Итак, мы начинаем!
Шутка для уличного театра
Действующие лица:
КОЛОМБИНА
ПЬЕРО
АРЛЕКИН
ПРОЛОГ
Появляется Пьеро с длинной кистью и рулоном из нескольких листов плотной бумаги в руках. Он кладет кисть и рулон на стол, разворачивает первый лист. На плакате портрет плачущего Пьеро и надпись: «Жизнерадостный молодой мужчина ищет жену». Отбрасывает плакат.
ПЬЕРО (разговаривает сам с собой). Нет, это не то… Неактуально… Ну, почти неактуально… Хотя… Все равно ее все время приходится искать. Что за манера: постоянно исчезать куда-то… (Разворачивает следующий плакат.)
На плакате портрет веселого Арлекина и надпись: «Арлекин. Разыскивается за хулиганство». Аккуратно откладывает лист.
Тоже не то, хотя жаль… Ладно, потом повешу где-нибудь в городе… Поглядим, как он будет веселиться, голубчик…
Разворачивает третий лист. На нем двойной портрет Пьеро и Арлекина и надпись: «Недорого. Коломбина сдаст в аренду двух бездельников». С отвращением отбрасывает.
А это еще что?! Наверняка, дурацкая шутка негодяя Арлекина. Не могла же она… или могла?.. (со вздохом) Могла… Очень даже могла. (Возмущенно.) Но как она могла?! Ну, Арлекин — да, он известный бездельник. Но я-то!.. Прямо плакать хочется…
Разворачивает последний лист — афишу с надписью: «Премьера! Комедия дель арте. Пьеро в роли Пьеро. Арлекин в роли Арлекина. Коломбина в роли Коломбины». Некоторое время уныло смотрит на плакат, потом мажет стену кистью и прикрепляет афишу к стене. Рядом прислоняет кисть.
Вот почему, когда у нас премьера, афиши всегда расклеиваю я? Шатер для представлений ставлю я… За едой для всех бегаю я… И мусор выношу… И все эти, как их… связи с общественностью... тоже на мне. Это как-то само собой выходит. Всё я. И все тумаки и насмешки достаются мне…
Смотрит в зал.
Ой… Здрасьте… Очень приятно… А что это вы здесь делаете?.. Премьера ведь не сегодня… Или сегодня? (Задумывается на мгновение.) Нет, точно не сегодня! Она будет… ну… будет, когда будет… Мы пока репетируем… вроде как… когда получается… Когда этот бездельник Арлекин не портит нам жизнь. И когда Коломбина не кокетничает со всякими бездельниками из зрительного зала… Ой… Извините, пожалуйста. Я не вас имел в виду… это другие — бездельники… те, которые бездельники…
Злится на себя, отворачивается от зала, несколько раз топает ногой и бьет себя по щекам. Поворачивается с нарочитой улыбкой.
Ну, короче говоря, премьера обязательно будет. Когда-нибудь… А пока, раз уж вы оказались в нашем театре, посмотрите, как мы живем вне великого театрального искусства. Так сказать, как существуем за сценой. Смейтесь с нами… Хотя лично мне от всего этого хочется плакать… Но это амплуа такое… Ой… забыл представиться. Меня зовут Пьеро, и в нашем театре я исполняю роль Пьеро. Нас тут всего трое. Еще есть Арлекин, и он обычно играет негодяя (гневно, распаляясь), самого распоследнего негодяя, негодяя из негодяев… (резко успокаивается, выдыхает) в общем, самого себя. И есть прекрасная Коломбина, моя возлюбленная Коломбина, которая тоже играет саму себя — прекрасную Коломбину. Мою возлюбленную Коломбину… Мне хочется плакать… Такой уж у нас театр. Комедия дель арте. То есть, театр масок, театр уличный… (Доброжелательно, делая приглашающий жест.) Смотрите сами, ведь наш театр открыт полностью и для всех. (Мрачно.) Тем более, у нас даже нет занавеса.
Пьеро кланяется и уходит, но сразу же возвращается.
(Торжественно.) Итак, мы начинаем! (Пауза.) Это, между прочим, из оперы «Паяцы»!
Кланяется, уходит, и снова возвращается.
И, пожалуйста, не бросайте в нас тухлыми помидорами и другими съедобными предметами. Уборщицы потом очень недовольны. (Пауза.) Ну, или, если уж вы принесли их с собой, сложите потом вон там, в уголке. Тогда мне не придется бегать сегодня за едой… (Вздыхает.) Спасибо.
Снова кланяется, забирает кисть и, волоча ее, скрывается за кулисами.
Афиша немедленно падает.
СЦЕНА ПЕРВАЯ
На сцене в веселом танце появляются Коломбина и Арлекин. Танец завершается объятьями. Появляется Пьеро. Он вскрикивает, Коломбина и Арлекин отскакивают друг от друга.
