Глава 12. Н. А. Бердяев о пути национальной идеи

О полной непригодности старой социалистической и нынешней либеральной модели уже было сказано выше. Обе представляют и обслуживают кастовые интересы: первая – высшей партийной бюрократии, вторая – олигархии. Для обеих Россия является лишь источником решения своих корыстных задач, что однозначно подтвердилось самой действительностью. Поэтому органически эти модели не совместимы с национальными интересами России. Но сегодня известные трагические обстоятельства, породившие нравственно – этические изменения в лучшей части народов России самым срочным образом требуют решения важнейшей проблемы создания социально–экономической модели соответствующей именно национальным интересам России! Такой модели, которая способна не только обеспечить реальную возможность ее надежной защиты, но и воплощения в жизнь русской национальной идеи. Для этого государству нужны будут деньги – очень большие деньги и эта модель кроме нормальных здоровых производственных отношений для всех работающих сможет ему их обеспечить! Подробно об этом сказано в моей статье – анализе «Социально экономическая модель необходимая России» - Глава 4. Актуальная социально экономическая модель; Глава 5. Самые первоочередные задачи.

Как, исходя из целей русской национальной идеи, правильно переустроить  государство и экономику – задача не простая. Бердяев писал, что все истинно здоровые патриотические силы общества независимо от своих политических пристрастий должны совместно потрудиться над этой общенациональной задачей. Найти государственные, общественные, частные формы наилучшим образом соответствующие национальным интересам России и исполняющие свои прямые задачи, способствуя личностному становлению и росту граждан России…. Огромное значение в этом труде Бердяев отводил интеллигенции: «Русская интеллигенция не была еще призвана к власти в истории и потому привыкла к безответственному бойкоту всего исторического. В ней должен родиться вкус к тому, чтобы быть созидательной силой в истории»….

Но самым важным конечно является сохранение и правильное применение лучших качеств, пробудившихся в душах людей и изменивших их. Говоря о сходных изменениях, происшедших в русском народе после Первой мировой войны Н.А. Бердяев писал: «Русский народ вступает в новый исторический период, когда он должен стать господином своих земель и творцом своей судьбы…». Что произошло с готовым на свершения, но соблазненным и обманутым народом хорошо известно. Поэтому все эти лучшие качества, это  «внутреннее движение, повышение сознания и рост соборной национальной энергии в каждом русском человеке по всей земле русской» порожденные снова трагическими обстоятельствами теперь должны руководствоваться и направляться исключительно только СВОЕЙ русской национальной идеей и ничем иным!

На правильность применения этих возрожденных в русском народе качеств Бердяев указывает особо, говоря, что у русского народа должно появиться «радикально иное отношение к государству и культуре, чем то, которое было доныне у русских людей. Государство должно стать внутренней силой русского народа, его собственной положительной мощью, его орудием, а не внешним над ним началом, не господином его». Поразительно как точно предупредил Бердяев о двух возможных вариантах отношений государства и народа. Но и тогда и потом все-таки произошел второй вариант! Теперь сама ситуация кардинально изменилась. Активное наступление «Золотой элиты» – владельцев ФРС США на Россию, предательские действия «пятой колонны» и все разрушающая ради своих интересов либеральная система уже привели к тому что «само русское государство подвергается опасности разложения». И это очень наглядно показали проверки проводимые Белоусовым! Поэтому «Если русское государство доныне хотело существовать пассивностью своего народа, то отныне оно может существовать лишь активностью народа» – Н.А. Бердяев просто гений! «Без такого внутреннего сдвига – пишет он – русский народ не может иметь будущего, не может перейти в новый фазис своего исторического бытия, поистине исторического бытия…».

Итак, государство должно начать служить национальным интересам России, стать внутренней силой русского народа, его мощью, его орудием. Оно есть главный инструмент назревших ставших необходимыми изменений в самом устройстве системы, в принципах организации всех сфер жизнеобеспечения народа! Одной из важнейших причин этого является естественное желание людей прекращения войны, наступления мира. Но только разные люди хотят мира по разным причинам! Одни — большинство народа хотят прекращения кровопролития и начала созидательной жизни. Вторые — «5 колонна» хотят снятия санкций и возобновления выкачивания из России денег, вывоза их за рубеж, покупки новых дворцов, вилл, яхт, т.п. Третьи — владельцы ФРС США «Золотая элита» хотят, чтобы «вторые» продолжили разрушение ослабление России и выкачку из нее денег под их контроль, не оставив России шансов на выживание…. Мир — великая вещь, только два вопроса — КАКОЙ и с КЕМ! Сколько-нибудь надежный мир с «Золотой элитой» возможен только для очень сильного и полностью самодостаточного во всех отношениях государства. Достижение такого РЕАЛЬНОГО мира — это вопрос не дипломатических и юридических хитростей, а вопрос социально-экономической, политической и военной мощи России!

Н.А. Бердяев писал: «Война горьким опытом своим научает тому, что народ должен стяжать себе положительную силу и мощь, чтобы осуществить свою миссию в мире. В русском народе и русском обществе должна пробудиться производящая и созидающая энергия». Без этого условия никакая настоящая демократия не возможна. Поэтому «истинное народное самоуправление, как выявление организованной человеческой энергии, как обнаружение народного характера, предполагает самодисциплину и самовоспитание личности и народа, закал воли». В этом есть прямая зависимость — «Задача образования демократии есть задача образования национального характера. Образование же национального характера предполагает образование личного характера. Общественное сознание, общественная воля должны быть направлены на выработку закала личности». Без этого пробудившаяся в народе благородная энергия опять будет обманом и соблазном направлена какими-то партиями на служение СВОИМ, а не национальным интересам!

