Псалом 11. Иссяк милостивый, исчезли верные

                конспект лекций Е.А.Авдеенко

    Надписание: «Руководителю. На восьмиструнной. Псалом Давида".               
  «Спаси Господи, яко иссяк милостивый, исчезли верные среди сынов человеческих».          Милость есть стержень понятия – святость. Давид взывает к Богу о том, что нет милостивого среди людей, как и нет верных. Слово «верный» по-еврейски того же корня, что и известное «амен» - аминь, что значит – истинно. Из смысла этого еврейского слова понятно, что – верить, это значит – истинствовать, жить по истине. «Среди сынов человеческих» - это значит, что сынов Божьих уже не осталось. Это не жалоба, а определение окружающих Давида людей. Тот, кто милостив, тот и верен. Милостивый простирается к Богу, и его Бог хранит как верного. Если в обществе нет ни милостивого, ни верного, то происходит страшное – пресекается богообщение. Во времена Давида Церковь была моноэтнической и окружённой иными народами, а в своём народе Давид остался один. Там, где богообщение пресеклось, там не пустое место - там ложь:
 
« Пустое говорят каждый ближнему своему…» Т.е. человек человеку одного близкого круга. А там где пустота вместо добра - там зло. В новом Завете этот образ есть в послании Иуды, где такие люди называются – «облака безводные», пустые оболочки. Однако, эти облака совсем не легкомысленные. Они как утёсы прибрежные, как рифы «на вашей вечери любви», и о них может разбиться корабль церкви, ибо они идут путём Каина. Всё это и значит - пресечение богообщения в народе.
 
«Устами гладкие речи двояким сердцем они говорят». Те, чья гортань – гроб, языком своим оглаживают, как было сказано в псалме пятом. Т.е. страшная картина: в народе, которому открылся Единый Бог, говорят гладкие речи, в которых пустота. Иное значение слова «гладкие» - скользкие, и они приводят на скользкие пути и возможность падать из пустоты в пустоту, но… не в этой жизни, а после смерти, в бездну Аваддон. В книге Иова есть описание этой бездны, где говорится, что ад это не место, а движение на истощение, на покидание, на избавление от жизни при сохранении бытия. Нельзя истощить неистощимое – бытие личности, ибо она вечна, поэтому предела этому падению не будет. Но есть бездна, а есть ещё протока бод бездну, как абсолютная вечная смерть. В эту абсолютную склизь  после скользких речей и уходит всё (символический стол с яствами), чем человек жил на земле – жрал (символически), и не мог остановиться. Однако, гладких речей не достаточно для столь страшной участи, Надо ещё иметь «двоякое сердце» - лгать искренне, сердечно, чтобы поверили. Т.е. одно сердце для себя, а другое  - для предъявления публике. Выращивание второго сердца, как духовно-нравственная задача всегда была актуальна для, например, политиков. Но в псалме речь идёт о святом. Кто о святом говорит гладкие речи, для тех – скользкие пути.
 
«Истребит Господь все уста гладкоречивые, язык говорящий великие слова». Давид говорит о предателях веры, учёных, знающих «великие слова» - Писания. Но именно на свою словесную силу они и полагаются.
 
