А травы купаются в росах

А  ТРАВЫ  КУПАЮТСЯ  В  РОСАХ
                Рассказ
   Вечером, когда  семья Антошиных дружно уселась за  стол, отец загадочно улыбаясь, объявил:
- Вот и дождался я отпуска, мои родные! В начале июня поедем в деревню к дедушке!
Что тут началось! – Не так часто отцу на заводе выпадает отпуск на летнее время. Правда, для  Маргариты, жены Дениса Игнатовича,  эта новость не была  столь неожиданной, как для детей, – она  уже сделала разведку по поводу отпуска мужа, выпытав у  своей бывшей одноклассницы, работающей  секретаршей на том же судоремонтном заводе. Но  мама, как и полагается маме,  разделила восторг детей, заявив, что и ей  на работе  выпала очередь на  отпуск в начале лета.
Дети подняли галдёж и визг по такому весёлому случаю. Трёхлетний сынок Павка забарабанил ложкой по столу и, вскочив с места, закричал:
- Ура-а-а! Поедем к деду в деревню, где роса купается в травах!
Его десятилетняя сестра Дашка так задорно расхохоталась, что на её  голове запрыгали  косички. На секунду оборвав смех, она поправила братца:
- Пашка! Да не роса купается в травах, а наоборот –
травы купаются в росах!
Малыш обиженно надул губки и выпалил:
- Я так и говорю – роса купается в росах!
- Оюшки! Ха-ха-ха -а! – заливалась хохотом Дашка, –  ещё кому  так скажи, умник ты наш!..
     Пора поближе познакомиться с героями  рассказа, поскольку немало ещё  смешных и поучительных историй  услышим от  младшеньких Антошиных.
Денис Игнатович, мужчина средних лет,  крупного телосложения, высок, подтянут, из  разряда спортсменов. Его  светло-карие глаза могли излучать как и добрый свет, так и  суровый – это уж зависит от  разных обстоятельств. Всегда  по-модному пострижен, аккуратен во всём. Но не за внешнюю  привлекательность  ценили Дениса Игнатовича на  судоремонтном заводе, а за глубокие знания  в своём деле. Особенно новички так и тянулись к мастеру, по любому, даже пустяшному вопросу обращались  к нему, несмотря на то, что  в цехе  были и другие специалисты. Вон Коля Ухваткин уж так  доволен   своим наставником, что  сделал ему посвящение в своих  немудрёных поэтических опусах. А что ж –
коли  человек заслуживает авторитета и уважения, почему бы и не посвятить ему целую главу в  поэме?!
    Маргарита  Давыдовна  под стать  мужу: круглолицая,  розовый природный румянец не сходил с её щёк ни зимой, ни летом. В цехе  пищекомбината над ней  коллеги по-доброму подшучивали:
- Да ты, Риточка, у нас хоть на конкурс красоты – тебе
 и макияж не нужен – естественной красоты хоть отбавляй!
- А что? вот будет очередной конкурс, давайте   кандидатуру нашей Марго  внесём в список конкурсанток! – весело подхватила  Анна Егоровна, старший мастер по цеху изготовления томатной пасты.
- Да ну вас, девочки, – смущённо отвела взгляд Маргарита, – придумали тоже – конкурс красоты! Пусть там рисуются молоденькие смазливые девчонки, а мне-то куда уж?!..
   А теперь о детках  славной семьи Антошиных.
Дашутке десять полных лет, учится она в четвёртом классе Юрасовской  городской общеобразовательной школы. Девочка унаследовала  красивую внешность и все хорошие привычки от родителей. Судите  сами: кто самый активный из школьников на уроках? – Даша Антошина. Кто  первым бросается на помощь обиженным? – опять же она. Кого ставят учителя в пример отстающим? – конечно же, Дашу. И не какая-то там задавака Даша, а очень даже скромная девочка с неуёмным жизнерадостным характером.
