Я закрываю глаза, чтобы видеть

Примечание: речь пойдет только о тех видах искусства, которые зависят от технического прогресса.

Мне нравится старая музыка, с её белым шумом и рассыпающимся звуком. Я люблю старые игры: графически отсталые, с мыльными текстурами. Старые фильмы с их выцветшей картинкой и первыми эффектами, действуют на меня совсем иначе нежели новые.

Я недавно заметил, что меня чарует это “некачество”. Оно стало атрибутом того времени, когда подход к искусству был более трепетный, когда запрос общества на искусство был куда сложнее чем сейчас, и потому продукт выдавали куда более интересный. А это “некачество” подчеркивает атмосферу тех произведений, наделяет их определенным шармом, уютом. Как ни странно, “некачество” не сужало задумку, а как будто наоборот - создавало ширину, пространство для фантазии. Например, из-за того, что графика в играх была прорисована не далеко, и затуманивалась на горизонте - мир игры казался бесконечным. В музыке, белый шум добавлял произведениям воздушный фон, из-за некачественно записанных инструментов появилась необходимость достраивать звук в голове, создавалось ощущение, что мы слышим намного меньше, чем на деле в произведении звучит, от того оно казалось нам бескрайним. Мы видели авторскую идею, миром правила идея, ведь технологии еще не позволяли качеством затмить саму суть композиции.

Почему я в первую очередь не могу понять большую часть современного искусства? Как только пришло “качество”, творцы расслабились, они стали качеством маскировать бездарность идеи, красивыми спецэффектами создавать динамичную иллюзию. Главное - обмануть зрителя, сделать эмоциональные качели, и ими замаскировать поверхностность произведения, его непроработанность. Сейчас всё стало кукольным, ненастоящим. И конечно, я понимаю, что таков запрос общества. Сейчас такое время, когда люди не хотят тяжелого искусство, в котором надо сидеть и разбираться, они заняты своей спешкой, своей беготней. А по природе, человек, когда движется - думает меньше. Но лично у меня, особенно от современной музыки такое ощущение, что со мной пытаются флиртовать, как с дешевой, легкой добычей, я просто не чувствую в этом продукте какое-то уважение к себе, и к своему времени. А вот “некачественное” искусство напротив - оно бережно ко мне, оно позволяет чувствовать себя в нём как дома, приглашая за стол, со словами “ты можешь прийти когда захочешь, и уйти, когда захочешь”. Мне очень важно чувствовать в произведении неограниченность во времени, чтобы было ощущение, что я его поглощаю и перевариваю, что оно не проходит куда-то мимо меня, не изменив, или улучшив во мне хоть что-то. Мне важно вести диалог с произведением, которое я изучаю, и вместе проживать с ним эмоции, мне важно чтобы оно со мной пыталось говорить, чтобы задавало мне неудобные вопросы и рылось в моей голове. Хорошее произведение - это как пообщаться с хорошим человеком, поспорить с ним о чем-то. Вот в чем дело, в старом искусстве я нахожу людей, которые пережили то же, что и я, и с ними это можно полноценно обсудить. Нет ощущения, что меня завлекают, дразнят больными темами, пытаются впутать в качели, чтобы незатейливо заработать денег. Здесь со мной хотят поговорить, мне хотят помочь. И даже если это всё обман, это хотя бы качественный обман, сделанный с любовью к искусству.

Кончено, и во времена “некачественнного искусства” было своё дерьмо, которое все считали еще менее качественным. Но с другой стороны: из-за того, что возможностей было меньше - пробивались единицы, а реально бездарное творчество просто не проходило вступительный экзамен для публикации. Нельзя было снять кино на телефон, и свободно выложить в соцсети; или в наушники записать трек, не зная нот, подкорректировать бесплатным автотюном и загрузить на все музыкальные площадки. Сейчас публикуют вообще всё, благодаря технологиям всё стало проще, и потому люди, ответственные за искусство - расслабились, и просто следуют за неискушенным обществом. Каждый месяц запросы людей видоизменяются, искусство движется с неимоверной скоротью, но совершенно неясно куда.


Рецензии