ПЬЕРО. А! (закрывает рукавом глаза) А! Что я вижу? Я не верю своим глазам! Коломбина! Как ты могла!!!
КОЛОМБИНА (хладнокровно). Что?
ПЬЕРО. Что — что?
КОЛОМБИНА. Что я могла как? Как я могла что?
ПЬЕРО. Как что?! Она еще спрашивает! (Чмокает, изображая поцелуи.) Вот это вот все! Коварная! Ты убиваешь меня!
КОЛОМБИНА. Ой, не устраивай трагедий, пожалуйста. В конце концов, у нас ведь комедия.
ПЬЕРО. Комедия! Всадить нож мне в грудь! Прямо в сердце! Ударить в спину! Для тебя это комедия?!
АРЛЕКИН (в зал). Бедняга, он даже не разобрался, куда его ударили — в грудь или в спину…
КОЛОМБИНА. Пьеро, ты смешон.
ПЬЕРО. И очень хорошо, что смешон. У нас ведь комедия. Ты сама сказала. (Трагически.) Но как ты могла! И с кем! С кем?!
КОЛОМБИНА. С кем?
ПЬЕРО (указывая на Арлекина). А вот с ним!
КОЛОМБИНА (с деланным изумлением). С ни-им?..
АРЛЕКИН (с деланным изумлением). Со мно-ой?! (Хладнокровно.) Ничего подобного!
ПЬЕРО (Коломбине, со страстью). Меня обман твой превращает в камень! (В зал, спокойно.) Это из «Отелло», между прочим.
КОЛОМБИНА. Пьеро, повторяю: ты смешон. Что за дурацкую сцену ревности ты устраиваешь?
АРЛЕКИН (в зал). Отелло нашелся… Не хватало еще, чтобы он начал требовать у нее платок (достает платок, сморкается).
ПЬЕРО (указывая на Арлекина). Что ты в нем нашла?! Это где и как надо было искать, чтобы что-то в нем найти! В этом клоуне…
АРЛЕКИН. Сам такой!
ПЬЕРО. В этой уличной бездарности…
АРЛЕКИН. И кто бы говорил!
ПЬЕРО. В этом халтурщике…
АРЛЕКИН. Ты на себя посмотри!
ПЬЕРО (все больше накручивая себя). В этом ложном кумире публики, переоцененном критикой!
АРЛЕКИН (в зал). А вот сейчас было обидно…
ПЬЕРО. О, Коломбина… Я рыдаю! Я просто не могу поверить…
КОЛОМБИНА (хладнокровно). Тебе показалось.
ПЬЕРО. Что показалось?
КОЛОМБИНА. А все.
ПЬЕРО. Что — все?
КОЛОМБИНА. Все то, во что ты не можешь поверить.
ПЬЕРО. Ты уверена?
КОЛОМБИНА. В чем?
ПЬЕРО. Ну… в том, что мне это показалось…
КОЛОМБИНА. Что?
ПЬЕРО. Ну… то, во что я не могу поверить…
КОЛОМБИНА. А-а. Да, абсолютно уверена.
АРЛЕКИН (в зал, восхищенно). Как она это делает! Актриса!
ПЬЕРО. Тогда хорошо... Ты меня успокоила… Прямо камень с души…
АРЛЕКИН (в зал). Ага. И нож из сердца. Или из спины…
ПЬЕРО. Вот только интересно знать, почему, когда это связано с тобой, мне все время кажется какая-нибудь гадость? То ты в гримерке с этими местными бездельниками, своими поклонниками, то прямо на сцене с Арлекином… Нет, чтобы показалось что-нибудь приятное…
КОЛОМБИНА. Что, например?
ПЬЕРО. Даже не знаю… Ну… например, как ты бегаешь по лугу за бабочками… в костюме зайчика.
АРЛЕКИН (закатывает глаза, в зал). У-у-у… Пожалуй, мне лучше исчезнуть. Пока ему не показалось, как я в костюме хомяка иду на рыбалку… (Исчезает за кулисами.)
КОЛОМБИНА. В костюме зайчика, значит?
ПЬЕРО. Да. В розовом таком, пушистом…
КОЛОМБИНА (после паузы). Тебе не показалось.
ПЬЕРО. Что?
КОЛОМБИНА (чмокает, изображая поцелуи). Вот это вот все! С Арлекином.
ПЬЕРО. А-а! Как ты могла! Я рыдаю!
КОЛОМБИНА. Да ты вечно рыдаешь.
ПЬЕРО. А что я могу сделать? Я ведь Пьеро. Мне по роли положено рыдать. Это ведь комедия дель арте…
КОЛОМБИНА. А мне в таком случае положено обманывать тебя с Арлекином. Поскольку это комедия дель арте!
ПЬЕРО. О, жестокий мир театра! О злая судьба артиста!..
КОЛОМБИНА. Шут ты гороховый, а не артист!
