Что такое каратэ?
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
«Ч т о т а к о е к а р а т э?»
Вступление.
В Советском Союзе, с конца 1930 гг. (т.е. после начала Японско-китайской войны) практически все восточные боевые искусства, и не только японского происхождения, были под строгим запретом. Мастера подверглись жестоким и безосновательным репрессиям, многие были уничтожены как «японские шпионы», как например, один из основоположников самбо - В.С. Ощепков (1982-1937).
С тех пор и до середины 1960 гг. советские спортивные функционеры на международной арене занимались пропагандой превосходства самбо над любыми иными единоборствами (кроме самбо, борьбы и бокса - других единоборств в СССР практически не существовало). [Гармония силы и души. - Линдер И. / На боевом посту. - 1994. - NN 02(71), 03(70), 41(69), 5(68), 07(71), 8(72), 09(71), 10(72).] | [Кто вы, доктор Линдер. - Булгаков Б. / На боевом посту. - 1994. - N 1 - с. 72-75.].
Современное карате появилось в Советском Союзе в середине 1960 гг. во время хрущевской политики «потепления» и улучшения международных отношений.
В 1972 г., после того как было легализовано дзюдо (с конца 1930 и до начала 1960 гг. в СССР дзюдо было под запретом, в конце 1930 гг. заниматься дзюдо открыто было чревато арестом и уголовной ответственностью за «шпионаж в пользу Японии») и создана Федерация дзюдо СССР, предпринимались попытки организовать кружки и секции по занятиям карате, которые действовали в полулегальном режиме: пользуясь внешним сходством униформы, занимающиеся карате люди маскировались под дзюдоистов.
В годы брежневского застоя, в 1972 г. был издан Указ Спорткомитета СССР «О запрещении секций культуризма, карате, женского самбо и карточной игры в бридж», - что явилось первой попыткой властей запретить карате - с формулировкой «метод физической подготовки, не имеющий ничего общего с советской системой физического воспитания».
Первый запрет сошел на нет к 1978 г., из-за наличия в стране многочисленных подпольных секций карате, которое вполне успешно существовало и развивалось на просторах СССР, когда у инструкторов (тренеров-инструкторов) были удостоверения Госкомспорта СССР и спорткомитетов союзных республик, дающие право преподавания этому восточному виду единоборства.
13.11.1978 г. председатель Спорткомитета СССР С.П. Павлов (1929-1993) издал приказ «О развитии борьбы каратэ».
10.11.1981 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета РСФСР за N 6/19 и N 6/24 «Об административной и уголовной ответственности за нарушение правил обучения каратэ».
В Уголовный и Административный кодекс РСФСР были внесены соответствующие статьи (ст. 219.1 УК РСФСР, ст. 177 АК РСФСР) об ответственности за «Незаконное обучение каратэ» и за «Нарушение правил обучения каратэ», в 1983 г. эти удостоверения были изъяты, в то же время были закрыты секции во всех спортобществах, за исключением «Динамо» и ЦСКА.
Через год Указами Президиума Верховного Совета РСФСР от 10.11.1982 г. «Об административной ответственности за нарушение правил обучения каратэ» и «О внесении дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» также была установлена административная и, если обучение связывалось с извлечением материальной выгоды, уголовная ответственность за обучение карате.
Статья 177 Кодекса РСФСР об административных нарушениях (подобные статьи были введены и в таких же кодексах союзных республик) устанавливала ответственность за любую попытку обучать каратэ с наложением штрафа в размере до 50 рублей, если нет денежных поборов и иной материальной выгоды.
Одновременно была введена соответствующая статья в Уголовный кодекс РСФСР и союзных республик (ст. 2191 «Незаконное обучение каратэ») со сроком лишения свободы до 5 лет. При этом в СССР продолжали проводиться официальные турниры по карате: 17-21 марта 1982 г. - Второй Чемпионат СССР по карате в Таллинне, 23.05.- 02.06.1982 г. - Третий Чемпионат СССР по карате в Волгограде.
17.05.1984 г. приказом Спорткомитета СССР N 404 «О запрещении обучения карате в спортивных обществах», каратэ было запрещено на всей территории Советского Союза как «не имеющий отношения к спорту рукопашный бой, культивирующий жестокость и насилие, наносящий тяжелые травмы участникам, пронизанный чуждой нам идеологией». [Загребущие «пустые руки» / «Человек и закон». - Изд-во «Известия Советов депутатов трудящихся СССР», август 1985. - с. 59.].
После прекращения гонений карате стало постепенно вновь легальным видом спорта во времена «перестройки», Постановлением Госкомспорта СССР N 9/3 от 18.12.1989 г. «О развитии восточных единоборств в СССР», однако полностью оно было разрешено только после распада СССР. [Violent entrepreneurs: The Use of Force in the Making of Russian Capitalism. - Vadim Volkov / Cornell University Press (04.02.2016).].
