Вкус к Бесконечному в формуле БОГа. Вспомнить всё
Фридрих Шлейермахер
В природе всё так тесно связано между собой,
что нельзя познать одного, не изучив другого.
Нельзя познать части, не познав целого.
А Целое бесконечно.
Блез Паскаль
Бесконечность в физико-математических науках — это всегда плохо. Из школьного курса математики мы знаем, что на ноль делить нельзя. Почему? Потому что получается та самая дурная бесконечность.
Та же самая бесконечность имеет место быть в математической физике при решении космологических проблем так называемого Большого Взрыва и расширяющейся Вселенной. К бесконечности стремятся сразу плотность и энтропия, причём два этих понятия взаимно противоположны по физическому смыслу. Они не могут ужиться в космологической «берлоге», как два медведя. Взаимоисключающие бесконечности ставят крест на космологии, основанной на Общей теории относительности, которая служит основной теорией гравитации современной науки.
Бесконечности плотности и энтропии соседствует с космологической сингулярностью (от лат. singularis «единственный, особенный»). Стивен Хокинг убеждён, что «момент начала творения, сингулярность, не подчиняется ни одному из известных законов физики». Из этого он делает далекоидущий вывод:
«На наш взгляд, вполне оправданно считать физическую теорию, которая предсказывает сингулярность, несостоявшейся».
А теория, предсказывающая космологическую сингулярность, называется Общая теория относительности Эйнштейна.
Нечто подобное существовало в своё время не только в космологии, но и в электродинамике. Смысл так называемой «ультрафиолетовой катастрофы» также сводился к тому, что полная мощность теплового излучения любого нагретого тела должна быть бесконечной. Формула Рэлея-Джинса приводила к бесконечности излучаемой энергии, а эксперимент упорно показывал её конечность. Именно для разрешения этого противоречия и родилась вся квантовая механика, благодаря дерзкому предположению Макса Планка, что энергия теплового излучения выделяется не непрерывно, а дискретно в виде элементарных порций энергии — квантов. Таким образом бесконечность была ликвидирована.
А вот в лирике бесконечность, как и вечность очень даже приветствуется пиитами. Вспомним знаменитые строки Уильяма Блейка из написанных в 1803-м, а опубликованных в 1863-м «Прорицаний невинности» (Auguries of Innocence):
В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир — в зерне песка,
В единой горсти — бесконечность
И небо — в чашечке цветка.
(Перевод Самуила Маршака)
В оригинале (In English):
To see a World in a Grain of Sand
And a Heaven in a Wild Flower
Hold Infinity in the palm of your hand
And Eternity in an hour.
Или его же строки из поэмы «Бракосочетание Рая и Ада»:
«Если бы двери восприятия были чисты, всё предстало бы человеку таким, как оно есть — бесконечным».
(В оригинале: “If the doors of perception were cleansed, every thing would appear to man as it is: infinite”).
Да, что доступно взору поэту, владельцу веков, то недоступно разуму учёного, живущего в «скорлупке» своего времени, своего места и своего (не побоюсь этого слова!) дихотомического сознания.
В одном мгновенье видеть Вечность,
За тленным прахом — Дух Святой,
В Едином — битов Бесконечность
И Свет Небес — сквозь мрак земной.
Но, помимо лирики, бесконечность свойственна и философии.
Вспомним понятие «Апейрон» из древнегреческой философии. По-гречески Апейрон как раз и означает «бесконечное, беспредельное». В философию его ввёл Анаксимандр, который был учеником Фалеса Милетского. В свою очередь, Фалес считается основоположником древнегреческой мысли, «отцом философии». Апейрон Анаксимандра — это архэ (др.-греч. — «начало, основание, происхождение; первопричина, принцип»). В досократовской древнегреческой философии архэ — это первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир. Апейрон означает неопределённое, беспредельное и бесконечное первовещество, которое находится в вечном движении.
Вспомним про Великий Предел древнекитайской философии. По-китайски он называется Тай-цзи.
Этот Великий Предел содержит в себе в потенции два противоположных начала, два заряда, два полюса: плюс и минус, положительное и отрицательное, светлое и тёмное, мужское и женское, жар и холод, Ян (Янь) и Инь.
Вечный переход из плюса в минус, из положительного состояния в отрицательное, из Ян в Инь и наоборот, вечные единство и борьба противоположностей символизируются графически белым и чёрным полукругами единой Монады, в каждом из которых таится точка противоположного цвета. Неисчерпаемый, вечный и бесконечный переход одного в другое составляет суть Канона перемен (И цзин).
Великий предел таит в себе Ци — жизненную энергию, Жизненную силу Вселенной, которая также исполнена противоположностей — Ян и Инь. Эта сила может отождествляться с «воздухом», «дыханием», подобно библейскому Святому Духу, либо с аналогичными античными понятиями воздуха, дыхания, «пневмы», либо с индийской «праной», что буквально на санскрите означает «дыхание» или «жизнь».