Случилась как-то беда в классе, где учится Даша. У Кати Вертушиной умерла от онкологии мама, так Даша  не отходила от  одноклассницы ни на шаг. Это ещё притом, что жили они в разных концах города. Где и как сумела найти  девочка слова утешения, но  подружка стала приходить в себя от перенесённого горя…
Детсаднику  Павлику всего-то три с половиной годика. С рождения малыш в семье Антошиных начал удивлять не только родителей, но и  в дальнейшем  воспитателей в  садике.  Павлик крепыш ещё тот!   В свои малые годики  по весу не так уж намного отставал от своей сестрицы, имеющей  необычайно гибкий стан. Что касается интеллекта – тут и вовсе собьёшься с толку – мальчик настолько  сообразительный, что по уму превосходит  многих своих сверстников. Одни его перевёртыши в разговорной речи и скороговорки чего стоят! Со смеху уморит любого взрослого человека…
       Уже подходил к концу месяц май,  потому семья Антошиных начала активную подготовку к летнему сезону. В выходные дни всем семейством  делали вылазки по многочисленным магазинам и павильонам  своего небольшого городка Юрасовска. Родители  на семейном совете  решили купить детям новенькие  мобильные телефоны взамен габаритных планшетов – это важно, чтобы в деревне дети имели в карманчиках средства связи. Ну, и всякое по мелочи   закупали, чтобы потом в запале чего не забыть.
В одном из павильонов  Павлик, пожимая плечиками, строго посмотрел на белокурую продавщицу и спросил:
- Тётя! А у вас видеокамеры работают или нет?
Та удивлённо вскинула на малыша  густо накрашенные ресницы и, удивлённо помаргивая, отпарировала:
- Тебе, малышок, это зачем знать? Мал ещё такие вопросы задавать!..
Маргарита  Давыдовна и Дашутка с двух сторон взяли  Павлика за руки и пытались увести от прилавка. Но мальчик снова обратился к продавщице и обиженно сказал:
- Мне-то не обязательно знать про ваши камеры, а вот вы почему не видите, как  у вас  какой-то  пацан утащил  фотоальбом, пока вы с кем-то беседовали по телефону…
Девица, встряхнув кудряшками, ахнула и завопила:
- Охрана! Здесь кража!
Павлику немедленно  была задана  куча вопросов. Мальчик охотно показал, в каком направлении скрылся вор…
Дома отец похвалил сына за бдительность и помощь в поимке  воришки. Однако, при этом долго раздумывал над  курьёзным инцидентом…
         Но вот и наступила долгожданная концовка весны. Но это так только говорится – начинается календарное лето, на самом же деле  природа сама определилась  во времени;  по-летнему буйно цвели цветы, а что касается  деревьев – так они  уже отцвели и появилась крошечная  плодовая завязь.  И солнце не жалело своего тепла – палило так, что хоть в речке бултыхайся  весь день.  Кстати, о речке. Есть она, родимая, есть привольная, как и во всех населённых пунктах…
    А теперь пора в путь в деревню Авдеевка вслед за семьёй Антошиных.
                ***
      Расположилась   эта маленькая и, как сейчас принято говорить, не перспективная деревенька  на живописном берегу речки  Чудновки. Почему  так речку прозвали?  А уж об этом надо спросить старожилов, которых почти не осталось. Но кое-кто из  местных жителей помнит, как в давние годы дед Моисей поймал в реке  огромную щуку, а когда бабка  Федосья стала её разделывать, то в брюшной полости  зубастой  обнаружила  драгоценный камень. Целую неделю вся деревня ахала и охала, удивляясь причудам щучьим да заодно и  речным. С того ли, не с того ли, но речка получила утвердившееся прозвание на всё своё существование. А  было такое или не было – никто не знает, поскольку нет уже  деда Моисея и бабки Федосьи…
 Хоть не  так уж много  людей  в Авдеевке, но зато живут дружно, весело, невзирая на  бытовые трудности. Попробуй, кто-нибудь заныть  по поводу неудобств, таким нытикам припасён  быстрый юморной ответ: « Хочешь лёгкой жизни, поезжай на кудыкину гору,  там не бывает лиха»…
     Антошиных поджидал отец  Дениса – Игнат  Фадеевич, человек пожилой, обладающий крепкой закалкой и необычным пытливым умом. Заслышав автомобильные гудки, дед, отбросив в сторону    клюшку, поспешил навстречу дорогим гостям. Он подхватил  внука Павлика и, прижав к себе, принялся тискать малыша, приговаривая:
- Ишь, как  раздобрел на городских хлебах! Опасаюсь, что  деревенская каша не так будет сладка и вкусна, но зато полезна. Любишь кашу, внучек?
Павлик, наморщив носик, согласно кивнул головой и, выскользнув из цепких рук деда, помчался к приоткрытой добротной калитке.
Отец и сын обнялись.
Из машины выбрались Дашутка с Маргаритой и тоже поспешили  обняться с Игнатом.