…
Ниже читателю предлагается статья, опубликованная в одном из советских журналов за 1978-1980 гг. «Спортивная жизнь России». На запрос Нейро найти, в каком из номеров журнала была данная публикация, дало ответ, что не удалось найти информацию о том, «Что такое каратэ?», в журнале «Спортивная жизнь России» за 1970-1980 гг.
Однако известно, что в январе 1980 г. - в этом издании было опубликовано блиц-интервью с Владимиром Высоцким, взятое на первом чемпионате Москвы по карате, состоявшимся с 23 по 25.11.1979 г. на котором В. Высоцкий заявил, что считает карате зрелищным видом спорта, и отметил, что родоначальники этого единоборства - японцы - ставят рядом с ним слово «игра».
По следам публикации советского журнала «Спортивная жизнь России».
Взгляд в прошлое, по следам публикации советского журнала «Спортивная жизнь России» за 1970-1980 гг. «Что такое каратэ?» - под рубрикой: для вас, любознательные.
Что такое каратэ?
Этот вопрос все чаще и чаще появляется в письмах наших читателей. Идя навстречу их пожеланиям, мы публикуем статью кандидата экономических наук, старшего научного сотрудника института востоковедения АН СССР, обладателя «Зеленого пояса» по каратэ и айкидо Г.В. Попова (прим. 1) и преподавателя физвоспитания мастера спорта А.Н. Гусева (прим. 2).
Учитывая исключительный интерес к этому виду физических упражнений, редакция (прим. 3) предполагает в будущем году провести на страницах журнала заочную школу каратэ (прим. 4).
…
Родиной каратэ обычно считают Японию. Однако это не совсем так. Каратэ появилось не как новое искусство борьбы, а всего лишь как новое название, данное в начале XX века в Японии этому давно известному в странах Азии древнему виду боевого единоборства.
Каратэ, кунфу, кэмпо - все это различные имена единой по существу системы физического и духовного совершенствования, сложного и до сих пор не до конца расшифрованного психофизиологического комплекса.
Согласно некоторым источникам, в начале нашей эры знаменитый китайский хирург Хуо То (190-265 гг.) разработал оригинальную систему физических упражнений для снятия нервного напряжения. Большинство этих упражнений представляло собой имитацию определенных движений тигра, обезьяны, оленя, цапли и т.д. Система Хуо То оказалась пригодной и для самообороны.
Но наиболее достоверную версию создания ранней системы борьбы без оружия выдвигает предание о Бодхидхарме. Известный в Японии под именем Бодай-дарума или Дарума Тайси, индийский монах Бодхидхарма прибыл в Китай во времена правления династии Лян (502-556 гг.; прим. 5) с целью распространения буддизма (известный ныне как чаньский буддизм. - А.П.).
Путешествие по кишащими дикими зверями и разбойниками местностям, труднопроходимым даже в наши дни, требовало от человека максимального напряжения физических и моральных сил. Видимо, итоги паломничества нашли отражение в дальнейшей деятельности Бодхидхармы. По прибытии в Китай он обосновался в одном из монастырей, известном под названием Шаолинь на горе Су в провинции Хунан (прим. 7).
В монастыре Бодхидхарма установил жесткую дисциплину, традиции которой в дальнейшем были продолжены преемниками патриарха. Наряду с изучением буддийских догматов Бодхидхарма провозгласил путем к внутреннему самосовершенствованию всестороннее физическое развитие. В обязанность монахов вменялось изучение самых изощренных приемов самообороны (прим. 8).
Монастырь стал как бы творческой лабораторией по разработке методов борьбы без оружия. Слава о воинских искусствах монахов Шаолиня гремела по всему Китая.
Во времена правления династии Сун (960-1279 гг.; прим. 9) знаменитый полководец Юэ Фей (прим. 10) составил для своих войск пособие, в котором обобщались приемы принципиально новой школы, известной ныне как «Обрушивающаяся рука Юэ» (Юэ сань ноу) и послужившей базой для многих более поздних школ и направлений. В разработке приемов своей школы Юэ Фей стремился применить не только достижения Шаолиня, но и знакомые каждому солдату навыки обращения с копьем и мечом.
Он сделал упор на рубящие и колющие удары руками, не требующие от исполнителя изощренной техники. Юэ Фей впервые стал широко применять удары ребром ладони типа «рука-меч» и собранными вместе пальцами типа «рука-копье».
В эпоху Сун борьба без оружия стала чрезвычайно популярной в Китае, однако все ее достижения оставались достоянием лишь посвященных монахов и узкого круга военной аристократии. На протяжении веков разработанная в лоне трех школ система держалась в строгом секрете. И только после завоевания Китая маньчжурами произошло ее рассекречивание.
Маньчжуры разрушили и сожгли монастырь Шаолинь, в котором нашли приют приверженцы свергнутой династии Мин (прим 11). Однако многим монахам удалось спастись и бежать в Южный Китай, где они построили новый монастырь Шаолинь в провинции Фукиэн.