Эта же многоликая сила может уподобиться материи, веществу. Китайская философия и китайское мировоззрение, в отличие от западной философии и западного менталитета, не делят мир на материю отдельно и Дух отдельно. И материя, и Дух — всё есть Ци. «Замороженное» Ци — не что иное, как вещество. «Оттаявшее» из вещества Ци — Дух животворящий (сам иероглиф "Ци" представляет собой изображение пара, поднимающегося над котлом, в котором варится рис).
Ци — это вечное движение, вечная динамика, вечная энергия, в нём нет ничего застывшего и статичного, в нём всё возникает, погибает и возрождается в ином месте, в иное время, в иной форме. Ци пронизывает собой весь мир, оно является неотъемлемой частью этого мира, оно — его душа, оно — его плоть и кровь, оно — его жизнь и смерть. Ци — это жизнь, которая таится в неодушевлённом камне, в живом древе, в разумном человеке. Любимое изречение китайских мыслителей по поводу Ци:
«Человек живёт в Ци, подобно тому, как рыба живёт в воде».
Овладевший Ци получает не только отменное здоровье (вспомним знаменитую китайскую медицину) и долголетие (а даосы говорили и о физическом бессмертии). Овладевший Ци получает магическую власть над миром.
Из Великого Предела возникает всё сущее, весь подлунный мир, все мирские формы, включая знаменитую китайскую гимнастику и разновидность боевого искусства (У-Шу) под названием Тай-цзи цюань (Кулак Великого Предела). Сам же Великий Предел возникает из Беспредельного (У Цзи), оно же — Единое, оно же — Хаос, оно же —Изначальный Дух или изначальное Ци.
«В основе сущего находится Беспредельное (у цзи), которое есть не что иное, как Изначальный Дух (юань шэнь), ци в его тончайшей форме. Это первоначало может быть также названо Хаосом (хунь-дунь) или Единым (и) или Изначальным Ци (юань ци). Оно абсолютно просто, лишено какой-либо оформленности (син) и чуждо какой-либо дифференциации, а поэтому есть также Отсутствие (у) или Отсутствие [даже самого] Отсутствия (у у)» [1].
О как! И тут Беспредельное, как у древних греков, которые ещё не знали, что они древние! И это Беспредельное есть Изначальный Дух!
А теперь вспомним, что новое — это хорошо забытое старое:
«В китайской философии принято считать, что источником тварного мира является состояние У Цзи («беспредельное, то, что предшествует возникновению Вселенной»). …это понятие по своим характеристикам практически полностью соответствует понятию «нелокального источника реальности» в современной квантовой теории. Это нелокальное, нетварное состояние, из которого возникает все, что есть в Мире, как на плотном, так и на всех тонких уровнях реальности. Оно предшествует тварным энергетическим потокам всех видов и нашему пространству-времени. И одновременно, в виде аналоговой квантовой информации, это трансцендентное, «запредельное» состояние содержит в себе замысел, потенцию всего «проявленного». <…>
Согласно космологической концепции квантовой теории, нелокальный источник реальности проявляет тварный мир как бы «внутри себя», сам он никуда при этом не исчезает. Он продолжает охватывать все многообразие локальных форм и элементов реальности, по-прежнему оставаясь во всей своей совокупности нелокальным, нетварным и трансцендентным по отношению ко всем тварным энергиям. Такая точка зрения ближе к христианской доктрине, согласно которой, Бог-Отец, сотворив мир, никуда при этом не исчезает, оставаясь вне пределов тварных форм и охватывая, тем не менее, все сущее» [2].
Беспредельное У Цзи из древнекитайской философии получило название «нелокального источника реальности» в современной науке.
Вспомним китайского мудреца Лао-цзы («Старший наставник» или «Старый мудрец»), который за 5 с лишним столетий до нашей эры написал трактат «Дао-Дэ цзин» (книга о Дао и Дэ), где Дао — тайная причина и скрытое, бесформенное первоначало всех вещей, а Дэ — форма его материального воплощения:
«4. Дао пусто, но в применении НЕИСЧЕРПАЕМО. О, глубочайшее! Оно кажется праотцом всех вещей.
6. Превращения невидимого Дао БЕСКОНЕЧНЫ. Дао — глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения — корень неба и земли. Оно существует вечно подобно нескончаемой нити, и его действие неисчерпаемо.