ПЬЕРО (патетически). Да, я шут, я циркач, так что же?.. (В зал.) Это из «Принцессы цирка», между прочим.
КОЛОМБИНА. Как же ты мне надоел с твоими вечными надуманными страстями! Я ухожу.
ПЬЕРО. Я должен позвонить маме… (достает мобильный). Мама? Мама, она опять…
КОЛОМБИНА (в зал). Он еще и ябеда. (Уходит.)
ПЬЕРО (в зал, печально). А тут еще у нас на базаре, прямо рядом с нашим балаганом, поставил свой шатер бродячий цирк. Когда я сегодня шел на службу, рядом с цирком клоуны курили. А я стихи сочинял. Для нее… для Коломбины… Решил почитать им, а клоуны меня побили… Я сейчас маме пожаловался, она спрашивает: «Серьезно они тебя побили?» А я отвечаю: «Нет, весело так, с шутками и прибаутками…» Я рыдаю…
СЦЕНА ВТОРАЯ
Появляется Арлекин.
ПЬЕРО. Явился, предатель…
АРЛЕКИН. Ой, к чему этот пафос? Мы ведь друзья.
ПЬЕРО. Тоже мне друг… Друзья так не поступают!
АРЛЕКИН. Вот и я о том же. Как друг может подозревать друга?
ПЬЕРО. Подозревать?! А вот это вот все (чмокает, изображая поцелуи)?! Это уже не подозрение, это доскональный факт! Как ты мог? Ты же знал, как я обожаю Коломбину!
АРЛЕКИН. Откуда я мог знать?!
ПЬЕРО. Да я же только об этом и говорю целыми днями. В стихах и в прозе!
АРЛЕКИН. Ой, я тебя никогда не слушаю. Ты вечно несешь какую-то ерунду.
ПЬЕРО. Нет, ты знал! Знал! Знал! Ты нарочно, чтобы мне досадить! Черная ты душа!
АРЛЕКИН (в зал,с наигранной страстью).
Я черен, вот причина. Языком
Узоров не плету, (указывая на Пьеро)
Как эти франты.
(В зал, совершенно спокойно.) Тоже, кстати, из «Отелло». (Пьеро.) Между прочим, и черные души имеют значение! И вообще, радуйся, что мы не в Америке, а то я бы тебя засудил, расист.
ПЬЕРО. Я — расист? Я — расист?! Да как я могу?! У меня двоюродный дедушка был Буратино! Но ты другое правильное слово сказал — суд! (С пафосом.) Пусть будет так! Пусть нас рассудит поединок! (Начинает искать какое-нибудь оружие.)
АРЛЕКИН (отмахиваясь). Ой, прекрати дурачиться, пожалуйста. (В зал.) Итак, вот уже четыре дня, как я одержим сильной страстью. Вы знаете, как пылко я умею желать, с каким неистовством преодолеваю препятствия, но вы не знаете, как одиночество распаляет желания! У меня теперь лишь одна мысль. Лишь об одном думаю я целый день, и оно же снится мне ночью. Я во что бы то ни стало должен обладать этой женщиной, чтобы не оказаться в смешном положении влюбленного, ибо до чего только не доведет неудовлетворенное желание!
ПЬЕРО. Он еще издевается!.. Какой цинизм!
АРЛЕКИН (спокойно). Я не издеваюсь, я репетирую. Фрагмент из «Опасных связей». (Игриво.) Я, естественно, исполняю роль виконта де Вальмона. (С достоинством кланяется залу.) Это будет моя лучшая роль! Море страсти! Уверен, зрители будут в полном восторге! (В зал.) Да, девушка? Да? Мадам, ваше мнение? (Пьеро.) А ты, как всегда, являешься со своим дурацким нытьем, и мешаешь мне готовиться к триумфу.
Пьеро его не слушает. Он, наконец, обнаруживает свою кисть и хватает ее.
ПЬЕРО. А-а! Вот она! Защищайся!
Короткая пантомима на двоих. Пьеро встает в фехтовальную позу, танцуя, делает несколько выпадов. Все это получается у него крайне неловко. Арлекин с легкостью отнимает у противника оружие и несколько раз легонько бьет Пьеро. Тот замирает и с покорностью принимает удары.
Ой… Ай…
Появляется Коломбина.
КОЛОМБИНА. Развлекаетесь?
АРЛЕКИН (бросая кисть). Да так, немножко… Ему нравится.
КОЛОМБИНА. У вас одни развлечения на уме. А репетировать кто будет? Премьера на носу.
АРЛЕКИН (в зал). Деловая, сил нет… А полчаса назад такая романтичная вся была… И как в ней это совмещается? (Коломбине.) Я, между прочим, как раз репетировал, пока не притащился этот нытик. Хочешь покажу монолог. Это грандиозно.
КОЛОМБИНА. Нет, спасибо. Давай, вернемся к этому позже.
ПЬЕРО. Коломбина, вернись!
