Выша, Шацкий район

ВЫША – поселок в составе Куплинского сельского поселения Шацкого района Рязанской обл. Расположен на правом берегу р. Выша (правый приток р. Цны), вблизи от ее устья, в 1,5 км к юго-юго-зап. от центра поселения с. Купля и в 25,5 км к вост. от г. Шацка. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в пос. Выша постоянно проживает 718 чел. (в 1989 – 1268 чел.).

Насел. пункт получил наименование по реке, на к-рой расположен. Происхождение гидронима не установлено. Весьма вероятно, что он имеет финно-угорское происхождение. М.Ф.Сауткин приводит следующую версию (2010): «Как нам говорил один из учителей, река Цна на мордовском языке означает «вкусная», а река Выша – «быстрая». Эти названия точно отражают их свойства…». Однако, в действительности «вкусный» – эрзя-морд. тантей, потьмежа; мокша-морд. танцти; «быстрый» – эрзя-морд. верка, юрка, мокша-морд. – викше, отькорь.

История пос. Выша неразрывно связана с историей Шацкой психиатрической больницы и старинного Вышенского Успенского монастыря (пустыни), на террит. к-рой она была образована.

О первоначальном существовании Вышенской Успенской пустыни известно отчасти по преданию, отчасти по документам, приведённым в книге игум. Тихона (Ципляковского), изданной в г. Тамбове в 1881. Основана она была предположительно в конце 16 – начале 17 вв.: в письменных источниках впервые упом. под 1617 в писцовых кн. Шацкого уезда письма и меры кн. Леонтья Шаховского и дьяка Бажена Степанова. В то время Вышенская Успенская пустынь находилась на 8 верст выше по течению р. Выши на её левом берегу. Прежнее место расположения, известное как «Старая пустынь и огородище», продолжало принадлежать Вышинскому Успенскому монастырю вплоть до 1897, когда состоялся обмен участками земли между монастырем и мест. помещ. Е.Д.Нарышкиным.

В 1625, по челобитной строителя иеромон. Тихона (+1661), и по грамоте вел. старицы инокини Марфы Ивановны (в миру Ксения Ивановна Шестова, +1631), матери царя Михаила Федоровича (1613 – 1645), пустынь была перенесена на земли принадлежавшей последней дворцовой Верхоценской волости к устью р. Выши на ее правый берег, где монастырь находится и теперь: «Лета 7133[1625] августа в 15-й день, по грамоте господии великия старицы инокини Марфы Иоанновны, и по челобитью Вышенской пустыни, Успения Пресвятыя Богородицы чернова попа Тихона с братиею, приказный человек Стефан Мокрельский проехал по Выше речке выше мордовской деревни Уздевой на лесной стороне в Купленском дровосеке на борку Кужели храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь и тому месту грань и ограде монастырской учинил».
 
В 1724 Вышенская Успенская пустынь «за малобратственностью и бедным положением» была приписана к Чернеевскому Никольскому мужскому монастырю; на тот момент в ней числилось всего 4 насельника: настоятель иеромонах Авраамий, и монахи Мисаил, Филипп и Арсений. Сохранилось описание Вышенской Успенской пустыни, датированное 1737 – 1740: «Вышенская пустыня в Шацком уезде на реке Выше, от города Шацка в 15 верстах. В той пустыне 2 церкви деревянные, в них 3 престола. Настоятельских и братских 3 келии деревянных, длиною на 7 саж. с полу, поперек на 6 саж. Хлебня деревянная длины на 4 саж., поперек тож число. Житенной анбар деревянной, длины на 3, ширины на 2 саж. Амшеник деревянной, длины на 2, ширины на 2 же саж. Погреб деревянной, на нем погребица деревянная, длины на 3, ширины на 2 саж. В той пустыне вдовой поп 1, дьячек 1, пономарь 1, монах 1. Итого 4 чел. За тою пустынею имеется сеннаго покосу на 100 копен, да пчельнаго заводу малое число и в коллегию экономии, как денег, так и хлеба платежа не бывает. И той пустыни священно и церковно служителям жалованья не бывает, а пропитание получают от подаяния».

Указом Рязанской Духовной консистории от 10 марта 1753 для служения настоятелем в Вышенской Успенской пустыни был переведен иеромонах Авраамий из Рязанского Троицкого монастыря «на устье реки Павловой». К этому времени на террит. пустыни находились деревянные Успенская и Сергиевская церкви, келии насельников, хоз. постройки. Ок. 1754 Успенская церковь сгорела в результате пожара, и новым настоятелем пустыни, игум. Досифеем, был заложен кирпичный Успенский собор, строительство к-рого продолжалось вплоть до 1761.
 
