Комментарий А. С. Пушкин Клеветникам России

Стихотворение, которое в наше время неправильно понимается и толкуется.            
У А.С.Пушкина свой взгляд на проблему, которая возникла в тот момент в Польше.

* " Созданное по результатам соглашений, достигнутых на Венском конгрессе 1815 году, Царство Польское обладало широкой автономией под верховной властью российского императора. Оно обладало собственной конституцией, являвшейся одной из самых либеральных в Европе, которая предусматривала, в частности, свободу слова и религиозную терпимость, а также двухпалатным парламентом (сеймом). Царство Польское имело собственное законодательство, административную и судебную систему, вооружённые силы, денежную единицу и таможенную территорию. Главой государства являлся российский император, имевший титул короля (царя) Польши. Царство Польское фактически находилось в личной унии с Российской империей. " ( Википедия ) *

* - добавлено 30 ноября 2024 года


Давайте посмотрим  в разных словарях значение слова " клевета ":

" Клевета — распространение заведомо ложной  информации, порочащей  честь и  достоинство другого лица или подрывающей его репутацию [ 1 ].

Клевету следует отличать от диффамации [ 16 ] — распространения порочащих сведений в СМИ. Отличие заключается в том, что диффамация может содержать истинные сведения, тогда как клевета содержит заведомо ложные сведения.

Клевету следует отличать от оскорбления [ 17 ], которое представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего, имеющую обобщенный характер и унижающую его честь и достоинство. Обязательным элементом клеветы является заведомая ложность позорящих другое лицо измышлений о конкретных фактах, касающихся потерпевшего. "

( Википедия )

" КЛЕВЕТА;, - ы, жен. Порочащая кого - что - н. ложь.
Возводить клевету на кого - н. "

( Толковый словарь Ожегова  )


" КЛЕВЕТАТЬ

Клевета и самая ложь, что на кого налгано. Эку клевету взвели на человека! Клеветной, к клевете относящийся или ее составляющий. Клеветные слова. Клеветничать, клеветать много, часто. Клеветник муж. -ница жен. кто клевещет; наговорщик. Клеветники на том свете каленые сковороды лижут. Клеветников, -ницын, ему или ей принадлежащий. Клеветничий, им свойственный. Клеветнический, относящийся до клеветы, клеветников. Клеветливый, охочий клеветать. "

( Толковый словарь Даля  )

Чтобы понять обозначенное в заглавии стихотворение,  надо прочитать другое стихотворение. Давайте прочитаем и разберём его:

Бородинская годовщина

Великий день Бородина -

 А.С.Пушкин считает эту битву Великой, не смотря на то,  что через три дня русская армия ночью ушла с поля битвы в Москву, которую тоже не стала защищать...
Похоже, А.С.Пушкин знал про Бородино из российских газет и журналов, которые излагали официальную версию этой битвы.
Как всё было на самом деле написал в своём стихотворении " Бородино " М.Ю.Лермонтов. Его стихотворение резко диссонирует с пушкинским. Можно предположить, что его стихотворения о битве при Бородино - более раннее и написанное выше - могли быть сочинены в противовес  пушкинскому этому  стихотворению. Некоторые места очень похожи.

Мы братской тризной поминая,
Твердили: « Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была? -

Нет, не вся Европа, были государства, которые были против политики Наполеона. Они и победили, в конечном итоге, Наполеона.

А чья звезда ее вела!.. -

Наполеон

Но стали ж мы пятою твердой
И грудью приняли напор
Племен, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор. -

После битвы за Смоленск русская армия не решалась вступать в бой и только отступала.

И что ж ? свой бедственный побег,
Кичась, они забыли ныне;
Забыли русской штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. -

Побега армии Наполеона не было: армия уходила из России из - за морозов, потому что не была к ним готова. Битва при Березине тому подтверждение, когда три русских армии: та, что стояла за мостом через реку Березина под командованием П.В.Чичагова, та, что шла с севера из Петербурга под командованием П.Х.Витгенштейна и та, что шла следом за армией Наполеона под командованием М.И.Кутузова, но никаких действий не предпринимала, так и не смогли разгромить армию Наполеона.