КОЛОМБИНА. Вообще-то я никуда не ухожу. Я вообще-то только пришла.
ПЬЕРО. Да я же не об этом! Вернись ко мне!
КОЛОМБИНА. И что мы будем делать?
Пьеро. Мы поженимся и будем любить друг друга! Я буду каждый день читать тебе свои стихи… Вот послушай:
О, Коломбина!
Твои губы — малина,
Твои очи — как ночь!
Без тебя мне не в мочь.
(В зал.) Это я сочинил до того, как меня побили клоуны. А вот дальше:
О, Коломбина!
Как в книге старинной,
По тебе я страдаю,
Каждый день я рыдаю…
О, Коломбина!
Забудь Арлекина…
(После короткой паузы.) Потому что он ползучий гад и подлая скотина… Дальше я еще не придумал.
АРЛЕКИН (в зал). Ну, Пушкину здесь делать нечего. Он нервно закуривает, отменяет свой юбилей и спешно уезжает в Михайловское…
КОЛОМБИНА. И что, вот так — каждый день?
ПЬЕРО. Да! И каждую ночь. При волшебном свете звезд…
АРЛЕКИН (в зал). Я думал, он просто нытик, а он, оказывается, романтик.
КОЛОМБИНА. Очень заманчиво. Но под светом звезд может быть холодно. Где мы будем греться? Где он будет, наш семейный очаг? Не у меня же в съемной комнате?
ПЬЕРО. У меня!
КОЛОМБИНА. То есть, у твоей мамы…
ПЬЕРО. Почему у мамы?.. У меня… у нас… у нас с мамой… Ну, что ты опять начинаешь… Моя мама — хорошая.
КОЛОМБИНА. Вот и женись на своей маме!
ПЬЕРО (строго). На мамах жениться нельзя!
АРЛЕКИН (в зал). Мамма миа! Это почему еще? Я бы, например, охотно женился на его маме. Серьезная женщина. И замечательно готовит. (Пауза.) Но, конечно, есть одно препятствие. Возникающий в этом случае пасынок-придурок… Мамма миа…
КОЛОМБИНА (Арлекину). А ну, исчезни! Мне хватает Пьеро с его мамой. А тут еще ты с ней же!
АРЛЕКИН. Ухожу-ухожу. Общайтесь. (Уходит.)
ПЬЕРО. И вообще, я ухаживаю за вами с мамой совсем по-разному. Маме я покупаю лекарства, а тебе сочиняю стихи.
КОЛОМБИНА. А, так это ты ухаживаешь за мной? Почему тогда ты ни разу не подарил мне цветов?
ПЬЕРО. Я не могу видеть, как они увядают в вазе, как роняют свои лепестки, будто слезы… Я начинаю рыдать… (Поет.) Белые розы, белые розы, беззащитны шипы… (В зал, абсолютно спокойно.) Это из одной старинной песни.
КОЛОМБИНА. Ну, допустим, что так. А почему ты ни разу не пригласил меня в ресторан?
ПЬЕРО. Ты хочешь есть? Так что же сразу не сказала? Поедем ко мне! Моя мама замечательно готовит!
КОЛОМБИНА (обреченно). Пьеро… Я тебя сейчас стукну.
ПЬЕРО. За что!
КОЛОМБИНА. Не за что, а почему!
ПЬЕРО. Почему?
КОЛОМБИНА. По башке твоей дурацкой!
ПЬЕРО. Хорошо. Бей меня! Бей! Я привык. Меня все бьют. Я ведь тот, кто получает пощечины… (В зал.) Есть такая пьеса у писателя Леонида Андреева… (Трагически.) Я все понял! Ты любишь этого прощелыгу Арлекина!
КОЛОМБИНА (устало). Не говори глупостей, никого я не люблю. И вообще, знаешь, Пьеро, в тебе нет ни капли здравого смысла! (Уходит.)
ПЬЕРО (с пафосом).
Ты наряжайся и лицо мажь мукою,
Ведь публика платит, она хочет смеяться!
А Коломбину Арлекин похищает,
Так смейся, Паяц, и всех потешай!
Под шуткой скрывай рыданья и слезы,
Под гримасой смешной муки ада. Ах!
Смейся, Паяц, над разбитой любовью,
Смейся, Паяц, ты над горем своим!
(С надрывом.) О-о! Как бы я сыграл Канио в «Паяцах». Да, мне бы даже играть не пришлось! О-о! Это была бы моя звездная роль! Реки крови!!! Публика была бы в полном восторге! (В зал, совершенно спокойно.) Анекдот. Просто, чтобы разрядить обстановку. Приходит человек к психиатру и жалуется на непроходящую депрессию. Тот выписывает ему разные лекарства, назначает массаж, иглоукалывание… Ничего не помогает. Тогда врач говорит ему: «Сходите в цирк, там выступает знаменитый клоун, говорят, он может развеселить буквально любого». А больной отвечает: «Ничего не получится, доктор, этот клоун — я!» (После короткой паузы.) Дамы и господа, этот клоун — я… (С отчаянием.) Я рыдаю!.. Я должен позвонить маме… (Уходит.)
