Тальков Игорь

                Игорь Тальков
 
   Оглядываясь назад и, рассматривая в деталях дорогу длиною почти в 70 лет, понимаешь: как-то всё удивительно расписалось в моей жизни. Шла она, дорога, не прямо, а какими-то зигзагами.
Я бороздил моря, работал в МВД, в театре, на телевидении, на эстраде и в кино, обретал и терял друзей, менял профессии и города, проходил «по касательной» мимо великих и значимых для российской истории людей. Это были и космонавты, композиторы и поэты, известные и не очень, но великие, актёры, режиссёры, священнослужители, партийные и государственные деятели.
Так было и с Игорем Тальковым. Назовут ли его великим, об этом не мне судить, но след в переломной постсоциалистической российской эпохе он уже оставил.
 Ведь для того, чтобы стать культовой фигурой в истории, надо высоко подняться и рано уйти из жизни. Это ему, к сожалению, удалось.
     Его песни не были чистой попсой, скорее, это были авторские песни, ближе к бардовским. Слушая «откровения» Игоря по радио или ТВ, люди говорили: «Его убьют… Его убьют…».
 … в народе проводили параллели, сравнивая  Талькова  с Лермонтовым, а Высоцкого с Пушкиным.
Сразу скажу, друзьями мы не были, но после гастролей в Геленджике, в 1988 году, долго перезванивались в Москве.  А поводом для разговоров по телефону была персона администратора Прокоповича С. Этот мошенник  решил украсть заработанные деньги гастролёров. Хорошо, что обошлось без крови.
Никогда не забуду эти гонки по горам до аэропорта в Геленджике и «разборки» в аэропорту с милицией. Лидером с нашей стороны был, конечно, Игорь. Прокопович не знал, с кем имеет дело. Игорь тогда мог его, … ну, не убить, но покалечил бы точно. Он говорил по телефону:
- Я всем расскажу про этого козла, с ним никто работать не будет..



 Игорь на вид не выглядел «качком». Всё у него было, как бы, с лёгким «понтом». Уверенность ему придавало то, что в сумке был газовый пистолет и топорик. Крашеная черная щетина, скрывающая дефекты кожи, какие-то короткие мягкие полусапоги белого цвета на сцене, что придавало ему легкость в движении, чёрные очки.
Он сам создавал себе сценический образ. В магазинах тогда купить было нечего, начиналась эпоха кооперативов. В моде были «варёнки». Но Игорь носил чёрную кожаную американскую крутую «косуху».
Он же был и лидером в концерте на стадионе… Я впервые услышал тогда «Чистые пруды» Давида Тухманова в его исполнении. Он вышел без аккордеона. Это был тоже атрибут - реквизит, он его забыл в Москве.
В Геленджике было несколько концертов. Он всегда заканчивал представление. Помню его «финальный аккорд» в последнем концерте: женщины бросились к сцене за автографами. У одной не было на чём расписаться и она подставила грудь. Другая женщина, лет сорока пяти, полненькая такая, протянула ладонь.  Игорь на ней расписался. Женщина в восторге закричала:
-Ой,…лять, неделю мыть не буду! - и прижала ладонь к животу ниже пупка.  Она пригласила нас в гости. Мы пошли, Игорь отказался. Помню, сидели за столом на улице. Погода была изумительная. Пришли казаки-соседи, пели песни красиво а капелла до ночи.  Руку она так и не помыла.
               

