Ось Один-Все. Семья

Взаимосвязью и противоречиями индивидуализма и целостности можно, пожалуй, объяснить практически все процессы, происходящие в обществе и с каждым индивидуумом в нём.

Стоит разобрать один механизм на любом уровне частное-общее, а дальше всё просто: что внизу - то и вверху.

Стоп! А что внизу? Что вверху? Частное или Всеобщее? Вот тут и скрыты все вопросы и все ответы. Что главнее?

Небольшой пример: что будет делать успешный человек в расцвете сил, если у него вдруг заболела очень маленькая часть тела, а конкретно - зуб? Человек будет выведен из строя. Вот и весь расклад. А отчего зуб заболел? Оттого что человек (весь целиком) не чистил зубы, ел сладкое и т.п.

Это наглядный пример того, как частное зависит от общего и наоборот, и тут не имеет смысла спорить что главнее.

Но перейдём к индивидууму и его взаимоотношению с обществом. Одинокий человек скорее всего чувствует себя несчастным. Я не беру святых, которые находятся на прямой вертушке с Господом и купаются в эманациях Его благодати. Я не беру гениев, которые сторонятся суеты и общения, так как утопают во власти своих замыслов и поглощены их реализацией. Не беру людей с глубокими отклонениями, отчего они избегают общения.

Но среднестатистический человек несомненно нуждается в общении. Это способ самоутвердиться, стать значимым и полезным, может быть главенствовать, может быть заручиться поддержкой кого-то более влиятельного - сторон и оттенков взаимодействия множество. Но несомненно, что человек, лишённый общения, чувствует себя обделённым и несчастным, даже если у него есть необходимые условия существования.

Итак, человек - социальное существо. Индивидуальная личность нуждается в обществе именно для того, чтобы проявиться во всей полноте своих способностей и быть признанным этим обществом. Минимальной общественной ячейкой несомненно является семья, в которой появился человек. Именно в семье он с первого дыхания стремится утвердиться в ощущении, что он очень важен для окружающих. Дальше для малыша появляется детсад, для подростка - школа, для взрослого - трудовой коллектив.

Что подстерегает человека, который не имеет семьи? Несомненно, ему для хорошего самочувствия совершенно необходим круг друзей или хотя бы деловое сообщество. Вот только под занавес жизни у такого человека выбор невелик - либо полное одиночество и никчемность, либо пребывание в пансионате для престарелых - там всё же веселее. Хотя большинство людей воспринимает такой шаг как последнюю из возможностей, поскольку человек оказывается отделённым от привычных важных для него предметов, которые он накопил.

Так что в прагматичном смысле наличие семьи очень даже оправдано. К счастью, люди не думают о выгоде, когда вступают в семейные отношения - их ведёт к этому чувство непреодолимое и лишённое логики, а именно - любовь.

И вот появляется семья - начальная ячейка общества. Хорошо, если появляются дети. Это та спасительная соломинка для каждого, где он может почувствовать себя любимым, нужным, важным. Это место, куда ты всегда можешь прийти, поесть, согреться, набраться сил - твоё убежище от невзгод, твоя защита. Где тебя примут, поймут и простят, какие бы ошибки ты не совершил. Такой вот Бог в миниатюре, который тебя всегда любит. Это в идеале.

Всегда ли семья такова? Увы, нет. Случается, что взрослые устают от детей и лишают их своего общения, предложив им вместо себя гору игрушек. А ведь ребёнку прежде всего нужно внимание родителей, участие в его детских достижениях, поощрение.

Что касается супружеских отношений, тут дела бывают и похуже. Когда утихает страсть и взаимное притяжение, появляются признаки утери внимания. Начинаются сомнения и обиды: а так ли я ему дорога (или дорог)? А так ли она хороша (хорош), как казалось? Масса причин, чтобы брак дал трещину. А если на стороне появляется более привлекательный объект для восхищения - ну всё, пиши пропало.

