II. Душевное существо человека
Как особый внутренний мир, душевное существо человека отличается от его телесности. Эта особость сразу же обнаружится, если обратить внимание на простейшие сенсорные ощущения, поскольку ни один человек не может определить, испытывает ли другой то же самое простое ощущение совершенно так же, как он сам. Известно, что есть люди, страдающие дальтонизмом. Одни из них видят все только в разных оттенках серого, другие не распознают лишь некоторые цвета. Картина мира, которую дают им глаза, иная, чем у так называемых обычных людей. То же самое в большей или меньшей степени относится и к другим органам чувств. Из этого следует, что даже простое сенсорное ощущение является частью внутреннего мира. Своими телесными органами чувств я могу воспринять красный стол, который воспринимается и другим человеком; но я не могу воспринять того ощущения красного цвета, которое возникает у другого. — Отсюда следует, что сенсорное ощущение следует определить как душевное. Осознав этот факт, мы перестанем рассматривать внутренние переживания только как мозговые процессы или нечто подобное. — Вслед за сенсорным ощущением возникает чувство. Одно ощущение доставляет человеку удовольствие, другое — неудовольствие. Это суть движения его внутренней, душевной жизни. Своими чувствами человек создает второй мир в дополнение к тому, который воздействует на него извне. Помимо этого, добавляется и нечто третье — воля, посредством которой человек оказывает влияние на внеш¬ний мир, тем самым накладывая на него отпечаток своего внутреннего существа. В волевых актах человеческая душа как бы изливается вовне. Поступки человека именно тем отличаются от событий внешней природы, что несут на себе отпечаток его внутренней жизни. Так душа человека как нечто особое, его собственное, соотносится с остальным внешним миром. Получая побуждения из внешнего мира, человек формирует сообразно этим побуждениям свой собственный мир. Телесность становится основой душевного.
Рецензии