Внезапно струна оборвалась. Глава 10

С О З В У Ч И Е   В   Л Ю Б В И   К   Р О С С И И
   
После концерта памяти  Игоря Талькова  5 марта 1993 года в Международном фонде славянской письменности и культуры, что в Черниговском переулке Москвы, к Трошиным, Максиму и Юрию Павловичу, подошла Ольга Юльевна Талькова. Она восхитилась голосом брянского подростка, его выбором не по годам зрелых в духовном плане и смелых песен, сказала пронзительные слова, которые своим смыслом и значением превзошли прежние похвалы: «Мой сын ушел не совсем».

Игорь Тальков и Максим Трошин не встретились в земной жизни. Они жили в разных городах одной страны. Большая разница в возрасте также делала маловероятным их творческое содружество. В разное время оба оказались на острие драматических событий в истории России и бывшего Советского Союза.
В дни августовского путча 1991 года Игорь Тальков выступал со своими песнями на многотысячной Дворцовой площади тогдашнего Ленинграда, в центре противостояния ГКЧП.
В октябре 1993 года, в дни расстрела Верховного Совета РСФСР, Максим Трошин пел на московских баррикадах в стремлении не допустить гражданской войны, навязываемой извне и губительной для народа, страны и веры, для каждого, кто в России живет, все прежнее позабыв. Игоря Талькова и Максима Трошина объединяла жертвенная любовь к России, когда, с позиций философов и богословов, последним и высшим проявлением этого глубинного чувства являются мученичество и смерть.

–  После смерти Игоря Талькова я долго хотел написать о нем песню и долго искал подходящие стихи в разных патриотических журналах, – говорил Максим. – И вдруг почувствовал, что песня, которую я давно уже исполнял в своих концертах, очень подходит для этого момента, для его гибели. Это старинная русская песня «Соловейко».
 
По словам русской певицы Заслуженной артистки России Татьяны Петровой, песня «Ты воспой в саду, соловейко» в исполнении Максима Трошина является одним из лучших посвящений Игорю Талькову.

Проникновенное исполнение Максимом этой песни вдруг придает иные значения ее словам и открывает аналогии с судьбой Игоря Талькова. Это – укрываемое словами печальной народной мелодии собственное стенание по певцу, умерщвленному со злой целью убить, прежде всего, его голос. Может, и себя увидел Максим в этой песне...

Разные люди в разных уголках страны и мира откликнулись на смерть двух поэтов и певцов. Много общего было в оценках, иногда эпитеты и сравнения, применимые к их подвижническим усилиям по возрождению России в ее новейшей истории, совпадали дословно.

После трагической  гибели Максима в  заводской барак, где жили Трошины,  пришла телеграмма из Москвы:

"Дорогая Надежда Михайловна! Мне трудно обращаться к Вам, понимая, что никто уже ничем случившемуся не поможет, невозможно помочь матери, потерявшей такого сына. Он Ваш сын, но и мы его считаем своим сыном, Сыном России. Что Вам сказать в утешение? Крепитесь? Держитесь? А лучше молитесь. И Господь поможет выстоять. Как помогает мне, тоже потерявшей сына, тем матерям, чьи сыновья погибли в Афганистане, Чечне... Мы скорбим по Максиму, кто знал его, я не говорю "любил", Его невозможно было не любить. Царство ему небесное и Вечная Память. А Вам... Храни Вас Господь. Так, видно, угодно было Богу. С глубоким соболезнованием мать Игоря Талькова Ольга Юльевна Талькова".

 Две матери, Ольга Юльевна и Надежда Михайловна, впервые встретились в Москве на фестивале "Глас ангельский России", по следам которого был создан благотворительный общественный фонд с похожим  названием.

Эта встреча, отмеченная легкостью и простотой взаимного общения, положила начало частым, через два-три месяца, поездкам в Брянск Ольги Юльевны со своим старшим сыном Владимиром. Как когда-то Максим крестным ходом шел на Ваганьковское кладбище к могиле Игоря Талькова, так позже Тальковы молились в Брянске у могил отца и сына Трошиных.

Брянск не велик своими масштабами. Все, что из примечательного здесь можно было осмотреть, Тальковы осмотрели. Везде, где можно было помолиться в православных церквях и монастырях, помолились.
Но два человека их постоянно влекли в этот город на юго-западных границах России – Надежда Михайловна и настоятель прихода брянского храма Тихвинской иконы Божией Матери архимандрит Никита.

Общие темы разговоров с матерью Максима сменялись воспоминаниями Ольги Юльевны о репрессиях, сибирской ссылке, лагерях и спецпоселениях – обстоятельствах, на которых, как на фундаменте, выстраивались гражданская позиция и творчество ее младшего сына.

Исповедальные беседы Тальковых с батюшкой Никитой не были скоротечными. Они затрагивали тончайшие материи, которые веками могли сохраняться только в стенах православных храмов.
 А ведь до начала этих встреч, судя по словам Ольги Юльевны, высказанным однажды брянским журналистам, отношение ее к Богу было иным:
– Я возроптала: зачем Господь отнял у меня сына? Ведь надежда была и для меня, и для Родины…

С Ольгой Юльевной связано завершение затянувшейся истории Трошиных с переселением из древнего заводского  барака.