Южный Шаолинь стал со временем знаменитой школой по подготовке мастеров бороться без оружия. Полный курс обучения был рассчитан на 10-12 лет. По истечении этого срока обучаемый сдавал экзамены по истории и теории искусства и выступал в состязании против нескольких партнеров.
Успешно выдержавший эти экзамены допускался к последнему, самому жестокому испытанию.
Оно заключалось в том, что экзаменующийся должен был пройти через залу башни, специально оборудованную 108 механическими аппаратами, обрушивающими на испытуемого град ударов палками, копьями, ножами и т.д. Характер действия аппаратов зависел от тяжести тела экзаменуемого и ширины его шага по половицам, служащим своего рода пусковыми механизмами.
Сконструированы аппараты были так, что даже их создатель не знал, как они поведут себя в следующий момент. У выхода из залы находился раскаленный металлический шар весом около 200 кг. Испытуемый должен был откатить его голыми руками и плечами, после чего на его теле оставались выжженными изображения дракона и тигра.
Выпускники монастырской школы боевого братства покидали ее стены и направлялись в различные районы страны с задачей создавать школы кэмпо (прим. 12) и готовить народ к восстанию против чужеземной династии (прим. 13).
И хотя впоследствии маньчжуры разрушали Южный Шаолинь и убили большинство его обитателей, однако к тому времени искусство кэмпо перестало быть привилегией буддийских монахов и правящей элиты. Оно стало достоянием широкого круга почитателей из всех слоев китайского населения, вышло за рамки сословных барьеров и став действительно общедоступным и всенародным.
К этому времени китайское искусство борьбы без оружия перешагнуло границы страны. За ее пределами все три школы стали известны под общим названием кэмпо. Раньше всех с ним познакомились японцы, а также жители острова Окинава (прим. 14).
Коренное население острова развило китайское искусство кэмпо до такой степени, что руки и ноги становились подобны саблям (так в тексте. - А.П.), а обычные соединения обычных деревяшек (нунчаку и тунфа; в умелых руках крушили железные панцири. Новая система получила название окинава-тэ (окинавский кулачный бой). После появления у японцев огнестрельного оружия интерес к окинава-тэ стал угасать (прим. 15).
Второе рождение окинава-тэ произошло в начале XX века. В 1917 г. японское братство мастеров воинских искусств, известное под названием «Будо-кай» заинтересовалось искусством мастеров с Окинавы и обратилось к ним с просьбой прислать лучшего бойца этого вида в Японию для показательных боев с мастерами джиу-джитсу.
К этому времени на Окинаве работало несколько школ с обучением на японском языке. Преподавателем в одной из них, известной под названием «Сетто Гакко», был некто Гитин Фунакоси (1869-1957 гг.). Прекрасный специалист японского языка, он был известен и как замечательный мастер окинава-тэ (прим. 16).
Посланец Окинавы изумил мастеров «Будо-кай» (прим. 17). Он легко побеждал самых сильных своих противников, демонстрируя отточенную технику и эффективные приемы. Некоторые из показанных им бросков, такие как «утимата» (букв. «бросок воздействием на внутреннюю поверхность бедра», подхват изнутри; бросок, представляющий собой подхват противника под одну ногу за внутреннюю часть бедра. - А.П.) и «осотогари» (отхват, бросок противника с рывком на себя и подбивом ногой его ноги снаружи. - А.П.), впоследствии вошли в технику дзю-до.
По возвращении на Окинаву Фунакоси стал президентом созданного на острове по японскому образцу братства мастеров воинских искусств «Окинава Себукай», немало сделав на этом посту для популяризации окинава-тэ. В 1922 г Фунакоси вместе с другим мастером этого вида Кенва Мабуни (прим. 18) был приглашен Министерством образования для показательных выступлений в крупнейших городах Японии.
Выступления имели громадный успех. Фунакоси первым понял, какие возможности открываются перед окинава-тэ в Японии. Он решил остаться здесь для преподавания нового искусства и вскоре основал школу, которую назвал «Сето-кан», в память о школе на Окинаве.
Новые ученики Фунакоси не желали мириться с названием «окинава-тэ», напоминающим им о чужеродном происхождении искусства. Для его обозначения японцы охотнее пользовались названием «каратэ-джютсу» (искусство пустой руки). Учитывая настроения своих учеников, Фунакоси в 1929 г. ввел для окинава-тэ новое название «каратэ» (пустая рука). Это название привилось не сразу.
Лишь после выхода в 1935 г. составленного Фунакоси учебно-методического пособия под названием «Каратэ-до Кехан», новый термин утвердился окончательно.
Новый вид спортивного единоборства получил в Японии широкое распространение и в первую очередь среди учащейся молодежи. Уже к 1940 г. в стране не было ни одного крупного университета без клуба каратэ. В 1948 г. в Японии была создана федерация каратэ, главным наставником которой стал Фунакоси.