СЦЕНА ТРЕТЬЯ
С разных сторон сцены в легком танце появляются Коломбина и Арлекин. Он пытается схватить ее за руку, но она уворачивается.
КОЛОМБИНА. Не трогай меня!
АРЛЕКИН. Ты что, снова с ним, с этим плаксой Пьеро? После всего, что ты мне говорила?
КОЛОМБИНА. Тебе показалось.
АРЛЕКИН. Что?
КОЛОМБИНА. А все, что я тебе говорила.
АРЛЕКИН. Все?
КОЛОМБИНА. Все.
АРЛЕКИН. Прямо вот все-все-все?
КОЛОМБИНА. Абсолютно.
АРЛЕКИН (в зал). А вот сейчас было обидно…
Коломбина делает несколько красивых па, раскланивается с залом.
Значит, ты не хочешь выйти за меня замуж?
КОЛОМБИНА (пританцовывая). Не-хо-чу.
АРЛЕКИН (в тон ей). По-че-му?
КОЛОМБИНА. Потому что, не хочу!
АРЛЕКИН. Я понял! Ты все-таки любишь этого нытика Пьеро!
КОЛОМБИНА. Да никого я не люблю, что ты пристал!
АРЛЕКИН. Не-ет! Ты любишь его, и нарочно заигрываешь со мной, чтобы вызывать его ревность.
КОЛОМБИНА. И зачем мне это, скажи, пожалуйста?
АРЛЕКИН. А чтобы он скорее позвал тебя замуж.
КОЛОМБИНА. Позвал? Чтобы он меня позвал? Да мне стоит глазом моргнуть, и он будет на коленях умолять меня выйти за него!
АРЛЕКИН. Так чего же ты не моргаешь?
КОЛОМБИНА. Не моргаю, и все!
АРЛЕКИН. Боишься, что тушь осыплется? Так ты потренируйся перед зеркалом.
КОЛОМБИНА. А вдруг это будет кривое зеркало. У нас же тут балаган. В кривом зеркале такое можно увидеть…
АРЛЕКИН. Какое?
КОЛОМБИНА. Ужасное. Вроде тебя.
АРЛЕКИН (довольный). Ну вот, ты опять со мной заигрываешь… Значит, ты не хочешь выходить замуж за Пьеро?
КОЛОМБИНА. Нет, сказала же.
АРЛЕКИН. Это хорошо. А за меня выйдешь?
КОЛОМБИНА. Нет! Нет! И еще раз — нет!
АРЛЕКИН. А почему?
КОЛОМБИНА (закатывая глаза). А потому что ты — зануда!
АРЛЕКИН. Я не зануда. Разве я зануда? Какой же я зануда? Нет, я не зануда.
КОЛОМБИНА. Да неужели? А кто ж ты тогда?
АРЛЕКИН. Я серьезный. И солидный.
КОЛОМБИНА. Ты — солидный? Солидные люди и за девушками ухаживают солидно. Почему ты никогда не даришь мне цветов?
АРЛЕКИН. Ну… здравый смысл подсказывает, что это бессмысленно.
КОЛОМБИНА. Это почему еще?
АРЛЕКИН (чуть подумав). Так тебе же и так после каждого представления дарят цветы… Мой букет просто затерялся бы среди других… Я не хочу быть, как все.
КОЛОМБИНА. Какие это все?
АРЛЕКИН. А все эти местные бездельники, твои поклонники…
КОЛОМБИНА. Ну, допустим. А почему ты ни разу не пригласил меня в ресторан?
АРЛЕКИН. А зачем? К чему этот пафос? Мы можем купить все прямо здесь, на базаре, и поехать ко мне. У меня прекрасная новая плита. Ты все приготовишь, и мы с удовольствием поедим. Поехали?
КОЛОМБИНА (с угрозой). Арлекин, я тебя сейчас стукну.
АРЛЕКИН. И почему я раньше не замечал, что ты так плохо воспитана?..
КОЛОМБИНА. А в тебе нету ни капли романтики.
АРЛЕКИН. Неправда! Во мне полно романтики! Килограммов семьдесят первосортной романтики. Качественной! Кровь с молоком!
КОЛОМБИНА. Я не знаю насчет молока, но, если ты сейчас от меня не отстанешь, кровь точно прольется. Твоя, качественная! Уйди с глаз!
АРЛЕКИН. С глаз… с глаз… Смотри, чтобы у тебя с глаз тушь не осыпалась. (Уходя.) А все-таки зря ты не хочешь за меня замуж. (Скрывается за кулисами.)
