По-соседски

Деревне Осиповке уже лет четыреста. Однако, в годы гражданской войны деревне этой не повезло, так как по ней проходила линия соприкосновения. Почти все мужики из Осиповки служили в частях Красной армии, поэтому рьяно отбивали землю свою у белых. Но борьба была с переменным успехом. В последний раз, когда белогвардейцы окончательно отступали, они всю деревню пожгли. После окончания гражданской войны, вернувшиеся к мирной жизни красногвардейцы, еще долго разгребали пепелища, восстанавливали свои жилища.
Шло время, страна пережила страшную войну, череду побед и потрясений.
Вот уже внуки и правнуки живут в домах, отстроенных заново теми красноармейцами, кто подымали свою деревню более ста лет назад из руин и пепла.
Но ничто не вечно, и когда-то добротно построенные домовладения начали потихоньку ветшать.
– Ох, вот беда, – жаловался один мужик своим соседям. – Яма-то моя совсем обветшала, вот принялся её ремонтировать.
– Лёня, так ведь каменная же она у тебя, яма-то – заметила жена соседа.
– Каменная-то, каменная, – пояснял ей Леонид. – Да только булыжники в одном месте совсем выперли из стены, а верхняя каменная кладка стала сыпаться.
– Ну, пора уж ей сыпаться, – острил сосед. – Из тебя уж из самого давно сыпется, а ты яма!
¬– Степан! – одёрнула своего мужа соседка.
– Да, что ты, Вера, я же шучу, – успокаивал он свою жену.
– Ну и шуточки у тебя, – укоризненно посмотрела на мужа Вера.
– Ой, я бы тоже с вами пошутковал, да надо мне яму-то править как-то – промолвил Леонид. – Урожай на огороде начал уже поспевать, скоро надо закладывать в яму припасы на зиму.
– Ты бы, Степа, помог Леониду-то, – предложила Вера своему мужу.
– Да, Лёнька сам справится, – хлопнул Степан стоявшего рядом с ним соседа по плечу. – И не с таким справлялся!
– Ну, помощь-то мне не помешала бы, – возразил Леонид. – И в самом деле по-соседски бы помог мне, Степан. В долгу не останусь. Отцы и деды наши всегда друг друга выручали, сам знаешь. Всю жизнь бок о бок жили.
– Ну, ты царя Гороха, Лёнька, вспомни еще!
– Степа, тебя о помощи просят! – нахмурилась Вера.
– Ну, помогу, помогу, – ответил Степан. – Но, потом. Потом, брат, потом. Всё потом. Степан, похлопывая Леонида по спине, выпроводил его восвояси.
– И не стыдно тебе, Стёпа? – начала корить Вера своего мужа. – Как ты мог так поступить?
– Да, что ты ко мне пристала? – начал оправдываться Степан. – У меня один выходной в неделе! Понимаешь, один! Я имею право отдохнуть в свой законный выходной? Единственный выходной свой я на Лёнькину яму должен тратить? Сам виноват, следить надо за своим хозяйством. Вовремя ремонтировать, подправлять, подколачивать, подтыкать, и не было бы сейчас забот.
– Э-э-эх, – только и сказала мужу Вера. С этими словами она направилась
в огород, а Степан пошел в дом, лёг на диван перед телевизором, и вскоре мирно заснул.
Ближе вечеру к дому Степана прибегает Леонид.
– Ой, соседи! – едва отдышался Леонид, зайдя в избу. – Залез в яму, решил поправить все-таки тот камень, который из стены выпирает. Мучился, мучился с ним. Взял лом, и ломом через упор начал его обратно в стену запихивать. Не поддается никак. Я снова его запихиваю и тут…
– Ой, – Вера прикусила свой кулак.
– Что такое? – спросил Степан, свесив ноги с дивана.
– Лом с упора сорвался и камень из стены совсем выпал, – продолжал Леонид.
– Господи, – прошептала Вера.
– Вера, всё обошлось, – успокаивал Леонид соседку. – Кладка каменная выдержала. В стене ниша оказалась. Она как раз за этим камнем скрывалась. Я лампочку на переноске-то ближе поднес к этой нише и вижу, что она тоже камнем отделана со всех сторон. Тайник такой получается.
– Тайник! – подскочил с дивана Степан.
– Да, тайник, – ответил Леонид. – А в нем я нашел пистолеты, клинок, ордена разные, а еще несколько червонцев царских золотых, и прочие сокровища!
– Быть того не может! – заорал Степан.
– Ну, вот! – только и промолвил Леонид. – Только я всё это там и оставил. Стал вылезать, и уже на верхнюю ступеньку вскарабкался, потолок ямы как обрушится за мной.
– О, Господи, – чуть не зарыдала Вера.
– Да, если бы замешкался, дольше рассматривая свою находку, накрыло бы меня, заживо похоронив.
– Так, откуда же там тайник-то?
– Я думаю так, – начал рассуждать Леонид. – Мой дед, когда с гражданской вернулся, начал дом отстраивать. Под навесом и яму он построил. Соответственно и тайник он соорудил.
– А! – догадался Степан. – Наверное, когда беляков гнали, какого-то пана хорошенько потрясли, а добро это в яме дед твой спрятал. Так ты как сейчас, Леонид, с ямой-то, как добро будешь откапывать?
– Ну, потихоньку, раскопаю.