Однако до начала 60-х годов деятельность ассоциации была малозаметна. До 1957 г. не было проведено ни одного соревнования, что объясняется наличием в каратэ целого ряда различных школ и стилей. Сам Фунакоси разработал стиль, который по названию его школы известен как Сетокан.
Будучи главным наставником федерации, Фунакоси стремился утвердить свой стиль в качестве единственного. Однако помимо Сетокан в каратэ существует еще 15 стилей (на сегодня - значительно больше. - А.П.), из которых наиболее известны Годзюрю, Вадарю и Киокушинкай.
Отличительным знаком школ Годзюрю является сжатый кулак, смоделированный с руки основателя этого стиля Тедзюн Мияги (прим. 19). Сила его пальцев была столь велика, что он мог проткнуть ими бок быка (прим. 20).
Мияги долго жил в Китае и был хорошо знаком с китайскими разновидностями каратэ. В своей практике Мияги соединил резкость окинава-тэ с мягкостью китайских школ. В 1930 г. Мияги приехал в Японию с Окинавы и создал свою школу, менее всего отличающуюся от классического окинава-тэ.
Стиль Вадарю был создан учеником Фунакоси, врачом лечебной физкультуры по профессии Хиропори Оцуки (прим. 20). Сначала хорошо изучив стиль Сетокан, Оцуки обоготил его приемами джиу-джитсу (прим. 21) и других смежных видов самообороны.
Стиль Киокушинкай или Ол-стиль был создан в сравнительно недавнее время крупным мастером карате Оямой (прим. 22). Хорошо освоивший корейское кемпо, дзюдо и другие виды единоборств, Ояма сделал попытку объединить наиболее результативные элементы этих видов (борьбы. - А.П.) в рамках одной системы.
И все-таки различия между стилями каратэ в достаточной степени условны. Поскольку карате - это буквально то, что содержится в его названии (бой голыми руками), оно требует, чтобы все тело было эффективным оружием. Конечные задачи единоборства и возможности человеческого тела определяют и необходимый для достижения цели арсенал приемов.
Различия между стилями скорее всего сводятся к удельному весу тех или иных приемов в технике различных стилей и в методике тренировок. Тенденция развития характеризуется сближением стилей и выработкой единого универсального каратэ. Отмеченная тенденция позволила в 1964 г. объединить все школы и стили каратэ в Японии в рамках федерации «Всеяпонский союз каратэ-до».
Степень мастерства в школах каратэ определяется цветом пояса занимающегося. Нормативные требования в различных школах неодинаковы и зачастую определяются степенью мастерства самого наставника.
Однако во всех школах каратэ занимающиеся условно разделены на категории «кю» и «дан», что означает соответственно «младшие братья» - «старшие братья» и которые в свою очередь подразделяются на ряд степеней. В категории «кю» восемь таких степеней и идут они в обратной последовательности, а в категории «дан» десять степеней и их отсчет начинается с первого.
Белый пояс является отличительным цветом трех низших степеней «кю». Следующие за ними две степени «кю» получают право на ношение зеленого пояса. Присуждение обучающемуся зеленого пояса означает начало нового этапа в процессе освоения им искусства каратэ.
Считается, что обладатель зеленого пояса освоил фундаментальную технику, в состоянии контролировать силу своего удара и может быть допущен к учебным боям. Коричневый пояс символизирует бойцовскую зрелость обучающегося. Этот цвет пояса могут носить три высшие степени «кю».
В некоторых школах низшие степени «кю» могут иметь свои цвета пояса. Например, в школе «кенпо» (прим. 23) низшие три степени «кю» обозначаются соответственно снизу вверх белым, оранжевым и фиолетовым, а следующие две - голубым и зеленым поясами. В других школах вместо оранжевого и фиолетового употребляются близкие им по цвету желтый и оранжевый пояса.
Однако общим для всех школ каратэ является выделение в соответствии с задачами обучения белого, зеленого и коричневого цветов в качестве базисных поясов. Период прохождения всех степеней «кю» занимает, как правило, не менее двух лет.
Первая степень категории «дан» обозначается как «се-дан», а вторая - «нидан». В некоторых школах каратэ существует переходная между степенями «дан» ступень, которая называется «хо». Например, «ранг-дан-хо» обозначает, что обладатель этого ранга приближается к степени «нидан». Вторая степень «дан» служит как бы первым качественным скачком в категории «дан».
Считается, что обладатель этой степени освоил всю известную технику спортивного каратэ и следующим этапом в его подготовке становится ее отработка, а также освоение прикладного каратэ. Достижение этой степени занимает, как правило, не менее четырех лет и не менее шести лет интенсивных занятий требуется для получения почетного ранга «сандан».
Обладатель этой третьей по счету степени носит еще звание «дай-семпай», или «первый среди старших братьев», и от него требуется владение всей техникой каратэ, блестящее исполнение не менее четырнадцати кат и выигрыш первого или второго места на соревнованиях национального или международного класса. Обладатели первых трех степеней категории «дан» имеют право на ношение черного пояса.
