III. Духовное существо человека
Душевное в человеке определяется не только телом. Человек не блуждает без направления и цели от одного сенсорного впечатления к другому и не совершает действий под влиянием каждого внешнего или внутреннего раздражителя. Он размышляет о своих восприятиях и действиях и таким образом приобретает знание о вещах. Размышляя о поступках, он привносит в свою жизнь разумную связность и знает, что достойно исполняет свою задачу как человек лишь в том случае, когда руководствуется верными мыслями как в познании, так и в действиях. Таким образом, душевное сталкивается с двойным долженствованием: оно определяется законами тела в силу природной необходимости и позволяет определять себя законам, приводящим к верному мышлению, признавая их необходимость свободно. Законам обмена веществ человек подчинен по природе; законам мышления он подчиняет себя сам. — Так человек делает себя членом более высокого порядка, чем тот, к которому принадлежит в силу своего тела; и этот порядок — духовный. Насколько телесное отлично от душевного, настолько последнее, в свою очередь, отлично от духовного. Пока говорят только о частицах углерода, водорода, азота, кислорода, движущихся в теле, речь не идет о душе. Душевная жизнь начинается лишь когда в рамках этого движения возникает ощущение: я чувствую сладкое или я испытываю удовольствие. Также речь не идет о духе, пока рассматриваются лишь душевные переживания, протекающие через человека, когда он всецело отдается внешнему миру и своей телесной жизни. Это душевное скорее представляет собой основу для духовного, как телесное является основой для душевного. — Натуралист имеет дело с телом, исследователь души, психолог — с душой, а духовный исследователь — с духом. К тому, кто, став на путь мышления, желает познать существо человека, необходимо предъявить требование: в размышлениях о собственной самости он должен уяснить разницу между телом, душой и духом.
Рецензии