Только закал личности, воли, формирование мужественного, ответственного, свободного и независимого сознания даст народу возможность поставить  историческое творчество выше частных интересов и борьбы партий и групп, выделить из своей среды и сформировать подлинно национальную элиту. «Дух нации – писал Н.А. Бердяев – глубже демократии и должен направлять ее. Власть не может принадлежать всем, не может быть механически равной. Власть должна принадлежать лучшим, избранным личностям, на которые возлагается великая ответственность и которые возлагают на себя великие обязанности. Но эта власть лучших должна быть порождена из самых недр народной жизни, должна быть имманентна народу, его собственной потенцией, а не чем-то навязанным ему извне, поставленным над ним».

Но именно в этом антинациональном корыстном приходящем «извне» и есть главная беда народа России. Слишком часто разные политические аферисты, пользуясь отсутствием настоящих преданных нации и народу образованных, культурных лидеров и его доверием и великодушием приходили к власти и в ней уже создавали свои элиты. На это и указывал Н.А. Бердяев, когда писал: «Главная беда России в недостатке настоящих людей, которых история могла бы призвать для реального, подлинно радикального преобразования России, в слабости русской воли, в недостатке общественного самовоспитания и самодисциплины». Именно на этом пути огромное значение имеет духовный подбор личностей, личных качеств и призваний, личной годности. Именно на каждую подобранную личность возлагается вся огромная ответственность за судьбу нации и государства.

Веривший в Россию Бердяев писал: «Старая Россия проваливается в бездну. Но Россия новая, грядущая имеет связь с другими, глубокими началами народной жизни, с душой России, и потому Россия не может погибнуть». Именно в этих духовных и душевных национальных началах видел Бердяев главную силу и главное условие возрождения России. Именно их высоким непобедимым качествам способным противостоять всякому внутреннему и внешнему злу отводил он главенствующую роль. Именно их пробуждение, взращивание, сохранение и развитие в народе он считал главной ценностью России – ее национальной идеей. Бердяев очень хорошо понимал, что только убежденность христианской веры и самоотверженность благородства души делают человека истинным слугой отечества способным на преодоление зла убивающего Россию изнутри и извне: «...возрождение России к новой жизни может быть связано лишь с мужественными, активными и творящими путями духа, с раскрытием Христа внутри человека и народа... Таков абсолютный дух России, в котором все должно идти от внутреннего, а не внешнего. Таково призвание славянства. В него можно только верить, его доказать нельзя. Русский народ нужно более всего призывать к религиозной мужественности не на войне только, но и в жизни мирной, где он должен быть господином своей земли»….

Только взысканные к жизни благородные национальные качества присущие русскому народу способны не только понять и признать истинную ценность нации, но и возродить ее для решения национально-исторических задач. Не дать главнейшему вопросу о судьбе и мировой роли России раствориться в текущих интересах и нуждах общества. Образно говоря — не продать «право первородства за чечевичную похлебку». Россия — писал Н.А. Бердяев — есть «самостоятельная ценность в мире, не растворимая в других ценностях, и эту ценность России нужно донести до божественной жизни… Есть тайна особенной судьбы в том, что Россия с ее аскетической душой должна быть великой и могущественной. Не слабой и маленькой, а сильной и большой победит она соблазн царства этого мира...». И «Будущее великого народа — продолжает Н.А. Бердяев — зависит от него самого, от его воли и энергии, от его творческой силы и от просветленности его исторического сознания. От «нас», а не от «них» зависит наша судьба. Но, «Сведение старых счетов не должно исключительно владеть нашим сознанием и волей. И отрицательная реакция не должна связывать нашу творческую энергию».

Будущее России прямо зависит от осознания и применения правительством ее национальной идеи как основы государственной идеологии! Только это сможет правильно расставить все приоритеты внутренней и внешней политики. «В сознании народов — пишет Н.А. Бердяев — расслабляющая идея блага и благополучия должна быть побеждена укрепляющей идеей ценности». Идея ценности это то, чему всю историю России самоотверженно служили и ради чего отдавали свои жизни лучшие ее люди — интересы русской нации и ее государства «а это предполагает религиозное отношение к жизни». Конечно, самоотверженное служение может быть и у не религиозных людей, но это будет служением лишь какой-то СВОЕЙ, а не НАЦИОНАЛЬНОЙ идее! Только любовь и искренняя вера в Господа и Его нравственные идеалы способны противостоять внутреннему и внешнему злу одолевающему Россию. Только они являются подлинной и единственной основой истинного благородства души, ее способности на самоотверженное бескорыстное служение людям и их государству, труды во благо им и самопожертвование ради них. Без любви и истинной веры в сердце — это невозможно! И здесь очень много работы над собой предстоит Русской православной церкви! Об этом Н.А. Бердяев писал что: «в русском непротивлении есть опасный, расслабляющий уклон, уклон от христианства к буддизму. Быть сильным духом, не бояться ужасов и испытаний жизни, принимать неизбежное и очистительное страдание, бороться против зла - остается императивом истинно-христианского сознания»....

Использует ли Россия шанс данный войной на государственное возрождение через достижение русской национальной идеи и исполнение своей великой исторической миссии? Сбережет, укрепит и умножит духовно-нравственный подъем народа, оплаченный такой страшной ценой? Или опять ее лидерам не хватит ума, нравственной и политической решимости, сил и воли к победе и они уступят ее врагам России вместе с пролитой кровью…?

14. 10. 2024 г.


Рецензии