Обладатели четвертой и пятой степеней «дан» составляют группу «рэнси» (тренер-наставник), или мастеров. Каратэ становится их профессией, смыслом всей жизни.
Начиная занятия каратэ подростками, этого рубежа они достигают, как правило, в возрасте около 30 лет. «Рэнси» получают право на обращение «сэнсэй» со стороны обучающихся. Отличительной особенностью их черных поясов является то, что у «четвертого дана» красная полоса идет поверху, а у «пятого дана» снизу пояса.
Следующие три степени категории «дан» составляют группы «кеси» (премудрый наставник), или мастеров высшей квалификации. Только выдающийся вклад в каратэ дает право на присвоение этих степеней. Особенностью их черных поясов является красная полоса, идущая через центр пояса.
И, наконец, последнюю группу составляют мастера «девятого и десятого данов». Только они имеют право на ношение красного пояса. В настоящее время в мире таких мастеров не более двенадцати. Все они вместе с другими мастерами воинских искусств являются членами братства «Будокан», штаб-квартира которого находится в Токио.
Каждый вид воинского искусства (каратэ, айкидо и т.д.) представлен одним мастером «десятого дана», который называется «дзю-дан» или «сэйхо-сихан».
Долгое время представителем секции каратэ в «Будокан» являлся «сэйхо-сихан» (заслуженный мастер) Гоген Ямагути, известный тем, что является, пожалуй, единственным человеком на земле, сумевшим без оружия одержать победу в схватке с тигром (см. подробнее: Род Panthera и иже… Глава: Легендарный поединок человека с тигром / Александр Паймуратов. Proza.ru).
В Европе первые сведения о каратэ появились еще до Второй мировой войны. В 1955 г. благодаря ряду японских фильмов и показательным выступлениям японских мастеров каратэ стало известно во Франции, где получило широкое развитие. Интерес к каратэ был так велик, что в стране была создана федерация каратэ и вольного бокса.
Последующее широкое распространение каратэ в ряде европейских стран позволило в 1965 г. создать Европейский союз каратэ. В 1966 г. было проведено первое европейское первенство по каратэ, на котором более успешно выступили команды Франции и Англии.
То обстоятельство, что первые японские эксперты по каратэ в европейских странах представляли стили Сетокан и Вадарю, предопределило преимущественное распространение в Европе именно этих стилей.
Техническим советником Европейского союза каратэ долгое время был представитель стиля Вадарю японский мастер Хироа Матизуки. Однако за последние годы в европейских странах получили распространение и некоторые другие стили.
В 1969 г. был создан Всемирный союз организаций каратэ. Начиная с 1970 г. по сегодняшний день проведено четыре чемпионата мира по каратэ. Широкий интерес к каратэ и его успехи дают основания руководителям Европейского союза каратэ и Всемирной организации союзов каратэ надеяться на включение этого вида спорта в программу Олимпийских игр (прим. 24).
Широкий интерес, проявляемый у нас в стране к каратэ, нашел свое отражение в решении Спорткомитета СССР о создании комиссии по этому виду спорта и его возможно более широком распространении. Но об этом - в следующий раз.
А. ГУСЕВ,
Г. ПОПОВ.
Интрига, претендующая на плагиат.
На этом текст публикации А. Гусева и Г. Попова заканчивается и… сразу начинается интрига, претендующая на плагиат, слово в слово, даже не пытаясь что-то изменить в тексте - если действительно данная статья принадлежит именно названным авторам, к чему лично я и склоняюсь.
Так, в поисках этой публикации, пытаясь найти ее в одном из журналов «Спортивная жизнь России» за 1970-1980 гг. «Что такое каратэ?» мне пришлось наткнуться на этот же текст, только подписанный Шихшабековым Шихшабеком Юсуповичем, кандидатом педагогических наук, и Куршалиевым Абуталибом Гамидовичем, заведующим кафедрой физической культуры и спорта в Дагестанском государственном техническом университете, под названием История возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства. Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение».
Текст научной работы на тему «История возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства». УДК: 371. История возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства / Шихшабеков Ш.Ю., Куршалиев А.Г. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет», Махачкала.
Аннотация: В статье сделан экскурс в историю возникновения и развития каратэ как древнего вида боевого единоборства, системы физического и духовного совершенствования человека и сложного психофизического комплекса, не расшифрованного до конца до сих пор. А также просматриваются причины возникновения и этапы развития каратэ как боевого искусства.
The History of the original and states of development of karate as a martial art / Shikhshabekov Sh. Yu., Kurshaliev A. G. Dagestan State University, Makhachkala.
Abstract: The article presents an excursus to the genesis and development of karate as an ancient type of martial arts, a system of a person's physical and spiritual improvement and a complicated psychophysical complex, which has not been interpreted yet. The authors also consider the origin and stages of development of karate as a martial art.
Ключевые слова: Боевое искусство. Система физического и духовного совершенствования. Психофизический комплекс. Шаолинь.