«Они говорят: языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто господин для нас?» Языком пересилим – вот где стержень жизни каинитов. «Уста наши с нами» – это все средства говорения и средства массовой информации, которые  у них в подчинении, ибо это условие их выживания. Враги Давида и Мессии всегда создают отдельную сферу говорения и своего информационного поля, где его стиль, манера и подача всегда доминируют. Высшая, кульминационная сфера воздействия этого стиля – мятеж языкОв (пс.30), когда совершается переход к массовому, лавинообразному говорению на разных языках на всевозможные темы. То, что именно сейчас и происходит, ибо СМИ принадлежат не нам. «Кто господин для нас?..»  «Адон» по-еврейски - господин, это усечённая форма слова «Адонай» - Господь. «Они» как бы говорят, что у нас другой господин, не ваш. Это уже прямая оборотническая религия – служение богопротивнику с установлением религиозного культа. На это указывал Христос. Он сказал «уверовавшим в него иудеям…» (в смысле знавшим, что Он – Мессия). «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего… когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».» (Ин.8:44) Подмена Имени Божьего Адонай на адон – первое условие религиозной подмены. Дьявол-змей, искушая человека в Раю, сказал: «Знает  Элохим (Бог), что в день, когда вы съешьте от него, откроются глаза ваши и будете как Элохим (боги), знающие хорошее и злое» (Быт.3:5). Змей намекал, что вы, люди, и будете как боги, но надо только посметь, решиться преступить заповедь. И эти слова дьявола на все времена стали основополагающим тезисом мировоззрения – гуманизм, т.е. человек – высшая ценность, всё для человека. А враги Давида люди религиозные, не гуманисты, Когда они говорят о том кто господин для них, то это не значит, что над ними нет господина. Он есть. Давид заглянул вглубь того процесса, который в евангельские времена в народе Божьем достиг своего расцвета – служение дьяволу. Гуманисты и служители дьявола полагают в одинаковых словах разный смысл: «языком нашим пересилим, уста наши с нами, кто господин для нас?». Одни служат человеку, другие дьяволу, но они по сути – союзники. Давида очень огорчает, что богообщение в народе пресеклось, а богоотступники доминируют в народе. Так что остаётся?..
 
«Ради разорения нищих, ради стенания бедных ныне восстану, говорит Господь, поставлю во спасение. Он говорит и дышит о нём». Имеется ввиду произнесение слова с выдохом силы, выкрик. Господь говорит о спасении и Он дышит о нём. Сильные слова произнёс Господь. Однако спасение придёт не по праведности людей, не по молитве и не по делам и усилиям, ибо богообщение пресеклось. Но «ради разорения нищих, ради стенания бедных…», ради ограбленных и кротких, тонущих в беззаконии и лжи, восстанет Господь и спасёт их. Здесь опять возникает тема Милости Божьей, в сравнении с которой праведность человека – ничто, как и делами человеческими не спасается никакая плоть. Когда Бог видит страдания человека, не замешанного в грабительстве и лжи, то от него уже ничего не требуется, только терпеть и ждать, и тогда Милость Божья явится в чистоте, как утробная жалость (Пс.50). Еврейское слово «жалость» имеет тот же корень, что  и слово «матка» как утроба, как женский орган. Отсюда появилось церковнославянское объединяющее слово – благоутробие - милость, часто встречающееся в молитвах.
 
 «Словеса Господние словеса чистые, серебро переплавленное в горниле, от земли очищено семь раз». Частый образ очищения человека – переплавка. Это больно, но это освобождает от примесей, как очищается металл. И так семь раз. Так достигается евангельская простота и беспримесная чистота души. Но это не исходный, а конечный и далёкий плод праведной жизни. В Евангелии об этом сказано: «Будьте мудры как змеи и чисты как голуби (Мф.10:16). Но словеса Божьи не надо испытывать, ибо они уже чисты и переплавлены, как та душа, которая это записала. И эти слова просты и требуют к себе такого же отношения. Это сразу не получается, но надо самому пройти через искушение и тогда всё окажется видно, но не сразу. А почему не было видно раньше?.. Поменялись взгляды, традиции и сама эпоха. Не было нужды именно так подробно читать Писания. А когда всё оказалось отнято и извращено, Писания стали помощью.
 
«Ты, Господи, сохранишь их, соблюдёшь их от рода сего во век. Кругом нечестивые ходят, когда возвысилась ничтожность у сынов человеческих». Давид замыкает псалом на начальную мысль – богообщение пресеклось в народе. Однако, по слову Божьему, когда нечестивые кругом и ничтожества во власти, тогда смиренные и нищие, терпящие невинно и ждущие будут спасены.


Рецензии