В 1764, в результате секуляризационной реформы имп. Екатерины II, Вышенская Успенская пустынь снова стала самостоятельной, но была выведена за штат, т. е. денег на ее содержание не полагалось. Во время Крестьянской войны 1774 – 1775 под предвод. Е.И.Пугачева, повстанцами был ограблен Успенский собор монастыря, но монахов они не тронули.

С 1780 по 1789 настоятелем Вышенской Успенской пустыни был иеромон. Леонтий, при к-ром в 1784 произошло межевание земельных участков и были составлены описи монастырского имущества: «Церковь во имя Успения Божией Матери хотя каменная, но тесовая кровля на ней ныне видится весьма ветха. Колокольня дубовая рублена осмериком, крыта тесом, с 4 колоколами. Монастырь огорожен забором из разного лесу». Монастырь владел 389 четв. земли, сенными покосами (700 копен) и пасекой, денежного жалованья не полагалось. В хозяйстве содержалось 5 лошадей, рогатый скот.

По данным «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)» Вышенской Успенской пустыни принадлежало 161 дес. 1503 кв. саж. усадебной и пахотной земли, находившейся непосредственно при монастыре; двор и огород размером 2056 кв. саж. в близлежащем с. Купля; отхожая пахотная Девишенская пуст. (95 дес. 1942 кв. саж.) и отхожие сенные покосы в 6 участках, общей площ. ок. 280 дес. земли. Часть монастырских земель обрабатывали крестьяне с уплатой оброка в обитель (25 руб. в год).

Новая страница в жизни Вышенского Успенского монастыря была связана с его переходом в 1799 в ведение Тамбовской епархии, которой в то время управлял архиеп. Феофил (Раев). Преосвящ. Феофил назначил настоятелем Вышенской Успенской пустыни иеромонаха Тихона, переведенного сюда из Саровского монастыря. Преп. Тихон застал в обители обветшавшие Успенский собор («пол сгнил и служение исправлять опасно»), колокольню и обвалившиеся кельи. Трудами прп. Тихона (настоятель в 1800 – 1844) Вышенская Успенская пустынь была отстроена практически заново. На террит. пустыни (с 1819 – монастыря) были построены 8 кирпичных келейных корпусов, трапезная, кирпичная ограда с угловыми башнями и кельями в них, 4-хярусная колокольня, на 2-м ярусе к-рой 8 января 1818 освящена надвратная церковь во имя Св. Живоначальной Троицы.

Главной святыней монастыря стал список чудотворной Казанской иконы Божией Матери, переданный обители 7 марта 1827 по завещанию инокини Тамбовского Вознесенского монастыря Миропии (в миру дворянка Мария Ивановна Аденкова или Данкова), после бывшего ей сновидения. Эту св. икону Мария Ивановна получила в благословение от своих родителей и в 1812, спасаясь от французов, увезла ее из Москвы в Тамбовский Вознесенский монастырь. По пути она подверглась нападению везшего ее ямщика, вознамеривавшегося ее убить; тогда Мария обратилась с молитвенным прошением перед св. иконой о заступлении Богоматери и ямщик внезапно ослеп; такое грозное вразумление привело его в чистосердечное раскаяние, после чего он прозрел, и Мария была благополучно довезена до монастыря; постригшись здесь под именем Миропии, она поставила св. икону в своей келье, а перед своей кончиной завещала ее, согласно чудесно слышанному ею неоднократно исходившему от иконы повелению, Вышенскому Успенскому монастырю. Икона была украшена серебряным позолоченным крестом с частицами мощей ап. Матфея, свт. Василия Великого и Спиридона Тримифунтского.

В 1831 игум. Тихоном в Вышенском Успенском монастыре был заложен кирпичный летний 5-главый храм во имя Казанской иконы Божией Матери. Значит. средства (6.000 руб.) на его постройку пожертвовал моршанский протоиер. Иоанн Наполинский. 16 июня 1844, через неск. дней после кончины прп. Тихона, главный престол Казанского собора был освящен еписк. Николаем (Доброхотовым), Тамбовским и Шацким. 15 авг. 1845 был освящен правый придел собора в честь Владимирской иконы Божией Матери, а 16 авг. 1845 левый – в честь Рождества св. Иоанна Предтечи. Зимой Вышенская Казанская икона находилась за правым клиросом теплого Успенского собора, летом – по левую сторону от царских врат Казанского собора.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в Вышинской (Успенской) мужской пустыни насчитыв. 1 двор и проживало 120 душ муж. пола. В монастыре имелось 2 православ. церкви. Вышинский (Успенский) монастырь состоял во 2 стане Шацкого уезда и находился в 10 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 24 верстах от уездного г. Шацка.

