Хорошая работа - ЖИТЬ! 36

                Часть 8.
       Особо важные  задания

                Глава 1.
     Смелость. И только смелость

   На одной из фотографий Алексей снят возле своего самолета, на фюзеляже которого краской выведены крупно три буквы - С. С. С.
   А на оборотной стороне её сам  же и расшифровывает их значение : "Смелость. Смелость и ещё раз Смелость".

   Это качество он считал главным лично для себя, для работы как летчика-испытателя, как боевого летчика-истребителя на фронте, как военного инженера, выполняющего сложные технические задачи в новом, прорывном проекте страны по развитию реактивной авиации.

   Да, таким - трижды смелым, и должен быть специалист, которому раз за разом поручались особые, государственной важности, задания.

   Отозванный с фронта после ранения Алексей вновь приступает к работе в  Летно - исследовательском институте. Испытания, которые он теперь проводит, связаны, в основном, с нуждами фронта.

    Взлёт и посадка. Между ними время уплотняется чрезвычайно. Алексей знает: связь между летчиком - испытателем и фронтовым летчиком  - это кратчайшая прямая. От каждого своего полёта он добивается максимального результата, и от машины, и от себя. Кто - кто, а уж он - то знает, как нужны на фронте современные, маневренные, работоспособные машины.

   Уже в сентябре 1942 года начальник ЛИИ Герой Советского Союза генерал-майор авиации В. С. Молоков обращается к начальнику отдела перелётов ВВС Красной Армии полковнику Карповичу с просьбой:     "Прошу   Вашего распоряжения об обеспечении перелёта самолета ЛАГГ - 3 по специальному заданию Народного  Комиссара Авиационной промышленности т. Шахурина А. Н. по маршруту Раменское - Тбилисси.

   Пилотирует самолет летчик-испытатель ЛИИ НКАП военный инженер 2 ранга А. Н. Гринчик.

   Промежуточные посадки будут производиться на аэродромах, указанных Вами, из расчёта максимальной дальности полёта без посадки не более 400 километров.

   Пункты посадки, указанные аэродромы и все прочие указания по данному перелету прошу выдать начальнику штаба летной части ЛИИ т. Соловьёву А. Н. Вылет самолета ориентировочно назначен на 23-24 октября..."
 
       Глава 2.
       Там, где горы во мгле

   Когда все согласования были  проведены, летчик отправился в неблизкий путь из Раменское через Моршанск, Вишневка, Житкур, Астрахань, Махал Кала, Баку до Тбилиси.

   Здесь, среди Кавказских гор, ему предстояло выполнить особое задание.
   Дело в том, что в Тбилиси начал действовать авиазавод  по выпуску ЛАГГов. Точнее сюда был эвакуирован авиазавод №31 из Таганрога.

   Выпускавший в мирное время гидросамолеты, он был перепрофилирован под выпуск истребителей. Но когда враг подошёл к городу, завод был стремительно вывезен на Кавказ всего за 8 суток... Станки, оборудование, материалы, специалисты - более 4 тысяч человек (а вместе с семьями около 10 тысяч) стали основой предприятия на новом месте. К осени 1942 года ЛАГГ - 3 остался в серийном производстве только на этом заводе.

   Опыт войны требовал повысить летные качества машины, над этим и работали специалисты ОКБ - 31 под руководством В. П. Горбунова.  Главной же целью было снизить вес самолета и улучшить аэродинамику.  Это бы добавило ему скорости и маневренности.

   Личный опыт Алексея Гринчика, воевавшего на нем, был просто неоценим.
 
       Глава 3.
       Очень длинная ночь

   Зима на Кавказе это туманы, дожди, низкая облачность, снегопад, слякоть - все вперемешку. А летать среди гор, и не просто летать, а проверять и перепроверять, анализировать, сравнивать, делать выводы несмотря на экстремальные условия - просто подвиг.  Профессиональный и человеческий.

   На заводе это прекрасно понимали.
 Поэтому заместитель Главного конструктора завода Б. Н. Бристоль обращается к Командующему Военно-Воздушных Сил  Закавказского фронта товарищу Вершинину  с официальным письмом.

   "Самолёт ЛАГГ-3, поставляемый заводом №31 Закфронту, в результате проведённой работы по облегчению и улучшению аэродинамических качеств, значительно повысил свои летно - технические данные.

   Летчик-испытатель, инженер - майор Гринчик А. Н., проводивший серию летных испытаний  самолетов ЛАГГ - 3, в деле внедрения улучшенных самолетов в серийное производство, проявил максимум своей энергии.

   Дирекция завода, отмечая работу тов.  Гринчик А. Н., за проявленную инициативу и настойчивость представляет его к правительственной награде ордену Красной Звезды. "

   Было направлено и  письмо директора завода В. К. Саладзе и главного конструктора В. П. Горбунова на имя Народного Комиссара Авиационной промышленности товарища Шахурина. В нем сказано:
    " За время работы на заводе №31 тов. Гринчик А. Н. провел испытания трех самолетов.
   - Серийного самолета ЛАГГ-3 М-105 ПФ ноябрьского выпуска 1942 года;
   - Самолета ЛАГГ-3 М-105 ПФ, улучшенного по рекомендации ЦАГИ;
   - Серийного самолета  ЛАГГ - 3 М '-105 ПФ головной серии, облегченного и аэродинамически улучшенного.

   Испытания указанных самолетов были проведены им с большим знанием дела, настойчивости и отваги, несмотря на трудные условия Кавказа при частых дождях, снегопадах и туманах.

   Тов. Гринчик, обладая высокой летной эрудицией, скоротечностью, хладнокровием при указанных испытаниях проявил максимум энергии и желания помочь работе завода. "

     ***

   Гринчик был бы не Гринчик, если бы кого-нибудь не спасал. И на этот раз тоже спас: самолёт, задание, сроки.

  ... Он выполнял полет на дальность. Метеоусловия были исключительно плохие, поэтому шёл на малой высоте. На столь малой, что машина буквально ползла над землёй. И, как сказано в документе, "из-за превышения местности (выступ, скала, камень? - авт.) на самолёте сломалась трубка водоснабжения, и вода вытекла. Нужно было немедленно посадить самолёт.

   Ночью, в сложной обстановке, в 100 километрах от аэродрома Алексею это удалось! Он смог сохранить самолёт! И чудом спасся сам.
   Это была очень длинная ночь...

   Сохранённый самолёт позволил выявить дефект и вовремя закончить испытания.

   "Отмечая работу Гринчика А. Н. , ходатайствуем о представлении его к правительственной награде... Его работа много способствовала внедрению  модифицированных  ЛАГГ-3 в серийное производство и тем самым  {повышению}  обороныспособности Советского Союза, " - делают выводы руководители предприятия. Отдавая тем самым дань уважения высочайшему профессионализму и  личному мужеству летчика.

           (Продолжение следует)


 


Рецензии