Ошибка Пиаже. Мои домыслы

Предшествующий текст http://proza.ru/2024/08/17/910

Ошибка Пиаже. Мои домыслы.

Именно так: мои домыслы. Я не могу знать, что привело к этой ошибке. И мне трудно в данный момент сказать даже то, как можно было бы выяснить причины этой ошибки, и даже то, а возможно ли это хоть как-то?

Почему вдруг Пиаже полагал эгоцентрическую речь ребёнка скорее аутической? По каким-то внешним признакам? И потому не увидел того смысла, который увидел Выготский? Это сейчас, зная уже видение Выготского, кажется, что я бы на месте Пиаже не ошибся, и тоже бы увидел то, что увидел Выготский. Но это заблуждение, которое выглядит как когнитивное искажение "проклятие знания", когда кажется, что это же так ясно. Когда уже знаешь, так кажется. Но когда ещё не знаешь, очень сложно увидеть новое, и очень многое зависит от того, что привносится ассоциациями - как говорится, что приходит тебе в голову.

А то, что приходит в голову, как правило, обусловливается некой личной парадигмой, личным мировоззрением, которое таково, что его не видишь всё целиком, но видишь только последствия, которые это мировоззрение производит, будто фильтр, или призма.

Предположить, что Пиаже поддался на некий негативный оттенок корня слова "эгоцентрический" в связи со словом "эгоцентричный"? Похоже, что слово "эгоцентричный" действительно обладает таким оттенком и существует некая тенденция отрицательно воспринимать признаки эгоцентричности в окружающих. Но, как мне кажется, Пиаже не был настолько прост, чтобы не разглядеть этой тенденции и не нивелировать её в себе. Тем более, что Пиаже был сильно привержен стремлению держаться только фактов. Тут, как мне кажется, должно быть другое.

И на место этого другого я предполагаю вот что. Как мне кажется, есть некая парадигма о том, что дети - это такие заготовки, ещё не люди, которые станут людьми после шлифовки социумом. Я выражаю это примитивно-карикатурно ради краткости вкупе с доходчивостью. В такой парадигме привлекает ясность. Та самая ясность, о которой иногда говорят "ловушка ясности". Быть может, даже та простота, которую иногда характеризуют как "хуже воровства". Простота, которая "всё объясняет". Это, между прочим, перекликается с "очевидность неочевидна" Дейва Грея, а также с концепцией прозрачности ума по Метцингеру, а также с концепцией о том, что человек не живёт в реальности - от мастеров дзогчен.

Уязвимость этой "ясной" парадигмы становится видна, если начать в неё всматриваться. Тогда, в частности, возникнет вопрос - откуда же сегодняшняя культура социума взялась? Встречаются концепции о том, что язык - дар неких богов. Всё может быть, я точно не знаю. Но давайте обратимся к интересным фактам на эту тему.

В 1970-х годах в Никарагуа была создана первая школа для глухих детей. До этого глухие дети в стране были изолированы и не имели доступа к формальному языку жестов. Когда эти дети собрались вместе в школе, они начали спонтанно создавать свою собственную систему жестов для общения друг с другом. Поначалу учителя и администрация школы считали, что дети просто не способны к обучению, так как они не понимали стандартный американский жестовый язык, которому их пытались научить. Однако вскоре стало ясно, что дети создали свой собственный полноценный язык. Лингвисты, в том числе американские, были приглашены для изучения этого феномена. Они обнаружили, что дети создали полноценную языковую систему с собственной грамматикой и синтаксисом. Это открытие стало важным событием в лингвистике, так как оно предоставило уникальную возможность наблюдать за рождением нового языка в реальном времени. Этот случай имеет большое значение для понимания процессов возникновения и развития языков. Он демонстрирует врожденную способность человека к созданию языковых систем и подтверждает некоторые теории о языковых универсалиях и врожденной языковой способности человека.


Мне в этой связи вспоминается концепция Станислава Лема, которую он показал в своём тексте "Непобедимый", когда отдельные элементы обнаруженной механической культуры на отдалённой планете, казалось, мало что могли. Во всяком случае, мало что можно было обнаружить и измерить. Но когда эти элементы группировались, свойств становилось всё больше, и они становились всё мощнее и серьёзнее.

Похоже, есть тенденция недооценивать врождённые способности человека. И, похоже, есть генотипически обусловленная способность людей создавать языки спонтанно.

