Какую заповедь преступил Каин?

Как-то раз мой знакомый и я рассматривали старинную гравюру, - на ней Каин убивал Авеля, а Господь проклинал Каина.

- Но за что? – спросил вдруг мой знакомый. – За что его так?

- За что Каин убил Авеля? По зависти, очевидно. Зависть – штука злая, это всем известно.

- Нет, я не про Авеля, - ответил он. – Я про Каина. За что его проклял Бог? Не понимаю, решительно не понимаю! В чём он провинился?

- Как это – «не понимаю»? – поразился я. – А что, убийство – это, по-твоему, недостаточный повод для проклятия?

- Убийство? – он пожал плечами. – Подумаешь, убийство! Это вовсе не грех.

- Что такое ты говоришь?! Убийство – не грех?!

- То есть, я хотел сказать, что в ту, допотопную, пору, в пору, когда живы были Адам и Ева – убийство грехом не считалось.

- Кто тебе это сказал?! Где ты такое вычитал? У каких-нибудь авторов-«эзотериков»? У доморощенных толкователей, которые сведения о Библии черпают в «Библии для верующих и неверующих» Емельяна Ярославского?

- Нет, вовсе не у них. Я вычитал это из самой Библии.

- Нет, довольно эпатировать публику. Говори прямо: где в Писании сказано, что до потопа убийство человека не считалось грехом.

- Так прямо на твой вопрос не ответишь… Но суди сам: что такое грех?

- Грех - это противление воле Божией, - думаю, так.

- И я так думаю. Воля Божия в чём выражается? Не в заповедях ли?

- Да, точно – в заповедях.

- А когда была дана заповедь «Не убий»? Когда? В Эдеме? В первые дни после грехопадения? Нет. Нет и нет. Впервые она была дана только Моисею. Только Моисею, то есть через много-много лет после грехопадения и даже после потопа. До той поры никто не запрещал человеку убивать себе подобных, а, следовательно, нельзя было считать убийство грехом. Помнишь, как говорил апостол Павел? «Где нет закона, там нет и преступления» (Рим. 4, 15) И ещё: «Грех не вменяется, если нет закона» (Рим. 5, 13) И вот ещё: «Ибо я не иначе узнал грех, как посредством закона» (Рим. 7, 7), - то есть, мои поступки могут быть признаны греховными только, если существует закон, запрещающий их. Вот так-то! Но ведь ни Адаму, ни Еве, ни их сыновьям никто не запрещал убивать, а стало быть, Каин не согрешил, убив Авеля.

- Но… Ты сам-то в это веришь? Ты веришь, что могло быть время, когда убийство считалось делом безгрешным? Хорошо, допустим, заповеди такой не было, но должно же было существовать какое-то моральное чувство, нравственный запрет…

- Ага, великолепно! Значит, по-твоему, Бог наказал Каина не по закону, а… Как это говорилось в бандитские девяностые? По понятиям! Каин был осуждён по понятиям? Извини за такой тон, но эта мысль сама собой напрашивается. Нет, если бы убийство было запрещено ещё тогда, то об этом и сказано было бы прямо. Но запрет убийства не существует вплоть до моисеевых скрижалей.

- Погоди-ка! – тут я немного оживился. – До Моисея, говоришь? До самых Синайских Заповедей? Точно ли так? А как же Ной?

- Ной? А что – Ной?

- А то, что Ною прежде Моисея, сразу после потопа, были даны некие заповеди, - ты про них забыл? И в числе этих заповедей была такая: «Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его; кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию; вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней» (Быт. 9, 5-7).

- Хм… Действительно, об этой заповеди я как-то забыл… Ну да не беда! Во-первых, эти слова звучат как-то более расплывчато, чем определённое и твёрдое «Не убий» на Синае. Просто НЕ УБИЙ – и всё тут, без вариантов. А слова, сказанные Ною – они какие-то неопределённые: дескать, убивать-то убивай, но помни о неотвратимом возмездии. Эту неопределённость, кстати, древние греки хорошо чувствовали. Помнишь, у Эсхила в «Орестее»: Орест убил преступную Клитемнестру – и это хорошо! Но коли уж Орест совершил это убийство, то всё равно ему не убежать от возмездия, какой он ни будь герой. Кажется, Эсхил жил раньше Моисея?

