Балки, спуски, лестницы одессы

Ба;лка (байрак, лог, яр) — сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами.
В степных районах балки образуют высохшие русла рек. Балки имеют полого-вогнутое дно, часто без выраженного русла, склоны выпуклые, плавно переходящие в
 водораздельные пространства. Чётко выраженная вершина обычно отсутствует, ложбина плавно переходит в балку. Длина балок обычно — от сотен метров до 20—30 километров, глубина — от нескольких метров до десятков метров, ширина — до сотен метров.
Википедия.

Одесса расположена на высоком плато над морем, склоны которого изрезаны различными балками и оврагами.
Большая часть города, включая исторический центр, располагаетсяя над морем примерно на 50 м.
Одесса буквально изрезана оврагами или, как их еще называют, балками, в которых протекали небольшие речки. Они-то и прорезали себе русла в направлении моря. 
В Одессе есть несколько известных балок и оврагов, которые играли важную роль в истории и развитии города: Наиболее известны Карантинная, Военная и Водяная балки.

 Карантинная балка — одна из самых известных балок_Эта балка пересекала  территорию города и была важным элементом городской инфраструктуры. Со временем балка была разделена на два «рукава» —Польский и  Карантинный. По их сторонам были проложены улицы, ведущие на побережье спуски (Польский и Карантинный), а параллельно склонам балки улицы с аналогичными названиями:
 Польская вдоль  и Карантинная . Через Карантинную балку было построено несколько мостов, от улицы Базарной до Греческой,  сохранились только три: Новиков мост, Мост Коцебу и Строгановский мост, Балка имела запущенное состояние, за что получила в народе название Канава.

 Военная балка —Военный спуск еще один значимый овраг, который также пересекал город и создавал препятствия для передвижения. Сабанеев мост также пересекает эту балкуhttps://ru.wikipedia.org/wiki/.
Эти балки и овраги были важными элементами ландшафта Одессы и влияли на развитие городской инфраструктуры.

Водяная балка- Бялковская была самой длинной улицей старой Одессы. Эта улица старше самой Одессы.
Название улицы пошло от старого названия местной речушки - Водяная балка.
До постройки нынешнего одесского водопровода Водяная балка была одним из важнейших пунктов по снабжению города водой. Улица Балковская проходит по Водяной

 В процессе развития города эти балки застраивались, облагораживался их облик. Новые улицы полцчали название и именовались спусками и лестницами. Некоторые из них носили одинаковое название.
*Первый план города Одессы был составлен  инженером Ферстером в 1809 году.


 Всего в Одессе (?) спусков и лестниц.

1. Карантинный спуск
Карантинный спуск , проходит по склону Карантинной балки от от  Парка Шевченко (ул. Канатная) к Таможенной площади. Нынешний Карантинный спуск был проложен только в 1840 году, в 1856 году он получил название Таможенный спуск. В 1865 году название было изменено на Канатный спуск, по улице Канатной, которую он соединял с Таможенной площадью.
При советской власти спуск был снова переименован, сначала в Барятинский спуск (в 1927 году), затем в спуск Лизогуба, в честь русского революционера-народовольца Дмитрия Лизогуба.
В 1995 году, после обретения Украиной независимости, историческое название спуска было ему возвращено.
На углу Канатной улицы и Карантинного спуска в порт находиться  Одесское мореходное училище Министерства морского флота- Одесское училище торгового мореплавания, постройки: 1902-1903
Примечание: С 1920 года в  здании  Сабанских казарм  находился техникум водных путей сообщения, а с 1931 года – морской техникум, по статусу относящийся к высшим учебным заведениям, готовившим инженеров узкого профиля.  О выпускниках этого  института в 1941 году снят к/ф "Дочь моряка"

2. Польский спуск
от Таможенной площади до улиц Греческой (по чётной стороне) и Бунина (по нечётной стороне), оканчивается примыканием к Польской улице.
Проходит по дну Карантинной балки. Известен с 1820 года.
Название дано по близлежащей улице — Польская, места компактного проживания одесских поляков.
Имела также названия — Таможенный спуск (1846), Портовый спуск (1853, 1857), спуск Кангуна (1924, назван в память Кангуна Моисея
Исааковича — начальника штаба Красной гвардии, погибшего 1[2] (14) декабря 1917 года накануне Январского восстания[3].
 Название Польский спуск возвращено 18 августа 1994 года.