На этом основании, на мой взгляд, можно предположить, что не всё так просто с концепцией о шлифовке детей социумом и детях-заготовках. На самом деле, разумеется, всё сложнее. Но остаётся вопрос: как именно? Или: а конкретно как это "на самом деле всё сложнее" реализуется? Как это работает? Почему оно именно таково, и для чего служит?

Надеюсь услышать ваши отклики, уважаемые читатели.

*

Дополнение 10 ноября 2024. Возможно, этот текст оставляет размытое впечатление, как фильм с открытой концовкой? В сухом остатке, упрощая (без этого никак в таком формате), прослеживается тенденция полагать культуру чем-то отдельным от человека. В последнее время это хорошо видно в сравнениях человека с компьютером. Мол, есть аппаратная часть у компьютера, а у человека есть тело. И есть программная часть у компьютера, а у человека есть культура, менталитет, мировоззрение, всё такое.

Вольно или невольно, но возникла тенденция вот так упрощать. То есть, на мой взгляд, это упрощение, и даже, я бы предположил - принципиально, фундаментально ошибочное искажение, которое трудно даже отследить толком во всех нюансах.

Я приписываю эту тенденцию тому, что я бы назвал свойством человеческого мышления использовать опыт для аналогий с тем, что человек изучает. Когда человек задумался об атомной структуре вещества, придя к этому интуитивно, то знание о геометрических фигурах было использовано для формирования гипотезы о том, что вещество состоит из мельчайших геометричесих фигур. Современные исследования до такой степени уточняют это, что, кажется, скорее опровергают, нежели подтверждают. Хотя вопрос это спорный и очень трудный. Тем не менее, тенденция мыслить о структуре вещества геометрически сохранилась, ибо это базовое свойство мышления, от которого уйти не получится - формировать понимание нового через известное. Я так подробно это расписал ради простого замечания - на мой взгляд, важно учитывать это знание о собственном мышлении. Как именно учитывать - ещё один трудный вопрос.

Уместно ли сравнивать человека с компьютером? Так ли независимы эти уровни в человеке - аппаратный и программный, можно ли вообще говорить о таких уровнях применительно к человеку? Или так: чему служит способ описывать человека таким образом, сравнивая с компьютером? Скорее это служит естественным привычности, инертности мышления, или же действительно хорошо моделирует действительное положение дел?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно углубиться в измеримые параметры в соответствующих контекстах и науках. В рамках текущего формата это проблематично. Поэтому я просто скажу, что, на мой взгляд, сравнение человека с компьютером удобно своей простотой, понятностью, привычностью, знакомостью, ведь так или иначе сегодня большинство более или менее понимает принципиальную суть устройства компьютера, которую можно выразить простой формулой: железо(аппаратная часть, хард, от англ. hardware)+программное обеспечение (так называемый софт, от англ. software - программное обеспечение то самое). Можно ли уверенно говорить о таком же чётком разделении на аппаратную часть и на программную часть в человеке? Я бы ставил на то, что нельзя.

Попробую в общих чертах пояснить, почему я так считаю. Существует концепция подсознания, которую можно выразить и следующим образом (напоминаю, что я пишу в упрощённом формате): автоматические процессы. Не факт, что автоматические процессы не могут присутствовать в сознании. Примером тому - дыхание. Это автоматический процесс, не требующий участия сознания. Тем не менее, каким-то интересным образом, сознанию доступно прямое влияние на дыхание, такое как задержка, учащение, и многое другое. Видим, что здесь уровни "софт" и "хард" сплетены, и можно долго об этом говорить, но ясно, что теряется чёткость разделения. Другой штрих - есть процессы, которые сознанием впрямую не управляются - например, работа иммунитета. Тем не менее, результаты работы иммунитета могут влиять на качество работы сознания. Вопрос: иммунитет - это хард или софт? Ответ не так уж очевиден.

Идём дальше. Белковые молекулы, составляющие тело, не работают строго как хард, или строго как софт. Мы можем пытаться так это увидеть, ведомые этим образным сравнением "хард-софт-тело-мышление". Но, если начать скрупулёзно вникать в работу тела, будет всё больше противоречий с этим сравнением, вплоть до полных неувязок.