Хорошо, если эти трудности удалось преодолеть. И как приз помимо изначальной, но преходящей страсти в семейных отношениях появляются ещё очень важные привязки. Это не материальные объекты, а именно проявления на уровне ощущений. Для женщины это чувство защищённости - она ЗАмужем. Спросите любую женщину, бывшую замужем и разведённую - это совершенно разные состояния. Замужняя женщина как королева. То же и у мужчины - он как король. Где бы он там не мотался, но он уверен, что дома его ждёт родная жена - этим она и хороша, в этом она единственная. Может быть поэтому так важно узаконить супружеские отношения, иначе при гражданском браке оба чувствуют себя относительно свободными. Но это не есть хорошо. При этом каждый в паре лишается драгоценного ощущения взаимного доверия, преданности, защищённости, которое даёт узаконенный брак.

В добавок к этому в семье также существует природный механизм, подобный страсти - любовь к детям - непреодолимая и ничем не обусловленная. Отчасти эта привязанность распространяется на прочих членов семьи - братьев и сестёр, родителей, дедов с бабками и прочих родственников. Принять родню, помочь им при необходимости - святое дело и не требует объяснений.

Быть семейным человеком - дело хлопотное, однако именно оно даёт возможность каждому ощутить себя нужным, значимым, придаёт смысл существованию независимо от личных талантов и достижений на другом поприще, например, на службе.

А в старости, когда человек по сути становится обузой для окружающих, именно семья является спасательным кругом. Это в том случае, если старики умудрились не испортить отношений со своими детьми и не оказались в отдельном жилье. Да, бывают случаи, когда сын или дочь даже раз в году не находят времени поздравить матушку с Днём рождения. А вернее, им это глубоко противно, они этого избегают под любым предлогом. Видимо, матушка очень уж их строила, пока была в силе. Да, развелась, либо овдовела, потеряла доверие детей и оказалась в том же положении, что бессемейные - одна, никчемная... О мужчинах не говорю, поскольку они успевают уйти из жизни раньше, чем становятся беспомощными.

Конечно благоприятной можно считать ситуацию, когда в старости человек не остаётся один, а находится в окружении своих детей и внуков, живёт с ними под одной крышей и выполняет какие-то обязанности по дому. Это даёт чувство востребованности, наполняет жизнь.

Стремление детей отделиться от родителей и жить в отдельном доме вполне естественно и заложено в природных инстинктах. С появлением собственных детей они меняют своё отношение к родителям и возвращаются, в том числе для того, чтобы передать своих чад деду и бабке на воспитание. Так семья снова восстанавливается. Хорошо, если дом большой и вмещает всех. А в прочих случаях приходится мотаться между домами, но это тоже вариант. Все при деле, все востребованы, а значит - жизнь удалась.

Все эти рассуждения о семье даются в ракурсе того, что в ней оси частное-общее естественным образом переплетаются. В семье каждый индивид может проявлять себя как яркая личность, однако интересы семьи при этом остаются важными и определяющими. В семье общий дом, общий стол, общее имущество и сбережения. Если кто-то из членов семьи нуждается в средствах на учёбу, лечение, отдых, крупную покупку, инвестиции в бизнес и т.п.), то семья выделяет необходимую сумму безвозмездно. Человек, оказавшийся в крайних обстоятельствах, с таким же рвением будет спасать своих близких, как он спасал бы самого себя. В рамках семьи частное и общее неотделимы.

В данном обзоре я намеревалась продлить эти аналогии дальше, на уровень общины, поселения... государства... межгосударственных отношений. Это было бы интересное исследование. А может быть утопия, дающая животворный ключик к возможному справедливому мироустройству.

Однако нет, отложу на потом. Поскольку патриархальная община, племя, народ - дело далёкого прошлого. Деревня вымирает. А в городе мы едва узнаём соседей по лестничной клетке.

В нынешнем мире дальше семьи начинаются деловые отношения, конкуренция, вражда. А со стороны государства - такой накат засилия власти и подавления народа, что говорить о каких-то тёплых чувствах к нему, увы, не приходится.

Так что, дорогие мои, цените семью - это Истина равная Всевышнему. Именно в ней мы познаём лучшие свои чувства и проявляем лучшие свои качества. И попробуйте сами дорисовать картину благостного общества, в котором все его близкие и дальние индивидуумы относились бы друг к другу так, как они относятся к своим родным в своей семье. Да будет так!


Рецензии