Хорошая работа - ЖИТЬ! 36
Особо важные задания
Глава 1.
Смелость. И только смелость
На одной из фотографий Алексей снят возле своего самолета, на фюзеляже которого краской выведены крупно три буквы - С. С. С.
А на оборотной стороне её сам же и расшифровывает их значение : "Смелость. Смелость и ещё раз Смелость".
Это качество он считал главным лично для себя, для работы как летчика-испытателя, как боевого летчика-истребителя на фронте, как военного инженера, выполняющего сложные технические задачи в новом, прорывном проекте страны по развитию реактивной авиации.
Да, таким - трижды смелым, и должен быть специалист, которому раз за разом поручались особые, государственной важности, задания.
Отозванный с фронта после ранения Алексей вновь приступает к работе в Летно - исследовательском институте. Испытания, которые он теперь проводит, связаны, в основном, с нуждами фронта.
Взлёт и посадка. Между ними время уплотняется чрезвычайно. Алексей знает: связь между летчиком - испытателем и фронтовым летчиком - это кратчайшая прямая. От каждого своего полёта он добивается максимального результата, и от машины, и от себя. Кто - кто, а уж он - то знает, как нужны на фронте современные, маневренные, работоспособные машины.
Уже в сентябре 1942 года начальник ЛИИ Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. С. Молоков обращается к начальнику отдела перелётов ВВС Красной Армии полковнику Карповичу с просьбой: "Прошу Вашего распоряжения об обеспечении перелёта самолета ЛАГГ - 3 по специальному заданию Народного Комиссара Авиационной промышленности т. Шахурина А. Н. по маршруту Раменское - Тбилисси.
Пилотирует самолет летчик-испытатель ЛИИ НКАП военный инженер 2 ранга А. Н. Гринчик.
Промежуточные посадки будут производиться на аэродромах, указанных Вами, из расчёта максимальной дальности полёта без посадки не более 400 километров.
Пункты посадки, указанные аэродромы и все прочие указания по данному перелету прошу выдать начальнику штаба летной части ЛИИ т. Соловьёву А. Н. Вылет самолета ориентировочно назначен на 23-24 октября..."
Глава 2.
Там, где горы во мгле
Когда все согласования были проведены, летчик отправился в неблизкий путь из Раменское через Моршанск, Вишневка, Житкур, Астрахань, Махал Кала, Баку до Тбилиси.
Здесь, среди Кавказских гор, ему предстояло выполнить особое задание.
Дело в том, что в Тбилиси начал действовать авиазавод по выпуску ЛАГГов. Точнее сюда был эвакуирован авиазавод №31 из Таганрога.
Выпускавший в мирное время гидросамолеты, он был перепрофилирован под выпуск истребителей. Но когда враг подошёл к городу, завод был стремительно вывезен на Кавказ всего за 8 суток... Станки, оборудование, материалы, специалисты - более 4 тысяч человек (а вместе с семьями около 10 тысяч) стали основой предприятия на новом месте. К осени 1942 года ЛАГГ - 3 остался в серийном производстве только на этом заводе.
Опыт войны требовал повысить летные качества машины, над этим и работали специалисты ОКБ - 31 под руководством В. П. Горбунова. Главной же целью было снизить вес самолета и улучшить аэродинамику. Это бы добавило ему скорости и маневренности.
Личный опыт Алексея Гринчика, воевавшего на нем, был просто неоценим.
Глава 3.
Очень длинная ночь
Зима на Кавказе это туманы, дожди, низкая облачность, снегопад, слякоть - все вперемешку. А летать среди гор, и не просто летать, а проверять и перепроверять, анализировать, сравнивать, делать выводы несмотря на экстремальные условия - просто подвиг. Профессиональный и человеческий.
На заводе это прекрасно понимали.
Поэтому заместитель Главного конструктора завода Б. Н. Бристоль обращается к Командующему Военно-Воздушных Сил Закавказского фронта товарищу Вершинину с официальным письмом.
"Самолёт ЛАГГ-3, поставляемый заводом №31 Закфронту, в результате проведённой работы по облегчению и улучшению аэродинамических качеств, значительно повысил свои летно - технические данные.
Летчик-испытатель, инженер - майор Гринчик А. Н., проводивший серию летных испытаний самолетов ЛАГГ - 3, в деле внедрения улучшенных самолетов в серийное производство, проявил максимум своей энергии.
Дирекция завода, отмечая работу тов. Гринчик А. Н., за проявленную инициативу и настойчивость представляет его к правительственной награде ордену Красной Звезды. "
Было направлено и письмо директора завода В. К. Саладзе и главного конструктора В. П. Горбунова на имя Народного Комиссара Авиационной промышленности товарища Шахурина. В нем сказано:
" За время работы на заводе №31 тов. Гринчик А. Н. провел испытания трех самолетов.
- Серийного самолета ЛАГГ-3 М-105 ПФ ноябрьского выпуска 1942 года;
- Самолета ЛАГГ-3 М-105 ПФ, улучшенного по рекомендации ЦАГИ;
- Серийного самолета ЛАГГ - 3 М '-105 ПФ головной серии, облегченного и аэродинамически улучшенного.
Испытания указанных самолетов были проведены им с большим знанием дела, настойчивости и отваги, несмотря на трудные условия Кавказа при частых дождях, снегопадах и туманах.
Тов. Гринчик, обладая высокой летной эрудицией, скоротечностью, хладнокровием при указанных испытаниях проявил максимум энергии и желания помочь работе завода. "
***
Гринчик был бы не Гринчик, если бы кого-нибудь не спасал. И на этот раз тоже спас: самолёт, задание, сроки.
... Он выполнял полет на дальность. Метеоусловия были исключительно плохие, поэтому шёл на малой высоте. На столь малой, что машина буквально ползла над землёй. И, как сказано в документе, "из-за превышения местности (выступ, скала, камень? - авт.) на самолёте сломалась трубка водоснабжения, и вода вытекла. Нужно было немедленно посадить самолёт.
Ночью, в сложной обстановке, в 100 километрах от аэродрома Алексею это удалось! Он смог сохранить самолёт! И чудом спасся сам.
Это была очень длинная ночь...
Сохранённый самолёт позволил выявить дефект и вовремя закончить испытания.
"Отмечая работу Гринчика А. Н. , ходатайствуем о представлении его к правительственной награде... Его работа много способствовала внедрению модифицированных ЛАГГ-3 в серийное производство и тем самым {повышению} обороныспособности Советского Союза, " - делают выводы руководители предприятия. Отдавая тем самым дань уважения высочайшему профессионализму и личному мужеству летчика.
(Продолжение следует)
Свидетельство о публикации №224101201359