Одно время там, на площади в девятнадцать «квадратов», с рождением младшего сына Павлуши проживало шесть человек. Хитрая система перегородок с использованием печи и шкафов делила общее пространство на чрезмерно тесные, но все же обособленные территории для жизни по своим правилам и вкусам. После смерти Юрия Павловича и Максима в барак для встречи с Надеждой Михайловной приезжали известные представители творческой интеллигенции России. В завершение они общались с руководителями региона и, делясь своими впечатлениями от поездки, говорили также об убогом жилище Трошиных.

В одном случае даже наведались серьезные люди от губернатора Юрия Лодкина, интервью с которым на празднике поэзии в бывшей усадьбе Фёдора Тютчева для российского телеканала «Культура» записывала режиссер Светлана Кунгурцева.

– Могу догадаться: обещания были звонкие. Как пустые ведра, – резковато, в свойственной ей манере речи, Ольга Юльевна прервала печальную историю Надежды Михайловны о быте своей семьи. – Знаю того, кто тебе поможет. Человек больших талантов и совести…

У Ольги Юльевны в питерской квартире тот однажды появился как сотрудник молодежной студии российского радио. Программа была вроде как развлекательной, и хозяйка готова была отказаться от встречи с московским журналистом, если бы не его вопросы с равной болью о трагической судьбе Игоря Талькова и судьбах России. Прощаясь, уже почти на пороге, гость робко протянул Ольге Юльевне небольшую книжку со своей поэмой «Русский Крест». Сказал, что дорого будет ее мнение…

– Уже следующим днем я продолжила разговор по телефону с Николаем Мельниковым, – Ольга Юльевна впервые назвала имя поэта Надежде Михайловне. – А ведь он родом также брянский, из деревни у белорусской границы. Ко мне такой поэт приезжал! Я и не представляла себе тогда, какой величины. Поэма – это как карта для движения к Богу пропащих душ! У него есть еще стихотворение  «Поставьте памятник деревне на Красной площади в Москве…». Вот кровоточащая правда! Крестьяне стали колхозниками, а прежнее крепостное рабство не ушло, калечило людей, опустошало деревни. Мельников – одной породы, одного духа с моим Игорем, твоим Максимом. И он тебе поможет.

 К тому времени передачу Николая Мельникова уже прикрыли, через полгода перестала существовать его другая радиопрограмма. Но именно он после обращения Ольги Юльевны и в память о Максиме Трошине, песни которого хорошо знал, действительно сделал все возможное в Москве, пройдя даже коридорами Государственной думы, чтобы в Брянске семья Надежды Михайловны покинула барак.

В начале 2007 года Ольга Юльевна слегла. Надежде Михайловне позвонил Владимир Тальков, который перевез к себе в Москву заболевшую мать.
– Попросите батюшку Никиту помолиться за маму.
Архимандрит Никита просьбу выполнил. Но после молитв поторопил Трошину со сборами в дорогу.
–  Тебе, сестра, Ольгу надо увидеть.
–  Что сказать ей?
–  Сердце подскажет, что сказать и сделать. Молимся за нее.

Надежда Михайловна переступила порог Тальковых, и Ольга Юльевна явно повеселела.
–  А знаешь что, Надя,– заговорщицки сказала она, когда старший сын ушел по магазинам. – Вот прошу Володю и не допрошусь. Одни запреты. А я еще с поселения вкус тушеной картошки помню. Первый раз тогда досыта наелась. Сделай мне еще один такой праздник.

Ольга Юльевна с того дня будто бы пошла на поправку. Но умерла через месяц. Возможно, предчувствием этого печального события и была вызвана чуть ли не требовательная просьба настоятеля прихода Тихвинского храма о последней встрече двух матерей.

Когда проходит время, даже дети «обманутого поколения», каким назвал Игорь Тальков нас, людей советской поры, в своей песне-откровении «Россия», спокойно воспринимают это произведение: «Ну и спел об очевидном! Союз ведь распадался». Сейчас в большей мере привлекают лирические песни Игоря Талькова о московских прудах, о летнем дожде…

Но ты спой первым и во весь голос, как они, в судьбоносное для Отечества время, уподобляясь Пересвету или Кукше, при осознании чрезмерной платы за такую отвагу! И такой платой могла быть только собственная жизнь.


На  снимках:
1.Игорь  Тальков
2. Ольга Юльевна Талькова  (слева) и Надежда Михайловна Трошина
 Фото из семейного архива  Трошиных


Рецензии
Жаль, что платой за честность и правду порой становится жизнь того, кто её решил нести людям!

ЗА Правду!

Алексей Чернышов 5   07.02.2025 13:46     Заявить о нарушении
Уважаемый Алексей, спасибо за отклик! 5 июня будет отмечаться 30-я годовщина со дня трагической смерти Максима Трошина. Но уже сейчас паломники приезжают на его могилу, что находится на Центральном кладбище Брянска. Явна душевная потребность отдать должное юноше, кто был олицетворением нашей совести в своем неистовом, жертвенном служении Отечеству и Богу. Над его могилой и могилой Юрия Павловича, его отца, возведена часовенка, где можно помолиться и быть услышанным. К песням Максима нельзя подходить только с мерилом музыкального таланта.

Николай Исаков   07.02.2025 16:23   Заявить о нарушении
ДА, согласен!

Алексей Чернышов 5   07.02.2025 16:27   Заявить о нарушении