Существо человека

Следующие слова Гёте прекрасно описывают отправную точку одного из путей, ведущих к познанию человеческого существа: «Как только человек начинает различать вокруг себя какие-нибудь предметы, он рассматривает их в отношении к самому себе, и это справедливо, поскольку вся его судьба зависит от того, нравятся они ему или нет, привлекают или отталкивают, приносят пользу или вред. Такой вполне естественный способ взирать на вещи и судить о них кажется столь же легким, сколь и необходимым, и все-таки человек впадает при этом в тысячу заблуждений, часто посрамляющих его и отравляющих ему жизнь. — Гораздо более тяжкий труд берет на себя тот, кого живое стремление к знанию побуждает наблюдать вещи в природе такими, каковы они сами по себе и в своих взаимоотношениях, поскольку он вскорости начинает ощущать отсутствие мерила удовольствия и неудовольствия, влечения и отторжения, пользы и вреда, которое помогало ему, пока он как человек рассматривал вещи в отношении к самому себе, — и от которого теперь следует полностью отказаться. Уподобившись бесстрастному, в некотором смысле божественному существу, должен он искать и исследовать то, что есть, а не то, что доставляет удовольствие. Так, истинного ботаника не должна трогать ни красота, ни полезность растений; ему следует изучать их строение и связь с остальным растительным царством. Подобно тому как солнце одинаково вызывает к жизни все растения и светит всем, должен и он ровным, спокойным взглядом взирать на них и осматривать их всех, а мерило для познания и данные для суждения брать не из себя, а из круга наблюдаемых предметов» (сноска : Гёте И.В., «Эксперимент как посредник между объектом и субъектом», 1793).
Эта высказанная Гёте мысль обращает внимание человека на три области. Первая — объекты, информация о которых постоянно поступает через органы чувств от всего, что человек осязает, обоняет, пробует на вкус, слышит и видит. Вторая — впечатления, производимые на человека этими объектами: его удовольствие и неудовольствие, влечение или отвращение, поскольку к одним вещам он испытывает симпатию, к другим — антипатию, одни находит полезными, другие — вредными. Третью же область составляют познания, которые человек получает об этих объектах, когда его беспристрастному взору открываются тайны их существования и действия.
Четко прослеживаемые в человеческой жизни, эти три области позволяют увидеть, что люди трояко переплетены с миром: во-первых, обнаруживают его и принимают как данность, во-вторых, обращают его в нечто лично значимое, и, в-третьих, видят в нем некую цель, к которой надлежит непрестанно стремиться.
Разобраться в том, почему мир видится человеку трояко, поможет простое наблюдение.
Я иду по лугу, поросшему цветами. Через глаза цветы дают мне знать о своих красках. Это факт, который я принимаю как данность. — Я радуюсь великолепию красок и тем самым обращаю этот факт в нечто личное, то есть посредством чувствования связываю цветы с собственным существованием. Спустя год я снова иду по тому же лугу и вижу на нем другие цветы, вызывающие во мне новую радость. Моя прошлогодняя радость всплывает как воспоминание: она пребывает во мне, тогда как породивший ее объект уже не существует. Однако цветы, которые я вижу сейчас, того же рода, что и прошлогодние, и выросли по тем же самым законам, что и прежние. Изучив этот род, эти законы, я обнаружу их и в нынешних цветах, как познал в прошлогодних. Возможно, я задумаюсь о том, что прошлогодние цветы исчезли, а вызванная ими радость осталась лишь в моем воспоминании. Она связана только с моим существованием. Напротив, все, что я познал об этих цветах в прошлом году и снова узнаю в них сейчас, будет существовать до тех пор, пока произрастают такие цветы. Это есть нечто, что, хотя и открылось мне, но не зависит от моего существования так же, как моя радость. Мое чувство радости остается во мне; законы же, сущность цветов, пребывают в мире вне меня.
Так человек постоянно трояким образом соединяется с объектами мира. Не вдаваясь в подробности, просто воспримем сейчас этот факт таким, каким он нам представляется. Из него следует, что человеческое существо имеет три стороны. Именно это, а не что-либо другое следует пока обозначить словами тело, душа и дух. Тот, кто связывает с этими тремя словами какие-то априорные суждения или гипотезы, неизбежно поймет дальнейшее изложение превратно. Под «телом» здесь подразумевается то, посредством чего человеку открываются объекты окружающего мира, как в приведенном выше примере с луговыми цветами. Словом «душа» обозначается то, посредством чего человек связывает предметы и явления со своим собственным существованием так, что получает от них удовольствие и неудовольствие, испытывает наслаждение и отвращение, радость и боль. Словом «дух» обозначено то, что открывается человеку, когда он, выражаясь словами Гёте, взирает на вещи как «божественное существо». — В этом понимании человек состоит из тела, души и духа.
Используя тело, человек способен на мгновение соединить себя с объектами, посредством души он сохраняет в себе произведенные ими впечатления, а через дух человеку открывается то, что они хранят в себе сами эти предметы и явления. Лишь рассматривая человека с этих трех сторон можно надеяться постичь его существо, ибо они показывают его троякую соотнесенность с остальным миром.
Своим телом человек сродни тому, что предстает его органам чувств извне. Вещества внешнего мира составляют это тело, силы внешнего мира действуют также и в нем. Как воспринимает человек с помощью органов чувств предметы внешнего мира, так может он воспринимать и собственную телесность, однако душевное бытие тем же способом рассматривать невозможно. Физические процессы тела можно воспринять телесными органами чувств, но ни я, ни кто-либо другой не способен таким же образом ощутить удовольствие и неудовольствие, радость и скорбь. Душевное — это область, недоступная телесному восприятию. Телесное бытие человека очевидно для окружающих, душевное же он несет в внутри как свой собственный мир. Через дух внешний мир открывается людям более высоким образом: тайны мира разоблачаются внутри них, но в духе люди выходят за свои пределы и позволяют предмету или явлению говорить о самом себе, о том, что имеет значение не для него, а для них. Человек поднимает взор к звездному небу: восторг, переживаемый его душой, принадлежит ему; вечные законы звезд, которые он постигает в мыслях, в духе, принадлежат не ему, а самим звездам.
Таким образом, человек является гражданином трех миров. Своим телом он относится к миру, который этим телом и воспринимает; душой он строит себе свой собственный мир; через дух ему открывается мир, который выше двух первых.
Очевидно, что вследствие существенного различия между этими тремя мирами получить ясное представление о них и о том, как включен в них человек, можно только с помощью трех различных способов рассмотрения.


Рецензии