 3. Ольгиевский спуск
Ольгиевский спуск считается Молдаванкой.
 Он соединяет Приморский и Суворовский район, начинается от улицы Новосельского и заканчивается Балковской улицей

4. Ланжероновский спуск
Ланжероновский спуск расположен в центральной части города и тянется от Ланжероновской улицы до Приморской улицы (практически до входа в Одесский морской торговый порт).
Лестница и подпорные стенки построены в середине XIX века (арх. П. Круг, К.Даллаква).
Дом № 1 — слева — (дом Жерболини) был построен в 1841 году (архитектор Ф. Боффо)
Дом № 2 — справа, построенный в 1850=1850 годах (архитектор Д. Круг), до Октябрьской революции мспользовался как складские помещения и ночлежный приют
Ланжероновский спуск спускаясь от Ланжероновской улицы к морю выходит к Польскому спуску.
На значительном участке представляет собой лестницу (вместе с подпорными стенками построенную в середине XIX века, архитекторы Платон Круг, Каэтано Даллаква)
Наименование связано с Ланжероновской улицей, названной в честь одесского градоначальника (1815—1820) Луи де Ланжерона ещё при его жизни (1817).
Д. 1 (бывший дом Жерболини) построен в 1841 году архитектором Ф. К. Боффо.
Так же, как и Ланжероновская улица, в 1920 году спуск сменил название и стал спуском Ласточкина (по фамилии революционера-большевика Ивана Федоровича Смирнова-Ласточкина).
 Прежнее название вернули в 1991

5. Деволановский спуск
Прежние названия Новикова, Практический, Сикарда, Левашовский ,Вакуленчука
Тянется параллельно Польскому спуску от улицы Еврейская до Таможенной площади.
Улица проходит по дну Карантинной балки. На карте 1812 года современный Деволановский спуск указан, но ещё не  поименован. В 1820 году уже указан как Карантинный спуск (по близлежащей улице). Позже, в 1840 году, это название
 перешло к другому спуску, соединяющему Карантинную улицу с Таможенной площадью.
В 1842 году получил название спуск Новикова, позже указывался как Практический (1846), по Практической гавани Одесского порта, ещё через два года — спуск Сикарда. В 1886 году спуск был переименован в Левашовский, в честь Одесского градоначальника (1874-1878), генерал-майора графа Владимира Левашова.
С установлением советской власти улица была переименована в спуск Вакуленчука в честь возглавлявшего восстание на броненосце «Князь Потемкин-Таврический» Григория Вакуленчука. Это название спуск носил с 1927 по 1941 год, на короткое время (1941—1948), начавшееся в период румынской оккупации, спуску было возвращено название Левашовский. С 1948 по 1995 годы спуск снова носил имя Вакуленчука.
В 1995 году спуск был переименован в честь выдающегося инженера, строителя Одессы, Франца де Воллана.
Над спуском можно увидеть три знаменитых моста Одессы: Новикова — вдоль улицы Жуковского, Коцебу (другое название Полицейский мост) — вдоль улицы Бунина, Строгановский — вдоль улицы Греческой
Деволановский спуск, и Польский спуск, образованные вдоль старой Карантинной балки, носили неофициальное название "Канава", что в данный момент полностью соответствует виду  Деволановского спуска — грязь и разруха на месте корпусов бывшего завода "Эпсилон".

6. Военный спуск
Военный спуск (с 1959 года Лябурб Жанны спуск, с 1934 года Молокова спуск, ранее — Портовый, Сабанеева, Военный)
Военный спуск расположен в Приморском районе города и тянется от улицы Гаванная до Приморской улицы.
Над Военным спуском тянетсят один из старейших мостов Одессы —Сабанеев мостТещин мост
На месте современного исторического центра Одессы были две большие балки: Карантинная и Военная.
 Военная балка  отделяла южную часть Одессы, где располагались так называемые «присутственные места» (государственные учреждения, биржа и т. д.), от северной, где были военные казармы (преимущественно вдоль современной улицы Гоголя).
Именно по этим казармам балка и получила своё название.
Дном балки была проложена ведущая в порт дорога (спуск). Как наиболее важный транспортный маршрут спуск стал первой замощённой улицей в городе (1821). В 1830 году эта дорога получила название Портовый спуск.
 Современное название, Военный спуск, появилось у улицы в 1849 году.