КОЛОМБИНА (в зал). Нет, ну, правда ведь, зануда…
АРЛЕКИН (выглядывая из-за кулис). А вот вышла бы ты за меня замуж, все бы тебе завидовали!..
Коломбина снимает туфлю и швыряет в Арлекина, тот исчезает.
КОЛОМБИНА (в зал). К вопросу о зависти. У меня есть одна подруга, которой все завидуют. Все думают, что она очень богатая, потому что у нее в Инстаграме много фотографий в разных шубах. А она просто работает в театре гардеробщицей. (Уходит.)
СЦЕНА ЧЕТВЕРТАЯ
С разных сторон на сцену выходят Арлекин и Пьеро.
АРЛЕКИН. Послушай, так дальше продолжаться не может.
ПЬЕРО. Да, это невыносимо! Мне все время хочется рыдать.
АРЛЕКИН. Да плевать на твои рыдания! Ситуация разрушает коллектив. На носу премьера, а у нас тут итальянские страсти… Ты демонстративно страдаешь, Коломбина кидается туфлями…
ПЬЕРО. И правильно делает! В тебя еще не тем нужно кинуть!
АРЛЕКИН. А чем?
ПЬЕРО. А тем!
АРЛЕКИН. Ну, чем? Чем?
ПЬЕРО. Тухлым помидором, вот чем!
АРЛЕКИН. Эка невидаль. В меня и так зрители после каждого представления помидорами швыряют. В тебя, кстати, тоже.
ПЬЕРО. Нет, в меня чаще гнилыми яблоками… (Поет.) Яблоки на снегу, розовые на белом… (В зал.) Это из одной старинной песни.
АРЛЕКИН. Что ты несешь? Как яблоки могут быть на снегу? Они могут быть на прилавке или в вазе! А у нас тут в балагане — балаган! Коллектив рассыпается. Надо это прекратить.
ПЬЕРО. Вот и прекрати приставать к Коломбине.
АРЛЕКИН. Не могу. Самолюбие не позволяет. У тебя нет самолюбия, вот ты и прекрати.
ПЬЕРО. А я вот возьму сейчас и проявлю твердость характера!
АРЛЕКИН. Да-а? Ну, валяй.
Пьеро подходит к рампе, делает подряд несколько глубоких вдохов.
ПЬЕРО. Не прекращу. Вот.
АРЛЕКИН. Молодец. Красиво выступил. Уважаю. Ну, стало быть, тупик. А на носу премьера. Так что делать-то будем?
ПЬЕРО. Не знаю. Я, наверное, буду рыдать… Нервы на пределе… Прорыдаю до премьеры, а потом просто не смогу играть… О, моя Коломбина!
АРЛЕКИН. Да погоди ты со своей Коломбиной!
ПЬЕРО (обрадованно). Вот! Ты сам сказал, что она моя! Сам сказал!
АРЛЕКИН. Да помолчи ты минуту! Дай сосредоточится. Ты какое-то слово сказал. Правильное. А, вот — играть! Давай сыграем, и кто выиграет, тому и достанется Коломбина. Это будет честно.
ПЬЕРО. Ладно, я согласен. Предоставим решение судьбе.
АРЛЕКИН. Ну, к чему этот пафос! В камень-ножницы-бумагу?
ПЬЕРО. Давай!
Они играют несколько раз подряд, но каждый раз оба выкидывают одинаковые предметы.
АРЛЕКИН. Нет, ничего не выйдет. Мы слишком долго знаем друг друга. Может, в «жука»?
ПЬЕРО. А как в него играют?
АРЛЕКИН. Один игрок водит. Он поворачивается спиной к остальным, кто-то из них тыкает его в спину, и он должен угадать — кто. Если угадает, ударивший занимает его место, а если нет, снова поворачивается спиной. Короче, угадал — выиграл, нет — проиграл.
ПЬЕРО. Ну, давай. А кто будет первым водить?
АРЛЕКИН. А мы сейчас посчитаемся. (Начинает с себя.) Раз-два-три-четыре. Ты водишь.
ПЬЕРО. Странная какая-то считалка. Давай другую.
АРЛЕКИН. Ладно. Неохота мне с тобой спорить. Давай, начнем с тебя, чтобы было честно. Раз-два-три-четыре-пять. Это будешь ты опять.
Пьеро вздыхает, разводит руками и поворачивается спиной. Арлекин пихает его в спину и выставляет вперед кулак с поднятым большим пальцем.
ПЬЕРО (поворачивается, хлопает Арлекина по руке). Ты!
АРЛЕКИН. Не угадал.
ПЬЕРО (вздыхая). Ладно, давай, еще! До трех раз.
Пьеро снова поворачивается спиной, Арлекин снова пихает его в спину.
ПЬЕРО (поворачивается). Ты!
АРЛЕКИН. И опять не угадал. Коломбина моя!
Появляется Коломбина в нарядном платье и с букетом.