Если всё сущее назвать образно "Творение", то человек вписан в это Творение. Термин "вписан" тут выбран интуитивно, с желанием показать, что нет чёткой границы между так называемой "мёртвой материей" (атомы, классифицированные в таблице химических элементов, из которых состоят белковые молекулы) и так называемой "живой материей" (сложные белковые молекулы, организованные в организмы). Если следовать этим терминам, жизнь состоит из мёртвой материи, буквально. Не правда ли, странно? Но сейчас не об этом.

Сейчас о том, что нет такой уж чёткой границы между человеком и окружающим. Множество недоступных сознанию процессов происходит на уровне этой "мёртвой" материи так, что это влияет на функции организма ("живой материи"). Поэтому, логично, что изменения в окружающем отразятся на организмах. Яркий пример - мутации, влияние одного "уровня" на другой. Или вот, лучевая болезнь. Сознание имеет дело уже с очень далёкими следствиями облучения, когда болезнь становится видна, но само начало поражения излучением сознание вообще не может обнаруживать. Тем не менее, это мощное влияние, где видно как с одного "уровня", условно "мёртвого" (как бы хард), происходит влияние на другой "уровень", условно живой ("софт"), и это способно влиять принципиально, вплоть до уничтожения организма. Ещё один пример - алкогольное опьянение, снова "мёртвое" влияет на "живое".

Важно отметить, что это влияние происходит без всякого контроля со стороны "софта"-мышления, в том смысле, что сознание имеет дело с результатами, отмечая изменения и в себе, и в теле (точнее, в модели тела, которое находится, скажем, в психике), но не может проследить все цепочки процессов, ведущих к этим результатом - то есть, к примеру, не наблюдает работу иммунитета, не наблюдает процесс алкогольного отравления или радиоактивного поражения на клеточном уровне, и так далее. Тут, между прочим, встаёт попутно и вопрос о том, а так ли соответствуют реальности привычное нам разделение на сознание и подсознание как на что-то всегда отдельное друг от друга.

Сознание часто похоже на вспышку молнии, освещающую ландшафт. Но кто формирует этот ландшафт? Кто формирует детали этого ландшафта? И как этот ландшафт живёт? Сегодня понятно, что подавляющее большинство процессов - автоматические. Это немедленно усложняет модель человека как минимум на один уровень: тело-подсознание-сознание. Также следует учитывать, что подсознание напрямую зависит от тех процессов, которые принято считать скорее телесными, то же пищеварение, в котором участвует и тот же иммунитет (не пропуская в организм всё, что посчитает чужеродным, а не пищей), в то же время сознание, похоже, сильно зависит от подсозания, а в каком-то смысле, возможно, есть просто одна из функций подсознания.

В такой модели, чётко прослеживается связь от материальных процессов уровня "мёртвая материя" к процессам уровня "подсознание" и процессам уровня "сознание". Изменения в окружающем повлекут, так или иначе, измнения в организмах, и это произойдёт без ведома сознания, оно будет свидетелем, но не тем, кто "запускает" эти процессы, и не тем, кто "решает" как именно эти процессы пойдут. Вот это я и называю быть вписанным в Творение. Организмы обладают собственной мудростью, если  хотите. Они изменятся в полном соответствии с законами Творения, в том числе в соответствии с теми уже открытыми человеком законами физики и химии.

А теперь посмотрим на кибернетические творения человека. Как они вписаны в Творение? Грубо говоря, примерно как желающий войти в дом через дымоход, а не через дверь.

У живых организмов есть естественная, сложнейшая, прямая, неразрывная, многоуровневая связь с Творением, которую я склонен называть "вписанность". Организмы - естественная часть Творения. Благодаря этому они, похоже, и выжили до сих пор.

У кибернетических созданий именно такая связь попросту отсутствует. И даже создание сильного искусственного интеллекта этой связи не даёт и не заменяет. Киборги - это нечто иное. И эту инаковость нам мешает рассмотреть наша ослеплённость простотой сравнения человека и компьютера.

Возвращаясь к конкретике этого текста, вот почему и сравнение детей с "заготовками" видится мне излишне упрощённым. Я бы называл такие упрощения (сравнение человека с компьютером, а детей - с заготовками) редуцированием или дауншифтингом смысла, то есть, вместо того, чтобы стараться понять как всё обстоит в реальности, мы сводим к известному, упрощая настолько, что связь с реальностью становится малоэффективной, модель недостаточно хорошо моделирует реальность, пардон за повторение.

