Дагур. аткоо близнецы, пара

Дагурском АТКОО

Дагур. АТКОО "близнецы, пара": ав. КЪО (<t'q/dg) "день";"двадцать"; чеч. DE "день", дийнан "дневной".

Сюда же старо-мнг. QOYAR,  халха-мнг. ХОЁР "два", ХОРИН "двадцать".

Груз. t'qub "двойня".

То, что ав. КЪО и чеч. ДЕ "день" (но ДИЪ "четыре") восходят к праформе со значением "кожа, второй" заметно по ав. КЪЕХЬ "шкура, кожа", но ТIЕХЬ "книга", хотя обе лексемы означают по сути одно и то же.

Совпадение осталось незамеченным лингвистом Старостиным С.А.

Числительное "два" считается важным доказательством имеющегося языкового родства, т.е. принадлежит к списку ключевой лексики, которая может служить доказательством родства.

Через развитие рассматриваемой основы на основе анализа ауарской и чеченской лексики очевидна связь с чеч. "покрывать крышу, делать настил", далее ав. ТIОХЬ "крыша, матерчатый верх папахи", цахурское ДАЬХА "крыша". Внешние связи: мнг. ТАГ "крышка, плоская вершина горы, кепка"; нем. DECKE "покрышка, покрытие", DACH "крыша", TAG "день". Приведённая здесь лексика является вторичной, производной от "кожа, второй".

Ещё один виток от этой осноаы ведёт к значению "закрывать, прикрывать, запирать", ср. ав. КЪА-ЗЕ, КЪАЙ 1."закрытость, закрытие; 2. имущество, пожитки". Данная производная основа присутствует во многих языках, в том числе и мёртвом сяньбийском.  С последним должен быть связан этнический термин КЪАЙЫ/КЪАЙИГЪ, так как турецкие исследователи со ссылкой на Махмуда Кашгари считают, что он означал "богатый (скотом)". Напомним, что род КъАЙЫ у которых имелось собственное наречие, непонятное туркам ( туркменам) -правящая прослойка Османской империи - ОСМАНГЪАЗИ ОГъУЛЛАРЫ. 


Рецензии