Иронические заметки о сказочных абсурдах. Часть 3
Иван-царевич, не озаботившись такими мелочами, как подготовка или хотя бы наличие карты, отправляется в путь. В лесу он сталкивается с Бабой Ягой — легендарной ведьмой, живущей в избушке на курьих ножках. Вероятно, строительные нормы и стандарты безопасности в этой области оставляют желать лучшего. Вместо того чтобы задуматься о целесообразности общения с женщиной, которая живёт в доме без фундамента и, возможно, нарушает несколько законов природы, Иван-царевич решает попросить у неё помощи.
Баба Яга, очевидно, страдая от скуки или просто желая повеселиться, соглашается помочь Ивану, но при условии, что он выполнит серию невыполнимых заданий. Разве может быть что-то более смешное, чем отправить неопытного принца на выполнение абсурдных задач? Иван, не обладая ни умом, ни особыми способностями, принимает вызов, вероятно, думая, что всё само собой как-нибудь устроится.
И вот тут на сцену выходят волшебные предметы и друзья. Откуда они берутся? Кто их посылает? Почему они вообще помогают Ивану? Эти вопросы остаются без ответа, как и в любой другой русской народной сказке. Возможно, у Ивана есть тайный спонсор или подписка на сервис "Волшебная помощь по требованию". Так или иначе, благодаря им все задания Бабы Яги выполняются с поразительной лёгкостью, а сам Иван-царевич продолжает путешествовать с выражением лица человека, который не понимает, что происходит, но ему это нравится.
В конце концов, Иван-царевич получает чудесного коня. Баба Яга, видимо, разочарованная тем, что её планы по провалу Ивана не удались, просто отпускает его. Или, может быть, она просто рада избавиться от него и вернуться к своим делам — ведь сколько можно терпеть такого бестолкового и ленивого гостя?
Думаю, многие согласятся, что эта сказка — блестящий пример того, как отсутствие усилий, планирования и базовых навыков может привести к успеху, если у вас есть волшебные помощники и немного удачи. "Баба Яга и Иван-царевич" учит детей, что не обязательно быть умным или способным — достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время и иметь доступ к волшебным ресурсам, которые сделают всю работу за вас.
В целом, история показывает, что можно достичь своих целей, даже если ты не особо стараешься и не понимаешь, что происходит вокруг. Возможно, настоящая мораль этой сказки в том, что жизнь несправедлива, и иногда успех приходит к тем, кто меньше всего его заслуживает. Или же это тонкий намёк на то, что в мире сказок логика и здравый смысл не имеют никакого значения, а главное — это наличие волшебных друзей и отсутствие самокритики. Что ж, воспитательная составляющая этой сказки, ниже плинтуса. Тем не менее, тысячи детей учатся на примере этого бездарного лентяя.
И еще одна сказка, о которой хочется написать несколько слов. "Гуси-лебеди" — это замечательная история о том, как полное отсутствие родительского надзора и элементарного здравого смысла могут привести к захватывающим приключениям. Сказка начинается с того, что родители, очевидно, обладающие безграничным доверием к своим детям, решают оставить малолетнюю дочь присматривать за ещё более малолетним братом. Они, вероятно, думают: "Что может пойти не так? Она ведь уже почти взрослая — ей целых семь лет!"
Девочка, естественно, решает, что играть с подружками намного интереснее, чем следить за каким-то там вредным и капризным братом. Ведь забота о младенцах — это такое скучное занятие, особенно когда на улице столько развлечений. И вот, пока она увлечённо проводит время, появляются гуси-лебеди — профессиональные похитители детей по заказу Бабы Яги. Потому что в мире, где птицы могут похищать детей, родители могут спокойно оставлять своих отпрысков без присмотра.
Осознав, что брат исчез, девочка решает не паниковать и не обращаться за помощью к взрослым. Зачем? Лучше отправиться в тёмный лес в одиночку на поиски. По дороге она встречает печку, яблоню и молочную речку с кисельными берегами, которые предлагают ей помощь в обмен на простые услуги: съесть пирожок, яблочко или хлебнуть киселька. Но наша героиня, вероятно, придерживаясь строгой диеты или опасаясь пищевого отравления, гордо отказывается. Вежливость и благодарность? А кто его знает!
Добравшись до избушки Бабы Яги — которая, к слову, не удосужилась установить хоть какую-то охранную систему, кроме говорящих птиц, — девочка без труда находит брата. Баба Яга, видимо, слишком занята своими делами или просто решила дать выходной своим злобным планам, поэтому не препятствует побегу.