Сравнение детей с заготовками предполагает некую культуру (софт), которая сохраняется благодаря тому, что пересаживается детям на их как бы хард. Такая модель не может хорошо ответить на вопрос, откуда же культура тогда взялась. Если дети - только заготовки, то откуда взялись те первые начатки культуры, которые сформировали ту культуру, что есть сейчас? Ещё раз, если дети - только хард, то в какой момент они становятся софтом, если изначальной культуры не было? Тогда появляется концепция пересадки культуры от неких богов, больше неоткуда. Можно, разумеется, говорить о каком-то очень медленном, по крупицам, накоплениям культуры веками и тысячелетиями. Но каким же образом этот софт (культура) формировался, если изначально были только дети-заготовки? В такой парадигме невозможно уйти от допущения о том, что эти "заготовки" обладают неким изначальным софтом, способным формировать культуру, на примере того, как сразу, без всяких тысяч лет накоплений, всего в одном поколении детей самопроизвольно возник новый язык, упоминаемый выше в этом тексте.

Ну а раз есть способность формировать культуру, то приходится признать, с учётом вписанности организмов в Творение, что каким-то таинственным образом само Творение способно в себе порождать такие организмы, которые могут, в свою очередь, порождать в себе культуры. Этакие уровни самоорганизации материи, от атомов к культурам. Трудно в это поверить, но если, вместе с Шерлоком Холмсом, идти дедуктивно, то как ещё?

Грань четвёртая http://proza.ru/2024/11/28/384


Рецензии
Приветствую, Руслан.

С интересом прочитал. Вы верно заметили, что интерпретации (ошибочные тоже) человеком фактов (явлений) зависят от его личной парадигмы. В личную парадигму многое входит и она постоянно корректируется.
"Как мне кажется, есть некая парадигма о том, что дети - это такие заготовки, ещё не люди, которые станут людьми после шлифовки социумом".
Так было до открытия генетики. Теперь пришли к выводу: на формирование человека в детстве и юности влияет триада: генетика - среда (социум) - воспитание. Если раньше больше ставили на воспитание и среду, то теперь все надежды связаны с возможной генетической модификацией человека). Достаточно ли триады, чтобы объяснить: почему личная парадигма конкретного человека именно такая, включая картину (модель) мира, которую создает его мозг, точку зрения (жизненную позицию), стратегии поведения, убеждения, способы понимания, методы принятия решений и придания смысла своей жизни и многое другое? Думаю, что нет).

С уважением, Александр.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   10.11.2024 02:03     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Александр.

Спасибо за Ваш визит. Он побудил меня дополнить текст, как раз не покидало ощущение недосказанности в связи с моими мыслями о влиянии мировоззрения на создание теории. На мой взгляд, в этом вопросе Выготский попал в яблочко.

С уважением,

Руслан

Феронин   11.11.2024 20:29   Заявить о нарушении
Дополнение объективно заслуживает серьезного внимания. Буду использовать ваши термины. На мой взгляд, в предложенной модели не хватает ключевого элемента: некой "субстанции" (назовем феномен так), которая "вписывает" человека в "творение", осуществляя связь между ""мёртвой материей" (атомы, классифицированные в таблице химических элементов, из которых состоят белковые молекулы) и так называемой "живой материей" (сложные белковые молекулы, организованные в организмы)".

Александр Галяткин Юлия Фадеева   12.11.2024 03:30   Заявить о нарушении
Интересный ход. У Вас есть на этот счёт дальнейшие рассуждения?