** Но похоже, А.С.Пушкин что - то понимал о бородинской битве исторически правильно. Вот строчки стихотворения пятнадцатилетнего Саши Пушкина:

      К другу стихотворцу

Хорошие стихи не так легко писать,
Как Витгенштеину французов побеждать. **

** - добавлено 10 июня 2025 года



Из - за морозов русские армии тоже теряли солдат, много было отмороженных. Зима не щадила никого.
Да и в Европе в сражениях с армией Наполеона русская армия терпела поражения. Именно поэтому государства - противники Наполеона - создали Шестую коалицию, в которую вошли: Россия, Швеция, Великобритания, Австрия и Пруссия ( последние две до начала 1813 года были союзниками Франции ), так как по одиночке не могли справится с армией Наполеона.

Знакомый пир их манит вновь —
Хмельна для них славянов кровь;
Но тяжко будет им похмелье;
Но долог будет сон гостей
На тесном, хладном новоселье,
Под злаком северных полей! -

При деревне Бородино Россия потеряла почти пол армии, другими словами, полегло очень много российских солдат и офицеров.

Вот статистика за всю войну:

Потери Русских армий:

340 — 400 тыс. погибших.
100 — 200 тыс. пленных.
80 — 130 тыс. дезертиров.
1000 — 1200 орудий
Общие безвозвратные потери
550 — 610 тыс.

Потери Великой Армии Наполеона:

150 — 210 тыс. погибших.
150 — 300 тыс. раненых и обмороженных.
50 тыс. дезертиров.
Общие потери
350 — 500 тыс.

( Википедия )

Ступайте ж к нам: вас Русь зовет!
Но знайте, прошеные гости!
Уж Польша вас не поведет:
Через ее шагнете кости!.. »
Сбылось — и в день Бородина
Вновь наши вторглись знамена
В проломы падшей вновь Варшавы; -

" И что за святотатство сближать Бородино с Варшавою. " - из дневника П.А.Вяземского
( Википедия )

И Польша, как бегущий полк,
Во прах бросает стяг кровавый —
И бунт раздавленный умолк. -

В стихотворении нигде не просматриваются угоднические власти мысли - А.С.Пушкин высказывает своё мнение по польскому вопросу. Не случайно " Пушкин безуспешно предлагал А. Х. Бенкендорфу позволить ему создать политический журнал, мотивируя это следующим образом: « Ныне, когда справедливое негодование и старая народная вражда, долго растравляемая завистью, соединила всех нас против польских мятежников, озлобленная Европа нападает покамест на Россию не оружием, но ежедневной бешеной клеветою… Пускай позволят нам, русским писателям, отражать бесстыдные и невежественные нападки иностранных газет »[6]. ( Википедия )

Похоже, власть боялась мыслей А.С.Пушкина в таком журнале, поэтому так и не дала добро.

В боренье падший невредим;
Врагов мы в прахе не топтали,
Мы не напомним ныне им
Того, что старые скрижали
Хранят в преданиях немых;
Мы не сожжем Варшавы их;
Они народной Немезиды
Не узрят гневного лица
И не услышат песнь обиды
От лиры русского певца.

Но вы, мутители палат,
Легкоязычные витии,
Вы, черни бедственный набат,
Клеветники, враги России! -

Последняя строчка - это название стихотворения " Клеветникам России " - то есть врагам России, именно этот смысл в пушкинском стихотворении.
В обоих стихотворениях пушкинская интонация это интонация, обращённая к врагам России - А С.Пушкин излагает свой взгляд, свою позицию.
В 1833 году А.С.Пушкин напишет " Медный Всадник ", в котором автор в крайне резкой форме покажет российскую власть, какая она есть. И не важно, что подспудно Медным Всадником является Александр Первый, главное, он покажет природу российской самодержавной власти.

Что взяли вы?.. Еще ли росс
Больной, расслабленный колосс?
Еще ли северная слава
Пустая притча, лживый сон?
Скажите: скоро ль нам Варшава
Предпишет гордый свой закон? -

Видимо, А.С.Пушкин намекает на Великое Герцогство Варшавское, то есть станет независимым от России государством, каким было это Герцогство. Отсюда и рассуждение, где пройдёт западная граница России:

Куда отдвинем строй твердынь?
За Буг, до Ворсклы, до Лимана?
За кем останется Волынь?
За кем наследие Богдана?
Признав мятежные права,
От нас отторгнется ль Литва?
Наш Киев дряхлый, златоглавый,
Сей пращур русских городов,
Сроднит ли с буйною Варшавой
Святыню всех своих гробов?

