Насколько вредны наши вредные привычки
«Привычка – вторая натура»
«Человек – раб своих привычек»
«Хочешь быть счастливым – создай привычку»
«Привычка свыше нам дана – замена счастию она»
После того, как мы поняли незначительную роль генетики в нашем характере, повышенная роль воспитания прибавила нам забот и ответственности, к чему наше разбалованное сознание оказалось совсем не готово. Ведь одно дело – сваливать заботы на генетику и эволюцию, и совсем другое – осознать, что во всём виноваты мы сами. Но всё не так страшно, если это осознавание начать с САМОВОСПИТАНИЯ, для чего мы подробнее рассмотрим причины появления привычек, с точки зрения геномной консервативности и традиции. И начнём с отрицательных привычек.
1. Жестокость, злость – чрезмерное добро, нежность.
2. Наркомания, токсикомания, игромания, уход от реальности – реальное восприятие жизни, адекватное мышление.
3. Воровство, присвоение чужого, стяжательство, накопительство, приоритет материальных благ – приоритет духовного, материальная щедрость.
4. Пьянство, алкоголизм – трезвость, полное отрицание алкоголя.
5. Курение (все виды) – болезненное неприятие запаха.
6. Лень, безволие, пассивность – активность, высокая работоспособность.
7. Сексомания, прелюбодеяние - стремление к снижению сексуальной зависимости, монашество.
Читатель уже наверняка заметил, что само по себе название вредной привычки несёт минимум информации, и главным является СТЕПЕНЬ, чрезмерность её проявления. Да и сами понятия пользы и вреда бывают столь относительны, что могут быть неразличимы. Но мы будем говорить именно о чётко различимых случаях.
По большому счёту подробный разбор перечисленных «вредностей» надо было сделать ещё сто лет назад, когда разрабатывалась теория коммунистического воспитания и создавался «моральный облик коммуниста», но тогда не хватало знаний о человеке, и возобладала уже привычная догматика.
Сейчас мы тоже, наверное, не всё о себе знаем, но намного больше (спасибо интернету) и надо этим пользоваться, пока интернет у нас не отобрали. И главное, что нам надо запомнить – любые чрезмерные проявления усиливаются потому, что именно они вырабатывают наиболее сильные положительные эмоции (ПЭ), а возникающие от любой привычки, независимо от того – хорошая она или плохая. Поэтому, основной частью воспитания является создание у ребёнка хороших (полезных) привычек.
ЖЕСТОКОСТЬ. От чего же она проявляется? Автор склонен к тому, что большая часть взрослой жестокости родом из детства. Рассмотрим несколько наиболее частых вариантов не удачного воспитания.
* Собственный родительский или общественный пример (главным фактором воспитания является подражательность), например, ссоры и драки родителей, и их чрезмерная жёсткость по отношению к ребёнку. Редкие повторения могут забыться, а частые будут закреплены в подсознании.
* Понятие Справедливости, когда сила наказания, по мнению ребёнка, является чрезмерной, не соответствующей проступку. И тоже большое значение имеет частота повторения, когда положительные эмоции (ПЭ) не успевают перекрыть отрицательные.
* Отсутствие нормального общения с ребёнком, когда взрослые не выработали привычку общаться с ним, не знают и не понимают его состояние, и внесемейные отношения для них интереснее. Эмоциональность ребёнка подменяется равнодушием, и он уходит в игры (любые, так как они приносят ПЭ) и если в них часто повторяются сцены жестокости, то это входит в привычку, и уже сама жестокость станет продуцентом ПЭ.
* Когда родители наоборот зациклены на ребёнке, и пытаются оградить его от коллективной социализации. В результате он не научается бороться с трудностями в рамках дозволенного, считает мир жестоким, и соответственно ему отвечает. Здесь большое значение имеет способность общения с ребёнком методом проговаривания ситуации, логическое исследование вопроса, понимание того, когда ему действительно требуется ваша помощь, а когда он сам должен разрулить проблему.
* Родительское внушение, что мир жесток и все вокруг враги и конкуренты. Сила внушения зависит от родительского (воспитательского) авторитета, и подтверждения этой установки в социуме. Излишнее запугивание приведёт к боязливости, а страх – к неадекватному ответу. Ребёнок должен научиться отличать свою виновность от общественной.