Феронин   12.11.2024 04:32   Заявить о нарушении
Мои рассуждения на этот счёт не скажу что плодотворны. Мне нравится говорить об облаках, которые видны человеку потому, что таково уж зрение человека. Сложно представить, чтобы, с точки зрения эволюционной теории, человеку требовалось бы умение различать именно облака. По этой причине облака различаются глазом лишь потому, что, обобщённо, глаз способен улавливать волны определённого спектра, и облака в этот спектр попадают, а вот тот же самый водяной пар, из которого состоят облака, в этот спектр уже не попадает, грубо говоря. (разумеется, люди знающие меня поправят, уточнив, что одно дело глаз, а иное дело обработка сигналов, гештальты фон-фигура, воссоздание реальности мозгом, и прочее, но мы же как обычно вынуждены упрощать не уходя в дебри)... Тем не менее, водяной пар, который несут воздушные потоки, участвующие в формировании облаков, объективно существует, хотя и невидим. То есть, выражаясь несколько вызывающе (но исключительно с целью мозгового штурма) можно ставить вопрос и так, что облака видны человеку в качестве побочного эффекта, и будь зрение иным, то мог бы видеть человек иные картины в небе. То есть, снова провокационно штурмуя мозг, можно говорить и так, что видимое необъективно. Казалось бы, мыслящие люди к этому уже давно пришли, но зафиксировать это не лишне. Как именно необъективно, что я подразумеваю. Обычный человек полагает, что видимый мир и есть мир объективный, хотя и слышал (вероятнее всего) иное. Подсознательно-интуитивно полагает. И неважно, что в школе рассказывали, будто есть какое-то нейтрино, какие-то излучения, и прочая. Эти знания локализованы, контейнеризованы, привязаны к чему-то в духе "получить хорошие оценки в школе", а не к чему-то в духе "жизнь как она есть". Аксиоматизация, работа мысли, обычно, в умах людей не происходит, в том смысле, что получаемые знания остаются неинтегрированными в общее мировозрение, метапозицию, да и общее мировоззрение с метапозицией не практикуются. Но это другой разговор. А в нашем, "видимое-необъективно" - важный пункт. Умозрительное зависит от воображения и от корреляции с эмпирическими измерениями. Воображение постоянно моделирует, а наука проверяет это измерениями. Можно, с натяжкой, говорить о ещё одном виде зрения, внутреннем, в котором можно, как мне кажется, ещё различать аспекты, взять хоть абстрактное мышление. Да и само слово "умозрительное" намекает на то же. Мол, зрим умом. Шестое чувство, так сказать, хотя обычно под этим подразумевается интуиция, ну пусть будет седьмое :) Хотя, в противовес интуиции, существует термин контр интуитивное знание, так что тут есть о чём подумать и в контексте терминологии. Но пошёл я в эту сторону, разумеется, не за этим, а затем, чтобы подумать о возможных ошибках умозрительности. По аналогии с необъективностью зрения, умозрительность тем паче может быть необъективна, и до такой степени, что и подумать страшно. Ведь все эти атомы, вся эта "неживая" материя - всё это может быть тем же по сути, что и облака - то есть, мы так видим не потому, что это объективно существует в таких формах, а лишь потому, что наша умозрительность (и Конрад Лоренц, насколько мне известно, это показал) опирается на всё те же чувства, которые развились для ориентации в физическом. Кто и как может дать гарантию, что умозрительные модели - объективны? Все эти атомы, и так далее. И это мы только слышим "ж-ж-ж", а пчёлы нас ещё даже не жалили, и даже не все цветочки перечислены, что уж говорить за ягодки :):) Одна только речевая модель чего стоит, и её влияние на объективность. Но, сколько ни делай лирических отступлений, приходится иметь дело с тем что есть. А мы смотрим на "мёртвые" атомы, "живые" белковые молекулы, и спрашиваем себя - а где же то, что делает это "мёртвое" - "живым"? Вы проницательны, Александр, я действительно об этом умолчал, просто потому, что потребовалось бы снова много текста. Если видимые облака создаются невидимыми воздушными потоками, переносящими влагу туда, где она из пара кристаллизуется в другие состояния по причине смены температуры... то хочется по аналогии задуматься над тем, а что же делает материю живой? Чего мы не видим? Понятно, что картина неполна, в случае с жизнью, хотя про облака мы кое-что поняли. Атомы впрямую вообще невидимы, их модели умозрительны, а измерения проводятся, например, электронными приборами, которые тоже умозрительны, ведь электрон тем более никто не видел воочию, известно лишь понятие-модель. "Форма" атома мыслится нами настолько, насколько мы способны её смоделировать умозрительно, а не в прямой зависимости от объективности наличия этого атома. Когда смотришь на облака, можешь увидеть и лошадей, и крокодилов, и что угодно, смотря из своей личной умозрительности. Где гарантия, что говоря об атомах, мы говорим не о тех же крокодилах с медвежатами? Всё вроде как сходится, измерения, эксперименты, и прочая. Ну так и крокодилы в облаках тоже сходятся, спросишь у ближнего - тот подвердит, шоб это было нет, но таки да - крокодил. Где гарантия, что "наличием" атомов мы обязаны не той воображаемой концептуальной объективности, а внутренней реальности, вполне конкретной, взошедшей в том числе на зрении и внимании, отчего явилась нам геометрия, отчего Демокрит предположил атомы в форме мельчайших геометрических фигур, ибо математика (включая и геометрию разумеется) - это как бы язык, который описывает скорее внутреннюю умозрительность, и только потом, через неё, имеет дело с окружающим. Что такое точка если не команда себе же сосредоточить внимание? Невозможно, строго следуя определению точки, отыскать её, безразмерную, в окружающем, буквально. Но, понимая принцип системы координат, имеющий отношению к вниманию и картированию окружающего посредством внутренних процессов, можно точкой обозначить что угодно. Ну а где точка, там и атомы, там и теория струн... Не потому ли одних только теорий струн развелось столько, что они в первую очередь умозрительны, а уж потом - всё остальное? Как бы там ни было, мне думается, мы что-то упускаем у себя под носом. И что противоречие "мёртвая материя" - "живой организм" можно пытаться снять через холизм. Может ли живое состоять из мёртвого, или же логичнее допустить, что всё живо, притом, неразрывно. Отдельность, точки, атомы - следствие локального восприятия. В реальности же всё едино, и как оно едино - нам неведомо, так как мы локально смотрим со своих...точек...уровней... а их может быть сколько угодно. И это единое вот так структурируется, что с разных уровней можно видеть "неживые" атомы и "живые организмы", и крокодилов в облаках)))

