Псалом 5. Гроб открыт гортань их
Псалом 5-й входит в состав службы 1-го часа, который был часом восхода солнца. Надписание: «Руководителю. На нехелот». Скорее всего, это название духового инструмента с резким звуком, что может быть оправдано во время пробуждения ото сна.
«Слова мои услышь, Господи, разумей помысел мой». Слово «помысел» на еврейском языке может ещё означать – бормотание, шёпот в том контексте, что это слова тихой молитвы совместно с помыслом, рождающим её, т.е. сердечная молитва. Возникает красивая аналогия - как день рождается восходом Солнца, так молитва рождается сердечным помыслом. «Разумей» - это особый глагол, как - ощути и пойми. Это дерзостно, но это молитва Давида. Здесь появляется сквозной смысл всех псалмов – молящийся просит испытать его сердце, его помыслы. В этом его молитва. Он идёт навстречу Господу, чтобы Он его испытал.
«Внемли гласу вопля моего, царь мой и Бог мой, ибо к тебе молюсь, Господи, по утру услышь голос мой, по утру уготовлюсь Тебе и буду наблюдать». В этих первых стихах псалма присутствуют четыре глагола со значением – «услышь». Это дерзость и настойчивость. Как молящийся уготовился, расположился и наблюдает сказано у пророка Аввакума: «На стражу мою я стал и наблюдал, чтобы видеть, что Бог скажет во мне». Т.е. в молитве человек бдителен, желая почувствовать, что скажет в нём Бог. Как ранее было сказано, православие это практика общения с Божьей Славой. Так же и в молитвенной практике человек наблюдает, что же скажет в нём Бог, т.е. пытается познать Откровение Божие, которое проходит поверх чувств человека и против естества их природы. Например: обоняние может иметь зрительный образ. В жертве Ноя был запах Покоя. А символом Божественного Покоя стала радуга, как зрительный аналог запаха Покоя. Итак, Давид говорит о таком состоянии, когда обоняние, зрение и слух – одно благоговейное чувство в обращении к Богу.
«Ибо не Бог, кому приятен порок Ты, не преселится к Тебе злой». В греческой библии есть разница между «злой» и «лукавый», а в еврейской этого нет. Была ли разница в древних текстах сейчас уже не узнать. Однако, лукавый – это дьявол, Он научает злу. Начало же этой фразы выражает исповедание монотеизма и этического совершенства Божества. Для нас сейчас это очевидно. Однако, что видел вокруг себя Давид?.. Различные идольские культы и среди них были и злые боги, и злые жрецы. Поэтому он говорит, что Ты не тот бог, кому приятна нравственная порча и людские пороки. В псалмах есть магистральная тема – Откровение Божие есть Богообщение как взаимность и как взаимодействие. Книга Псалмы имеет внутреннюю цельность как опыт общения человека с Единым Божеством.
«Не предстанут похваляющиеся пред очами твоими. Ты ненавидишь всех делающих беззаконие». Острый текст с обличением. Есть еврейский глагол – «халал», в определённом значении – хвалить. В другом значении – похваляться. Есть много людей, работающих в сакральной сфере - в религии, которые, оказывается, воздают хвалу не Богу, а - себе. Поэтому Давид говорит, что никакое собрание, даже из архиереев, но похваляющих себя, не имеют предстояния пред Богом. Из Евангелия мы видим – Христос пришёл к своим и свои Его не приняли, потому, что все фарисеи и книжники, сведующие в Писаниях, были этими похваляющимися. О них Христос сказал: «Они всё делают пред людьми с тем, чтобы видели их, да прославятся от человеков» (Мф. 6:1-2). Если «похваляющиеся», что из своих - не предстанут пред Богом, то «делающие беззаконие», кто уклоняется в идолослужение – «Ты ненавидишь», потому, что в Священной истории Израиля его люди не раз уклонялись в идолослужение.
