения коммунизма. Он просто проектирует коммунизм и переход к нему словно конструктор, не опираясь на всю историческую действительность"
Ну об опоре на историческую действительность уже разобрали. Теперь насчет прожектерства.
Во-первых.
Формация Коммунизм уже обоснована Марксом.
Что представляет собой марксизм ныне?
Марксизм в том виде, как он есть сейчас, есть ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ социального организма, которая предсказала неизбежность кризиса роста в результате развития, и описала более прогрессивную фазу развития. Но марксизм не стал прикладной медициной, дающей технологию лечения.
Причина в том, что Маркс слишком опередил свое время - так же, как Циолковский или Леонардо да Винчи.
Но те вещи, которые Маркс мог лишь предвидеть силой своего гения, мы видим воочию.
Во времена Маркса и даже во времена СССР предсказание гибели капитализма и концепция коммунизма Маркса выглядели утопией. Правота Маркса стала очевидна лишь сейчас.
Поэтому превращение марксизма в ПРИКЛАДНУЮ МЕДИЦИНУ с пошаговой технологией лечения - задача нынешнего поколения марксизма.
Именно - проектирование коммунизма - именно задача конструктора - что не исключает понимания исторической преемственности формаций, о чем сказано выше.
Во-вторых.
Как это некоторые критиканы ухитряются в одной фразе обвинить автора в том,что у него "сконструирована" формация "прожектерски" и без учета историзма - И тут же признать, что сконструирован и ПЕРЕХОД к ней? Или сказать, что путь к ней сконструирован не на основе философских знаний, а неких "субъективных фантазий" (или как там наш критикан выразился) - но при этом и диалектика присутствует, и эти фазы развития рассмотрены - те же,что у классиков марксизма, - т.е.знание теории которых демонстрирует автор?
Не видят ли некоторые критиканы тут противоречия?
Афонин Вячеслав 16.11.2024 21:04 Заявить о нарушении
"не совсем адекватная интерпретация Маркса и лишённые историко-философской основы пожелания автора относительно «построения» социализма и коммунизма...Свои прожектёрские тезисы основательно не подкрепляет"
Посмотрим, что основоположники марксизма говорили на самом деле.
В плановой экономике производители не обменивают своих продуктов(Маркс,"КГП")
Формулировка неудачная:КАКОЙ-ТО обмен разумеется происходит,это ж не натуральное хозяйство феодализма.Но суть верна:производители производят продукт не на обмен, они не заинтересованы произвести больше,чтоб больше на них наменять
Они производят столько,сколько нужно обществу,и получают все,чем общество может обеспечить.Все это по плану
Если есть план,то товарно-денежные отношения как регулятор производства-излишни
А если автор настаивает,что это именно 2-я фаза коммунизма,то напомним: деньги - также материальный стимул к труду
А согласно марксизму,распределение по труду-с помощью"трудовых квитанций" ("КГП", "Капитал" Маркса,"А-Д" Энгельса)
Т.е.безденежное-что объясняет Энгельс в "А-Д"
Распределение по труду-это 1-я фаза коммунизма.А не высшая,как фантазирует автор-жертва советских курсов фальсификации марксизма-ленинизма
И Маркс начинает"Капитал"утверждением:
товарная форма продукта,она же стоимость товара-есть экономическая клеточка буржуазного общества
Именно так.Новая формация начинается с преодоления товарно-денежных отношений.Их преодоление означает наступление новой формации.Ее эффективность по сравнению с капитализмом обоснована Марксом в 1-м томе"Капитала"и подтверждена расчетами академика Глушкова.Именно в этом и состоит новая формация-в новом экономическом базисе-безденежной нетоварной экономике.Новая формация всегда эффективнее прежней
Почему это еще не зрелая фаза коммунизма?
Потому что коммунизм лишь к этому не сводится
Сознание людей сформировано бытием предшествующей формации.Люди входят в новую формацию в виде класса пролетариат-реакционного буржуазного класса, несовместимого с новой формацией
Социологии во времена Маркса еще не было-он стал фактически одним из ее основоположников-поэтому он не мог явно сформулировать,что переходным периодом создается экономическая составляющая новой формации,а ее социологическая составляющая дозревает в особую раннюю фазу новой формации-в Первую фазу
Эту фазу кстати автор в прошлой дискуссии со мной предложил назвать "детской фазой" - очень удачное название!