Далее приводится литература, на которой якобы основана данная публикация:
1. Боевые и спортивные единоборства: Справочник/Под общ. ред. А.Е. Тараса. - Мн. Харвест, 2003. - 640 с. / Martial and combat sports. Guidebook / Edited by A.E. Taras. - Minsk: Harvest, 2003. - 640 p.
2. Гвоздев С.А. Айкидо / С.А. Гвоздев. - Минск: Современная школа, 2001. - 256 с. / Gvozdev S.A. Aikido / S.A. Gvozdev. - Minsk: Modern School, 2001. - 256 p.
3. Каштанов Н.В. Каноны каратэ: формирование духовности средствами каратэ-до / Н. Каштанов; худож.-оформ. А. Киричек. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. -240 с. / Kashtanov N.V. Karate canons: developing spirituality through karate-do / N. Kashtanov; illustrated by A. Kirichek. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2007. - 240 p.
4. Масатоши Накаяма. Лучшее каратэ. В 11-ти т. Т. 4. Кумитэ 2. - М.: Ладо-мир, ООО «Издательство АСТ», 2000 - 144 с. / Masatoshi Nakayama. The best karate. Vol. 4. Kumite 2. - M.: Ladomir, LLC «AST Publishing House», 2000. - 144 p.
5. Микрюков В.Ю. Каратэ: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с. / Mikryukov V.Yu. Karate. Textbook for students of higher educational institutions. - M.: Publishing Center «Academy», 2003. - 240 p.
6. Петров М. Каратэ для самообороны: Практическое пособие / М. Петров. - Мн.: Книжный дом, 2007. - 384 с. / Petrov M. Karate for self-defense. Practical guide / M. Petrov. - Minsk: Book House, 2007. - 384 p.
7. Радишевский Е.А. Джиу-джитсу. Боевое искусство самураев. - «Соврем. слово», 2003. - 416 с. / Radishevsky E.A. Jiu-jutsu. The samurai's martial art. - «Modern word», 2003. - 416 p.
8. Травников А. Техника бросков в системе боевого каратэ и рукопашного боя / Александр Травников. - М.: АСТ: Полиграфиздат, 2001. - 192 с. / Travnikov A. Throwing techniques in the system of combat karate and hand-to-hand combat / Alexander Travnikov. - M.: AST Publishing House, 2001. - 192 p.
УДК: 314.7
Внимательный читатель естественно обратит внимание на год издания приведенной здесь литературы, и сопоставит выход в свет публикации в «Спортивной жизни России».
Примечания.
1). Герман Васильевич Попов (1941 г.р.), доктор экономики, автор 12 книг и 4 фильмов, начал изучать восточные боевые искусства в 1969 г. во время командировки в Бирму. После двух лет напряженных тренировок вернулся в Россию и очень скоро стал ведущим инструктором рукопашного боя в советских воздушно-десантных войсках, где пришел к выводу, что восточные методы рукопашного боя не подходят для современной армии.
В это же время, он впервые познакомил советских граждан с айкидо, а также содействовал развитию карате. [Базово-кустовой метод Германа Попова - Г.В. Попов - Биография / kruzhalo.ucoz.ru›index/0-2.].
2). А.Н. Гусев - данные не найдены.
3). Редакция журнала «Спортивная жизнь России».
4). И в действительности, уроки заочной школы карате, под названием «Спортивный наряд каратэ», были опубликованы на страницах журнала в 1980 гг.
5). Бодхидхарма - буддийский мыслитель, основоположник китайской буддийской школы чань (япон. дзен) и первый патриарх чань-буддизма, 28-й патриарх буддизма. Родился и получил образование в Канчи, столице южноиндийского царства Паллава.
6). Нейро дает годы правления династии - 502-557, которая также известна как Южная Лян, третья из числа Южных династий в Китае, которую затем сменила династия Чэнь со столицей в г. Цзянькан.
7). Так в тексте, правильное произношение - Хунань.
8). Для наглядности, например, в романе Гривадия ГорПожАкса «Джин Грин Неприкасаемый» приводится такой текст: «По всей вероятности, первыми мастерами невооруженной рукопашной борьбы были тибетские монахи в XII веке.
Поначалу разбойники на большой дороге считали их безопасными жертвами, поскольку их религия запрещала им прибегать к оружию. И вот этим монахам пришлось выработать способы защиты от разбойников. Постепенно они научились голыми руками обезоруживать и швырять наземь нападающих.
Главное в их системе: момент внезапности, соединенный с использованием как естественных рычагов и точек опоры человеческого тела, так и силу и динамику противника».
9). Название государства (империи) в Китае в 960-1279 гг., возглавляемое династией Чжао.