30 марта 1862 еписк. Феофан (Говоров) Тамбовский и Шацкий назначил настоятелем Вышенского Успенского монастыря эконома Тамбовского архиерейского дома игум. Аркадия (Честонова; впосл. архимандрит). При архимандрите Аркадии в Вышенском Успенском монастыре было построено немало новых строений: 2-хэтажный кирпичный братский корпус, богадельня с аптекой, 2 кирпичные гостиницы, просвирочная, квасоварня, конюшня, постоялый двор, обновлены иконостас и престол в Успенском соборе (1864) и т.д. С 1874 велось строительство кирпичного 5-главого храма в честь Рождества Христова (длина 66 арш., ширина 48, высота 56 арш.). Глав. престол Христорождественской церкви был освящен 30 сент. 1890, правый придел в честь св. муч. Адриана и Наталии – 1 окт., в левом приделе располагалась ризница. В храме хранились чтимая икона и ковчег с частицами мощей Девяти мучеников Кизических.

С 17 июня 1866 в Вышенском Успенском монастыре пребывал на покое (с 1872 в затворе) свт. Феофан (Говоров). С сент. 1867 он проживал в специально для него устроенных при просфирническом корпусе покоях с домовым храмом в честь Богоявления Господня. С 1872 святитель ежедневно служил литургию в домовой церкви, вел обширную переписку, написал неск. богословских и экзегетических трудов, собрал биб-ку, изготовил престол, жертвенник и иконостас для Богоявленской церкви, написал иконы для др. храмов Вышенского Успенского монастыря. Со свт. Феофаном и архиманд. Аркадием общались посещавшие Вышенский Успенский монастырь 12 – 15 сент. 1886 вел. кн. Сергей Александрович и его жена, вел. кн. Елизавета Федоровна. Свт. Феофан, Затворник Вышенский – автор многочисл. духовных сочинений и большого эпистолярного наследия, появившегося в основном за годы его отшельничества. В письмах святителя можно найти ответ практически на любой вопрос, возникающий на духовном пути христианина. После кончины в 1894 свт. Феофан Затворник был похоронен во Владимирском приделе Казанского собора.

Вышенский Успенский монастырь, хотя и очень кратко, упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «В Купле против устья р. Выши находится пристань, грузящая 130 т. п., а в 2 вер. от нея – монастырь Вышенская Успенская пустынь, существовавший еще в 17 веке. Близ Вышенской пустыни находятся ломки известняка и залежи болотной железной руды».

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в нештатном Вышенском Успенском монастыре проживало монашествующих и послушников с находящимися в богадельне 48 чел., временно проживающих 5 чел. (всего 53 чел.). К 1917 численность братии монастыря (монашествующих и послушников) достигала 100 чел. Монастырь имел 323.395 руб. неприкосновенного банковского капитала, поступившего в разное время от разных благотворителей.

К 1910 на террит. Вышенского Успенского монастыря находились следующие строения:

1) Кирпичный теплый Успенский собор. Построен в 1761 – 1762 при игум. Досифее и освященный игум. Василием на месте первой старинной деревянной Успенской церкви, сгоревшей во время пожара ок. 1754. Успенский собор имел 3 престола: главный – в честь Успения Пресв. Богородицы, и придельные в трапезной, устроенные посредством деревянных перегородок – в честь свт. Николая Чудотворца (правый) и св. прп. Сергия Радонежского (левый). Именно в Успенском соборе первонач. хранились и монастырские святыни: Вышенская Казанская икона Божией Матери (за правым клиросом) и икона Девяти мучеников Кизических (за левым клиросом);

2) Кирпичный холодный Казанский собор. Построен в 1831 – 1844 при игум. Тихоне. Значит. капитал в 6 тыс. рублей на его постройку пожертвовал по духовному завещанию моршанский протоиерей Иоанн Наполинский. В нём было 3 престола в ряд: главный – во имя Казанской иконы Божией Матери, и придельные – в честь Владимирской иконы Божией Матери (правый), и Рождества Иоанна Крестителя (левый). С 1844 в Казанском соборе хранилась (по левую сторону от царских врат) глав. святыня Вышенского Успенского монастыря – чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. Здесь же был погребен и подвизавшийся 28 лет в Вышенском Успенском монастыре и скончавшийся 6 янв. 1894 свт. Феофан Затворник Вышенский.

3) Кирпичная теплая Христорождественская церковь. Построена в 1874 – 1890 при архиманд. Аркадии. В храме было 2 престола: главный – во имя Рождества Христова, и придельный (справа) – во имя св. муч. Адриана и Наталии. С левой стороны была устроена ризница. Иконостас имел вид 3-хпрестольного. В подвале помещались 2 духовые печи и склад хоз. принадлежностей.