Ее задача-депролетаризация пролетариев,что значит преодоление:
- разделения труда
- отчуждения труда
- распределения по труду
Решение этих 3 задач означает наступление зрелой фазы коммунизма
Справедливости ради отметим,что,когда автор утверждает,что полное преодоление товарных отношений свойственно высшей фазе коммунизма-рациональное звено в этом есть
Вот что автор краем уха слышал,да не усвоил:
В незрелую первую фазу - незрелые нетоварные отношения
Как это?Очень просто.Из "КГП" Маркса известно,что в 1-ю фазу-безденежное распределение по труду продуктами-нетоварами.Технически это так,но ведь,раз распределение-по труду-то труд остается товаром,значит,и потребительская корзина - товары-продукция в обмен на товар"труд"
А преодоление отчуждения труда окончательно меняет стимулы к труду,что делает бессмысленным распределение по труду-и теперь уже нетоварность становится абсолютной
Наш критикан "слышал звон,да не знает,где он".
Но дальше еще интереснее - наш критикан теперь говорит:
"Свои прожектёрские тезисы основательно не подкрепляет. В лучшем случае ссылается на некоторые утверждения Маркса, Энгельса и Ленина или ещё кого-то, видимо не зная того, что их недоказанные утверждения не могут использоваться в качестве доказательства его собственных умозаключений"
Ну круто! То я не знаком с теорией и неадекватно ее интерпретирую, то теперь вдруг выясняется, что я слишком догматично ей следую! Вы бы, уважаемый критик, определились!
Но рассмотрим-может,действительно классики марксизма нафантазировали чего-то несбыточного,а автор рецензии некритично всему этому верит?А автор статьи вот мыслит критично и поправит очки этому фантазеру Марксу!
Наш критикан приводит свою статью. Она длинная и в целом бессодержательная, кроме следующего отрывка:
"При капитализме товарно-денежные отношения лишь достигли своей максимальной степени развития.Их полная ликвидация должна произойти не одномоментно по воле людей,а в процессе развития производительных сил до такого уровня,который позволит избавиться от обособленных производителей и общественного разделения труда. Это может произойти только на высшей стадии коммунизма,когда будет создан единый всемирный производственный автоматический комплекс,который станет в плановом порядке удовлетворять без недостатка,но и без излишеств,потребности всех людей.Тем самым отпадет необходимость обмениваться нужными предметами потребления.А поскольку обмена не станет,то не станет товаров и денег
В период перехода от капитализма к полному коммунизму,когда ещё только будет создаваться означенный производственный комплекс (а он может быть создан на основе будущих научных достижений и технических изобретений,гораздо более совершенных,чем современные)не может быть полного удовлетворения потребностей людей"
Так вот в чем дело!Автор рецензии не представляет возможностей современной техники,поэтому дает такие расплывчатые описания.Вот будет создан какой-то производственный комплекс на основании каких-то технологий,которые появятся на основе каких-то будущих изобретений...
На самом деле этот "комплекс с неведомыми технологиями" не только МОЖЕТ БЫТЬ создан УЖЕ СЕЙЧАС,но фактически уже создан самим капитализмом
Остановка только за ПОЛИТИЧЕСКОЙ волей:капиталистические производственные отношения мешают внедрению прогрессивного технического новшества.Все по Марксу. Которого автор рецензии не понял, хоть и расписывается ему в верности
Ныне мировой экономический кризис.Именно потому, что устарели товарно-денежные отношения: производство усложнилось и они перестали справляться с ролью регулятора производства.Теперь нужно плановое управление экономикой.