КОЛОМБИНА. Развлекаетесь?
ПЬЕРО (смущенно). Не-не… Мы это…
АРЛЕКИН. Репетируем мы...
ПЬЕРО. Ага. Премьера же на носу…
КОЛОМБИНА. Не ожидала от вас… Молодцы! Вот что значит ставить общественное выше личного. Но сегодня без меня.
ПЬЕРО. Это почему?
АРЛЕКИН. И чего это ты так вырядилась?
КОЛОМБИНА. А у меня как раз сегодня личное выше общественного.
АРЛЕКИН. Это в каком это смысле?
ПЬЕРО. Ой, сердце мне подсказывает, что в плохом… Учитывая это платье, и цветы, и то, что она даже не ругает нас… Похоже, я сейчас заплачу…
КОЛОМБИНА. В самом хорошем смысле. У меня свидание.
АРЛЕКИН (с надеждой). Со мной?!
ПЬЕРО. С ним?!
КОЛОМБИНА. Вот еще! Нет, один из местных бездельников, моих поклонников, пригласил меня в ресторан. Под открытым небом. Так что мы будем ужинать при волшебном свете звезд. Ну все, пока-пока! (Уходит.)
Пауза. Арлекин и Пьеро некоторое время смотрят друг на друга, затем следует короткая пантомима на двоих, изображающая изумление, огорчение, разочарование.
ПЬЕРО (Арлекину). Ну, что, получил?
АРЛЕКИН. Столько же, сколько и ты. Как в день зарплаты. Хотя это и несправедливо. В конце концов, я ведь большой артист…
ПЬЕРО. Ну какой ты большой, в зеркало на себя посмотри.
АРЛЕКИН (в зал). А вот сейчас было обидно… (Пьеро.) Между прочим, переходить на личности нетолерантно. Радуйся, что мы не в Америке, а то я бы тебя засудил. Моральный ты садист!
ПЬЕРО. Я садист? Я садист?! Как я могу? Я — тот, кто получает пощечины! Вечно ты начинаешь…
АРЛЕКИН. Ты сам первый начал!
ПЬЕРО. Нет, ты!
АРЛЕКИН. Нет, ты!
Замахиваются друг на друга, начинают толкаться, потом расходятся по разным краям сцены, некоторое время молчат.
ПЬЕРО. И что она в нем нашла?
АРЛЕКИН. В ком?
ПЬЕРО. Ну в этом, ее поклоннике…
АРЛЕКИН. А ты его видел?
ПЬЕРО. Нет.
АРЛЕКИН. Наверно, зануда какой-нибудь.
ПЬЕРО. Ага. И плакса.
АРЛЕКИН. И урод, как из кривого зеркала.
Арлекин и Пьеро выходят на середину сцены. Начинают кривляться, изображая человека перед кривым зеркалом. Незаметно появляется Коломбина.
Арлекин и Пьеро садятся рядом.
ПЬЕРО. А это здорово — дружить против кого-то…
АРЛЕКИН. Еще бы. Кстати, ты слышал, соседний цирк, ну, тот, клоуны из которого тебя побили, разорился.
ПЬЕРО. Так быстро?
АРЛЕКИН. Ага, у них главный номер был — танцующие блохи, так их прима-балерина сбежала.
ПЬЕРО. Да ну?! С кем?
АРЛЕКИН. С пуделем!
Оба хохочут.
Коломбина выходит на середину сцены, качает головой.
КОЛОМБИНА. Какие же вы дураки! (После паузы.) Как же я вас люблю!
Коломбина подзывает Арлекина и Пьеро, те робко подходят к ней с двух сторон. Она целует того и другого в щеку и начинает танцевать, заставляя их следовать за собой. Те танцуют сперва неохотно, но потом увлекаются. Герои, раскланиваясь, в веселом танце скрываются за кулисами.
Пауза.
Появляется Коломбина, она явно раздражена, в руках у нее несколько листков бумаги. Сердито швыряет листки на стол.
КОЛОМБИНА (в сторону кулис). Вглядись в мое лицо, дышащее ненавистью, впивайся в него ненавидящим взглядом! Время и злоба могут обезобразить его, порок может оставить на нем свой след; когда-нибудь оно превратится в лицо гнусной старухи, всем внушающей ужас, но ты до конца своих дней будешь видеть в нем мои черты! (В зал.) «Медея». Пьеса Жана Ануя. Но в самом деле — какой же он негодяй! Так поступить со мной… Да еще перед самой премьерой! Я даже представить себе не могла, что он способен выкинуть такой номер… Да и никто не мог себе этого представить! Он — и вдруг такое… Совершенно не его амплуа. Притворщик! Скотина безрогая… ладно, пусть, рогатая… Ай, это сейчас уже совершенно неважно! Хотя, может быть, он просто сошел с ума? Тем более, лесенка там невысокая, сойти было нетрудно. Да, нет, сумасшествие тут ни при чем — он просто негодяй! А я была так наивна… так доверчива… так нежна с ним… У-у, змей!.. Впрочем, даже эта невероятная подлость не должна помешать мне! Ничто не должно повредить премьере! Шоу маст гоу он! Но как я теперь сыграю Медею! О-о! Страсть и кровь!!! Вулкан страстей и крови! Это будет моя лучшая роль!!!