4) Кирпичная колокольня с надвратным храмом во имя св. Живоначальной Троицы. Построена в 1818. К 1910 на ней имелось 13 колоколов, главные из к-рых весили соответственно 726 пуд., 308 пуд. 28 фунт. и 100 пуд.

5) Корпус келий затворников. Двухэтажный с кирпичным 1-м и деревянным 2-м этажом, где проживал свт. Феофан Затворник и была устроена домовая Богоявленская церковь.

6) Жилые и служебные здания (всего 11), построенные в начале 19 в.: настоятельский корпус, корпуса братских келий, трапезная, богадельня с аптекой, просвирочная, квасоварня с ледником, ссыпной амбар – все, кроме деревянного амбара, кирпичные.

7) Кирпичная монастырская ограда с 4 башнями; построены в начале 19 в.

Кроме того, за пределами монастырской ограды на южн. стороне от монастыря находились кирпичная крытая железом кузница, конюшня и скотный двор с жилыми помещениями и сараями для хранения различного сельскохоз. инвентаря. Также к югу от монастыря, неподалеку от него, в лесу располагался пчельник, а в 3 верстах – хутор с жилыми помещениями, конюшней, скотным двором и огородом. На сев. стороне от монастыря находились 2 вместительные гостиницы для паломников, а в 1906 был построен кирпичный, крытый железом постоялый двор с 2 жилыми помещениями. Еще далее к сев., на берегу р. Цны, находилась деревянная часовня с домом для пономаря.

К 1910 Вышенскому Успенскому монастырю принадлежали 1) земли пожалованные от казны и благотворителей – усадебные, пахотные, сенокосные и под лесом, удобные и неудобные, всего 1348 дес. в 10 участках, значительно удаленных от обители; 2) водяная мельница отведенная в 1801 из казны в Кирсановском уезде в 115 верстах от монастыря; 3) водяная мельница в с. Еммануилово, полученная в 1897 от помещ. Нарышкина в обмен на такую же на р. Известь.

В 1923 Вышенский Успенский монастырь по решению властей был полностью закрыт: земельные угодья и документы на пользование землей, а также земельные планы у обители были отобраны, церковные ценности изъяты и разграблены, колокола сняты с колокольни и проданы, монастырское кладбище стало использоваться под огороды, библиотека сожжена, братию из 80 чел. разогнали. На террит. быв. Вышенского Успенского монастыря разместился лесхоз, затем свиносовхоз, впоследствии – дом инвалидов и детский городок им. III-го Интернационала (учителя жили в братском корпусе, дети – в трапезной). Успенский собор был приспособлен под театр, и только в Христорождественской церкви, ставшей приходской, вплоть до 1938 совершались богослужения.

Совр. пос. Выша был основан в 1939 в связи с организацией на террит. быв. Вышенского Успенского монастыря Рязанской областной невропсихиатрической больницы-колонии. В «Выписка из протокола № 4 заседания Оргкомитета ВЦИК по Рязанской области от 29 октября 1937 г.» содержится след. документ: «Слушали: Об организации в помещениях быв. Вышинского монастыря в Шацком районе областной невропсихиатрической лечебницы. Постановили: 1. Организовать невропсихиатрическую лечебницу в помещении б. Вышинского монастыря в Шацком районе за счёт разгрузки лечебницы г. Рязани; 2. Обязать т. Трейбач в срочном порядке провести обследование вышеуказанных помещений, составить план и смету переоборудования, представив таковую в облплан для включения в контрольные цифры строительства 1938 г; 3. Просить Наркомздрав РСФСР включить в контрольные цифры 1938 г. содержание вновь организуемой лечебницы–колонии на 800 коек». Больница-колония создавалась для разгрузки психиатрической лечебницы в г. Рязани.

1 дек. 1937 заведующим вновь организуемой лечебницы-колонии был назначен врач-психиатр Александр Михайлович Орлов, но уже 11 марта 1938 он был освобождён от занимаемой должности по состоянию здоровья. На момент назначения на должность ему было 62 года. 9 апреля 1938 директором психиатрической лечебницы-колонии был назначен Пётр Егорович Усанов. На его плечи легла основная нагрузка по строительству, переоборудованию помещений и их обустройству для принятия больных. В самом начале основные работы сводились к переоборудованию и перестройке помещений быв. монастыря. Уже в июне 1938 был готов «Титульный список на капитальный ремонт и приспособление Шацкой психиатрической колонии на 1938». Общая стоимость работ по смете составила 450 тыс. руб. В 1938 – 1939 были проведены технические работы по установке канализации и электрификации зданий, принадлежащих колонии. Дело № 86 «Рязмелиостроя» содержит «Технический проект канализации Вышинской психоколонии Шацкого р-на Рязанской обл. на 1939 г.». Там же содержится сопроводительная записка, в которой перечислены здания, подлежащие установке канализации и электрификации. «Всего зданий – 17: почта, дом инвалидов, лечебница – главный корпус, лечебное заведение (приёмная амбулатория, лаборатория), клуб, жилые дома – 4 шт., столовая, контора, прачечная, лечебные заведения – 2 шт., временная контора, кухня временная, баня» и т. д. «Общее количество населения колонии в наст. время по состоянию на 1939 составляет – 1700 чел; с учётом развития – 2184 чел.».