Товарно-денежные отношения устарели,но они есть основа капитализма, поэтому кризис добьет капитализм
СССР ввел плановое управление,но погиб-а почему-вот применительно к ТОМУ времени рассуждения автора об отсутствии технологий справедливы:ТОГДА нужных технологий НЕ БЫЛО
Они появились в 1965 году
Подробности:
Система ОГАС академика Глушкова-упущенный шанс сохранить СССР и перегнать США
http://proza.ru/2024/03/31/53
Эти"неведомые"изобретения суть:
- компьютеры
- Интернет и ЛВС для связи между компьютерами
- базы данных
- ПО для реализации математических методов
- язык SQL для формирование запросов любой сложности на выборку данных
Вот собственно и все
Принцип безденежной нетоварной экономики прост
Как и писал Энгельс("А-Д"),нам предстоит отказ не только от денег,но и от стоимости
Задача состоит в том,чтобы управлять не людьми,но ресурсами-известное положение марксизма
Вместо денег и стоимости-учет всего в натуральных показателях:потребностей,изделий и ресурсов
Это можно представить так
Зарегистрирована потребность.Она удовлетворяется данным изделием.На данное изделие требуется такое-то количество таких-то ресурсов
Умножаем на количество изделий.Считаем: хватит ресурсов?Включаем в план.Нет?На нет суда нет.Проще не придумаешь-и в то же время эффективнее
Можно пересчитать план, исключив производство другого изделия, потребность в котором меньше.Можно рассчитать несколько вариантов плана и предоставить на суд общественности и/или экспертов.Можно вносит в план коррективы в случае возникновения непредвиденных обстоятельств
И ничего лишнего на полках магазинов не пылится: каждый продукт имеет конкретного заказчика.
Ресурсы уже выделены, поэтому производителю не нужны никакие деньги. Человек уже заплатил своим трудом.
А деньги, как сказал современный автор С. Метик, сгодятся разве на то, чтобы стены заводской курилки ими обклеить.
Маркс и Энгельс слишком опередили свое время, как Циолковский или Леонардо да Винчи. Их идеи невозможно было реализовать во времена СССР, отчего и возникло впечатление, бкдто они то ли устарели, то ли утописты. Но их правота стала очевидна сейчас! Сейчас пришло их время, их идеи реализуемы только с помощью современных технологий!
В общем, эффективность плановой безденежной нетоварной экономики обоснована Марксом в 1-м томе "Капитала", задача нынешнего поколения - показать, как это реализуется с помощью современных технологий.
Чем и занимаемся в нашем блоге!
Не удивительно, что автор приведенные мною и другие положения марксизма о безденежной нетоварной экономике кажутся "недоказанными", как осторожничает автор-"марксист", "утопичными", как говорят либералы и т.п.
На самом деле Энгельс в "А-Д" сказал, а Э. Фромм повторил, что появится много "социалистов", "коммунистов", "марксистов", которые будут себя так называть и которые не смогут представить и предложить ничего, кроме так или иначе приукрашенного капитализма.
Точная характеристика таких,как автор и рекламируемый им "гений",как его,Искрин!
Так что задача, которую я выполняю в своем блоге - актуальна.
Афонин Вячеслав 16.11.2024 23:33 Заявить о нарушении
Наш критикан пишет
"Кроме того, автор не понимает диалектики возникновения и развития коммунизма на историко-экономической почве капитализма. Поэтому у него первая фаза коммунизма, которую с некоторых пор называют социализмом (Маркс так её не называл), достигается через некий (выдуманный, но не естественный) общественный переход от капитализма. Тогда как она, или социализм, и есть фаза революционного превращения капиталистического общества в полное коммунистическое общество, т.е. в высшую его фазу. ... неомарксизм Афонина Вячеслава является близким родственником официальной советской идеологии, т.е. извращённого марксизма, утвердившегося в СССР"
Вот это особенено интересно. Это советская идеология (после Ленина) отрицала переходный период.
И именно понимание "диалектики возникновения и развития коммунизма на историко-экономической почве капитализма" заставило Маркса ("КГП") разделить коммунистическую формацию на предварительную Первую и зрелую Вторую фазы, а между формациями концептуализировать Переходный период, который он характеризует как революционную диктатуру пролетариата, а мы предпочитаем характеризовать как "пролетаризация непролетариев". В статье "Переходный период между общественными формациями" http://proza.ru/2022/05/23/1032 мы рассмотрели, что Переходный период не может отождествляться с Первой фазой, потому что у них разные:
- социальная структура общества
- цели и задачи.