7. Херсонский спуск
старейший спуск — от начала улицы Пастера и улицы Старопортофранковской и до Пересыпского моста.
Херсонский сквер – это длинный каскад из двух лестниц и нескольких грунтовых тропинок
 Насквозь Херсонского сквера проходят две лестницы, которые служат продолжением улиц Пастера и Старопортофранковской,

8. Наличный спуск ?

9. Слободской спуск
От улицы Слободской до Известковой

10. Скидановский спуск
от Слободского спуска до Манежной,граничит с Ломаным переулком.
 Старообрядческий спуск первоначальное название.  он же  - Старообрядческий спуск. Переулок Коммунальный (1957, 1978)

11. Матросский спуск
Матросский спуск находится в Приморском районе и тянется от ул. Манежная до Скадановской улицы и спуска Ковалевского, упираясь в улицу Матросская слободка (тянется до улицы Балковская). Спуск от Манежной ул. до Скидановского сп. и Балковской ул. Это один из самых крутых спусков Одессы.
 Этимология связана с тем, что спус ведет к т.н. Матросской слободке (др. назв. — Ставки, т.е. городские пруды), лежащей между Балковской ул. и Слободкой-Романовкой. Прежние назв.: 1890—1990 Переулок на хуторе Малявки (фамилия \землевладельца); в конце 1900-х Манежный переулок.
Матросский спуск получил своё название по причине заселения этой территории (вокруг - Матросская слобода) отставными моряками военного и торгового флота.

12. Градоначальницкая улица (спуск)
Ппоявилась она на картах города 30 мая 1842 года
. Она начинается от Старопортофранковской и заканчивается Балковской.
С 1852 г. называется Градоначальницкий большой спуск. С 30 ноября 1863 г. называется Градоначальницкой улицей. До установления в Одессе Советской власти в 1919 году спуск назывался Градоначальницким спуском, как продолжение улицы Градоначальницкой.
Улица Перекопской победы переходила в «Спуск Перекопской победы» (спуск Степана Олейника)

13. Маринеско спуск (спуск Короленко)
В 1819 г. через садоводческое заведение грека Эммануила Попова был сооружен спуск к Пересыпи с высокого плато. Чуть позже его назвали Нарышкинским, затем Короленко и, наконец, с 1987 г. – это спуск Маринеско
Прежние названия Нарышкинский спуск, Селянский спуск, Софиевский спуск, спуск Короленко.
 от Софиевской улицы до улицы Черноморского Казачества (Московская).
Софиевский спуск, был  спуск был проложен в 1834 году. Он неоднократно менял названия: Софиевский, Нарышкинский, Короленко, Маринеско. Современное название получил в ..л проложен в 1834 год и укреплён стенами с контрфорсами.
 Неоднократно менял названия: Софиевский-Нарышкинский-Короленко-Маринеско

14. Мациевской с).пуск(?)

15. Ковалевского спуск (Пишоновский спуск)
Ковалевского спуск (Крутой спуск, Пишоновский спуск)
Ковалевского спуск тянется от Пишоновской улицы в сторону Матросскаой слободы почти параллельно улице Балковской.
Улица названа в честь французского инженера Пишона. Пишон — французский инженер, построивший на этой улице первое предприятие Одессы — фабрику пудры (1797 год).
 С 1834 до 1849 года Пишон строил в Одессе водопровод.
Ковалевский Александр Онуфриевич (1840-1901) — русский учёный-эмбриолог, преподававший в Новороссийском (Одесском) университете, академик

16. Торговый спуск (Красной гвардии спуск)
Торговая улица находится в Приморском районе Одессы тянется от обрыва (сквер Жанны Лябурб) до улицы Старопортофранковская, пересекая улицы Софиевскую, Елисаветинскую, Пастера, Садовую, Коблевскую, Нежинскую,
Новосельского.
На обрыве к улице Приморская в начале ХХ-го века построена лестница — Торговый спуск (спуск Красной гвардии), установленными в советский период перилами.