                В купе

Нас, музыкально-юмористическую группу «ассорmu!», пригласил участвовать в этом «карнавале» С.Прокопович.(Его мы ещё не раз вспомним ниже).
Группа «ассорmu!» тогда набирала очки на «Олимпе». Ребята, трое - Марилов Сергей, Пинегин Александр и Бережнов Сергей ехали в соседнем купе с негритянской семьёй - им тоже «повезло», а я, почему-то, оказался в купе с Тальковым. Наверное, не случайно я там и оказался, иначе этого не писал бы.
Мы ехали в поезде «Москва-Геленджик», в купе было четверо. Игорь, его жена Таня и…, не помню, как его звали, этого лысого концертного директора, знаю что Игорь через некоторое время после этих гастролей заменил его на Шляфмана. «Лысый» был очень спокойный парень. Рассудительный. И лишних слов не говорил.
 Смею предположить, не замени Игорь этого директора, не случилось бы того, что случилось.
В купе Игорь предложил сыграть в «чешский преферанс», где используются для игры четыре кубика. Он достал тетрадь в клеточку и расчертил сетку.
Конечно, сравнение этой игры с преферансом, в известной степени, преувеличено, поскольку с кубиками особо не "развернёшься", в том плане, что их игровой потенциал гораздо "беднее", чем у карт.
 Но, зато я впервые услышал карточные слова «стрит», «буль» и т.д.  А в карты «преферанс» я так не освоил.
Играли мы с азартом. То и дело Игорь с директором выходили покурить в тамбур. Но директор выходил ещё и «докуривать», один. Ему не хватало «яду» или волновался он отчего-то.  И было от чего. Когда он исчезал в тамбуре, Игорь с Таней начинали горячо обсуждать его персону. Оба сходились в одном: «надо директора менять». Видно, темперамент и активность этого парня не устраивали Игоря. Талькову нужен был директор под его стать. Под его темперамент.
               
                Один против всех

У многих творчество Талькова вызывало в те 90-е годы много вопросов. Горбачёвская эпоха разделила общество на «кланы». Одни были за коммунистов, другие смотрели на Запад. Кто-то стоял твёрдо за «ленинские принципы», в чём они выражались, было непонятно.
Игорь Тальков был против коммунизма, против США и против всех! Связался с обществом «Память» и выступал за "белого генерала": «Читая старую тетрадь расстрелянного генерала, я тщетно силился понять, как ты могла себя отдать на растерзание вандалам. Россия!»
Как это всё сочеталось с «Памятью»? Понять можно, в начале своей деятельности «Память», на фоне разваливающейся страны, выступала против «Апрельщиков» И ДРУГИХ, поддерживающих Перестройку.
 В декабре 1987 года общество Память, как это не покажется странным, поддержал Горбачёв:
"Вот «Память». Там верховодит сомнительная публика, тонкий слой с монархическим уклоном, не говоря уже обо всем остальном. Но масса-то включилась в движение по соображениям вполне нормальным. Хотят сохранить памятники старины. Это же надо различать. Надо же уметь работать."
Он всё пытался склеить им же разбитую чашку.  Но знал бы он, что ему уже не позволят этого сделать…
 К концу 1986 года «Память» превратилась в организацию, претендующую на роль главного идеолога зарождающегося русского националистического движения. И тут же появились первые заголовки о том, что это "чёрный национализм“.
 Мы всегда задаём себе вопрос: кому выгодно то или иное событие, явление?  Кому выгодно, там  и искать нужно. То, о чём пел Тальков — это было не похоже тогда ни на что!  Это не «НА-НА» Алибасова, это не «поющие трусы» разных калибров, каких тогда было множество на эстраде, и не сиротский «Ласковый май», и не Киркоров.
 У Игоря Талькова была своя патриотическая аудитория. Среди всей тогда «всплывшей» на поверхность «чернухи», если уж не прибегать к другим эвфемизмам, Тальков был единственным светлым пятном. Это наводит на конспирологические мысли, что могли Талькова и «заказать». Чтобы не мешать «кому надо» «закапывать» Россию.
Игорь обид не прощал, он был боец, рожденный под знаком Скорпиона: «Рожденный под этим знаком всю жизнь совершенствуется сам и стремится изменить мир к лучшему.» Так написано в гороскопе.
 Он начинал свой профессиональный творческий путь музыканта в Архангельской филармонии  в 1980-81. В то время филармонией руководил Владимир Васильевич Слесарев, отец моего друга Миши, с которым мы поступали на курс Эфроса в ГИТИС.
 (Помню, на первом туре нас двоих заметил Анатолий Васильев и пропустил сразу на третий тур, Мишу Эфрос взял. А я, увидев живого классика - Эфроса, решил на ходу поменять репертуар и провалился).
Владимир Слесарев - приверженец высокого советского искусства, исследователь и собиратель  северного песенного народного творчества, своим главным достижением он считал открытие Органного Зала в архангельской Кирхе на берегу Северной Двины. Он написал замечательную книгу об Антонине Яковлевне Колотиловой - основательнице Северного Русского Народного Хора.
В хоре Колотиловой в 30-40х годах пела моя родная тётя - Северова (Глушкова) Татьяна Афанасьевна. 
 За эту книгу я Владимиру Васильевичу весьма благодарен.
Но у Талькова Игоря с Владимиром Слесаревым не сложилось. Вечно их коллектив путешествовал по «дырам» Архангельской области. В Архангельск Слесарев Талькова «не пускал». «Попса она и есть попса! Что в ей хорошего?  Нечего развращать народ массовой культурой». Слесарев был «консерватором» для Игоря. Тальков Слесарева ненавидел. Продолжал ездить по деревням, денег не хватало, и в Мурманске он, продав свою бас-гитару, решил начать новую жизнь. Поехал в Питер пить пиво.
               