В 1939 переоборудование зданий и сооружений быв. Вышенской Успенской пустыни было завершено и в его стенах была открыта Вышенская психиатрическая лечебница-колония на 250 коек. Одновременно с ней был основан пос. Выша, население к-рого первоначально состояло из больных-колонистов, врачей и медицинского и обслуживающего персонала. Вышенская психиатрическая лечебница-колония стала градообразующим учреждением для молодого поселка. Вокруг быв. монастыря строились дома для работников лечебницы-колонии; многие из них, после выхода на пенсию, оставались жить в пос.
 
В 1941 Вышенская психиатрическая лечебница-колония была преобразована в Шацкую психиатрическую больницу. В годовом отчёте Шацкого райздравотдела за 1942 имеется список учреждений здравоохранения. На первой строке – «Вышенская психоколония. Самостоятельное, на бюджете области. В разделе «Медицинские кадры, проживающие в районе: психиатров – 6, в селе – 6». Далее: «Характеристика Вышенского врачебного участка. В его составе 4 амбулатории, 2 фельдшерских пункта и психиатрическая больница с количеством работников 300 человек». В годы войны больницу возглавлял Василий Иванович Пляшкевич; в 1944 его сменила С.А.Молчанова.

После окончании Великой Отечественной войны 1941 – 1945 у здравоохранения Рязанской обл. были новые планы и заботы. Самое главное – нехватка проф. кадров. Докладная записка от 21 дек. 1949, адресованная секретарю обкома ВКП(б) А.Н.Петухову; в ней завед. Рязанским облздравотделом Иван Александрович Покровский сообщает «… чтобы укомплектовать уже существующую сеть по утвержденным и запланированным бюджетом штатам, необходимо области получить не менее 135 врачей уже в 1949 из выпусков мединститутов. Огромное большинство из них должно специализироваться для работы в районных больницах. Специализация, в основном, должна проводиться на местных базах и только небольшое число должно специализироваться в институтах усовершенствования». А в «Годовом отчёте о работе с кадрами за 1949 год по Рязанскому областному отделу здравоохранения» есть запись о том, что в 1949 прибыли в систему Рязанской и Шацкой психиатрических больниц 3 врача. Среди них была Голицина Елена Павловна, окончившая в 1948 Казанский медицинский институт. В то же время количество пациентов Шацкой психиатрической больницы постоянно росло. В статистическом отчёте на 01.01.1950 в больнице значится 500 коек, в годовом отчёте за 1957 – 600 коек (фактич. было развёрнуто 640), врачебных должностей – 23, из них психиатров – 9.

Вопросы подготовки психиатров всегда волновали руководителей област. здравоохранения. В конце 1950-х в Шацкой психиатрической больнице работало значит. количество молодых врачей, однако укомплектование штата больницы не позволяло направлять их на специализацию с отрывом от производства. Поэтому для проведения занятий, лекций, консультаций и временной работы в больницу в летний период на 2 – 3 месяца приезжали сотрудники кафедры психиатрии Рязанского государственного медицинского института им. И.П.Павлова, врачи высокой квалификации из Рязанской областной психиатрической больницы и открытого в 1952 Рязанского областного психоневрологического диспансера. Большая заслуга в организации психиатрической помощи населению области и в развитии больницы принадлежит сотрудникам кафедры психиатрии Рязанского медицинского института им. И.П.Павлова. Они оказывали методическую и шефскую помощь больнице. Завед. кафедрой психиатрии мединститута в 1954 – 1973 доктор медицинских наук, профессор Александр Констант. Стрелюхин неоднократно выезжал для развёрнутых осмотров больных и проведения консультаций. Он делился своим богатым клиническим опытом и знаниями с молодым поколением врачей.