Феронин   12.11.2024 05:22   Заявить о нарушении
С интересом прочитал. Наверное, можно уверенно предположить, что из-за ограниченности нашего восприятия 5 чувствами нам мозг воспринимает протекающие в мире процессы, как объекты (часто движущиеся, но объекты). «Видимое не совсем объективно») и нам постоянно приходиться прибегать к умозрительному абстрактному мышлению, чтобы как-то разрешить эту забавную ситуацию. Об этом написано много книг. Например, Альфред Коржибский «Наука и психическое здоровье». Книга нудная, но местами любопытная.
«Может ли живое состоять из мёртвого, или же логичнее допустить, что всё живо, притом, неразрывно». Для наших далеких предков все во Вселенной было живым, но, по-моему, логичнее допустить, что живое каким-то образом «вписано» в мертвое. В 70-х у наших «хиппи» было жаргонное словечко: «вписка» (например, «вписаться на флэт»). Удачное слово в данном контексте.
« В реальности же всё едино, и как оно едино - нам неведомо, так как мы локально смотрим со своих...точек...уровней... а их может быть сколько угодно». Публика во все времена «придумывала») всевозможные универсальные взаимодействия, чтобы хотя бы как-то объяснить и «использовать» это единство.

Александр Галяткин Юлия Фадеева   12.11.2024 12:55   Заявить о нарушении
Да, где-то так, и в плане холизма, похоже, особо дальше рассуждений Спинозы принципиально новых общих конструкций не возникло. Или, возможно, я не совсем в курсе. Как бы там ни было, такие вещи трудно загрузить в себя полностью, серверы не те, дефолт система уходит в ступор)) Как там у Вас в рассказе - "у неё в голове главный сервер НАСА"?) Вот у меня в голове такого сервера похоже нет, когда пытаюсь такие вещи осмысливать целиком, чувствую, что слишком сложно, мощно, неподъёмно. Тем не менее, есть множество других интересных планов, аспектов, конструкций, те же рассуждения о предсказательной силе, эмерджентности. Очень интересно. Играть не переиграть, есть чем тешиться, плакать нет смысла, и даже - грех)) Спасибо за отклик, Александр, всегда интересно с Вами поговорить.