                ***

  Дата смерти Игоря Талькова: 6 октября 1991 года (34 года). 
 Был такой телевизионный конкурс «Ступень к Парнасу». 1989 год. В финале оставалось двое: Игорь Тальков и Андрей Мисин. Игорь победил Андрея Мисина. А Мисин был очень популярен и как мелодист, и тексты у него в песнях были интереснее, на мой взгляд. Но жюри в составе О.Лундстрема, А. Петрова, Ю. Саульского, В. Мулявина, В.Матецкого, Э.Ромэо, Ж. Полински  отдали предпочтение Талькову. Игорь Тальков уже был на вершине славы.


Летом 1991 года состоялись два концерта Игоря Талькова в Архангельске (в театре драмы). Это были уже гастроли состоявшегося московского артиста, когда он «и от дедушки, и от бабушки ушёл». Распрощался с «Электроклубом» и Аллегровой. И концертным директором был уже «бежавший» от  Людмилы Сенчиной - Шляфман.
               


                Людмила Сенчина:
                О ПРЕКРАЩЕНИИ ОТНОШЕНИЙ С ТАЛЬКОВЫМ («Тихоокеанская звезда»)
 
  В 80-х я ушла из концерта Бадхена, явилась в Ленконцерт и сказала, что хочу сделать свою группу. Тогда распались «Поющие гитары», и руководство Ленконцерта обратилось к Анатолию Васильеву (экс-руководителю «Поющих») с предложением набрать музыкантов для новой группы Сенчиной. Из Москвы Толя привез Талькова - где он его нарыл? И вот меня знакомят с новым бас-гитаристом и бэк-вокалистом. Сидит такой парень в джинсах, вальяжно развалившись, смотрит на меня снисходительно, но c интересом... Я почувствовала: «Будет дружком!»
"Потом Игорь взял и ушел от меня в группу "Электроклуб". Одно время мы с "Электроклубом" вместе выступали на Дальнем Востоке. И договорись сделать совместную программу, им нужен был "паровоз", или, как сейчас говорят, звезда. Сначала на сцену выходила Аллегрова, потом Тальков, затем они исполняли песню дуэтом, а дальше пела я. Так мы пропели целый год, и тут у Игоря появились "Чистые пруды". Он дико хотел свободы! А я переживала - не хотела его отпускать.  После ухода Игоря кто-то порекомендовал мне взять директором Валеру Шляфмана. И этот человек стал для меня нянькой, мамкой. Года два мы проработали душа в душу. И вдруг Валера говорит: "Людмила Петровна, Вы не возражаете, если я параллельно буду иногда Игорю Талькову делать концерты?" У меня екнуло сердце: "Бросил меня, а теперь еще и мой любимый директор будет ему концерты делать". И резко сказала: "Валера, кормись как хочешь!". Прошло время, и стал Валера от меня потихоньку отходить к Талькову. И в конце концов ушел, прихватив клавишный синтезатор, который стоил очень дорого и полностью ему не принадлежал, так как был куплен вскладчину всеми моими музыкантами. Когда мои ребята возмутились, Шляфман им пригрозил и забрал еще две гитары, причем обещал прийти с бугаями. Вряд ли бы он сам проявил такую прыть. В общем, осталась я без директора и инструментов, а Тальков - с директором и синтезатором с гитарами…."