14. Смотрю на него и не вижу, и поэтому называю его невидимым. Слушаю его и не слышу, поэтому называю его неслышимым. Пытаюсь схватить его и не достигаю, поэтому называю его мельчайшим. Не надо стремиться узнать об источнике этого, потому что это ЕДИНО. Его верх не освещён, его низ не затемнён. Оно БЕСКОНЕЧНО и не может быть названо. Оно снова возвращается к небытию. И вот называют его формой без форм, образом без существа. Поэтому называют его неясным и туманным. Встречаюсь с ним и не вижу лица его, следую за ним и не вижу спины его. Придерживаясь древнего Дао, чтобы овладеть существующими вещами, можно познать древнее начало. Это называется принципом Дао.
25. Вот вещь, в хаосе возникающая, прежде неба и земли родившаяся! О беззвучная! О лишённая формы! Одиноко стоит она и не изменяется. Повсюду действует и не имеет преград. Повсюду действует и не знает преград. Её можно считать матерью Поднебесной. Я не знаю её имени. Обозначая иероглифом, назову её Дао. Произвольно давая ей имя, назову её великое. Великое — оно в БЕСКОНЕЧНОМ движении. Находящееся в БЕСКОНЕЧНОМ движении не достигает предела.
Неисчерпаемость, бесконечность, вечное движение – всё это присуще как древнегреческому Апейрону, так и китайскому беспредельному У Цзи и бесконечному Дао.
Вспомним древнюю буддийскую философию, где есть «образ драгоценной сети бога Индры, которая была сплетена из драгоценных каменьев, каждый из которых отражал все остальные камни и, в свою очередь, отражался во всех камнях».
Согласно утверждению сэра Чарльза Элиота:
«В небесах Индры, как рассказывают, есть жемчужная сеть, и жемчужины эти расположены таким образом, что посмотрев на одну из них, узришь в отражении на её поверхности все остальные. Точно также любой предмет в этом мире не просто является самим собой, но и оказывается связанным с любым другим предметом и воистину является всем остальным миром. “Во всякой пылинке — БЕСЧИСЛЕННОЕ множество Будд”» [3].
Снова бесконечность, которая уже связывает мельчайшую часть и необъятное целое. В науке это называется голографическим принципом, согласно которому Целое заключается в мельчайшей части. Разбейте пластинку с оптической голограммой об пол, и каждый её осколок будет содержать в себе всё голографическое объёмное изображение.
Выдающийся востоковед и религиовед Евгений Торчинов так объяснял образ сети Индры:
«В этом образе последователи Хуаянь увидели метафору «дхармового мира», единого и целостного универсума. Объясняя учение Хуаянь своим ученикам, Фацзан взял десять зеркал и расположил их вокруг статуи Будды таким образом, что статуя стала ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ отражаться в этих зеркалах (подобного рода экспозиции можно видеть и в современных буддийских монастырях в Китае). Этот наглядный пример иллюстрировал одно из четырёх базовых положений Хуаянь: “Всё в одном и одно во всём” — в каждом элементе весь мир и этот элемент — в каждом другом элементе» [4].
«Всё во всём» — это принцип голографии, которая была открыта в ХХ веке.
«Поскольку феномены наделены природой принципа, они несут в себе все его атрибуты, в том числе и БЕСКОНЕЧНОСТЬ. Следовательно, каждый феномен, каждый элемент, каждая дхарма по своей природе БЕСКОНЕЧНЫ и ВСЕОБЪЕМЛЮЩИ: «Каждый цветок содержит в себе мудрость всех сутр Великой Колесницы». Весь эмпирический мир — система, целостность БЕСКОНЕЧНЫХ поэтому взаимосодержащих друг друга элементов — феноменов, «вещей» (ср. образ сети бога Индры). В каждой песчинке Ганга содержатся все БЕСЧИСЛЕННЫЕ миры, в которых столько же Гангов, сколько песчинок в одном Ганге; в одном волоске присутствует весь золотой лев (пример, на котором Фа-цзан объяснял своё учение императрице). В качестве современного примера можно привести голограмму, каждый осколок которой содержит в себе информацию о целом; принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания. Мир в его подлинной реальности — это единая целостная система «принципа», явленного в «вещах», и «вещей», каждая из которых несёт в себе все остальные» [4].
NB: «принцип голографичности становится одним из важнейших в процессе становления новой научной парадигмы, и ныне к нему проявляют всё больший интерес многие специалисты в области методологических проблем науки и научного знания».
Вспомним не древних, а более молодых философов, например, средневекового учёного и богослова Николая Кузанского, который говорил о «бесконечном единстве»:
«Бесконечное единство есть свернутость (complicatio) всего. Да единство ведь и значит, что оно соединяет всё…» [5].
Снова бесконечность! Бесконечность как Единство! Беспредельное (У Цзи) является также Единым не только на Востоке, но и на Западе!