– Ой, тут Леонид, помощь тебе нужна, – Степан начал спешно надевать на себя куртку, натягивать сапоги. – Тут в одного никак. Яма-то глубокая. Пошли откапывать. Скоро тебе и картошку нужно закладывать на зимнее хранение, а ты без ямы. Не порядок! Пошли откапывать!
– Да, куда ты на ночь глядя собрался-то? – Вера пыталась удержать своего мужа.
– Так, человеку помочь надо! – отвечал Степан. – Видишь ведь у соседа беда, а ты ночь. Срочно помочь надо Лёне. Такой я человек, что не могу мимо чужой беды пройти, особенно если это сосед, товарищ, друг.
Вера только качала головой. Мужики ушли.
При свете лампочки, начали мужики откапывать лопатами насыпь.
– Вот, как так, Леонид, – удивлялся Степан, живо копая лопатой насыпь глины и откидывая её в сторону. – Всю жизнь ямой этой пользуешься и не знал, что в ней.
– Да, дед у тебя конспиратор тот еще! – продолжал Степан, орудуя лопатой.
– Дед мой с твоим дедом дружил очень, – отвечал Леонид.
– Да, батя мне рассказывал про это.
– Ага, по соседству жили и помогали друг другу.
– Точно, – вдруг остановился Степан. – Они же вместе в гражданскую в одном батальоне служили, вместе рни с войны и вернулись!
– Ну, да, – отвечал Леонид. – Они в один день и свадьбы свои сыграли. Вот праздник-то на всю деревню был! Неделю народ гулял.
Степан остановился, молча стоял. Глаза его расширились, рот приоткрылся.
– Ох, Леня, тут работы на неделю! – вдруг начал канючить Степан. – Давай-ка завтра тебе подсоблю!
– Так ты же завтра на работу!
– Отгул возьму! – ответил Степан. – Что не сделаешь ради соседа родного. Завтра приду к тебе.
– Ой, спасибо, Степан!
Степан воткнул лопату в кучу глины и быстрым шагом направился в сторону своего дома. Не заходя в дом, он чуть ли не бегом побежал под навес. Взяв с собой ломик и кувалду спустился в яму. Из ямы стали доноситься глухие стуки. Через некоторое время послышался шум падающей земли и камней.
– А! – донеслось из ямы.
На краю ямы показался Степан. Тяжело дыша, весь в земле с головы до ног, Степан кое-как вылез из обвалившейся ямы. Выбившись из сил, он прилег на кучу земли и уснул тяжелым сном.
Уже под утро в таком состоянии его нашла Вера.
– Степан! – заголосила женщина, склонившись над мужем, тормоша его. – Степан, ты живой!
– Ой, да, Вера! – очухался Степан. – Чуть меня не засыпало.
– Что случилось?
– Да, я искал тайник в яме!
– Тайник, – удивилась женщина. – Какой тайник?
– Ну, тайник обыкновенный, – пытался объяснить Степан. – Такой же, какой и Лёнька обнаружил в своей яме. У нас деды дружили, воевали вместе. И добро трофейное тоже, скорее всего, по-братски разделили. Оба и тайники в ямах соорудили.
– Ой, дурак! – качала головой Вера. – Какой же ты дурак у меня!
– Что такое?
– Пошутили над тобой мы с Леонидом, – объясняла Вера. – Не находил он никакого тайника в яме своей. У него яма осыпалась, помощи у тебя просил. А ты как последний свинтус себя повел! Вот я и предложила Леониду эту историю рассказать. А ты, бесстыжий, как про клад услышал, так сразу и подскочил!
– Так, по-соседски помочь надо было, – оправдывался Степан.
– Ага, помочь, по-соседски! – качала головой Вера. – Леонид тебя о помощи попросил, а ты его чуть ли из дома не выпихал. И не стыдно тебе! Сосед еще называешься!
– Ну, я же это так….
– Когда тебе помощь нужна, Леонид тебе ни разу не отказал.
Степан молча сидел на куче земли, опустив голову.
На следующий день, Степан, взяв неделю отпуска, начал помогать Леониду восстанавливать яму.
– Вот, спасибо, тебе Степан! – благодарил Леонид соседа, когда работа над ямой была завершена. Теперь пошли и твою яму восстанавливать.
– Ага, пошли, – опустив глаза ответил Степан. Ему все еще было неловко от того, что сам же по глупости нарушил свою яму.
Мужики восстановили яму Степана за два дня. В куче земли и камней отыскались и сапоги Степана. Когда работы были уже почти окончены, Леонид заметил в глине что-то блестящее. Он нагнулся, разломил кусок глины и увидел небольшую монету, потемневшую от времени. Стерев с нее остатки грязи, Леонид заметил, что это была старая копейка.
– Степан, – воскликнул Леонид. – А ведь у тебя и вправду тут глад был зарыт! Вот смотри, что в глине я отыскал. Леонид засмеялся. Степан тоже захохотал.
– Да, ну его, этот клад! – махнул рукой Степан. – Пошли в дом, отпразднуем завершение наших работ. Вера пирогов напекла разных.
– С удовольствием! – ответил Леонид, улыбаясь. – От этих работ и кладов у меня волчий аппетит разыгрался.
Мужики, смеясь, пошли в дом.
В тот вечер они долго сидели за столом и вспоминали своих отцов и дедов, их бескорыстную дружбу и взаимопомощь.


Рецензии