 А что вы хотите? Это были девяностые... На концерте в Архангельске в 1991-м Тальков со сцены, все-таки, отомстил В.Слесареву за унижения. Высказал в адрес Архангельской Филармонии и Владимира Слесарева всё, что он о нем думает. Говорят, был какой-то резонанс. Или скандал. Но его замяли и забыли.
               
                ***
 Смотрю телевизор, сегодня 10 октября 2024. Сергей Пашков в Израиле. Рассказывает о загадочном убийстве Игоря Талькова. Наконец-то, следователи определились кто виновен и «преступник будет наказан.»

 Следствие установило, что конфликт между Тальковым и его тезкой — охранником и сожителем вокалистки Азизы Игорем Малаховым, возник из-за очередности выступлений на концерте, а одним из подстрекателей драки, перешедшей в перестрелку, стал Шляфман.

 Стал я искать в интернете что-то интересное о Шляфмане, его-то я совсем не знаю, а нашёл рядом с ним знакомую женскую фамилию. Вот те раз. Ещё один «раритет»:

"Во время работы с Людмилой Сенчиной Шляфман, приехавший из Бердичева,  жил в Москве у гражданской жены Любови Дубенковой. Влюбленная женщина подарила уроженцу Бердичева дочь."

                Люба и Прокопович

Люба Дубенкова - моя однокурсница по Гнесинке. Мы с ней играли отрывок из Оптимистической трагедии Вишневского. Она была Комиссаром, а я с баяном изображал Алексея. Показывались мы Ремезу О.Я. в ГИТИС, но не прошли. Она позже училась в Московской Консерватории, а дальше следы Любы теряются.
Собственно, упомянутый Прокопович С., тоже учился на нашем курсе.  А курс был небольшой, всего десять человек. Но после показа отрывков по русской классической драме на первом курсе наш худ. рук. Буров Альберт Григорьевич, доцент кафедры актёрского мастерства Щукинского училища,, вынес приговор Чичикову Прокоповича.
- Вы понимаете, что вы играете формально. У вас глаза пустые…
 В общем, по профнепригодности, Прокопович исчез из поля нашего зрения.
Собственно, Любу тоже могли «уволить», когда она на репетиции отрывка возразила режиссёру: «Не верю»! Как известно, эти слова произносил и имел на это право только Станиславский К.С.  и его верные последователи и соратники по режиссуре.
Альберт Григорьевич не обиделся, но швырнул в Любу швабру. Люба увернулась, к счастью, и  тут же «поверила», что физиология человека в таких ситуациях, когда швабра летит прямо в башку, работает одинаково. Люба исправилась и выжила.
Разрушительный характер Прокоповича проявился рано. Ещё на первом курсе. Он, как-то, всё стремился к деятельности не творческой, а как-то больше по «партийной линии» старался. Не помню, почему он был назначен старостой курса и уже был каким-то секретарём в комсомольской организации Гнесинки. Комсомольская деятельность, как известно, требовала воспитательной работы среди подопечных комсомольцев и их жертв. Прокопович уже тогда тренировался «ходить по головам».
  Мне было почти уже 28 лет. Возраст комсомольца по Уставу после этой цифры заканчивается. Билет комсомольский мой был украден вместе с паспортом, водительскими правами и военным билетом офицера запаса ещё в Архангельске.  Все документы я быстро восстановил. КРОМЕ! Кроме комсомольского билета. Зачем он мне, если через полгода будет 28, думал я. Прокопович так не думал. Он, видимо, думал о какой-то партийной карьере. Всю свою энергию он бросил на меня:
- Саша, надо! Надо восстановить комсомольский билет.
- Да я что, идиот!? На пару месяцев билет получить, чтобы выбросить…
-Не говори так, Саша, ты же комсомолец!
-Чёрт с тобой, - после сороковой его атаки сдался я… - Давай сделаю твой билет.
Через пару дней Прокопович позвал меня зайти в комитет комсомола. Я зашёл.
За столом сидели сорок человек комитетчиков. Прокопович сидит рядом с секретаршей организации. Она:
- Александр, расскажите, как вы прошляпили комсомольский билет...
- Что? Прошляпил?.. У меня его украли. Так, друзья, можно я пойду отсюда?
Тут встал Прокопович и бросился ко мне.
- Ты что? Выгонят... - затрясло его.
- Да ты не переживай…
 В общем, сжав кулаки, пришлось мне выслушать весь комсомольский этот бред и выговор и получить билет с записью этого самого выговора. Бред! Через два месяца я простился с комсомолом.
 Прошло время, я вернулся в Москву из Хабаровска, где работал в Театре муз. комедии.  Мы создали упомянутую выше группу «Ассорти» и начали работать под крылом Марка Рудинштейна в Подольске. Нас приглашали на разные мероприятия с разными восходящими звездами. Мы как-то жили. И неплохо.
 Тень Прокоповича снова обозначилась на пути. Он уже был концертным директором Юрия Лозы. Удивительная непотопляемость. Парень возомнил себя Заратустрой, спустившимся с горы. Никакой рефлексии по поводу и без повода. А на дворе была уже Перестройка. Мошенничество по всей стране пускало корни.
Он свёл нас с Юрием, за что ему, конечно, наша признательность, мы начали работать, а дальше начались финансовые чудеса. Как-то Прокопович решил не давать группе деньги за концерт. Деньги проходили через него. Позвонил Лоза:

- Вы деньги получили?
- Нет.
- Как так?

Дальше был детектив с разоблачением. Юрий пригласил Прокоповича к себе в коммуналку, где они тогда со Светой жили. В коммуналке была вторая комната с занавеской. Юрий стал расспрашивать его о финансовых делах.
- А ребятам выплатил?
-Конечно, Юра, как можно, святое дело… ребятам всё до копеечки.
И тут занавеска соседней комнаты открывается. На четырех стульях сидит вся банда.
Конечно, мошенник раскаялся, обещал не воровать, но деньги не вернул.  Последний раз я встречал этого пройдоху в лифте Останкино. Но не поздоровался. А парень видно начал «штурмовать» ТВ. Где он сейчас? Думаю, среди релокантов. Сколько их? Концертных таких директоров?
 
                ***
Следствие установило, что конфликт между Тальковым и его тезкой — охранником и сожителем вокалистки Азизы Игорем Малаховым, возник из-за очередности выступлений на концерте.
Гримёрша говорит, что Тальков спокойно принял известие о том, что он выступает перед Азизой. Он начал готовиться к выходу. Нервы ему поднял вбежавший в гримёрку Шляфман, решив разобраться, кто придумал замену. Пьяный Малахов нахамил Шляфману, назвав его «Васьком». «Васька» от Малахова в гримёрке получил и Игорь Тальков. А дальше страсти накалялись по восходящей. Дело дошло до убийства.
Таким образом, подстрекателей было два: Шляфман и Малахов.  А убийца - один. Шляфман. Но Малахов в данной ситуации проходит, и это вполне очевидно, соучастником преступления.

12.10.2024


Рецензии
Все мнят себя причастными к миру прекрасного. А стоит чуть копнуть - навозная куча полная гомозящихся червяков, испускающих смрадную вонь.

Василий Рябов Слабов   12.10.2024 07:19     Заявить о нарушении
шоу бизнес. что тут скажешь.

Перевощиков Александр   12.10.2024 23:44   Заявить о нарушении
Что тут сказать? Некоторые песни Талькова мне нравились, а он сам - нет.
Даже не могу сказать, в чем тут дело. Чувствую, что он был со вторым как бы дном что ли.Во всяком случае в круг своих друзей я бы его точно не пустила. И на концерт бы не пошла.

Надежда Рязанова   13.10.2024 02:56   Заявить о нарушении
Как точно вы дали оценку.Я бы тоже не пошёл. Судьба свела.

Перевощиков Александр   13.10.2024 05:09   Заявить о нарушении
Эти заявления опрометчивые. Глубокого человека понять надо именно через общение, хождение на его концерты...
Та же песня "Россия" Талькова - шедевр, а вы руководствуетесь эмоциями, не желая включать разум, если конечно он наработан.

Василий Рябов Слабов   13.10.2024 05:48   Заявить о нарушении
У Игоря была своя аудитория. После "Чистых прудов" на него обратили внимание. Он пользовался успехом.

Перевощиков Александр   13.10.2024 22:53   Заявить о нарушении