17. Гоголевский спуск. Спуск от обрыва на Гоголевской улице на Приморскую улицу.
Лестницу строил  архитектор  Феликс Гонсиоровский, который был автором проекта  трех первых зданий по четной стороне ул. Гоголя.
Иисточники указывают  – как возникновение постоянного  вертикального сообщения между ул. Приморской и Гоголя.
Гоголевскую лестницу характеризовали, как очень посредственный и неприметный объект, а выделяла его лишь его высота. В 1911-том с здесь можно было наслаждаться чудным видом моря, порта, эстакады, а вдалеке показывалась Пересыпь и заводы.

18.Латвийский спуск
от Слободского спуска до ул. Сельскохозяйственной

Лестницы
Потёмкинская лестница (Николаевская) была построена при графе Воронцове (1823—1845)
Сп)проектирована архитекторами Ф. К. Боффо, А. И. Мельниковым и К. И. Потье в 1835 году, построена в 1837—1841 годах с участием инженеров Джона Уптона и Григория Морозова. Задуманная как парадный вход в город с моря, лестница стала доминантой архитектурного облика Одессы и её символом.
 На старых открытках с её изображением и в документах присутствуют надписи: лестница Николаевского бульвара, лестница при Николаевском бульваре.
После установки на бульвар, над лестницей памятника дюку (герцогу) де Ришельё  в 1828 году,лестницу стали называть Ришельевской.  С 1919 по 1941 год-, лестница бульвара Фельдмана.
В  советское время она называлась развёрнуто «Лестницей Потёмкинского восстания».
 Название «Потёмкинская» стало общеупотребительным после Великой Отечественной войны, в 1950-е годы. До этого какое-то время общепринятым названием было — «Приморская лестница», о чём свидетельствует установленная на лестничном парапете стандартная для памятников архитектуры на Украине в советское время чугунная табличка[источник не указан 4240 дней] с надписью на украинском языке:
 «Приморская лестница 1841 г. Арх. Ф. К. Боффо».
В основу конструкции Потемкинской (Николаевской) лестницы заложен принцип искусственной перспективы. Нижние ее ступени значительно шире верхних.
 Но при взгляде с верхней площадки они кажутся одинаковыми. При обзоре снизу лестница приобретает пирамидальную форму и выглядит длиннее, чем на самом деле. Угол наклона уступов тоже создает визуальный обман: снизу виден сплошной каскад ступеней, а сверху — одни лишь площадки. Всего же лестница длиной в 142 метра и
высотой в 27 метров насчитывает 192 ступени.

Дерибасовская (Портова) лестница
Дерибасовская улица соединяется с Польским спуском лестницей, по сторонам которой устроен сквер,  с выходом  на Таможеннкю площадь  вблизи ворот порта.
Это одна из последних хранительниц тех типичных плиток из лавы, которыми были выложены дворы и лестницы города. С 1825 года для мощения тротуаров Одессы привозили итальянскую лаву. Тёмно-серая лавовая плитка была прочна и стоила дёшево. К концу 50-х годов ХХ в. многие тротуары и дворы заасфальтировали,
Эту лестницу, в легендах Одессы, называют "Лестница мертвых"
"Лестница мертвых" является связующим звеном между Дерибасовской и Польским спуском (Кангуна). Достаточно пройти от подножия этих ступеней несколько метров и вы окажетесь у ворот Морского порта.
 Согласно легендам, именно в этом месте орудовала первая в истории Одессы женщина-маньяк.
Легенда гласит, что в середине ХIX века в Одессе стали пропадать мужчины, в основном моряки. Раскрыть тайну бесследно пропавших удалось случайно. Однажды одна одесситка откусила купленный у торговки на Привозе  пирожок и обнаружила в начинке фалангу человеческого пальца. Разумеется, при виде такой страшной находки  дама сразу же впала в истерику. Вскоре на место происшествия прибыли правоохранители, которые задержали продавшую столь странный товар женщину и раскрыли ее страшную правду. На допросе выяснилось, что задержанная по имени Роза не только работала на Привозе, но и промышляла проституцией. При этом своих  клиентов женщина убивала, потрошила и делала из их мяса пирожки. Именно эти "лакомства" с начинкой из  человечины она потом продавала на рынке.
Примечательно, что кровожадная убийца проживала неподалеку от  лестницы, ведущей к Польскому спуску