Вспомним немецкого философа и богослова Фридриха Шлейермахера (1768–1834), ставшего первым университетским профессором, который открыто читал неортодоксальные лекции об Иисусе, лекции, далёкие от канона. Христос в его понимании — вовсе не Богочеловек, как его впервые окрестил христианский богослов и философ Ориген. Христос — это человек, но человек особенный, который способен к единству с бесконечным, Божественным началом, который может постигать то самое «чувство вселенского единства» или «чувство зависимости от бесконечного». С точки зрения Шлейермахера, «Религия есть чувство и вкус к бесконечному» [6], а целью и характером религиозной жизни является «бессмертие, которое мы имеем уже в этой временной жизни, т. е. среди конечного сливаться с бесконечным и быть вечным в каждое мгновенье — в этом бессмертие религии» [7].
Запомним это: БЕСКОНЕЧНОЕ ставится во главу угла религии и бессмертия!
Вот что пишет Википедия о его «вкусе к бесконечному»:
«То чувство мирового единства и его влияния на мир, тот «вкус к бесконечному» (Geschmack fur das Unendliche), которое у Шлейермахера играют такую важную роль, по существу ничем не отличаются от мистических созерцаний и стремлений романтиков. Внутренняя душевная жизнь с её смутными веяниями для Шлейермахера так же, как и для романтиков, была самой главной и ценной областью».
Наконец, вспомним вновь российского (советского) писателя и богослова Александра Меня, который говорит уже о бесконечности информации как характерной особенности Высшего Разума (читай — Бога). Он настаивает на кибернетическом подходе к вопросу о бесконечности информации.
В нашем энтропийном мире всё стремится к хаосу, разрушению, смерти. Энтропия в термодинамике выражает степень выхолащивания энергии, её неспособности совершать полезную работу. В статистической механике энтропия связывает зависимость макросостояний от числа микросостояний и показывает, сколько микросостояний могут соответствовать одному макросостоянию.
Понятие «негэнтропия» обратно понятию «энтропия». Негэнтропия означает негативную, отрицательную энтропию и, по сути дела, сводится к информации. Как сказал Леон Николя Бриллюэн в своей книге «Научная неопределённость и информация»:
«Информация представляет собой отрицательный вклад в энтропию».
И наоборот:
«Негэнтропия эквивалентна информации».
Негэнтропия есть антихаос, или упорядоченность, организация некой системы, мерой чего в кибернетике как раз и служит информация. Чем выше негэнтропия, тем выше упорядоченность, организованность системы, тем выше её информация. Однако в нашем энтропийном мире чем выше порядок, организация, негэнтропия системы, тем ниже её вероятность. Бесконечно большой уровень негэнтропии, порядка, организации, информации означает нулевую вероятность его существования. Но верно и обратное утверждение:
«Там же, где мы имеем вероятность, равную нулю, мы сталкиваемся с чем-то или с Кем-то, обладающим БЕСКОНЕЧНОЙ полнотой творческого могущества. Итак, утверждение, что вероятность божественной Первопричины равна нулю, значит на языке кибернетики, что Она обладает абсолютной, БЕСКОНЕЧНОЙ отрицательной энтропией или, что то же самое, — БЕСКОНЕЧНЫМ количеством информации» [8].
Так как в кибернетике информация есть мера организации, то можно говорить о Бесконечности Организации. Именно Организация, несущая в себе IT-чертёж из битов и кубитов информации, является Верховным Архитектором Мироздания.
Если же Бесконечность информации организована по голографическому принципу, наподобие драгоценной сети бога Индры, сплетённой уже не из драгоценных каменьев, а из битов и кубитов информации, каждый из которых нелокально и квантовозапутанно отражает все остальные биты и кубиты, и в свою очередь, отражается в них же до бесконечности, то получаем формулу БОГа:
Бесконечность + Организация + Голодинамика*=БОГ.
*(Голодинамика есть голограмма в движении.)
Так как энергией и движущей силой Бесконечно Организованной Голодинамики служит Время с большой буквы, Время как математический, физический, а то и метафизический Абсолют, то окончательная формула приобретает вид:
Бесконечно Организованная Голодинамика Времени, или БОГ Времени.
Да пребудет Бесконечно Организованная Голодинамика Времени во веки веков!
Примечания:
1. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»
2. С.И. Доронин «Квантовая магия»
3. Фритьоф Капра «Дао физики»
4. Е.А. Торчинов «Введение в буддизм»
5. Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч. в 2 тт. Т. 1. М. 1979. С. 103-104
6. Нем. «… Religion ist Sinn und Geschmack furs Unendliche» (Schleiermacher F. Uber die Religion. Stuttgart, 2007. S. 36
7. Шлейермахер Ф. «Речи о религии к образованным людям». М., 1911. С. 111.
8. Александр Мень «История религий». Приложение №7. КИБЕРНЕТИКА И РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ
12 октября 2024 года
Свидетельство о публикации №224101100564