В Шацкой психоневрологической больнице начинался трудовой путь доктора медицинских наук Виктора Ивановича Григорьева, здесь он работал практикующим врачом в 1957 – 1959. Заведуя кафедрой психиатрии Рязанского медицинского института им. И.П.Павлова в 1970 – 1995, В.И.Григорьев уделял большое внимание вопросам организации психоневрологической помощи сельск. населению Рязанской обл. 3 сентября 1962 после окончания Рязанского медицинского института главным врачом больницы стал уроженец г. Шацка Иван Васильевич Мушихин. Его энергия и забота о пациентах подняли работу больницы на новый качественный уровень. Важной частью работы по восстановлению психич. здоровья и трудоспособности больных являлись занятия в лечебно-трудовых мастерских. В них в зависимости от состояния здоровья проводилась социально-трудовая реабилитация пациентов или обучение их новым профессиям. При активном участии И.В.Мишухина в февр. 1966 в больнице были организованы лечебно-трудовые мастерские на 125 мест. Имелось 5 цехов: швейный, столярный, сапожный, трикотажный и цех по производству крупноблочного кирпича. Прибыль шла на содержание и расширение мастерских. В 1972 для увеличения их площадей было начато строительство нового здания на 150 мест. В это время в стационаре насчитыв. 800 коек, в больнице работало св. 20 врачей и 124 работника среднего медперсонала.

К 1980 в пос. Выша Шацкого р-на Рязанской обл. проживало 950 чел. (в т.ч. 600 пациентов психоневрологич. больницы); имелись психиатрическая больница, психоневрологический дом-интернат, детский сад, дом культуры, биб-ка; действовали лесничество и лесокомбинат.

29 апреля 1990 Совет по делам религий при Совете Министров СССР принял решение о передаче Рязанской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) ряда зданий и строений быв. Вышенского Успенского монастыря, в част. Казанского собора, Христорождественской церкви, корпуса келий и деревянного амбара. 30 апреля 1990, по благословлению Святейшего Пимена, патриарха Московского и всея России, архиеп. Симон (Новиков) в кафедральном Борисоглебском соборе г. Рязани торжественно посвятил в сан игуменьи Вышенского Успенского монастыря, возрождаемого уже в качестве женского, монах. Нонну (Знаменскую Нину Борисовну) с последующим ее назначением настоятельницей в этот монастырь. 14 июня 1990 это решение было подтверждено указом Святейшего Синода. 11 июля 1990 игум. Нонна прибыла на место своего назначения. Несмотря на то, что обители были возвращены ряд важнейших зданий, сил и средств на их реставрацию не было, и ей пришлось временно поселиться в 5 км от обители, в уроч. Быкова Гора близ д. Николаевка на террит. быв. усадьбы Е.Д.Нарышкина, где вплоть до 1988 размещался детский туберкулезный санаторий.

В 1995 вышел на пенсию главный врач Шацкой психиатрической больницы И.В.Мишухин; его сменили вначале Анатолий Павлович Родичкин, а с 1998 по 2012 Ольга Алексеевна Родичкина.

Тем временем, по мере накопления средств, началась реставрация храмов и зданий Вышенского Успенского монастыря. В 1991 – 1994 была частично реставрирована Христорождественская церковь: восстановлены купола и кресты, отремонтирована кровля, в алтарной части настланы деревянные полы и устроен амвон. В мае 1997 монастырю было передано здание Успенского собора, на котором к этому времени обвалился купол. Храм был отремонтирован, и уже 21 июня 1998 заново освящен владыкой Симоном (Новиковым). С этого времени в Вышенском Успенском монастыре совершалось ежедневное богослужение. В 1999 была возвращена в монастырь чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери. 29 июня 2002 состоялось торжественное перенесение в Вышенский Успенский монастырь мощей свт. Феофана Затворника. Церемонию возглавлял Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Алексий II, патриарх Московский и всея России. К 2006 в Вышенском Успенском монастыре действовал Успенский собор, были отремонтированы настоятельский корпус и корпус келий, велись ремонтные работы в Казанском соборе и Христорождественской церкви. В связи с этим было принято решение о переселении большей части сестер на террит. монастыря. Но и монастырское хоз-во в уроч. Быкова Гора с домовой церковью свт. Феофана Затворника осталось действующим, получив статус монастырского подворья. В 2010 в отремонтированном корпусе келий затворников был открыт музей свт. Феофана Затворника.

Одновременно с возрождением Вышенского Успенского монастыря с 2003 к юго-вост. от пос. Выша велось строительство новых корпусов для психиатрической больницы. В 2011 Шацкая психиатрическая больница окончательно освободила все монастырские здания и строения, переехав в новые, специально для нее построенные, корпуса. В том же году, после ухода на покой игум. Нонны, настоятельницей монастыря была назначена игум. Вера (Ровчан).
 