* Мораль «двойных стандартов», когда личное отношение к нравственным ориентирам отличается от общественного. Детство и молодость всегда (в той или иной степени) романтичны и мечтательны, и это является первым шагом к освоению нравственных начал, к способности различать идеальное и реальное.
Собственно, все эти шесть пунктов наших ошибок имеют одну причину – неумение общаться с ребёнком, ослабление рефлексов заботы и ответственности. В человеческом обществе изначально они возникали как пример для подражания, обычно в больших родовых семьях. Но в наше, индивидуали-зированное время, эти рефлексы развиты слабо, и часто необходимо сознательное (волевое) усилие – понимание того, что забота и ответственность должны превратиться в привычку. И это совсем не сложно, так как общение с ребёнком быстро разбужает инстинкт любопытства, создаёт набор положительных эмоций, закрепляет уважение к самому себе.
ЧРЕЗМЕРНАЯ ДОБРОТА (чрезмерная забота) тоже относится к вредным привычкам, так как у ребёнка пропадает потребность к активности, самостоятельности, освоению основных правил общественного поведения.
И эволюция за этим строго следит. Как только забота перестаёт отвечать принципу востребованности и становится чрезмерной, организм подопечного сразу начинает ослабевать и деградировать. А так как эти качества (доброта, любовь, забота, воспитание и опека) для эволюции очень важны, и постоянно поддерживаются на уровне инстинктов и рефлексов, то и определение границ здесь сильно затруднено, и возможно только при постоянном общении и наблюдении.
НАРКОМАНИЯ появляется из этих же причин, только жестокость направлена на самого себя, хотя организмом расценивается как удовольствие. Возникает это от того, что большинство положительных эмоций в организме имеют наркотическую природу. Эндорфины (и прочие гормоны счастья) – это наркотики. Эволюция в своём начале не знала, что человек научится создавать их искусственно, и выбрала вещества, которые в природе встречаются в минимальном количестве, да ещё сделала их очень сложными по составу и создала механизм блокирования излишне положительных эмоций социально прагматичным сознанием. И эта прагматичность когда-то работала достаточно эффективно, но в наше время дала сбой. Конечно, эволюция с этим справится, но общественные потери будут велики.
Причины появления ИГРОМАНИИ в интернете разобраны достаточно подробно, надо только уточнить, что польза от компьютерных игр слишком преувеличена. Конечно, они помогают создать привычку к усидчивости и работе с компьютером, но гораздо больше они усиливают именно интерес к игре, как ложного проявления самостоятельной значимости. И ребёнок, ставший взрослым, будет всегда стремиться поиграть, потому что это стало привычкой, а все привычки вырабатывают ПЭ. И чем больше будет в жизни неудач (ОЭ) тем чаще он будет играть. А самый большой вред от них – это ослабление социализации. Государство никогда не сможет довести до совершенства «компьютерного человека» и все основные проблемы нам всегда придётся решать в межличностном общении.
ВОРОВСТВО. В наше время многие люди считают воровство очень выгодным занятием, но это от незнания основ экономики, в которой главным является не накопление финансового или материального объёма (хранение и сортировка которого превращается в отдельную проблему) а приобретение опыта собственного производства товаров и услуг. А оно должно постоянно и чутко приспосабливаться к изменениям рынка под контролём потребности.
Если же общество будет воровать (покупать, отбирать) уже готовые продукты, схемы и технологии, то оно всегда будет только повторять уже готовое, и никогда не вырастит своих учёных, конструкторов, инженеров и высоко-квалифици-рованных рабочих. Как и у человека, привыкшего к воровству, стимулы любознательности и стремление что-нибудь делать своими руками и головой, будут постоянно ослабевать.
Мы, однако, не можем быть абсолютно уверены в том, что присвоение чужого всегда вредно, так как иногда это весьма желательный элемент борьбы за существование. И поколебать это сможет только понятие личного достоинства и чести, являющегося обязательным атрибутом сильного человека.
ПЬЯНСТВО – это тоже привычка, которую до сих пор некоторые считают сбоем генетической программы. Но влияние глубинных генов на характер, генетики не подтверждают, хотя поиск их не прекращается. Наследственность здесь может иметь место, но она подсознательно- поверхностная – возникшая в течение нескольких поколений, и при желании может быть исправлена раза в три-пять быстрее, чем программировалась.
