Каунасская одиссея странствующего энтузиаста
В каждом городе есть дома, связанные с жизнью знаменитых и выдающихся людей. Прогуливаясь по Каунасу, его центру, невольно обращаешь внимание на пятиэтажный дом в стиле модернизма по улице Майронио, 13. В тридцатые годы в нём арендовал небольшую квартиру на пятом этаже известный художник – пейзажист, портретист, живописец и создатель театральных декораций Мстислав Валерианович Добужинский (1875 – 1957), став одним из первых жителей этого дома.
В те годы в Каунасе преобладали в основном двухэтажные дома, поэтому появление такой пятиэтажки было несколько необычным и удивляло каунасцев. Дом построил богатый промышленник М. Хаимсон, став его владельцем. Строение даже прозвали «небоскрёбом Хаимсона», так как это был самый высокий дом в городе. М. Добужинский прожил там недолго и даже открыл у себя с разрешения литовского Министерства просвещения частную художественную студию. Имея перед этим богатый опыт преподавания, он давал уроки живописи, графики и декоративного искусства.
Однако, приезды М. Добужинского в Каунас происходили несколькими этапами и значительно раньше. До этого в молодые годы он бывал в Литве, в Олите (Алитусе) и Оранах (Варене) служил его отец Валериан Петрович – артиллерийский офицер, сам Мстислав учился в гимназии в Вильно, жил в Петербурге, посещал Кишинёв, Тамбов, Витебск, совершил заграничные путешествия по городам Германии, ездил в Венгрию, Венецию и Париж, но его всегда, как он говорил привлекал «романтизм к земле предков», именно в Литве, в имении Добужи брал своё начало род Добужинских. Ещё тогда художник назвал себя «странствующим энтузиастом», много путешествуя, знакомился с творчеством других, представлял свои работы, посещал лекции по искусству, художественные мастерские и школы.
1923 год стал для М. Добужинского особенным. В связи с оформлением заграничных командировок он приехал в Москву. Там и произошла его встреча с литовским поэтом Ю. Балтрушайтисом, который был полномочным представителем молодой Литовской Республики в России. Их связывало давнее, с 1905 года, знакомство. Друзья встретились, и между ними завязалась продолжительная беседа. Обычно немногословный Ю. Балтрушайтис стал расспрашивать М. Добужинского о его успехах и достижениях, а затем сделал художнику предложение принять участие в важном деле созидания литовской культуры и искусства:
«Дорогой, Мстислав Валерианович, я ведь знаю Ваши литовские корни, поэтому призываю Вас, как опытного и крупного художника и театрального деятеля, послужить на благо Литвы, к которой Вы питаете тёплые родственные чувства. Нам сейчас очень необходимы такие люди, способные выполнить большие задачи, стоящие перед искусством. Это высокая цель, открывающая широкие возможности для Вашей дальнейшей творческой работы.»
«Вы меня почти убедили, Юргис Казимирович, и я с радостью приму Ваше предложение и приглашение приехать в Литву, в Каунас. Мне нравится Ваш национально – политический порыв и стремление к подъёму литовского искусства,» - отвечал М. Добужинский.
Уже в мае того же года М. Добужинский в самом начале заграничной командировки посещает Каунас – временную столицу Литвы. Происходят встречи с деятелями литовского искусства, проводятся персональные выставки художника, несколько десятков его работ приобретает Государственный музей.
Ещё раз он заезжает в Каунас после турне по городам Европы. Снова получает предложение о переезде в Литву и окончательно решает перебраться туда. Всё складывается, как нельзя лучше: оформлено официальное разрешение советского правительства о выезде, одобренное самим Народным комиссаром просвещения А. Луначарским. В декабре 1924 года М. Добужинский вместе с семьёй уезжает из России.
Временная столица Литвы – Каунас из – за роста населения испытывает жилищный кризис. Это вынуждает приехавшего туда художника какое – то время жить в Риге и часто посещать Каунас для работы и налаживания связей с литовскими деятелями культуры и искусства. Он участвует в постановке в Каунасском театре оперы П. Чайковского «Пиковая дама», где оформленные им декорации пользуются огромным успехом. Однако, это и несколько персональных выставок не дают того желаемого материального дохода, на который рассчитывал М. Добужинский. Снова начинаются поиски с целью поправить своё финансовое положение. Рига, Берлин, Париж. Он покидает Каунас, надеясь в Париже – центре мировой культуры добиться успеха, но и там, не смотря на затрату огромных творческих сил и труда не может органически слиться с той художественной культурой, царившей во французской столице.
Пришедшее из Каунасского театра письмо, содержащее предложение сделать декорации для постановки оперы М. Мусоргского « Борис Годунов», а затем и второе – из Министерства Культуры о преподавании в Художественной школе на посту профессора вновь воодушевили художника и вселили надежду на успех. В 1929 году М. Добужинский опять приезжает в Каунас.
В Художественной школе у него в ведении две мастерские – графическая и декоративного оформления. Работа высоко оплачивалась, методы художественного обучения нравились учащейся молодёжи. М. Добужинский мог проживать в новом пятиэтажном доме по улице Майронио, снимая в аренду комнату. В Художественной школе он преподавал больше года, но обстоятельства заставили его уйти оттуда, и он открывает у себя на квартире частную художественную студию, просуществовавшую до 1932 года.
В театре дела складывались удачно, там его по – настоящему оценили, художник оформил около сорока спектаклей. В 1933 году он участвовал в создании литовского герба, флага, медалей и почтовых знаков, написал глубокое историческое исследование «О знаке Витовта» и варианте герба «Витис». Работал в обществе по охране и реставрации литовских памятников старины, создавал интерьеры президентского дворца и гимназии имени В. Великого в Клайпеде, по его проекту строились даже табачные киоски.
М. Добужинский любил писать пейзажи Каунаса и Вильнюса. Он отмечал: «Ковно – очень замечательный город! Я немного удивлён, что местные художники так мало его рисуют.»
В М. Добужинском всегда жил дух «странствующего энтузиаста», который заставлял его перемещаться по городам и весям. Поэтому, когда весной 1935 года балетная труппа Каунасского театра выехала на гастроли в Европу, он уехал вместе с ней, уже навсегда покинув Литву и Каунас, сделав так много для «земли своих предков».
11 октября 2024 года Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №224101200583