Феронин   12.11.2024 16:21   Заявить о нарушении
Не исключаю, что попытки смотреть целиком - вообще нереальны, исходя из структуры самого человека. Ведь человек мыслит себя чем-то целым, чем-то одним, и как огня боится мыслей иного плана, вот и слово "шизофрения" для него ругательное. Тем не менее, есть немало указаний (от Ухтомского с его доминантами и Киза с его Билли Миллигана до Метцингера и буддизма) на то, что привычно мыслимое нами "я" не существует в действительности. Тогда неудивительно, что нечто в нас способно контактировать с реальностью и создавать те же технологии на основе той же предсказательной силы, но нет в нас (или в реальности?) возможности всё это обобщить в стройные ряды аксиом и теорем, подобно Евклиду, что весьма соблазнило в своё время Декарта. Вот есть же в нас так называемый короткий путь в работе мозга, когда, на полном автомате, переступаем через ветку или удерживаем равновесие, споткнувшись. Меня это всякий раз восхищает. Ведь не я же это сделал, весь этот тонкий баланс. Я только успел заметить реакцию и испуг. Притом, даже в рассуждениях о физической реакции и испуге нередко, возможно, вкрадывается ошибка. Принято искать цепочку: то ли испугался, и среагировал а то ли среагировал, позже испугался на всякий случай))) но что если это параллельные процессы, хотя и сплетённые воедино, хотя и триггерятся они с виду одним событием. Тут мне не столько важно в точности разобраться как оно на самом деле, сколько показать - ну не знаем мы точно, как на самом деле)) И есть в нас так называемый длинный путь, который работает "параллельно". Вопрос - это "я" так решил? Или это разные "программы", каждая из которых запускается по обстоятельствам? Что объединяет эти программы? Разве что по признаку носителя можно их классифицировать принадлежащими некоему "одному" организму? Который, организм, сам по себе, тоже большой вопрос что такое. Взять те же митохондрии - говорят, когда-то это были отдельные организмы. (и пока клеточный уровень показывает великую мудрость симбиоза, организмы на уровне психик умудряются знатно ссориться и не ладить друг с другом)... А те ребята, что изучают работу сознания, сообщают, что есть эффект некоего "сшивания", чтобы это выглядело цельно, ощущалось цельно. Я думаю, это не буквально есть такая функция - берёт и понимаешь ли сшивает)) Думаю это потому, что сознание - модель, и ей нужно быть такой, и тогда получается нечто вроде старой киноплёнки, вроде и из кадров, но вращается быстро, и кажется что всё цельно, ну или как картинка на экране, пиксели и ток не осознаются, видится целостно... А так-то если изучать, то разные штуки вылезают, там слепые зоны (по сравнению с аппаратным моделированием зрения), сям ограниченность диапазона восприятия... по итогу если сравнивать "восприятие" аппаратурой и организмом, то порядка 99:1 по диапазонам... А выглядит для сознания целенько)) ... И вот та же предсказательная сила, которая якобы должна подтверждать объективность модели... в случае со старой моделью мира прекрасно сила предсказательная работала, хотя и полагали, что всё вращается вокруг Земли)) Так что Куна с его парадигмами важно учитывать, но это непросто, снова встаёт серверный вопрос))) Ну и, назад к "баранам", попытки искать общую теорию всего - обязаны вере в то, что это всё может быть описано одной общей теорией. А сама эта вера, возможно, проистекает из естественной энергетической экономики работы мозга, из потребности закрывать гештальты, чтобы не было слишком много окон открытых в браузере, а то серверный вопрос встаёт ребром)) Ну а кто ищет - тот найдёт))) Если сказано "надо закрывать", то и закрываем, ищем одну суть на всё, одну теорию всего, одно объяснение на всех. Говорят, это и есть, в некотором смысле, первородный грех, так хотеть и так искать... И я где-то даже с этим согласен. Ведь, настраивая себя так, мы как бы отгораживаемся от Творения как оно есть, вместо этого производя гордыню, мол, нам лучше знать как оно должно быть... Хотя речь идёт не о знании, а о диктовке ограниченности. Откуда нам знать, возможно ли это на самом деле - общая теория всего. Может, это и есть та простота, которая хуже воровства? Может, это и есть гордыня, не признавать свою ограниченность и продолжать искать общую, единственную теорию всего, даже зная, что нам это не дано, не в силах наши ограниченные умы такое провернуть в себе, если честно в себя посмотреть. Человек "заточен" приспосабливаться. Человек умеет учиться. На любую ситуацию возникает отклик с задачей приспособиться-научиться. И мы уже поняли, что все возможные задачи невозможно прошить заранее. Поэтому вместо этого человек рождается способным учиться. Это великое свойство. Но вместо Зато мы знаем, что нам присуща ограниченность, и нам же присуща потребность эту ограниченность постоянно стремиться преодолевать))) Такая вот вечная молодость) Впрочем, говоря "мы знаем", я сильно упрощаю, Вы же понимаете))) Знания - такая штука... Кто-то "знает", если что-то слышал и может вспомнить в связи с темой разговора, а кто-то помнит это твёрдо и учитывает всегда, а кто-то живёт в соответствии со знаниями, в которые верит, встроив знания в себя на подсознательном уровне... Тут сложно всё. Ведь предсказать всё мы не можем, а поступаем так, будто можем, ещё и от других требуем. Есть сомнения, что общее мировоззрение, та самая общая парадигма, настолько неверна, что служит скорее шорами нежели костылями... Есть такая точка зрения, что мы всегда пребываем в заблуждении по поводу реальности, но иногда, в моменты прозрений, хоть что-то видим на миг, отчего может измениться и общая парадигма. Но, в целом, человек живёт не в реальности, а в каких-то своих отражениях (отдаю дань Амберу и Желязны), в представлениях, в верованиях, убеждениях, суждениях, предположениях... И требуется определённого мышление, чтобы это корректировать. Иначе скатываемся в заблуждения с весьма жёсткими последствиями. Многое из интуитивного хорошо работает и обойтись без интуиции нельзя, но она же может приводить к серьёзным ошибкам, и тогда требуется аксиоматическая проработка (показано у Подниекса). Знание, полученное такой проработкой, предлагается называть контр-интуитивным. Оно, как могло бы казаться, не противоположно интуитивному. Оно устраняет противоречия, возникшие на интуитивном пути. Поэтому это просто другой путь, иной метод, но не обязательно противоположность. И вот, интуитивно, человек ощущает себя целым, и даже мыслит некую бессмертную душу, как неразложимый, вечный элемент Творения. Однако, контр-интуитивные знания в этих контекстах дают иные результаты. Извините, задумался))