Коломбина забирает со стола листки и уходит. Из-за кулис, со стороны, противоположной той, куда ушла Коломбина, появляется ссутулившийся Арлекин. В руках у него кисть и рулон. Он кладет их на стол.
АРЛЕКИН (в зал). Да уж… История, доложу я вам, крайне неприятная… Вот. (Печально. Достает из кармана бумажку.) Вот его записка… (Тяжело вздыхает.) Да… Пьеро, наш Пьеро… перед тем, как… как… он… он оставил записку… Короче… (Пауза.) Короче, этот нытик сбежал. (Энергично.) И ладно бы, просто сбежал, так ведь нет! Он сбежал с одной из зрительниц. Скандал! Что скажете, девушка? А ваше мнение, мадам?.. Совершенно с вами согласен. Абсолютно аморальный поступок. Но вы только представьте себе, оказывается, у этого бездаря, у этого халтурщика, у этого ложного кумира публики были поклонницы! Ну… по крайней мере, одна поклонница — точно была. Та, с которой он сбежал. В конце концов, и это бы ладно — сбежал и сбежал. С поклонницей, так с поклонницей. Но, оказывается, она миллионерша! Не зря говорят, дуракам счастье… Впрочем и это бы — пускай себе. Я не завистлив. Сбежал — и сбежал, с миллионершей — так с миллионершей… Но теперь всеми делами по хозяйству приходится заниматься мне. И вот это уже подлость с его стороны! Все эти, как их… связи с общественностью — теперь на мне… и мусор выношу… и афиши эти проклятые расклеиваю… (Разворачивает первый лист рулона.)
На листе портрет Пьеро и надпись: «Разыскивается! В награду — билет на представление!» Арлекин отшвыривает лист.
Бессмысленно! Ищи его теперь свищи! Где-нибудь на Мальдивах прохлаждается. А с Мальдив выдачи нет…
Разворачивает следующий лист. На нем портрет Арлекина и надпись: «Срочно! Солидный мужчина ищет серьезную женщину». Аккуратно откладывает в сторону.
(Немного смущенно.) Ну… это… я потом…
Разворачивает третий лист. Это афиша-объявление о премьере. Отбрасывает его.
Это теперь вообще не актуально! Какая тут премьера?.. Это уже не балаган, а… балаган… какой-то… Да куда ж это объявление-то запропастилось?! Ладно, скажу так. Уважаемые дамы и господа! Нам очень нужен новый Пьеро! Нет желающих? Вот вы, господин в третьем ряду, не хотите присоединиться к нашей труппе? Нет? Условия подходящие, коллектив дружный, доброжелательный, работа интересная… творческая. Ну, что говорить? Вы сами все видели. Нет? Не хотите? А вы? Ну, хоть по знакомым передайте: так, мол, и так — требуется Пьеро для комедии дель арте…
Появляется Коломбина. Она собрана, деловита, в очередном платье.
(Коломбине, грустно.) Никто не хочет.
КОЛОМБИНА. Ничего! Пьеро обязательно появится. Не может не появиться. А пока — соберись и давай репетировать. Шоу маст гоу он!
Из-за кулис медленно появляется Пьеро. Коломбина и Арлекин изумленно смотрят на него.
ПЬЕРО (виновато). Что? Ну, что?.. Я пошутил… Я… Я наврал… Нет у меня никаких поклонниц... Я просто… Я хотел… хотел, чтобы вы почувствовали…
АРЛЕКИН. Я тебя сейчас как тресну палкой — вот тогда ты сам почувствуешь…
КОЛОМБИНА. Вернулся, значит…
ПЬЕРО. Нет…
АРЛЕКИН. Что значит — нет?!
ПЬЕРО. Так я ведь никуда и не уходил.
АРЛЕКИН. Та-ак! Все-таки я тебя тресну!
ПЬЕРО. Но за что?! Ведь теперь тебе не придется выносить мусор и расклеивать афиши…
АРЛЕКИН. А моральный ущерб?! А нервное потрясение? Не-ет, я тебя все же тресну…
КОЛОМБИНА. Все! Стоп! Хватит! Тресну-тресну… У меня голова от вас трескается! А нам нужно репетировать. Возвращаемся к предыдущей сцене!
Коломбина снова подзывает Арлекина и Пьеро, те подходят к ней с двух сторон. Она заставляет того и другого поцеловать ее в щеку и начинает танец. Те танцуют сперва неохотно, но потом увлекаются.
Конец
Свидетельство о публикации №224101400592