Вечером  во дворе дома устроили шумную гулянку по поводу долгожданной встречи. Конечно, позвали соседей – как же без них-то? Первой, семеня ногами, обутыми в стоптанные башмаки, пришла соседка Ульяна (по- деревенскому – просто Ульяниха).Бабка Уля славилась  своим  ораторским голосом, который умел преображаться  в  прекрасное сопрано, когда она по просьбе  односельчан начинала петь длинные  старинные песни. Следом  пришли ещё  гости. И всем нашлось место за общим столом.
Маргарита наставила  всяких разносолов и городских угощений – знала, чем удивить деревенских!
И  началась весёлая вечеринка!
…На другой день Павлик, сидя у деда на коленях и, ероша его жидкую бородёнку, учинил  любопытный, по его соображению, допрос, задавая каверзные вопросы. Не на все дед находил ответы.
- Деда, деда, а как тебя называли, когда ты был ма-а-аленьким? – хитро  прищурив глаза, спросил малыш.
- Ну, так и звали – Игнашка, Игнаша, – пряча в бороду улыбку, ответил дед.
- О! Славно – Игнаша, радость  наша! – тут же срифмовал Павлушка.
- Да, деда, ты отведёшь меня туда, где травы купаются в росинках? – спросил мальчик, словно он только за этим и прибыл в деревню, чтобы убедиться в правоте своей сестрицы.
- А-а-а,  для этого, дружок, тебе придётся очень раненько встать, ещё до восхода солнышка. Вот тогда и увидишь, как травы купаются  в росах…
    Как уже стало понятно, что у ребятни началась деревенская привольная жизнь, напрочь отличающаяся от городской. Здесь тебе ни звонков трамвайных, ни ежедневной суеты и толкотни в троллейбусах. Разгуливай  себе по лугам зелёным, изучай травки да цветочки. Существует расхожее мнение, что цветочки-лепесточки – сугубо девичье увлечение. А вот и не совсем  это верное рассуждение. Во всяком случае, и дед Игнат, и  внучок его  были настолько  любителями природы, что порой у некоторых  людей вызывало насмешку. Но мудрый дед знал и другое присловье – не каждый роток не накинешь платок. Он  затаивал  в усах и бороде  снисходительную улыбку, когда к нему, пусть не так уж часто, но прибегали за лечебными отварами трав.   Дед Игнат никому не навязывал рассказов о пользе  целительных трав. Но вылечившиеся от его настоев были ему благодарны и никогда потом не прикалывались, когда видели  Игната, возвращающегося с лугов  с корзинкой, доверху наполненной травами…
    Как-то на утренней зорьке дед Игнат  осторожно подкрался  к спящему внуку и стал его легонько тормошить:
- Вставай, Павлуш, пойдём  смотреть, как роса умывает травы!
Мальчик, услышав такую новость,  протёр кулачками заспанные глаза и шёпотом  отозвался:
- Иду, иду, деда!
Надо заметить, младшенький в семье Антошиных  растёт самостоятельным: не дожидаясь помощи старших,  он умеет самое необходимое для себя делать сам. Вот и сейчас  малыш быстренько сменил  лёгкую пижамку на  майку и шортики и выскользнул из дома во двор к деду.
Игнат  стоял  босыми ногами на росной траве. Он щурил  глаза, вглядываясь в бездонную синеву неба.
 Павлушка  тоже сбросил свои сандалики  и последовал примеру деда – босиком стал бегать по мокрой траве. Игнат, хитро улыбаясь, одобрительно  похвалил внука:
- Всё правильно ты делаешь, Павлик! Роса, особенно утренняя, очень пользительна для укрепления здоровья. А земля-матушка даёт крепости и силы организму…так что не стесняйся почаще бегать босиком…
Но вот блеснул первый лучик солнца.
Капельки росы на травах засияли, переливаясь сотнями красок, словно  рассыпались миллиарды драгоценных камушков, и осели на влажный травяной покров.
Павлик восторженно замер,  будто боялся спугнуть эту земную красоту неосторожным движением. Он поднял на деда Игната   лучистые глаза и прошептал:
- Дедушка! Как  славно травки купаются  в блестящей  росе!
Игнат, осторожно положив свои натруженные руки на детские плечики, тихо отозвался:
- Да, Павлуш,  роса выпадает рано утром или поздно вечером, но утренняя  всегда полезнее…
За завтраком Павлик похвалился, что бегал по росе босиком. Даша насмешливо посмотрела на братишку и  шутливо заметила:
- Ну, Павлик, теперь ты у нас  всегда будешь здоровеньким!..