Знаменательное для Вышенского Успенского монастыря и всего пос. Выша событие произошло 29 июня 2015, когда на поселковой площади перед монастырем был открыт памятник свт. Феофану Затворнику Вышенскому. В церемонии открытия принимали участие вице-губернатор Рязанской обл. С.В.Филимонов, председатель Рязанской городской Думы А.А.Кашаев, митроп. Вениамин Рязанский и Касимовский, еписк. Дионисий Касимовский и Сасовский и др.

В наст. время Шацкая психиатрическая больница напоминает небольшой совр. городок, затерявшийся в лесу. Здесь 5 отдельно расположенных корпусов. Есть администр. корпус, 4 лечебных корпуса, пищеблок, банно-прачечный комплекс, газовая котельная, крытая стоянка для автомашин. Больница может существовать совершенно автономно – предусмотрена своя артезианская скважина, электроподстанция, очистные сооружения. Оснащению Шацкой психиатрической больницы могут позавидовать самые совр. медицинские учреждения. К услугам пациентов – уникальный рентгенкабинет. стоматологический, офтальмологический, гинекологический кабинеты, кабинет ультразвукового обследования, лаборатория для проведения любого вида анализов и мастерские для трудотерапии.

Вышенский Успенский монастырь в наст. время также является действующим и активно возрождается. В обители проживают игумения (настоятельница) и до 30 чел. сестер (инокинь и послушниц). Совершаются ежедневные богослужения, действует музей, имеется гостиница для паломников. В Вышенском Успенском монастыре хранятся чудотворная Вышенская Казанская икона Божией Матери и мощи св. Феофана Затворника Вышенского. На площади перед монастырем установлен бронзовый памятник свт. Феофану Затворнику в полный рост. К юго-зап. от монастыря расположены часовня и источник в честь Казанской иконы Божией Матери. Монастырь осуществляет издательскую деятельность, при нем действует воскресная школа. Имеется подворье в уроч. Быкова Гора при д. Николаевка с домовым храмом свт. Феофана Затворника, жилыми и хоз. помещениями и подсобным хозяйством.

По данным на 2019/20 в пос. Выша имеются Шацкое и Ямбирнское участковое лесничества, лесопожарная станция, психиатрическая больница, психоневрологический интернат, сельск. клуб, биб-ка и спортивная площадка; действует леспромхоз.

Достопримечательности:
• Вышенский Успенский женский монастырь. Упом. 1617. Сохранились: Успенский собор (1761 – 1762), Казанский собор (1831 – 1834), Христорождественская церковь (1874 - 1890), а также настоятельский корпус, корпус келий затворников, корпуса братских келий, трапезная, богадельня с аптекой, просвирочная, квасоварня с ледником, 2 гостиницы для паломников, постоялый двор, кузница, монастырская ограда с 4 башнями (19 в.). На террит. монастыря действует музей свт. Феофана Затворника.
• Часовня и источник в честь Казанской иконы Божией Матери.
• Памятник свт. Феофану Затворнику Вышенскому, 2015.


ПАМЯТНИК АРХЕОЛОГИИ:

ПОСЕЛЕНИЕ ВЫША. Эпоха неолита (6 – 3 тыс. до н.э.), ранний железный век (1 тыс. до н.э.), раннее средневековье (вторая полов. 1 – начало 2 тыс. н.э.) Расположено у сев. окраины пос., на мысе первой надпойменной террасы правого берега р. Цны (левый приток р. Мокши), при впадении в нее р. Выша. Поселение протянулось с сев. на юг, размеры ок. 145 х 90 м, высота над рекой 6 м. Культурный слой до 80 см. Керамика лепная, с ямочно-гребенчатой орнаментацией, неолитической рязанской культуры, лепная баночной формы, с рогожными и сетчатыми отпечатками на внешней поверхности, а также горшковидная гладкостенная, городецкой культуры, горшковидная и мискообразная, с примесями шамота в глиняном тесте, без орнамента, предположительно финно-угорская конца 1 – начала 2 тыс. н.э., кремневые ножевидные пеластины, железные шлаки.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1996. – Ч. 3. – С. 101.


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

[1617 г.]. ВЫПИСЬ ИЗ ПИСЦОВЫХ КНИГ БОРИСОГЛЕБСКОГО СТАНА ШАЦКОГО УЕЗДА ПИСЬМА И МЕРЫ КНЯЗЯ ЛЕОНТИЯ ШАХОВСКОГО И ДЬЯКА БАЖЕНА СТЕПАНОВА:

Успения Причистые отцы новые пустыни Вышенсково монастыря слободка, а в ней: двор служки монастырсково; 7 дворов детенышев; пашни паханые добрые земли четь с осминою, да перелогу 4 чети с осминою в поле, а в дву по тому ж.