10). Юэ Фей - национальный герой Китая, в XII веке участвовавший в сопротивлении вторжению чжурчжэней, проявил себя как талантливый полководец и искусный стратег. Вместе с другими полководцами искусными маневрами остановил наступление чжурчжэньской конницы по холмам и предгорьям Южного Китая и отвоевал у них земли по берегам Хуанхэ и Хуайхэ. В китайском фольклоре имя Юэ Фея стало синонимом верности и патриотизма.
11). Мин - эпоха в истории Китая, время правления одноименной династии (1368-1644), основанной Чжу Юаньчжаном, при котором были реставрированы и обновлены традиционные китайские государственные и социальные институты, уничтоженные монгольской династией Юань, а также реформирована система государственного управления.
Императоры Мин упорядочили налогообложение и различные повинности, ввели государственную монополию на соль и чай, в период Мин получила значительное развитие культура Китая.
К концу эпохи Мин экономическое, социальное и политическое положение в империи осложнилось, с начала XVII века усилились народные движения. Восстание Ли Цзычэна положило в 1644 г. конец правлению династии Мин.
12). Кэмпо (кемпо) - общее название древнего боевого единоборства, зародившегося в Китае и представляющий собой сочетание множества техник единоборств.
13). В поздний период своего правления династия Мин столкнулась с внутренними и внешними проблемами - происходили восстания ханьского населения и совершались вторжения монголов с севера и маньчжуров с северо-востока.
В конечном итоге династия Мин пала и, к власти пришли маньчжуры и основали династию Цин (1644-1911) - последнюю феодальную династию в истории Китая. Цинские императоры приняли китайский (ханьский) язык в качестве официального и допускали ханьцев в дела управления страной и высоко ценили ханьскую культуру.
14). Окинава - самый крупный остров японского архипелага Рюкю, расположенный приблизительно посередине между Кюсю и Тайванем. У рюкюсцев и японцев, включая жителей Окинавы, есть общее происхождение, которое не относится к относительно недавним человеческим миграциям, а скрывается во тьме веков - все они являются потомками культуры Дземон - общества ранних охотников и собирателей, которые пришли на острова еще 15 тыс. лет назад - выходцы из Юго-Восточной Азии или из Северо-восточной Азии.
В отличие от яматосцев (японцев), которые произошли от смешения дземонцев и мигрантов с континента, пришедших через Корейский полуостров, рюкюсцы на островах Рюкю как и айны на Хоккайдо были изолированы от миграционных волн с материка.
Культура островов архипелага Рюкю долгое время находилось под влиянием Китая и Японии. В XIV-XVII веках Окинава поддерживала активные торговые и культурные связи с Китаем, что привело к проникновению китайских боевых искусств, известных как кэмпо или цюань-фа.
15). Можно говорить о хитростях с острова Окинава - тонфе, нунчаках (которые, собственно, переродившийся цеп для обмолота зерна), различных боевых шестах, серпе кама или кусаригама, и так далее. Вот это, все, в принципе, можно назвать оружием самообороны - потому что сформировалось оно в условиях «катана-гари» («охота за мечами»), строжайшей охоты самураев не то что за мечами, а вообще за почти любым колюще-режущим предметом вплоть применительно до столового ножа.
Но сегодня историки справедливо сомневаются, что крестьяне часто вступали в открытые схватки с захватчиками, побеждая самураев голыми руками - слишком велик был риск «пасть смертью храбрых» в бою с искусным и вооруженным воином.
Вероятнее всего, это умение использовалось против местных бандитов либо в спорах между собой. Так, после завоевания островов архипелага Рюкю японским кланом Симадзу из Сацумы (Сатсума; ныне префектура Кагосима) в 1609 г. - местным жителям запретили носить оружие, что стимулировало развитие скрытых методов самообороны, известных как - ТЕ (рука).
Все мастера то-те на Окинаве совсем не были крестьянами, как считалось до этого, но составляли дворянское сословие - сидзоку. Со временем те смешалось с китайскими техниками, образуя то, что позже стало называться тоде, или - окинавское карате.
Удары по кирпичам и легенды о «смертоносных пальцах» появились значительно позже, когда карате стало шоу для публики. А еще - травмы, окинавские мастера закаляли кулаки, нанося удары по деревьям или камням, что калечило руки, так современные врачи подтверждают, что такие тренировки приводили к переломам и артриту.
16). Вопреки оценки, данной в публикации, Гитин Фунакоси никогда не являлся выдающимся мастером рукопашного боя и, в отличие от адептов реального боя, Кенвы Мабуни или Масутацу Оямы, был скорее «учителем танцев» (балетмейстер - постановщик танцев в балете), в большей мере проповедовая ката - формализованные последовательности движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников, что по сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств.
17). Давно крепнет убежденность в том, что далеко не все, что нам рассказывают - правда, но именно стараниями Г. Фунакоси окинавское боевое искусство превратилось в японское спортивное единоборство карате-до и систему физического воспитания для молодежи - идее, близкой Г. Фунакоси, так как он был и против поединков (кумите), в его книге «Карате-до: мой способ жизни» он так же писал о варианте занятий карате «для здоровья».