На самом деле не понимают диалектики перехода от формации к формации именно некоторые критиканы. И именно некоторые критиканы следуют советской идеологии (после Ленина), отрицающей Переходный период - а приписывают следование советской идеологии почему-то автору блога
Далее, автор рецензии пишет:
" он допускает главную ошибку, состоящую в том, что коммунизм рассматривает как национальное устройство, т.е. полагает, что он может быть достижим в одной стране"
Это действительно спорный тезис моей теории - спорный, ибо основоположники марксизма прямо утверждали о возможности построения коммунизма лишь во всемирном масштабе, па автор настоящего блога считает, что это возможно в отдельно взятой стране.
Но если подойти к проблемы руководствуясь критическим мышлением, то:
во-первых, это вопрос ресурсов. Если коммунизм возник на территории, щедро обеспеченной ресурсами (например, СССР) - то коммунизм будет устойчив. Если территория критически зависит от поставок из внешнего мира - то да, враждебное капиталистическое или фашистское окружение сможет навязать свои условия и коммунистические преобразования окажутся под угрозой
во-вторых, скорее всего, так и будет. Уже сейчас мир един, госграницы играют вспомогательную роль, производство сосредоточено в руках ТНК, бюджет крупнейших ТНК больше бюджета крупнейших ТНК. Может быть, Маркс имел в виду именно такую ситуацию, а может быть, к моменту построения коммунизма границы государств окончательно потеряют свое значение
Афонин Вячеслав 17.11.2024 00:18 Заявить о нарушении
«Вот цитата из статьи:
" капитализм исчерпал себя экономически. Он по-гибнет с коммунистами или без них. Социальный организм болен кризисом капитализма. Причина кризиса в том, что устарела сама основа капитализма - товарно-денежные отношения: деньги, бывшие когда-то стимулом производства, нынешние справляются с ролью регулятора усложнившегося производства и более ничего, кроме кризиса, породить не могут.
Это также уничтожает экономическую основу пресловутых капиталистических демократии и прав человека: материальные стимулы к труду также перестают работать"
Вот вам историзм».
Какой же это историзм? Это скорее экономизм. На такой ваш «историзм» какой-нибудь антикоммунист заявит: «Вы марксисты, начиная с самого Маркса, всё только и кричите о кризисах капитализма. С тех пор прошло почти два века, а капитализм и не думает умирать. Кризисы возникали, но проходили, и в дальнейшем будет так, а капитализм будет жить, и деньги есть и будут, никуда они не исчезнут. ОтмЕните сдуру рубли, - народ перейдёт на доллары или евро. Запретите их, - спиртосодержащей валютой будет рассчитываться за товары и услуги, как в конце 80-х и начале 90-х, на худой конец перейдёт на бартер. А когда ваш комуняцкий бардак совсем надоест, то прикончит вашу власть, как ту, что была в СССР. И с чего вы вообще взяли, что может быть коммунизм? До сих пор, как дети малые, сказки читаете и верите в скатерть-самобранку? И обещаете её для каждого? Ваш Ленин больше века назад писал о последней стадии капитализма под названием «империализм», яко бы это есть умирающий капитализм. А капитализм живёт. Вон, некоторые из ваших леваков, что поизворотливее, теперь уже пишут об ультраимпериализме, потом придумают какой-нибудь суперультраимпериализм. И деньги, как были всегда, так и будут. Когда-то не было долларов и евро, а капитализм был и будет. Вон уже биткоин придумали».
И таких антикоммунистов как среди ученых интеллигентов, так и пролетариев (на диктатуру, последних вы уповаете) – не считанное количество. Полагаете, что выше означенный ваш «историзм» будет достаточен для объяснения им НЕИЗБЕЖНОСТИ наступления коммунизма? Он НЕ будет достаточным и для думающего противника капитализма.
Далее вы приводите пример собственного диалектического мышления:
«Вопреки пропаганде советских идеологов, в СССР социализм так и не был достигнут.
То что было построено, не было социализмом, т.к. не обладало теми механизмами устойчивости, которые делали бы данный строй социализмом.
Социализм не был построен, потому что не было тогда объективных условий.
То, что было построено в СССР , было переходным периодом от капитализма к первой фазе коммунизма - социализму.