Ваш бурный шум и хриплый крик
Смутили ль русского владыку?
Скажите, кто главой поник?
Кому венец: мечу иль крику?
Сильна ли Русь? Война, и мор,
И бунт, и внешних бурь напор
Ее, беснуясь, потрясали —
Смотрите ж: всё стоит она!
А вкруг ее волненья пали —
И Польши участь решена…

Победа! сердцу сладкий час!
Россия! встань и возвышайся!
Греми, восторгов общий глас!.. -

Это пушкинская радость за страну, но не угодничество власти!
А.С.Пушкин в польском вопросе имеет своё мнение. П.Я. Чаадаев имел похожую позицию, а ведь он автор работы " Философские письма ", написанные как раз в эти же годы: 1829 - 1831гг.
После их публикации в 1836 году он будет признан сумасшедшим.
Вот его письмо к А.С.Пушкину на стихотворение " Клеветникам России ":
« Вот вы, наконец, и национальный поэт; вы, наконец, угадали своё призвание. <…> Стихотворение к врагам России особенно замечательно; это я говорю вам. <…> Не все здесь одного со мною мнения, вы, конечно, не сомневаетесь в этом, но пусть говорят, что хотят — а мы пойдём вперёд »
( Википедия )

А.С.Пушкин искренен в своих чувствах к стране, а не к царю:

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.

Вот " язык сердца " мы и видим. Это ярко проявилось в письме к П.Я.Чаадаеву:

19 октября 1836 г. Из Петербурга в Москву

" Благодарю за брошюру, которую вы мне прислали. Я с удовольствием перечел ее, хотя очень удивился, что она переведена и напечатана. Я доволен переводом: в нем сохранена энергия и непринужденность подлинника. Что касается мыслей, то вы знаете, что я далеко не во всем согласен с вами. Нет сомнения, что схизма ( разделение церквей ) отъединила нас от остальной Европы и что мы не принимали участия ни в одном из великих событий, которые ее потрясали, но у нас было свое особое предназначение. Это Россия, это ее необъятные пространства поглотили монгольское нашествие. Татары не посмели перейти наши западные границы и оставить нас в тылу. Они отошли к своим пустыням, и христианская цивилизация была спасена. Для достижения этой цели мы должны были вести совершенно особое существование, которое, оставив нас христианами, сделало нас, однако, совершенно чуждыми христианскому миру, так что нашим мученичеством энергичное развитие католической Европы было избавлено от всяких помех. Вы говорите, что источник, откуда мы черпали христианство, был нечист, что Византия была достойна презрения и презираема и т. п. Ах, мой друг, разве сам Иисус Христос не родился евреем и разве Иерусалим не был притчею во языцех? Евангелие от этого разве менее изумительно ? У греков мы взяли евангелие и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева. Наше духовенство, до Феофана, было достойно уважения, оно никогда не пятнало себя низостями папизма и, конечно, никогда не вызвало бы реформации в тот момент, когда человечество больше всего нуждалось в единстве. Согласен, что нынешнее наше духовенство отстало. Хотите знать причину? Оно носит бороду, вот и все. Оно не принадлежит к хорошему обществу. Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству ( к русскому единству, разумеется ), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы ? А Александр, который привел вас в Париж? и ( положа руку на сердце ) разве не находите вы чего - то значительного в теперешнем положении России, чего - то такого, что поразит будущего историка? Думаете ли вы, что он поставит нас вне Европы? Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора — меня раздражают, как человека с предрассудками — я оскорблен, — но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал.

Вышло предлинное письмо. Поспорив с вами, я должен вам сказать, что многое в вашем послании глубоко верно. Действительно, нужно сознаться, что наша общественная жизнь — грустная вещь. Что это отсутствие общественного мнения, это равнодушие ко всему, что является долгом, справедливостью и истиной, это циничное презрение к человеческой мысли и достоинству — поистине могут привести в отчаяние. Вы хорошо сделали, что сказали это громко. Но боюсь, как бы ваши религиозные исторические воззрения вам не повредили... Наконец мне досадно, что я не был подле вас, когда вы передали вашу рукопись журналистам. Я нигде не бываю и не могу вам сказать, производит ли статья впечатление. Надеюсь, что ее не будут раздувать. Читали ли вы 3 - й № « Современника » ? Статья « Вольтер » и « Джон Теннер » — мои, Козловский стал бы моим провидением, если бы захотел раз навсегда сделаться литератором. Прощайте, мой друг. Если увидите Орлова и Раевского, передайте им поклон. Что говорят они о вашем письме, они, столь посредственные христиане. "
( Викитека )

Но тише, тише раздавайся
Вокруг одра, где он лежит,
Могучий мститель злых обид,
Кто покорил вершины Тавра,
Пред кем смирилась Эривань,
Кому суворовского лавра
Венок сплела тройная брань.