Так, в конце XIX века, во времена административных реформ в Японии, был ликвидирован статус Рюкю как вассального государства и, Окинава стала просто еще одной префектурой империи.
Во время набора в армию японские врачи обратили внимание на то, что ряд призывников с Окинавы отличался хорошей физической развитостью; было установлено, что они занимались местным боевым искусством тотэ (раннее, окинавское название карате), что послужило аргументом для включения карате в программу преподавания в младших классах окинавских школ в качестве физкультуры и привело к его широкому распространению.
Обратной стороной этого процесса явилось то, что карате начало терять черты боевого искусства и превращаться в военизированную гимнастику [Что такое карате / Виктор, Искусственный Интеллект. Ответ на Mail.ru. 2012 г.].
18). Кенва Мабуни (1889-1952), основатель стиля карате - Сито-рю. Следует отметить, что Кенва Мабуни, Мотобу Теки и другие окинавцы активно преподавали карате в Японии еще до того момента, когда Гитин Фунакоси «официально» привез его с Окинавы на материковую часть Японии.
Так, стремясь популяризировать карате в материковой Японии, Мабуни совершил несколько поездок в Токио в 1917 и 1928 гг.
Хотя многое из того, что было известно как «тэ» (рука) или карате, передавалось из поколения в поколение в строжайшей тайне, Мабуни считал, что карате следует преподавать всем, кто искренне и честно стремится к знаниям. На самом деле, многие мастера его поколения придерживались схожих взглядов на будущее карате.
19). Тедзюн Мияги (1888-1953) - выдающийся окинавский мастер боевых искусств, основатель стиля карате Годзю-рю.
20). Проткнуть пальцами бок быка - аналогия подобного действия упоминается в Древней Греции, где в кулачном поединке на Олимпийских играх один из бойцов пробивает пальцами бок другому.
21). Хиропори Оцуки, Хиронори Оцука (1892-982), создатель и первый грандмастер карате стиля вадо-рю. 21). Тренировки по боевым единоборствам Хиронори Оцука начал еще под руководством отца, который учил мальчика дзю-дзюцу, а продолжил в школе Синто Есин-рю. Однажды Оцука услышал, что в Токио приедет мастер карате Гитин Фунакоси, и решил с ним познакомиться.
Учитывая предыдущий опыт в дзю-дзюцу, Хиронори Оцука не был новичком, впервые переступившим порог додзе. Он очень быстро прогрессировал, имея свой собственный взгляд на боевые искусства и вскоре у него возникла мысль о соединении карате и дзю-дзюцу.
Став инструктором, он стал дополнять идеи Фунакоси принципами своей прежней школы - к тому времени, когда он открыл свое додзе, зарегистрировал свою организацию, а немного погодя появилось название - «вадо-рю карате».
22). Масутацу Ояма; Масутацу Ояма (1923-1994) - мастер и преподаватель карате, один из самых знаменитых представителей боевых искусств. Родился в Корее, в г. Кимдже, в семье родовитого янбана, при рождении получил имя Чхве Енъи, но сменил его на Масутацу Ояму.
23). Кенпо, кенпо-карате - американское боевое искусство, основанное и кодифицированное в 1960 г. Эдом Паркером (1931-1990), как Международная ассоциация кенпо-карате, которая на тот момент являлась самой крупной организацией боевых искусств в мире. Техника кенпо зиждилась на основе японских и окинавских боевых искусств, таких как карате и дзюдо, с влиянием китайских боевых искусств.
Фундаментом стиля «Американское кенпо-карате» являются 150 элементов базовой техники окинавского карате, японского дзю-дзюцу, китайского ушу, а также техника уличной драки. Для кенпо-карате характерны резкие удары руками и ногами, приемы с удушением и болевые, броски, удержание в вертикальном и горизонтальном положениях.
24). Карате долгое время являлось одним из видов спорта - кандидатов на включение в программу Олимпийских игр. Одним из препятствий на пути к статусу олимпийского вида спорта являлся высокий травматизм спортсменов (виды спорта - кандидаты на включение в Олимпийскую программу).
Кроме того, включению в олимпийскую программу мешало наличие огромного количества стилей и федераций карате, не стремящихся к какой-либо спортивной унификации, необходимой для становления олимпийским видом спорта.
В 2020 г. карате вместе с четырьмя видами спорта стало олимпийским. Однако затем карате было исключено из программы Олимпийской программы игр после 2021 г. в Токио с формулировкой - за отсутствие зрелищности и поэтому не вошло в программу Олимпиады-2024 в Париже. (Карате, софтбол и бейсбол исключены из программы Олимпийских игр-2024 в Париже, брейк-данс - включен. Sports.ru).
…
||||||| |||||||
ABCDEFGHIJKLMNOPQRSTUVWXYZ ••••• … «» / °C (©)_ (Yandex Zen) _||||| ±_¦ @ (`) Eq&
…
…
Свидетельство о публикации №224101101579