Пустошь Дивишинская: пашни перелогом добрые земли 44 чети в поле, а в дву по тому ж.

И всего новые пустыни слободка, да пустошь, а в них: двор служки монастырсково; 7 дворов детенышев; пашни паханые добрые земли четь с осминою, да перелогу 48 чети с осминою. Обоего: пашни и перелогу 50 чети в поле, а в дву по тому ж. А сошново письма в живущем и впусте полполтрети сохи. А платить з живущево с 1 чети с осминою.

• Шацкий уезд XVII в. Государевы служилые люди/ Сост. И.П.Алябьев. – Ульяновск : УлГУ, 2014. – С. 205 – 206.

[1625 г.]. СПИСОК С ОТВОДНОЙ ПАМЯТИ ВЕЛИКОЙ СТАРИЦЫ ИНОКИНИ МАРФЫ ИВАНОВНЫ СТРОИТЕЛЮ ВЫШЕНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ПУСТЫНИ ЧЕРНОМУ ПОПУ ТИХОНУ С БРАТЬЕЮ.

Лета 7133[1625] августа в 15-й день, по грамоте господии великия старицы инокини Марфы Иоанновны, и по челобитью Вышенской пустыни, Успения Пресвятыя Богородицы, чернова попа Тихона с братиею, приказный человек Стефан Мокрельский проехал по Выше речке, выше мордовской деревни Уздевой, на лесной стороне в купленском дровосеке, на борку Кужели храм Успения Пресвятыя Богородицы перенесть и кельи и всякия хоромы, на новом месте велеть строить монастырь и тому месту грань и ограде монастырской учинил; первая грань на реке на Выше от чернова дровосечнова лесу на берегу стоит дуб в лоску виловат на нем две грани, и от того дуба промеж оражков стоит дуб на горе, на коем затес, с того теса на дуб суховерхой на нем две грани, с той грани перешед дорогу стоит дуб виловат, на нем две грани, с того дуба стоит дуб виловат, на нем две грани, с того дуба стоит дуб виловат на нем две грани, с того дуба промеж мочежины стоит дуб на раменьи на нем две грани, с того дуба перешед другую дорожку стоит дуб на нем две грани, с того дуба исходя раменье, стоит дуб нагбенной, на нем две грани, с того дуба стоит дуб на борку, на нем две грани, с того дуба стоит сосна нагбенная, подле моховаго болота, на ней две грани; а от той сосны, прямо к реке Цне, чрез борок, на Вышенское устье, на купленский мост и животинный выпуск, указал им в той же чертеж, и на то им место, отводную выпись дал за своего рукою и за печатью.

А на отводе были с приказным человеком Стефаном Мокрельским, села Купли флоровский поп Ефим, того же села Купли Гавриил рыболов, Тихон Кромин, Сенюта Подосиннов, Игнат Максимов.

К сей отводной памяти приказный человек Стефан Мокрельский печать свою приложил; а память отводную писал села Конобеева земской дьячек Терех Васильев.

К сей выписи Стефан Мокрельский руку приложил.
К сей отводной выписи села Купли флоровский поп Ефим вместо детей своих духовных руку приложил.

• Публикация: Тихон (Ципляковский). Общежительная Вышенская Успенская пустынь, исторический очерк и описание оной. – Тамбовские епархиальные ведомости, 1881. – № 7 – С. 248 – 249.

[1737 – 1740 гг.] ОПИСАНИЕ ВЫШЕНСКОЙ УСПЕНСКОЙ ПУСТЫНИ.

Вышенская пустыня в Шацком уезде на реке Выше, от города Шацка в 15 верстах. В той пустыне 2 церкви деревянные, в них 3 престола. Настоятельских и братских 3 келии деревянных, длиною на 7 саж. с полу, поперек на 6 саж. Хлебня деревянная длины на 4 саж., поперек тож число. Житенной анбар деревянной, длины на 3, ширины на 2 саж. Амшеник деревянной, длины на 2, ширины на 2 же саж. Погреб деревянной, на нем погребица деревянная, длины на 3, ширины на 2 саж. В той пустыне вдовой поп 1, дьячек 1, пономарь 1, монах 1. Итого 4 чел. За тою пустынею имеется сеннаго покосу на 100 копен, да пчельнаго заводу малое число и в коллегию экономии, как денег, так и хлеба платежа не бывает. И той пустыни священно и церковно служителям жалованья не бывает, а пропитание получают от подаяния.

• Публикация: Пискарев П.И. Описание монастырей Шацкой провинции/ Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1895. – Вып. 40. – С. 59.


Рецензии