Феронин   12.11.2024 17:26   Заявить о нарушении
Кое-что оборвалось "Человек умеет учиться. На любую ситуацию возникает отклик с задачей приспособиться-научиться. И мы уже поняли, что все возможные задачи невозможно прошить заранее. Поэтому вместо этого человек рождается способным учиться. Это великое свойство. Но вместо "

Вместо того, чтобы присмотреться именно к этому нашему свойству - способности учиться, мы стараемся отыскать общую теорию всего. Это иногда напоминает белку в колесе. А вот способность учиться - вполне реальна, действительно присуща человеку, и она прямо здесь, с нами, её можно и нужно изучать куда больше нежели это происходит сейчас, так я думаю. Вместо того, чтобы стремиться всё предсказать, мне кажется более мудрым подходом оттачивать свою способность учиться, в том числе - владеть собой, насколько это возможно. Притом, желательно, научаться учиться прямо там, в моменте, а не по принципу "умная мысля приходит опосля" ;) Это ж какой бы прогресс тогда случился бы!)))

Феронин   12.11.2024 17:34   Заявить о нарушении
Много интересных мыслей. Остановлюсь на двух моментах.
«Или это разные "программы", каждая из которых запускается по обстоятельствам? Что объединяет эти программы?».
Это разные «программы». Объединяет их то, что обе запускает мозг. В приведенном примере «короткий путь» - это автоматическое включение инстинктов. Бей, беги, замри и так далее. «Длинный путь» – это осмысление произошедшей ситуации.
«Вместо того, чтобы присмотреться именно к этому нашему свойству - способности учиться, мы стараемся отыскать общую теорию всего».
Все люди разные? Да. Тогда и эффективная «теория всего» для каждого будет своя). Что необходимо, чтобы работал «хард» и запускался «софт», если воспользоваться компьютерными аналогиями? Энергия. Значит, имеет смысл создать лично для себя «теорию» или «модель», «модель», неважно как это назвать, помогающую лично вам получать «энергию» теми или иными способами. А учиться нужно всегда)
F

Александр Галяткин Юлия Фадеева   12.11.2024 22:32   Заявить о нарушении
Вы как всегда в точку) Как мне кажется, это один из основных, если не основной, практический мотив всех сочинений Кастанеды. Впрочем, не все так думают ;)

Феронин   13.11.2024 07:31   Заявить о нарушении