Семья Антошиных наслаждалась деревенской жизнью, не забывая о делах насущных. Денис Игнатович решил подновить  огородный забор. Он побеседовал с председателем правления  сельской администрации  Сергеем Анатольевичем Быковым, и тот выписал  Антошиным   новенький штакетник. И закипела  работа – только  успевай приколачивать свежий древесный материал!
Дашутка большей частью занималась с мамой своими  делами, связанными с готовкой обедов и ужинов. А Павлик старался  быть рядом с отцом и дедом. При случае он тоже пытался помогать взрослым. Но по всей видимости,  скорее мешал, чем помогал. Взяв в руки большой гвоздь, он внимательно его разглядывал, а потом приставал к отцу или деду с  расспросами.
- Вот скажи, папа, отчего гвозди все разные по росту, а шляпки у них  все одинаковые – в клеточку, это почему?
И не всегда взрослые могли  ответить на такие, в общем-то, простые, но замысловатые детские вопросы.
А мальчик уже увлечённо рассматривал  привезённые дощечки, и тут же у него возникали другие  неясности.
- Вот почему на одной дощечке  какая-то липучка, а на другой её нет?
- Отойди, Павлик, не мешай работать! Липучка – это   смолка, чувствуешь, как пахнет  приятно?
Малыш обиженно надул губки и глубокомысленно изрёк:
- Как будто я мешаю. Меня ещё никто не прогонял. Ты первый!
И Павлик переключил своё внимание на  маленького жабёнка, который старательно упрыгивал в неизвестном направлении…
     В один из дней Даша решила  пойти в местную библиотеку, заодно посетить  небольшой деревенский краеведческий музей. Павлик увязался за ней. Девочка не хотела брать с собой  вездесущего братишку, но тот украдкой шёл за ней, и сестра была вынуждена взять его за руку. В библиотеке мальчик с любопытством прошёлся вдоль книжных стеллажей. И только хотел задать  вопрос, как сестра увела его в музей, который  был открыт, и это оказалось кстати.
- А-а, юрасовские пришли к нам в гости?! – приветливо встретила их моложавая женщина, – ну проходите, здесь можно спрашивать обо всём, что интересует…
 В отделении бытового обихода Павлик, увидев незнакомые предметы, забросал вопросами.
- А это что за рогатулька? – показал он на кухонную утварь.
- Это, мальчик, ухват, им хозяюшки чугуны ставили в печь и  вынимали тоже, – пояснила  заведующая музеем.
- Ух! Какой хват! – удивился мальчик, – а это что?
- Кочерга, ею мешали угли в печи, – вмешалась в разговор  сестра.
-О-о! В сказке Баба-Яга кочергой погоняла метлу, на которой она летала! – тут же нашёлся Павлик.
- Вот это самовар, – женщина подвела детей  к следующему столу.
- Сам варит, что ли? Или само варит?! – снова скаламбурил мальчик.
И лишь в  разделе о   героях, бывших фронтовиках, мальчик молчал, сурово сдвинув бровки…
Прощаясь, заведующая музеем, осведомилась у  девочки:
- Наверное, ты с ним, Даша, занимаешься? Уж очень занятный малыш!
- Да он у нас, можно сказать, с рождения такой умный…
 Женщина тепло распрощалась с детьми, пригласив  их приходить ещё…
       Как-то в полдень, когда вся семья  уселась за столом в ожидании обеда, Павлик вдруг напрягся и вслушался в голоса, доносившиеся с речки.
- Ты чего, Павлуш? – толкнула  его в бочок Дашутка.
- Тсс! – поднял малыш кверху  пальчик.
И вдруг он вскочил с места и, потянул за руку отца:
- Папа, скорее! Там, на речке что-то случилось!
- Да ты что, Павлик? Что может случиться на речке, в которой воды по колено воробью?! – попытался отшутиться Денис Игнатович.
- Папа! Скорее бежим на речку! – упорно настаивал сын.
 На берегу Чудновки и впрямь что-то происходило.
Денис Игнатович издали увидел тонущего  мальчика. Он с разбега кинулся в воду и крупными саженками поплыл к уже скрывшемуся под водой. И вовремя.   Мальчик  нахлебался воды, но ещё был жив…
Вечером к Антошиным пришла вдовая Агриппина и стала сердечно благодарить Дениса Игнатовича за спасённого сына.