- Довольно болтовни! Закон об убийстве был дан сразу после потопа, и этот закон был достаточно ясен, чтобы удержать всякого, замыслившего убийство!

- Да, да, вот именно: ПОСЛЕ потопа! А мы-то говорим о Каине, который убил Авеля за тысячу лет ДО потопа! И что ты ни говори о каких-то невысказанных никем понятиях, но закона о недопустимости убийства в те годы ещё не существовало. Итак, я повторяю свой вопрос: за что был наказан Каин?

- У тебя есть какие-то иные варианты ответа? Не за убийство, а за… Сам-то ты как считаешь?

- Не могу сказать ничего определённого. Всё говорит о том, что именно за убийство. Но тогда получается, что Бог наказывает Каина беззаконно, просто потому, что в этот момент Он, никого не предупредив, решил считать убийство грехом.

- Хорошо, а тебе не кажется, что убийство отвратительно и страшно само по себе, без каких-либо дополнительных разъяснений сверху?

- То есть, ты всё-таки склоняешься к мысли, что Каин был наказан «по понятиям». Нет, я в это поверить не могу. К тому же в мире есть немало некрасивых и даже страшных дел, которые, однако, грехом не считаются.

- Как это?

- Ну, например, если стая волков съедает человека, то волки за это не подвергаются Божиему проклятию. А если копнуть поглубже мир живой природы, то там таких ужасов откопаешь, что и сказать мерзко… Например, самка паука, съедающая своего самца… Или кукушонок, выбрасывающий из гнезда законных детей приютившей его птички… Но все эти мерзости и ужасы остаются вне Божиего осуждения, вне греха. Почему бы и к Каину не отнестись, как к тому же кукушонку? – да, мол, поступок его выглядит некрасиво, но что уж тут поделаешь?..

- По-моему, ты просто заговариваешь мне зубы. Давай сейчас забудем о нравах животного мира и вновь повернёмся к людям. Вот ты говоришь, что в ту пору не было заповеди «Не убий»…

- Не было!

- А что, и других заповедей не было тоже?

- Синайских точно не было. Была, правда, одна заповедь…

- Какая?

- «Плодитесь и размножайтесь». Как сказано: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт. 1, 27-28). Вот единственная заповедь той давней эпохи. Вот единственный тогдашний закон – и к убийству он никакого отношения не имеет.

- Так-таки и не имеет?

- Как будто нет.

- Но послушай! Всем людям заповедано плодиться, размножаться и наполнять землю, а Каин поступает с точностью до наоборот: сокращает население Земли!

- Ты шутишь?

- Отчего же? Совсем не шучу. Более того: Каин не только сокращает население, но он и Авеля лишает возможности плодиться и размножаться! То есть, он отсёк от человеческого древа целую ветвь, которая, судя по всему, могла бы дать весьма добрые плоды! Разве это не преступление против единственной тогдашней заповеди Божией? Согласен, говорить о «понятиях», о том, что убийство отвратительно само по себе, вне зависимости от воли Божией – это глупо. Но воля Божия выражена весьма ясно: людям надо было увеличивать свою численность, а тот, кто мешал этому – тот грешил. Отсюда можно судить о грехах предпотопного человечества: они каким-то образом перестали заботиться о том, чтобы наполнять землю. Вспомним слова Господни о тогдашних людях: «Они плоть» (Быт. 6, 3) То есть, никаких иных забот, кроме ублажения плоти, у предпотопного человечества не было, а значит, деторождение было сведено к минимуму. Плоть ублажалась, а земля не населялась! Можно с большой уверенностью предполагать, что аборты – это изобретение того времени, а равно и все прочие способы оставить секс «чистым». Кроме того, «всякая плоть извратила путь свой на земле» (Быт. 6, 12), - а это уже прямое указание на царство всевозможных извращений. Тебе это ничего не напоминает?

- Как не напоминает?.. Всё ясно. Но ведь нового потопа не будет? Сам Бог обещал это: «Поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли» (Быт. 9, 11).

- И что же? Значит, грех останется безнаказанным? Нет, конечно. Наказание будет – увидим мы его или нет… Помилуй Боже нас грешных!


Рецензии