Этот капитализм функционировал в интересах широких масс трудящихся, как справедливо сформулировала советская пропаганда, или в интересах класса пролетариат, если пользоваться научной (социологической) терминологией Маркса. Эта направленность обеспечивалась исключительно субъективным фактором...
Закончился субъективный фактор - закончилось и функционирование советской системы в интересах трудящихся. Был взят курс на по-строение капитализма в интересах партноменклатуры, которая заняла в этом капитализме положение господствующего класса.
Но условия, не созревшие тогда, созрели сейчас.
Поэтому, если бы попытка построения новой формации про-изошла бы ныне, ее ожидали бы отличные шансы на успех"
Вот вам и диалектика. Или, по-вашему, я должен был конкретные законы диалектики в явном виде иллюстрировать?»
Да, очень хотелось бы узнать ваши конкретные пояснения о действии известных законов диалектики применительно к содержанию данной цитаты из вашей статьи. Где и как тут проявляются единство и борьба противоположностей? Где и как тут накопленные эволюционные изменения приводят к появлению нового качества? В чём тут проявляется отрицание отрицания?
Кроме того, было бы интересно узнать, как можно построить переходный ПЕРИОД от капитализма к первой фазе коммунизма – социализму. По вашему, в СССР с этим справились. Но, думаю, многим вдумчивым читателям вашей статьи, как и мне, не понятно то, каким образом это можно было сделать. Построить можно переход от чего-то к чему-то. Но построить переходный период…? Допустим, вы по небрежности написали о построении периода, а в действительности хотели сказать, что в СССР был построен переход от капитализма к социализму. Тогда почему в предыдущем абзаце вы написали: «Вопреки пропаганде советских идеологов, в СССР социализм так и не был достигнут.» ? По такой логике получается, что в СССР переход от капитализма к социализму был построен, но социализм так и не был достигнут. Советские люди не захотели переходить что-ли по уже построенному переходу к социализму? Поленились? Полагаю, что дело здесь не в лени советских людей, а в противоречивости и механистичности вашего мышления, не обременённого достаточными историческими и философскими знаниями, необходимыми для правильного понимания существа перехода от капитализма к КОММУНИЗМУ.
Упрекая меня в критиканстве, вы пишете ниже:
«Как это некоторые критиканы ухитряются в одной фразе обвинить автора в том,что у него "сконструирована" формация "прожектерски" и без учета историзма - И тут же признать, что сконструирован и ПЕРЕХОД к ней? Или сказать, что путь к ней сконструирован не на основе философских знаний, а неких "субъективных фантазий"… ? Не видят ли некоторые критиканы тут противоречия?».
Противоречие я вижу в ваших не основательных субъективных конструкциях коммунизма и перехода к нему, на что и указал выше.
Далее вы пишете:
«Посмотрим, что основоположники марксизма говорили на самом деле.
В плановой экономике производители не обменивают своих продуктов(Маркс,"КГП")
Формулировка неудачная: КАКОЙ-ТО обмен разумеется происходит,это ж не натуральное хозяйство феодализма.Но суть верна…»
Формулировка-то ваша, а не Маркса. Зачем же вы перед ней написали: «Посмотрим, что основоположники марксизма говорили на самом деле»?
А на самом деле в «Критике Готской программы» Маркс так написал: «В обществе, основанном на началах коллективизма, на общем владении средствами производства, производители не обменивают своих продуктов…» (Маркс, Энгельс. Соч., изд.2-е,том 19, с.18)http://www.uaio.ru/marx/meall.htm
Так чья формулировка неудачная? Ваша или Маркса? Получается, что ваша, вы же и начали её критиковать. Сами придумываете, выдаете за марксову и начинаете критиковать. Это называется фальсификацией марксизма. А вы уверены, что суть вашей формулировки и формулировки Маркса одна и та же? Маркс о плановой экономике в своей формулировке и в контексте, связанном с ней, ничего не говорит.
И что значит плановая экономика? Полностью плановая или частично плановая? Если частично, то что в ней планируется, а что – нет? А в планируемой части, что принадлежит всему обществу и соответственно планируется государством, а что находится в частной или совместной собственности, где тоже может быть соответствующее планирование? У вас никаких пояснений и, видимо мыслей, относительно этого нет.