«Ты погубишь говорящих ложь». Здесь понятно, что это ложь не на бытовом уровне, а на сакральном. Давид предрекает погибель для тех кто, прикасаясь к святому, ищет пустое и любит ложь. Но искать ложь в сакральном пространстве это большая работа, здесь нужна система. В основании этой основательной работы лежит школа толкования Священного Писания, так называемая - эгзегетика, которая требует своих приёмов. Одни можно найти у иудеев, другие – у святых отцов. Те же, кто говорить ложь о святом, они усыновились дьяволу, который и есть отец лжи, и бывают вполне благополучными, но… только в этой жизни. Ты погубишь их, говорит Давид. Здесь употреблён глагол «авват» (губить) того же корня, что и Аввадон (ангел бездны, нижняя часть ада).
Далее: «Мужа кровей и коварства гнушается Господь», в смысле – испытывает чувства омерзения, отвращения, сходные с человеческими. Важно знать, что ложь никогда не бывает пасивна, не созерцательна, она не довольствуется только собой. Коварство – это продуктивный замысел, основанный на лжи, коварство приводит к кровопролитию, но не на войне или дуэли. Оно убивает невинного, если коварство сакрального, религиозного толка. Апокалипсис о вавилонской блуднице: «Я видел, что жена была пьяна от крови святых и от крови свидетелей Иисусовых» (Откр. 17:6). Вавилон это сакральная общность как оборотническая религия. Т.е. на поверхности – мир, гражданское общество, отделение церкви от государства, права человека, веротерпимость, демократия. Но, если посмотреть вглубь, то там кровь пророков, святых и всех сакральных жертв на Земле от Авеля, закланного Каином. А если человек или общество становится причастными духу Каина, то на него обращается вся кровь, пролитая по религиозным мотивам от Авеля. Как сказал Христос: «Да приидет на вас вся кровь праведная, проливаемая (доныне) на земле от крови Авеля праведного…» (Мф. 23:35). Это и произошло с фарисеями и до сих пор происходит с теми народами, которые прельстились всемирным Вавилоном (США и западом), который называется демократия. О мерзости такого кровопролития и говорит Давид, о том, что Господь испытывает к таким людям отвращение.
«А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, приклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоём». Давид кладёт границу между собой и между теми, кто не может предстать Богу, соблюдая при этом большую осторожность. Он напоминает себе, что войти в дом Божий ему можно отнюдь не по личным заслугам, а потому, что Милость Божья много раз посещала его, и он каждый раз научался от Неё. Поклонение в страхе Божьем часто понимают как страх перед Богом. Но смысл этого страха в другом. Авраам испытал истинный страх Божий, когда он приносил в жертву сына. Произошло духовное взаимопроникновение человека и Бога, и человек познал страх Божий, т.е. увидел страшное в Боге – Голгофу, на которой Агнец Божий Христос был предан сатане. Удивление вызывает немощь Всесильного Бога в этом Его противостоянии с сатаной, и страшно то, что Бог был заклан как человек. И прообразом этой Великой Жертвы было жертвоприношение Исаака. Вот когда Авраам познал страшное в Боге – жертву сына. Давид истинный сын Авраама по плоти, по духу, по вере. Давид тоже познал страшное в Боге и в его псалмах голосом человека говорит грядущий Миссия Христос. Поэтому в книге Псалтирь присутствуют мессианские псалмы, в которых непосредственно говорится от Лица грядущего Миссии. Смысл содержания всех Писаний – это Христос, поэтому через его жертву уже всё человечество могло познать - что есть страх Божий. Давид говорит: «…приклонюсь ко храму святому Твоему в страхе Твоём». Христианин здесь прекрасно понимает, что это – храм Тела Христова, и к нему сейчас уже нам можно приступить – «со страхом Божьим и с верою», как говорят перед причастием.
