I. Телесное существо человека
Трем этим формам бытия соответствует различие в строении минералов, растений и живот¬ных. Такое строение — облик — и есть то, что мы воспринимаем органами чувств, и лишь это одно можно назвать телом. Но человеческое тело отлично от тела животного, и это различие должен признать каждый, как бы он в остальном ни думал о родстве людей и зверей. Даже самый радикальный материалист, отрицающий все душевное, не сможет не согласиться со следующим положением, высказанном Карусом (сноска: Карус, Карл Густав (1789-1869) – немецкий врач, художник, натурфилософ) в «Органоне познания природы и духа»: «Хотя для физиолога и анатома тончайшее внутреннее строение нервной системы, и особенно мозга, все еще остается неразрешенной загадкой, безусловно установленным фактом является то, что концентрация таких образований все более и более возрастает в ряду животных, достигая в человеке такой степени, как ни в каком другом существе. Это имеет важнейшее значение для умственного развития человека, и можно даже сказать, является достаточным его объяснением. Поэтому там, где структура мозга не сформирована должным образом, где обнаруживается его малый размер и скудность, как у микроцефалов и идиотов, не может быть и речи о возникновении оригинальных идей и о познании вообще, как не может идти речи о продолжении рода для человека с совершенно неправильно развитыми репродуктивными органами. И, напротив, здоровое, хорошо сформированное и развитое тело, и прежде всего мозг, хотя и не гарантирует гениальность, но служит первым необходимым условием для обретения высшего познания».
Помимо трех описанных форм бытия, присущих человеческому телу, — минеральной, растительной и животной, — необходимо различать в нем и четвертую — специфически человеческую. Минеральная форма существования роднит человека со всем, что явлено нам зримо, растительная — со всеми существами, которые растут и размножаются; животная — со всем тем, что способно воспринимать окружающее и обретать внутренний опыт на основе полученных извне впечатлений; своей человеческой формой бытия человек уже на уровне телесности образует свое особое царство.
Свидетельство о публикации №224101300487