Торговая лестница
 Спуск с ул. Короленко от Комсомольского бульвара на ул. Приморскую, в р-не художественного музея (т.н. Швейцарская долина), 1950-е годы.
Соединяют улицу Торговую и бульвар Жванецкого с улицей Приморской.  Лестница от бульвара Жванецкого до улицы Приморской Между верхним и нижним городом: В месте, где Торговая упирается в бульвар Жванецкого,  находятся ступенчатые
пролеты,  зигзагообразный подъем с ул. Приморской к переулку Короленко. Один из самых востребованных вертикальных каналов связи между верхом плато и зданиями, расположенными внизу. ведущие на улицу Приморскую.
Она связывает бульвар Жванецкого с Приморской улицей. На старинных фото читаем, что  эта лестница продолжение Торговой улицы. Лестница пролегающая через сквер Жанны Лябурб, от улицы Приморской до бульвара Михаила Жванецкого,
лестница существовала еще в середине XIX века и зафиксирована на фотографиях и открытках рубежа XIX-XX вв.
 Она ведет с ул. Приморской на ул. Торговую. Улица Торговая впервые упоминается в 1818 году, через 22 года после основания города

Курсантская лестница- Дюковская.
 "Сквер "Курсантская лестница" – одна из лестниц Одессы, которая начинается практически от  улицы Балковская улицы   и выводит на улицу  Дюковская 
Лестница именуется Курсантской, потому что по ней из экипажа на Маловской до Дидрихсона (Староинститутской улицы),  туда и обратно постоянно передвигаются курсанты нашей «вышки» (Морской академии).
Сквер «Курсантская лестница»  длиной около 160 метров связывает улицы Дюковскую и
Дидрихсона с улицей Балковской.
Путь  курсантов Морской академии от экипажа шел, пересекая Балковскую, они-то дали название лестницы – Курсантское.
13 июля 1938 года Горсовет постановил Староинститутскую улицу переименовать в ул. Дидрихсона. Рядом находится спуск Степана Олейника (Спуск Перекопской победы).

*ПРИМЕЧАНИЕ:
Один из четырёх основателей Одессы.
Егор Христианович Ферстер (1756 — 4 ноября 1826), генерал-лейтенант Русской императорской армии,  один из четырёх
 основателей Одессы.
В 1801 г.  Е Х..Ферстер в качестве премьер-майора назначен начальником инженерной командыю и строителем гавани, крепости,  береговых укреплений, складов  и карантинных сооружений в Одессе. 
 В 1802 году получил чин полковника.
 В 1809 году, инженером Е.Ферстером был составлен план города Одессы.
9 октября 1809 года за героизм в русско-турецкой войне Е. Х. Ферстер удостоен звания генерал-майора.
Принимал участие в Отечественной войне 1812 года; награждён орденом Святой Анны 1-й степени и золотой шпагой с алмазами.
20 сентября 1821 года пожалован в генерал-лейтенанты.
Егор Христианович Ферстер последние годы провёл в Бендерах, где руководил работами по укреплению крепости, был управляющим Херсонским округом.
Скончался 4 ноября 1826 года от болезни в Бендерах и был похоронен на местном кладбище.


Рецензии
Спасибо, замечательная работа. Недавно размышлял по поводу литературного произведения и решил, что оно должно представлять картину, точнее, читатель должен увидеть нечто цельное. И вот у Вас получилось обрисовать город весь. ну не совсем весь, но то, что указано в названии вполне себе... Хотел узнать про Потемкинскую лестницу, так как побывал на Керченской, и подумал, которая же раньше? Но не пожалел, что и на ваше описание наткнулся.
Я представил себе береговую линию еще до того, как она была застроена, ну и потом, превратилась в знаменитый город. Теперь почитаю историю его. Была ли эта территория под генуэзцами и византийцами, сколько раз подвергалась разору и восстанавливалась?

Александров Владимир   18.12.2024 16:07     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение, отклик. Рад, что Вам было интересно Одессу очень люблю, хотя пришлось с ней расстаться (по возрасту). У меня есть раздел "Ах.. Одесса" посвященный этому городу. Вам здоровья, удачи, терпения! С кважением Леонард П.

Леонард Позолотин   18.12.2024 17:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.