Проклятие и благословение змея
Теперь необходимо вернуться к Евангелие. Почему же Христос призывает Своих учеников брать пример со змея, вопреки прежнему проклятию из Книги Бытия? Если Бог говорит, что нужно брать пример со змея, значит он благословляется, потому что нельзя благословить яблоко, отказав в этом яблоне. Как же понимать слова Христа? Ответ на этот вопрос следует искать в природе этого земноводного. Змеи – спокойны, выдержаны, не делают лишних движений, не моргают, всегда одинаково невозмутимы и хладнокровны, скрыты, открывают пасть только в случаях защиты и пропитания, сторонятся человека, легко приспосабливаются к любым условиям: лес, поле, пустыня, горы, водоемы, живут и охотятся по одиночке, берут только то, что могут проглотить, ничего не собирают про запас. Помимо прочего, змеи обладают еще одной уникальной особенностью. Когда настает время линьки или сброса старой шкуры, они продираются сквозь камни или расщелины, чтобы содрать с себя старую кожу. Это очень символическое действие, по учению отцов, означает Ветхого и Нового Адама: сбрасываемая шкура – это Ветхий Адам, а старая – Новый Адам или «новая тварь во Христе» (2Кор.5:17). Камни, сквозь которые продирается змей – означают скорби и искушения земной жизни. Заповедуя брать пример со змея, Христос, несомненно, все это имеет ввиду. Кроме того, Он напоминает ученикам о Книге Бытия, в которой змей назван «самым хитрым из всех зверей». Применительно к апостолам эти слова означают следующее. Иисус отправляет Своих учеников проповедовать среди язычников, которых Он называет «волками», то есть среди враждебных, полных суеверий, и идолопоклонства племен и народов. Евангелие Царствия, которое им надлежит пронести до краев земли – это учение о любви к ближнему. Любовь насаждается не злобой, агрессией, спорами, местью, а кротостью, любовью и смирением, основанных на рассудительности, выдержке, терпении. Не имея качеств змея, о которых было сказано выше, апостолы не смогли бы выполнить свою миссию благовествования. Они просто погибли бы в окружении чуждого и враждебного им мира. Их уделом становятся: одиночество, нестяжательность, мудрость, рассудительность, способность адаптироваться в любой среде и к любым условиям, довольствоваться необходимым, ничего не собирать про запас: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Эти все качества можно найти в природе змея, и в тоже время их нет ни у кого из других представителей животного мира. Поэтому благословение Христа касается не змея, как животного, а тех положительных качеств, которые он являет своей природой, данной ему от Бога. Проклятие в змее всех животных, о котором говорит Книга Бытия, не говорит о проклятии всего лучшего, что сохранилось в тварном мире на земле; а благословение Господом положительных качеств аспида, не означает снятие проклятие со всей земли. Это время еще сокрыто тьмой веков и ждет своего часа в Парусии.
Какие выводы из всего изученного мы можем сделать. Самый главный заключается в том, что нужно научиться видеть природу вещей, проникать взором Божественной мудрости, которую может стяжать всякий желающий и подвизающийся в любомудрии. Через видимый мир, который есть проявление Бога в Его творении, открываются свойства и Промысел Божии относительно человека ради его спасения. Изучая природу, мы научаемся видеть в ее красоте явление Бога Живого, Его откровения и наставления человеку, что является одним из доказательств Божественного бытия. Именно поэтому многие сокрытые истины Писания выражаются в символах флоры и фауны. Вспомним обозначения четырех евангелистов: человек, орел, телец, лев, а пример горчичного дерева – прообразом Царствия Небесного (Мф.13:31). Кроме того, каждый представитель животного мира может своими повадками или внешним видом открывать уму глубинные богословские истины, если проникать в их природу созерцанием, которое возможно только при содействии Святого Духа. Тогда, как говорится: имеющий глаза, да увидит. Помимо этого, наблюдая через призму богопознания за окружающим миром, человек может получить наставления и открыть истину, недоступные другим. Тогда Сам Бог будет наставлять его видеть суть творения в красоте мира.
Свидетельство о публикации №224101400952