В любом организме постоянно создаются тысячи разных веществ, в том числе спирты и наркотики, но их производство строго дозировано и целенаправлено. Приём же искусственно созданных – это очевидный яд. К любому яду организм (иногда популяционный) можно приучить, и длительность приучения зависит от силы антагонизма, дозирования и «популяционной интенсивности» (активность потребления в обществе). И для эволюции это может быть полезным, но не для индивида, потому что для формирования этой общественной пользы потребуется нанесение вреда десяткам-сотням поколений индивидов, которое вполне может оказаться бесполезным.
КУРЕНИЕ – тоже привычка, развитая из подражания в семейном, учебном или рабочем коллективе. Чаще возникает у людей не разговорчивых, больше думающих, обычно в новом коллективе, где ещё мало тем для вербального общения, и на помощь приходят привычные запахи, жесты, условные понятия.
В эволюции вербальная и жестовая речь всегда имела большое значение, и в большинстве случаев сопровождалась ПЭ. И курение это, в первую очередь, расширение жестов для общения, а во-вторую – привычка к необычному запаху. А мы уже знаем, что любая привычка, даже плохая, продуцирует ПЭ, тем более, что в самих этих запахах и жестах ничего плохого нет. А вредность от курения имеет две причины – его чрезмерность и искусственные химические добавки, вред их для здоровья индивида тоже зависит от интенсивности, а для эволюции вреда вообще нет.
Если при пьянстве все отрицательные качества очевидны (повышенная смертность от болезней и несчастных случаев, проблемы в быту и на работе, неадекватность мышления и поведения, что отрицательно сказывается на воспитании детей) то при курении вред завуалирован отдалённостью результата. И только помощь медиков, приближает нас к пониманию опасности, но настолько же отдаляет от реальности, в которой, сам страх перед болезнями способен их спровоцировать.
ЛЕНЬ – это защитная реакция от перенапряжения, когда организм замотивирован на избыточную трату энергии в результате различных стимулирующих факторов – любопытство, голод, любовь, привычка и пр. Тесно связана с излишней заботой, когда бездеятельность становится привычкой. Определение границы между ленью и необходимым отдыхом, тоже довольно сложно.
Сексомания - сравнительно молодая привычка, которую часто называют болезнью, и в этом нет ошибки, так как любая чрезмерность – болезнь. Но болезни, возникающие на основе привычки, так же и лечатся – созданием новой привычки, способной продуцировать положительные эмоции, взамен сексуальных. И так же, как в любой болезни, с запущенными случаями придётся помучиться, а те, которые возникли просто как любопытство, исправляются легче.
Итак, мы видим, что наша борьба должна вестись не с самими «вредными привычками» а с их чрезмерностью, что намного упростит нашу жизнь, избавит от некоторых фанатичных убеждений, позволит критично взглянуть на нашу силу и загодя усомниться в ней, пока не усомнились другие. Здесь главное понять, что полностью от вредных привычек общество не сможет избавиться никогда, и идеальное общество в принципе не возможно. Жизнь не может быть идеальной, потому что природа и человек живут в постоянном антагонизме, противоречиях и конфликтах, что помогло живым организмам отработать высокую степень приспособи-тельности к «вредным условиям». В то же время, в некоторых обществах, вполне возможно создание относительно закрытой системы, способной к временно изолированным идеальным отношениям. Некоторые из них неспособны к интеграции, и общество относится к ним настороженно.
С чего же начать процесс Самовоспитания? С приспосо-бительности! То есть, с готовности понять того, с кем рядом живёшь, вместе решать возникающие проблемы. Особенно это касается семьи, где по-разному понимаются бытовые обязанности, отношение к сексу, взаимоотношения с детьми.
Понятно, что из-за сложности нашего мироустройства, проблемы во взаимоотношениях будут всегда. Но это потому, что мы люди, а не роботы. Это наш крест, а насколько он будет тяжёл зависит только от нас.
Свидетельство о публикации №224101400123
Прочитал с большим интересом.
Спасибо.
С уважением
Рыскин Борис 29.01.2025 23:51 Заявить о нарушении