«Господи, веди меня в праведности Твоей ради соглядатаев моих, сделай прямым предо мною путь Твой». Соглядатай перевели как – враг, но это не просто враг, а тот, кто караулит и подглядывает, чтобы погубить. Здесь речь идёт о невидимой брани с духами злобы. Как сказано Богом в проклятии змею: «Вражду положу между тобой и между женой, между семенем твоим и семенем её. Он будет блюсти твою голову, и ты будешь блюсти его пяту» (Быт. 3:15). Редкий глагол – «блюсти», как правильно переведено в Септуагинте. Этот редкий глагол был не совсем понятен при переводе с греческого. В ином псалме есть смысловая замена в смысле – «стеречь» и «высматривать». И по контексту отрывка эти соглядатаи как раз и есть слуги того змея-дьявола, который враждует на человека. Таким образом, весь смысл приведённых отрывков и значений слов сводится к тому, что Христос, выследив помыслы сатаны, не силой победил его, а своим уничижением и смертью, что стало абсолютно неожиданно для гордого духа. Давид имеет ввиду то, что на земле от лица сатаны действуют не только демоны, но и его люди, и они стерегут пяту, т.е. низменные помыслы в наглой самоуверенности и мыслях о земном. Давид просит, чтобы Бог водил его по жизни, защитил от соглядатаев и указал прямой путь, т.е. такой, на котором нельзя было бы притаиться, и подкрасться врагу, и чтобы жить прямо и не лукавить. Об этом просит Давид и в псалме 58. Так каковы эти соглядатаи?..
«Нет в устах его постоянства, внутренность их – пагуба, гроб открыт гортань их, языком своим они оглаживают». Противников Бога всегда можно узнать по голосу и речам, ибо они всегда витиеваты по ситуации и чутки на изменчивость. Искусный лжец всегда обладает такой способностью. Доверчивость к таким персонажам не является достоинством. «…внутренность их – пагуба». Речь идёт о внутренней нравственной природе. Таким образом, с врагами-соглядатаями говорить опасно и слушать их нельзя, однако заглянуть во внутренность необходимо, чтобы опознать конкретную вещь – пагубу. «…гроб открыт гортань их, языком своим они оглаживают…» Гладко стелют – жёстко спать или иначе – льстят, обманывают. Однако враги-соглядатаи льстят особым образом. Это подделка под благочестие в речи гладкой, ровной, спокойной и авторитетной. Вот так говорит человек религиозный и представительный. Об этом говорится и 54-м псалме. То же говорится в Евангелие: «Горе вам, книжники и фарисеи, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Мф. 23:27-28). Та же терминология и система образов, что и у Давида.
«Обвини их, Боже, да падут от советов своих, по множеству преступлений их отвергни их, ибо они воспротивились Тебе». Как и в Евангелие, есть не только учительная, но и страшная обвинительная часть проповеди Христовой. «Советы», это речи, которые высказываются на совете нечестивых. Так пусть эти советы обратятся против них самих. «По множеству преступлений их» - та же терминология (по множеству Милости Твоей), но с обратным значением. Это та ситуация, когда множество преступлений не оставляют преступнику возможности измениться и остановиться, т.е. враги Давида и Мессии вполне сознательные богоборцы, которые ведают, что творят.
Вспомним третью заповедь в точном переводе: "Не поднимай Имя Господа Бога твоего впустую". Не поднимай – глагол в значении брать, нести. Так Бог поднимает лицо человека, так воды Потопа подняли ковчег, так Господь поднял (взял) на себя наши грехи. Таким образом, Имя Божье не называют и не произносят ради просто сакральных ограничений. Его просто несут. Здесь речь не идёт о просто небрежном или профанном обращении к святыне. Речь о том, что за Имя Божье надо уметь взяться и Его нести. Эта заповедь касается не только частной жизни верующего человека, это суть жизни Церкви в истории. В каждом поколении заново решается жить ли народу с Богом или нет. Если человек поднимает Имя Божье, то Имя возвышает его до Себя, и бывает так, что от целого поколения остаётся один человек, кто несёт Имя Божье, и Милость Божья ради него даётся всему народу. Не поднимай Имя впустую. Пустота – важная библейская категория, когда при отсутствии добра, присутствует зло. Святые отцы часто касаются этого явления. Зло не есть самостоятельная сущность, как тьма. Это отсутствие добра или света. Поднять Имя Божье впустую, это значит принять богопротивное. Середины нет. Итак, взять, поднять и нести Имя Божье, это может быть злодеянием.
Давид, таким образом, говорит о том, как надо правильно поднять Имя Божье, исполнив третью заповедь, а именно – с любовью: «И возвеселятся все уповающие на Тебя, вовек будут ликовать и Ты будешь покров им, и Порадуются о Тебе все вселюбящие Имя Твое, ибо Ты благословляешь праведного, Господи, как щитом благоволения Ты окружаешь его».
Свидетельство о публикации №224101201712