Генри Джеймс. Американский классик. Романы

Генри Джеймс американский классик, современник и хороший знакомый русского классика И.С. Тургенева. Творчество Тургенева оказало чрезвычайно сильное влияние на Джеймса. Родился 15 апреля 1843 года, в Нью-Йорке в интеллигентной семье, средний из троих братьев.

В одном из номеров журнала «Иностранная литература» за 1973 год была опубликована повесть Джеймса «Письма Асперна». В то время она произвела на меня колоссальное впечатление. Я запомнил имя автора и стал следить за книжными новинками, надеясь отыскать среди них новые произведения Джеймса. Через 9 лет (1982 г.) я приобретаю его роман «Женский портрет» в серии «Литературные памятники». Роман толстый и читал я его целое лето, стараясь продлить удовольствие.

В 2006 году публикуется роман «Трофеи Пойнтона» (написан в 1896 г.).

Джеймс, Генри. Трофеи Пойнтона.
Текст. Серия «Квадрат». Неизвестные страницы мировой классики. 2006.

У Джеймса есть одна творческая особенность, которая делает привлекательным для читателя его произведения. А именно, он в своих романах совершенно не высказывает авторского отношения к героям. Читая его книги, вы никогда не надейтесь на подсказку, какой герой положительный, какой отрицательный, глупый или умный и т.п. Автор смотрит как бы со стороны и фиксирует наблюдаемые поступки персонажей, оформляя свои записи в художественное произведение.

В «Трофеях» вся интрига крутится вокруг поместья Пойнтон, где сосредоточены антикварные сокровища европейских мастеров. Это картины, статуи, гобелены, фарфор и просто высокохудожественные безделушки. По тогдашним английским законам со смертью мужа жена и дочери остаются без наследства, а всё имущество переходит к старшему сыну. В романе миссис Герет оказывается в такой ситуации, обостряемой тем, что сын решил жениться на пустышке, которая ничего не понимает в искусстве. Коллекция, собранная миссис Герет путём всяческих лишений в течение 25 лет, теперь находится под угрозой растранжиривания. Но бывшая владелица сокровищ женщина непокорная и она решает женить сына на своей юной компаньонке Фледе Ветч. Фледа имеет художественный вкус и понимает, что необходимо для сохранения коллекции. Она во всём поддерживает миссис Герет, но только не в её стремлении женить на ней своего сына.

Несмотря на сложность интриг, сплетённых госпожой Герет против своего сына, очень непростых взаимоотношений героев, читатель так и не дождётся от автора подсказки, кто положительный, а кто отрицательный персонаж в этой драме. Он должен всё определить сам. Какой бы интуицией вы не обладали, чем кончится интрига, всё равно не отгадаете.

Основная мысль романа: честность, верность и порядочность не всегда помогают в обретении собственного счастья. За него надо бороться.

Конечно, современному читателю довольно трудно воспринимать текст 150-летней давности. Меня самого уже не привёл, как раньше, в восторг язык и стиль Джеймса, но тому, кто не знаком с творчеством этого классика, советую прочитать это изысканное произведение.

Джеймс, Генри. Поворот винта.
Азбука, 2005.
Написано в 1898 году, 416с.

Сюжет. Молодая (21 год) женщина нанимается гувернанткой к богатому лондонскому денди. Он имеет богатое поместье и племянников-сирот: Флора (8 лет) и Майлс (10). Флора постоянно находится в поместье, а Майлса за недостойное поведение отчислили из частной школы. Конкретной причины никто не знает.

До приезда новой гувернантки Флора была на попечении мисс Джессел, а Майлс — камердинера хозяина Квинта. Как узнала приехавшая гувернантка, Квинт был повесой и совратителем женщин, как в поместье, так и в округе. За что и был однажды убит. Мисс Джессел неожиданно уволилась и вскоре умерла. Призраки этих людей стали являться новой воспитательнице. Она решила, что  их целями являются дети, и стала их самоотверженно опекать.

Впечатление. Книга предложена Фостером в «Искусстве чтения», как образец мистической литературы. Меня это обстоятельство заинтересовало.

Ранее у Джеймса читал «Женский портрет» и «Трофеи Пойнтона», поэтому знал, с чем имею дело: у этого писателя трудно понять, кто есть кто в его произведениях.  Так и в этой повести читатель не поймёт, то ли главная героиня (гувернантка) не совсем нормальная, и ей являются призраки, то ли призраки есть на самом деле. Мне осталось непонятным, в чём собственно порочны дети и от чего она их стремилась спасти. До такой степени их затерроризировала своими подозрениями, что для её воспитанников всё закончилось трагически.

Само по себе произведение весьма любопытно и как головоломка, и как изящная литература. Несколько раздражает свойственная литературе 19 века многословность.


Рецензии