- Вот ведь, говорила я ему, непутёвому – не умеешь плавать, не тянись за другими! Нет у нас отца-то, а я разве научу  мальчонку всем ребячьим  делам? Мне бы работы побольше, чтоб  хватало на содержание сироты…Спасибо огромное тебе, Игнатич, за  спасение моего сорванца  Ивашку!..
- Да ладно тебе, Агриппина, чего уж там?! – смущённо  ответил Денис, – это вот наш Павлик  забил тревогу… если бы не он, не успел бы я спасти пацана.
Павлик в это время как ни в чём не бывало увлечённо  играл  в телефоне   в игру.  Подошедшая сзади сестра увидела, что это никакая не игра, а  головоломка из кубиков и треугольников.
- А что это у тебя, Павлуш? – заинтересовалась Даша.
- А вот смотри: надо все кубики загнать в треугольники, да так, чтобы  уместить, – пояснил мальчик.
- И ты сумеешь?
- Постараюсь, – ответил братишка, не отрывая взгляда от  телефона.
- И в чём тут прикол? – недоверчиво усмехнулась  Даша.
- А нужно пересчитать, сколько ещё появится треугольничков, которые образуют кубики внутри  большого треугольника, – терпеливо пояснил Павлик.
… Маргарита Давыдовна с интересом наблюдала за занятием детей и счастливо улыбалась: повезло ей в жизни с мужем и детьми!..
     Лето неспешно закруглялось.
Оно вдоволь порадовало всех теплом и сладостями ягод и плодов. Антошины нагостились в деревне; им предстоял скорый отъезд.
                ***
    Как ни грустно, но началась осенняя хлопотливая, ничем не примечательная пора. Старшие Антошины по утрам торопливо собирались на работу, младшие –
каждый   по своим учреждениям: Даша в школу, Павлик в детский садик. Такая, в общем-то однообразная жизнь изредка нарушалась какой-либо новостью на работе у родителей или в школе, или в детском саду…
Приближалось  то волнительное время, когда сынишка  у Антошиных должен пойти в первый класс.
И вот здесь-то и выяснилось самое интересное. Как оказалось, мальчик знает всю школьную программу первого класса. Конечно же, замечали и родители, и воспитатели  что-то странное в поведении  Павлика. Многие детские книжки малыш бережно откладывал в сторону – эти я уже читал. Познавательные мультики в планшете смотрел выборочно, не все подряд. Тетрадки, в которых Даша показывала братишке образец написания букв и цифр, Павлик  старательно складывал и убирал в ящик письменного стола. Не раз  мальчик удивлял родителей и воспитателей образом своего мышления: он мог наизусть  рассказать известные народные сказки и баллады. А  таблицу умножения мог рассказать от начала до конца.
Когда такой факт выяснился, воспитательница старшей группы Татьяна Степановна предложила протестировать ребёнка на предмет его знаний и способностей.
Педагогический совет школы, когда к нему обратились с таким странным предложением, живёхонько откликнулся. Тестирование заняло довольно продолжительное время. И вынесено было решение –  мальчика  взять сразу во второй класс, мотивируя тем, что нечего напрасно  изучать то, что он уже знает в пределах школьной программы за первый класс.  Учить уже изученное –  неинтересно!
И дабы не отбивать у ребёнка интерес к учёбе, и было   вынесено необычное решение…
Павлика Антошина в момент  прозвали Энциклопедией. К такому повороту дел второклассник отнёсся вполне спокойно – он тут же припомнил присловье:» Хоть горшком назови, только в печку не ставь!»
…Не остановить быстротечное время. Оно  имеет свойство идти только вперёд, оставляя в памяти всевозможные события.
Пообщаемся напоследок ещё раз с необычным мальчиком из города Юрасовск.
- Павлик! Когда вырастешь, кем хочешь стать? – вопрос этот задавали ему уже не однажды и родители, и учителя, и одноклассники. Ответ мальчика прост до невероятности:
-  Человеком!
И впрямь, какой бы профессией ни обладал в будущем Павлик, какие бы ни открывались перед ним широкие горизонты выбора в сфере науки, он будет чётко придерживаться в жизни главного – быть  человеком!
И  вполне возможно, что Павел  напишет целую книгу о  природных явлениях,  о целебных  растениях. И, конечно же, о том, как травы  по вечерам и утрам купаются в росах.

 


Рецензии