Полностью плановая экономика может быть только в том случае, если ВСЕ экономические мощности находятся в собственности ВСЕГО общества и подчиняются единому центру планирования и управления. Но такое возможно только, если нет никаких отдельных производителей, т.е. нет уже никакого разделения труда. Товаров – вещей для обмена – может не быть только, если не будет никакого разделения труда, т.е. не будет никаких отдельных производителей, что значит наличие только общественной собственности и отсутствие какой-либо иной. Такое возможно только по достижении высшей фазы коммунизма, т.е. полностью плановая экономика и её НЕТОВАРНОСТЬ возможны только на этой общественной стадии.
Чистяков Сергей Владимирович 22.11.2024 15:31 Заявить о нарушении
«Новая формация начинается с преодоления товарно-денежных отношений.Их преодоление означает наступление новой формации»?
Что означает у вас слово «преодоление»? Интернет выдает множество определений и синонимов этого слова, при замене которыми термина «преодоление» (также, как и без замены) ваше высказывание трудно понимаемо, точнее понимается, как содержащее внутреннее противоречие.
Вообще ваша неряшливость при изложении публикуемого материала есть своеобразный способ издевательства над читателями, желающими понять содержание. В своем небрежно написанном замечании, посвящённом моей рецензии на ВАШУ статью, вы умудрились называть меня то критиканом, то АВТОРОМ, причем не указывая, в большинстве случаев, автором чего я являюсь. Так в одном месте вы пишете: «Наш критикан говорит об идее автора о нетоварной экономике»…
А через абзац ниже поучающе указываете: «А если автор настаивает,что это именно 2-я фаза коммунизма,то напомним: деньги - также материальный стимул к труду». И далее многократно продолжаете называть меня автором, вероятно забыв, что здесь мы полемизируем по поводу статьи, авторство которой принадлежит ВАМ.
Я-то понимаю, что вы, под влиянием возникших эмоций и, видимо истощившись мыслительно, просто вырвали в другой публикации кусок своей рецензии на статью, автором которой являюсь я, и с копировали его в публикуемый здесь текст замечания относительно моей рецензии на ВАШУ настоящую статью. Но что делать посторонним читателям, желающим уяснить, кто есть кто в вашем опусе? Они же могут и не знать, что вы, опубликовав его, как обычно, словно безответственный школьник, предварительно не удосужились прочитать собственную писанину, дабы устранить многочисленные ляпы, в том числе и этот.
Исходя из того, что вы допускаете возможность национального коммунизма и конструируете некий переходный период между капитализмом и социализмом, я классифицировал вас в идейно-политическом отношении как сталиниста. Именно сталинисты со своими сторонниками в 20-е годы после смерти Ленина в ожесточенной внутрипартийной борьбе против левой коммунистической оппозиции в ВКП(б), главным лидером которой был Троцкий, опирались на указанные псевдомарксистские утверждения. Добившись единовластия в партии и государстве, они в 30-е годы окончательно оформили советскую идеологию, в основе которой было стремление построить в отдельной стране - СССР – сначала социализм, а потом и коммунизм. О построении в СССР социализма (в его основах) было объявлено Сталиным в ноябре 1936 г. Период же с 1917г. по 1937г. во всех официальных советских исторических и социологических изданиях, в том числе учебных, назывался переходным периодом от капитализма к социализму.
Вы же пишете: «Это советская идеология (после Ленина) отрицала переходный период». И добавляете ниже: «И именно некоторые критиканы следуют советской идеологии (после Ленина), отрицающей Переходный период - а приписывают следование советской идеологии почему-то автору блога». (Автором некого блога считаете себя).
Ваше невежество относительно основ сталинизма – всей официальной советской идеологии – может быть простительно как для человека, не учившегося в старших классах школы и в вузе СССР, но оно не может быть простительно для вас, как человека, позиционирующего себя марксистом в 21-м веке, да ещё пытающегося социологически прожектёрствовать в будущее. Самонадеянное высокомерие и явный недостаток самокритичности заставляют вас вываливать мусор невежества из собственной головы на голову оппонента.