На обратном пути девочка снова встречает тех же самых печку, яблоню и речку. На этот раз, осознав, что без их помощи ей не обойтись, она наконец-то соглашается на их предложения. Как удобно! Когда тебе что-то нужно, можно и правила пересмотреть.
В итоге дети благополучно возвращаются домой, родители ничего не замечают, и все продолжают жить как ни в чём не бывало. Никаких уроков, никаких последствий. Гуси-лебеди, вероятно, отправляются искать новых жертв, а Баба Яга пересматривает свои методы похищения.
Как ни крути, а "Гуси-лебеди" — это прекрасный пример того, как безответственность, эгоизм и игнорирование советов могут привести к успешному исходу. Сказка учит детей, что можно пренебрегать своими обязанностями, отказываться от помощи, а потом всё равно получить желаемое без каких-либо последствий. Возможно, настоящая мораль истории в том, что ответственность и здравый смысл — это для слабаков, а настоящие герои полагаются на удачу и волшебство. И вновь антивоспитание для малолетних? Выходит, что так.
"Сивка-Бурка" — это вдохновляющая история о том, как безответственное отношение к семейному бизнесу, пренебрежение к безопасности урожая и случайные встречи с волшебными существами могут привести к успеху и богатству.
Начинается всё с того, что у крестьянина кто-то ворует пшеницу с полей. Вместо того чтобы нанять охрану или хотя бы поставить пугало, отец решает по очереди посылать своих трёх сыновей сторожить поле. Старшие сыновья, проявляя невероятную ответственность, засыпают на посту или вовсе не появляются. Но кого это волнует? Ведь у нас есть младший сын — Иванушка-дурачок, который, по мнению семьи, годится только для того, чтобы над ним смеяться.
И вот приходит очередь Иванушки. Он, в отличие от своих братьев, действительно идёт на поле и, чудо из чудес, обнаруживает вора. Но вместо того, чтобы поймать преступника или хотя бы позвать на помощь, он сталкивается с волшебным конём Сивкой-Буркой. Конь, который до этого спокойно воровал пшеницу, вдруг предлагает Ивану сделку: за свою свободу он будет ему служить. Конечно! Почему бы не доверять тому, кто только что крал твой урожай?
Далее в сказке происходит ещё более логичный поворот: царь объявляет конкурс на руку своей дочери. Задача — достать перстень с высокого терема, подпрыгнув на коне. Потому что, как мы все знаем, лучшие мужья выбираются именно по способности совершать акробатические трюки на лошадях. Образование, характер, ответственность? Нет, спасибо, нам нужен цирковой артист.
Иван, воспользовавшись услугами Сивки-Бурки, успешно выполняет задание, но предпочитает скрыть свою личность. Ведь что может быть привлекательнее для царевны, чем таинственный незнакомец, который появляется из ниоткуда, нарушает законы физики и исчезает в облаке пыли? К тому же это не вызывает никаких вопросов о его происхождении или намерениях.
Старшие братья Ивана, заметив, что кто-то успешно выполнил задание, решают попытаться повторить его успех. Но, конечно же, без волшебного коня у них ничего не выходит. В конце концов, Иван раскрывает свою личность, и все поражены: оказывается, тот самый Иванушка-дурачок — настоящий герой! Царь, не задавая лишних вопросов о том, как простой крестьянин смог совершить такое чудо, с радостью отдаёт ему дочь в жёны.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что "Сивка-Бурка" — это «потрясающая» сказка о том, как удача и волшебство могут заменить трудолюбие, интеллект и здравый смысл. История учит детей, что не обязательно быть ответственным или уважаемым членом семьи.
И еще один "поучительный" сказочный шедевр. «По щучьему успеху велению» — это сказка, являющаяся средоточием пороков, с которыми нормальному человеку следует упорно бороться. Почему? Да потому, что она учит детей, что тотальная лень, глупость, безделье, бесцельное существование и полное отсутствие инициативы и амбиций главного героя — это прямой путь к богатству и даже царскому трону. Он — настоящий образец подражания для всех, кто мечтает достичь высоты, ничего не делая. А ведь, исходя из логики, герой сказки должен быть умным, старательным, справедливым, словом, образцом для подражания. Но разве можно это сказать о Емеле?
Но начнем с того, что наш герой — не просто ленивый, а сверхленивый. Он проводит дни, лежа на печи, и, похоже, считает такой образ жизни нормальным. Когда его невестки просят сходить за водой, он соглашается только после длительных переговоров, ведь как иначе? Это же огромное напряжение — подняться с любимой печи и сделать что-то полезное для семьи.