Восстав из гроба своего,
Суворов видит плен Варшавы;
Вострепетала тень его
От блеска им начатой славы!
Благословляет он, герой,
Твое страданье, твой покой,
Твоих сподвижников отвагу,
И весть триумфа твоего,
И с ней летящего за Прагу
Младого внука своего. -

" Светлейший князь ( с 1851 ) Александр Аркадьевич Суворов ( 5 июля 1804, Санкт - Петербург — 31 января [ 12 февраля ] 1882 — русский государственный, общественный и военный деятель, генерал от инфантерии. В 1848 — 1861 годах — генерал-губернатор Прибалтийского края и военный губернатор Риги, в 1861—1866 годах — санкт - петербургский военный генерал-губернатор, позднее — генерал - инспектор пехоты. Внук генералиссимуса Александра Васильевича Суворова.

Участвовал в подавлении польского восстания 1830 года, отличился в ряде боёв, в том числе в штурме Варшавы, был отправлен парламентёром для переговоров о сдаче. Заступивший на пост главнокомандующего после смерти фельдмаршала Ивана Дибича фельдмаршал Иван Паскевич командировал его в Петербург с посланием о победе. Александра Аркадьевича принял император Николай I. "
( Википедия )

1831 г.

Отношение к А.С.Пушкину через стихотворение " Клеветникам России " как к поэту с имперскими взглядами в корне не верно. А.С.Пушкин не отрёкся от стихотворений, за которые при Александре Первом подвергался гонениям в виде двух ссылок, вторая, кстати, бессрочная. Он извлёк этот тяжкий урок и стал писать осмотрительнее, более сложно стал излагать свои мысли, которые не все понимаются даже в наше время.

Стихотворение " Стансы " - это, на мой взгляд, благодарность Николаю Первому за то, что он его помиловал, отменив вторую пожизненную ссылку, но не угодничество:

Стансы

( В надежде славы и добра... )

В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни:
Начало славных дней Петра
Мрачили мятежи и казни.

Но правдой он привлек сердца,
Но нравы укротил наукой,
И был от буйного стрельца
Пред ним отличен Долгорукой. -

" Среди Долгоруковых было немало бояр. Один из них, Яков Фёдорович, заслужил особое расположение царевича Петра Алексеевича, когда встал на его сторону во время Стрелецкого бунта 1682 года. "

« Дилетант » №45 ( сентябрь 2019 )

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

Семейным сходством будь же горд;
Во всем будь пращуру подобен:
Как он неутомим и тверд,
И памятью, как он, незлобен. -

Обращение к Николаю Первому в последней строфе как пожелание от Поэта быть вот таким, каким Пётр написан в стихотворении. Никакого низкопоклонничества. Обращение написано свободно, легко и достойно.

 ( А.С. Пушкин. Стихотворение. 1826 )

" И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца. "

Эти строки А.С.Пушкин напишет в 1836 году, подтвердив, что он остался тем Пушкиным, каким был в молодости, не изменив тогдашним своим взглядам.
Не стоит оспоривать глупцов, которые считают А С Пушкина имперцем, цареугодником:
" Хвалу и клевету приемли равнодушно ".

*** " Граф Фёдор Петрович Пален ( нем. Friedrich Alexander von der Pahlen; 2 [ 13 ] сентября 1780, Митава — 8 [ 20 ] января 1863, Санкт-Петербург ) — русский дипломат, посол в США и Бразилии, действительный тайный советник ( 21 апреля 1834 года ). В 1828 — 1829 годах возглавлял администрацию Дунайских княжеств. Последний в истории носитель чина камергера.
<...>
Назначен членом Государственного совета 18 сентября 1832 года. Оставался в этом звании до самой смерти, участвовал в разработке законопроекта об отмене крепостного права. По отзыву современника, был человеком с независимым и самостоятельным мнением, гнушаясь рабского поклонения двору, называл лиц, склонных к этому, цареугодниками. Умер 8 (20) января 1863 года в Санкт-Петербурге. "
( Википедия ) ***

*** - добавлено 10 июня 2025 года

11 октября 2024 год
Санкт - Петербург
 


Рецензии