Если считаете, что я не прав относительно означенного вашего невежества, то укажите хоть один конкретный источник советской идеологии, кроме разумеется оппозиционных, где бы отрицался пресловутый переходный период от капитализма к социализму – первой фазе коммунизма.
А если желаете следовать «духу» марксизма и понимать написанное его основоположниками и Лениным, то научитесь, для начала, правильно читать и цитировать все буквы ими употреблённые в том или ином произведении.
Чистяков Сергей Владимирович 22.11.2024 15:35 Заявить о нарушении
Вы меня огорошили, назвав Сергея Владимировича критиканом. Вот уж чего никак не ожидал.
Такое подробное изложение замечаний к вашему тексту... Вот, мне бы такого рецензента! Ведь эта подробность говорит о том, что Чистяков - в теме, в теме наших исторически-материалестических исканий, что он занимается именно критикой - разбором! - очень полезным делом. Читал его рецензию и думал, спасибо скажете, а вы - в такие штыки...
Александр Турчин 26.11.2024 19:54 Заявить о нарушении
"Здравствуйте, дорогой Вячеслав!
Вы меня огорошили, назвав Сергея Владимировича критиканом. Вот уж чего никак не ожидал.
Такое подробное изложение замечаний к вашему тексту... Вот, мне бы такого рецензента! Ведь эта подробность говорит о том, что Чистяков - в теме, в теме наших исторически-материалестических исканий, что он занимается именно критикой - разбором! - очень полезным делом. Читал его рецензию и думал, спасибо скажете, а вы - в такие штыки... "
Во-первых, у меня в ответе не только "штыки", но и подробные контраргументы.
Во-вторых, тов.С.В. действительно в теме - и это не вдохновляет, а расстраивает. Он понимает Маркса не лучше невежд, Маркса не читавших, но он Маркса читал, и это не помогло ему понять Маркса, а побуждает его упорствовать в своих ошибках, ссылаясь на Маркса. Ему не процитируешь Маркса, сказав: вот на самом деле что говорил Маркс! - потому что он читал, но его сознание замутнено советской интерпреетвотацией.
Конкретно о нем могу сказать что
Зато в его критике есть необоснованные обвинения меня в догматизме, отсутствии диалектического подхода, отсутствии понимания и т.п. Хотя я вижу эти недостатки именно у него. Спорить с ним - значит оправдываться - не вижу в этом смысла.
Вот почему я совершенно справедливо назвал его критиканом.
Что еще важнее, вижу у него сплошное непонимание казалось бы очевидных вещей, не вижу у него ни одной интересной идеи, чему можно было бы поучиться - кроме, как я указал в ответе, сравнения марксова переходного периода с детским этапом развития человека - которое я начал использовать - но что толку в сравнении, если ему лично это не помогает ничего понять, он ведь отрицает переходный период
И таких как он в сети я встречаю великое множество, и у каждого своя интерпретация, далекая от истины. И что с этим делать - не знаю, просто опускаются руки
Мне представляется, что на таких заблуждающихся не стоит тратить время - безнадежны, нужно просто писать, давая правильную интерпретацию Маркса - и это лучший способ убедить читателя который пусть сам сравнит и увидит, чья интерпретация верна
Афонин Вячеслав 07.01.2025 02:56 Заявить о нарушении
Всякий спорщик всегда считает себя правым, это нормально.
Чтобы руки не опускались, по-моему, нужно не обращать внимания на необоснованные обвинения, откликаться лишь на суждения по существу вопроса, по существу спора. Если же, на ваш взгляд, таких суждений не имеется, то тогда и говорить не о чем, можно лишь поблагодарить оппонента за внимание и пожелать успеха на нашей неблагодарной ниве общественных знаний.
Впрочем, если имеется такая возможность, можно ещё попытаться добиться обоснований путём наводящих и уточняющих вопросов.
Кстати, о диалектике; кажется, этот способ познания и зарождался в древности как искусство спора... Это, когда вы, не согласившись с мнением собеседника, задаёте ему ряд последовательных вопросов по существу дела, и когда он ответит на последний вопрос, оказывается так, что сам этот его ответ и опровергнет мнение, на котором он настаивал первоначально.
Александр Турчин 07.01.2025 13:32 Заявить о нарушении