И вот, отправившись за водой, Емеля случайно ловит говорящую щуку. Щука, видимо, решила, что именно этот ленивый парень достоин волшебной силы. А может, и не стоит иронизировать нах бедной рыбой: она же не виновата в том, что попала в ведро простофиле и лодырю. А быть зажаренной на сковороде не хочется. Вот она и предложила исполнить любые его желания в обмен на свободу.
И вот тут начинается самое интересное. Чего же пожелал наш герой? Решить семейные проблемы? Помочь ближним? Избавиться от лени? Нет, он хочет, чтобы ведра сами пошли домой. Гениально! Почему бы не использовать магию для самых тривиальных и эгоистичных целей?
Далее Емеля продолжает использовать волшебство в том же духе. Он заставляет дрова, чтобы они сами кололись, сани – чтобы без лошадей ехали, печь — катать его с ветерком по улице, да так, чтобы люди отлетали в сторону. Его поведение вызывает негодование у односельчан, но Емеля, похоже, абсолютно равнодушен к мнению окружающих. Ведь когда у тебя есть возможность исполнять любые желания с помощью волшебной щуки, зачем беспокоиться о таких мелочах, как социальные нормы и уважение к другим?
Царь, услышав о чудесах Емели, решает пригласить его во дворец. Но Емеля, в своем неповторимом стиле, отказывается ходить как нормальный человек и предпочитает перемещаться на печи. Представьте себе картину: печь едет по улице, ломаные заборы и пугающиеся люди, а на ней сидит довольный собой лентяй. Величественное зрелище!
Во дворце Емеля проявляет свои самые «лучшие» качества: невоспитанность, грубость и полное отсутствие такта. Царь, конечно же, возмутился, но его дочь, несчастная царевна влюбляется в этого неотесанного хама и просит выдать за него замуж. Не по своему хотению, а по щучьему велению: ведь это Емеля загадал щуке, чтобы царская дочь влюбилась в него. Емелю по приказу царя напаивают, связывают, кладут в бочку, туда же садят царевну и пускают в море. Вот так ни за что пострадала царская дочь! Или за то, что глупец и лентяй положил на нее свой глаз?
Но, как говорится, дуракам везет. Емеля с дочкой царя не утонул в море, а с помощью волшебства выбрался из бочки на берег, опять не своим трудом, а благодаря щуке построил дворец и стал умным и красивым. Как удобно! Не правда ли? Вместо того, чтобы работать над собой, развивать характер или хотя бы научиться прилично себя вести, достаточно просто пожелать стать красивым. Ведь внешний вид решает всё, а внутренние качества — второстепенны, если и вовсе не существенны.
В конце концов Емеля, пустив пыль в глаза царю, получает от него разрешение жениться на царевне и становится наследником престола. Замечательный выбор для управления царством — человек, чьим достижением является умение эксплуатировать волшебство для достижения своих мелочных прихотей.
Что ж, «По щучьему велению» — это «поучительная» сказка, которая показывает, что эгоизм, лень и безразличие к окружающим могут привести к получению незаслуженных наград от жизни. Зачем стараться, учиться или работать, если можно просто найти нужную щуку и заставить мир крутиться вокруг себя? А моральные ценности, уважение и трудолюбие — это для тех, у кого нет волшебной рыбы под рукой.
В конце концов, сказка учит детей не напрягаться по жизни, а сидеть и ждать, когда она сама принесёт всё желаемое на тарелочке с голубой каемкой. И если вдруг кому-то неожиданно повезет найти волшебную щуку, надо, согласно воспитательному моменту сказки, использовать ее силу для самых эгоистичных и бессмысленных желаний. Ведь настоящий успех — это когда все вокруг работают на тебя, а ты расслаблено лежишь на диване и наслаждаешься результатами не своего, а чужого труда. Словом, классика воспевания глупости, безделия, нахальное использование зависимости, себялюбия, нелепости желаний и бесцельного существования. Даже слов не хватает, чтобы «восхититься», насколько «хорошим» примером является Емеля для наших детей…
Книги автора – историческим романом «Анна-королева франков», детективами «Бандероль с секретом» и «Судьба на острие ножа», мистическими триллерами «Проклятие древних Теней» и «Таинственные сны», фантастическими романами «Битва за кристаллы Любви», «Хроно-Хранители Вечности» и «Последний дракон», любовно-детективным триллером «Танцующие под дождем» и «Ложь в красках правды», любовно-психологическими романами «Под маской любви» и «Не могу без тебя», художественно-изотерическим романом «Тайны воплощения души» и научно-популярным изданием «За вратами загадочной Вселенной» - вы можете приобрести на интернет площадках ЛитРес, Ридеро, Амазон, Озон и других. Аннотации к ним можно прочитать на авторской странице Ларисы Печенежской литературного портала «Проза.ру».
Свидетельство о публикации №224101201200