Рецензия к фильму Падение Империи

"Падение Империи" 2024
Ну, это американская военно-антиутопическая драма, снятая в режиме роад-муви. Я, честное слово, не знаю, есть ли тут намёк на какую-то конкретную войну, учитывая нынешнее положение дел. Или это некая аллегория на любую гражданскую войну в общем и целом. Или это дальновидная фантазия сценариста (он же и режиссёр) на потенциальную возможность возникновения подобной катастрофы непосредственно в Соединённых Штатах. Так или иначе, это, как бы, вымышленная война. Очень реальная и правдоподобная, но придуманная. В синопсисах говорят, что она проходит в недалёком будущем. Мне кажется, это не совсем так. Она, скорей, в альтернативной реальности. И происходит всё это в США. Типа, как могло бы быть. Фильм эту войну не обрисовывает с панорамной точки зрения. То есть, никто не скажет, почему всё это случилось; кто против кого и зачем; кто плохой, а кто хороший. Хотя, все гражданские войны начинаются примерно одинаково. Кому-то не нравится режим и надо свергнуть правительство. Здесь задача, как я понял, показать определённые ужасы этой войны. Причём точечно. От лица фотографа. А фотографы могут запечатлеть только "здесь и сейчас". Ну а из этих сиюминутностей зритель дорисовывает, довыкладывает пазл глобального кошмара. И выглядит вся эта жесть довольно правдоподобно. Тут, на мой взгляд, неплохо сочетаются киношная драма и обыденность. Да, персонажи разговаривают немножко официально и на камеру. Даже не немножко, а множко. А вот простота солдат более приземлённая. Это не боевик-стрелялка с эпичными баталиями. Это полноценная драма. И, конечно же, нельзя не отметить операторскую работу. Её все отмечают. Но она, действительно, на высочайшем уровне. Не удивлюсь, если даже на Лысика в следующем году номинируют за неё. Ну и пасть мне на колени и молить о пощаде императора колорадских жуков, который со своей армией захватил мой огород, если не пора перейти к сути.

Никто не знает, с чего всё началось, но спустя полтора века в Соединённых Штатах Америки вновь вспыхнула Гражданская война. И президент самого великого государства всех времён и народов убедительно вещает из телека, что всё под полным контролем, что скоро мятежники будут разгромлены, и что скоро мы снова будем цвести и пахнуть. А война, судя по всему, идёт уже довольно давно. И мистер президент беспощадно пиз… привирает. Если в той войне Северяне воевали с Югом, то теперь они воюют с Юго-Западом. А дело в том, что два штата – Калифорния и Техас – объявили себя независимыми. Они даже флаг себе новый сделали. С которого вышвырнули нахрен сорок восемь ненужных звёзд. Им и под двумя светло и комфортно. А это не какие-нибудь там Миссисипи с Луизианой. Это практически два самых богатых штата. И Мексика под боком. Так что проблем с вооружением там не много. И вообще это уже практически конец войны. Но не такой радужный, который навыдумывал для народа президент. У него под контролем только носки в комоде. А на самом деле, армия восставших штатов пробуравила всю страну и со дня на день разнесёт к чертям Белый дом. И самому мистеру президенту устроит техасскую резню бензопилой с калифорнийской жизнерадостностью. И вот это лживое обращение главы государства по телеку увидела одна женщина. Военный журналист-фотограф. Уже многое повидавшая на этой войне. И вот как-то она пришла на какой-то митинг. А там полиция пытается сдержать мирное, но злобно настроенное население. И один из копов треснул совсем молоденькой девушке-фотографу палкой по голове. Опытная журналистка увела коллегу подальше и тем самым спасла. Так как спустя пару минут прогремел взрыв. И весь митинг превратился в груду трупов. Девка охренела от такого поворота событий. А ей двадцать лет! Ей амфик слабенький на дискаче в Майами нюхать, а не порох. В общем, потом опытная военкорша сидела в отеле со своими коллегами. Со своим напарником, который как раз именно корреспондент, и старым, толстым, хромым дядькой. Который тоже журналист. И они ему рассказали о своих планах. Они решили свершить такой подвиг, который даже Гераклу не снился. Они решили поехать в Вашингтон и взять интервью у президента. Последнее в его жизни, потому что очень скоро армия двух штатов его накроет. И в плен его брать никто не собирается. Можно сказать, они решили опередить армию и стать в авангарде всего этого. Хромой напросился с ними. Нихрена себе! Такая сенсация, а я тут буду своей клюкой одуванчики рубить? Нет уж. И девка та ещё молодая пришла. И тоже напросилась ехать с ними. А там до Вашингтона (который не штат, а столица, которая вообще, как я понимаю, ни к одному штату не относится), пара дней пути на машине. Ну они и поехали. А страна – мёртвая! Они одни едут по трассам, заваленным раскуроченными машинами. Вообще никого нет. Даже енотов. Тормознули на бензоколонке. А там заправщики – с автоматами! И американские доллары не принимают. Им подавай канадские. Вот настолько всё хреново в американском демократстве. И эти заправщики вешают за руки людей к потолку. И даже не знают, что с ними делать: расстрелять или пусть висят. Молодая девка в полном шоке. Плачет вся. А опытная – сфоткала экзекутора на фоне подвешенных. Как для фотоальбома. Без эмоций. И пообещала девке, что дальше будет только хуже. И дальше было на очень много хуже…

Вот как мне не назвать этот фильм не провокационным? Да, американцы в нём вряд ли усмотрят какую-то провокацию. Но я вижу эти два штата и не могу не замечать неких сходств. А так как фильм снят не в 2000-х, а практически сегодня, то и режиссёр-сценарист не может их не замечать. Он очень ловко "съехал", замутив эту войну именно в Штатах. А у них это тенденция. В кино они с радостью признают все свои военные ошибки. Тупо занимаются самобичеванием и как бы раскаиваются. И здесь нечто похожее. Они переносят всю дрянь на себя, но я вижу что-то другое. Не могу не видеть. Одного моего друга наградили медалью. И он рассказывал мне, как убивал людей просто на раз-два. А в другого с трудом кишки впихнули, чтобы домой отправить. У меня просто нет вариантов, чтобы не проецировать. Может, я загоняюсь. И тут действительно антиутопия, касающаяся исключительно будущего США. Пусть так. В любом случае, я низко кланяюсь главным героям. Военным фотографам, корреспондентам, журналистам. Это бесконечно отчаянные люди. Наверняка это не всегда желание донести правду. А деньги. Классный снимок принесёт их и славу. А что не так? Солдаты чаще воюют не за что-то высокое, а за деньги. Это факт. И военкоры тоже жертвуют собой не только для послания в массы шок-информации. Но тут – праведные мужчины и женщины. Хотя…) За такой сенсацией на одних праведных эмоциях не поскачешь.) Опять амбиции. Но без них никуда. Очень хорошее (хорошо снятое) кино. Я не стал бы кричать, что это шедевр. Вообще нет. Мне очень понравилась Кирстен Данст. Ещё недавно я смотрел, как она, подросток, играет в настольные игры в "Джуманджи". И спасает Горгонитов в "Солдатиках". А тут она уже мудрая тётка! Именно тётка! А ей ещё до тётки минимум двадцать семь лет. Великолепно. Она вообще в гриме? А больше никого не знаю. Джесси Племонса, если только. Мужа Кирстен. Но с ним связан самый запоминающийся момент всего фильма. И он в нём был очень крут. Просто дико и правдиво крут. Я поставлю восемь. Это хорошая драма. "Если меня подстрелят, ты сфотографируешь?"


Рецензии