Проклятие и благословение змея

                Из Книги Бытия мы узнаем, что: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт.3:1). Он искусил Ада и Еву, за что и был проклят Богом: «за то, что ты сделал это, проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт.3:14). А в другом месте Священного Писания мы читаем: «Я посылаю вас, как овец среди волков: итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф.10:16). Снова мы сталкиваемся с антиномией, то есть двумя истинными высказываниями, противоречащими друг другу. Но, Писание не может противоречить само себе, ибо оно Боговдохновенно. Нам предстоит разобраться с этим вопросом. Начнем с Ветхого Завета. Согласно учению Церкви, под «змеем» понимается сам диавол. Он избирает его облик как самого хитрого из всех тварей. Так, кого проклинает Бог: змея или сатану? Ведь Он сам создал змея, о чем ясно говорит начало 3-й главы Книги Бытия. Более того, змей и до проклятия «ходил на чреве». А вот, чем он питался до искушения праотцов – тайна за семи печатями, поскольку все земные твари были созданы для пребывания в раю вместе с первыми людьми, разделяя с ними радость пребывания с Богом. Есть богословское мнение, что они ничем не питались, поддерживаемые благодатью, и друг друга точно не пожирали, иначе это противоречило бы самому смыслу сотворения рая, как места блаженства флоры, фауны и человека.  Это уже после проклятия земли за грехи Адама, все помрачилось и исказилось: звери стали пожирать друг друга и бросаться на человека, не узнавая в нем своего властелина. Проклиная змея, Бог дает ему определение питаться «прахом» до конца дней его. «До конца дней» – значит до конца мира сего. Но известно, что змеи землю не едят, если под землей понимать прах, из которого был сотворен Адам. Тогда, о каком прахе говорит Бог? Очевидно, что под прахом следует понимать всю флору и фауну после проклятия земли. То, что было предназначено для вечной жизни, оказалось подверженным тлению: «Ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт.3:19). В прах превратилась не только земля, но и человек. Все, чем питаются змеи появляется и исчезает по закону материи, то есть рождается, живет и умирает. Поэтому «прахом» Бог называет не то, чем змей питался в раю, а то, что ему теперь предстоит есть до тех пор, пока земля не обновится вместе с человеком после Второго Пришествия Христа. Поэтому проклятие змея можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, проклятие в его облике дьявола, которому велено «ходить на чреве», и скрываться от людей, используя всю хитрость и лукавство, и заповедь питаться прахом, то есть злыми помыслами людей, отпавших от Бога. Сатана богопротивными помыслами улавливает их души в западню, как принято охотиться змеям. Во-вторых, – проклятие в змее всего «скота и зверей полевых», созданных Богом. Как в Адаме осуждено все человечество, так в змее, как в самом умном из тварей,  предается смерти весь животный мир. Это было необходимо  ради выживания людей после грехопадения. Человек стал смертным, а значит нуждающимся в пропитании, или в  растениях и животных. Не осудив фауну и флору на тление, Бог смешал бы смертность людей с бессмертностью тварей, что привело бы к гибели и тех, и других. Ради первозданного человека был сотворен бессмертный мир, а и из-за его грехопадения он стал смертным. Как мир и человек были едины в нетленном блаженстве, так и вместе оказались смертными после изгнания из рая. Таким образом, очевидно, что Бог проклинает не змея как животное, а змея как дьявола, во-первых, а во-вторых, в облике змея обрекается на изменение и смерть весь животный мир, вплоть до скончания мира.
                Теперь необходимо вернуться к Евангелие. Почему же Христос призывает Своих учеников брать пример со змея, вопреки прежнему проклятию из Книги Бытия? Если Бог говорит, что нужно брать пример со змея, значит он благословляется, потому что нельзя благословить яблоко, отказав в этом яблоне. Как же понимать слова Христа? Ответ на этот вопрос следует искать в природе этого земноводного. Змеи – спокойны, выдержаны, не делают лишних движений, не моргают, всегда одинаково невозмутимы и хладнокровны, скрыты, открывают пасть только в случаях защиты и пропитания, сторонятся человека, легко приспосабливаются к любым условиям: лес, поле, пустыня, горы, водоемы, живут и охотятся по одиночке, берут только то, что могут проглотить, ничего не собирают про запас. Помимо прочего, змеи обладают еще одной уникальной особенностью. Когда настает время линьки или сброса старой шкуры, они продираются сквозь камни или расщелины, чтобы содрать с себя старую кожу. Это очень символическое действие, по учению отцов, означает Ветхого и Нового Адама: сбрасываемая шкура – это Ветхий Адам, а старая – Новый Адам или «новая тварь во Христе» (2Кор.5:17). Камни, сквозь которые продирается змей – означают скорби и искушения земной жизни. Заповедуя брать пример со змея, Христос, несомненно, все это имеет ввиду. Кроме того, Он напоминает ученикам о Книге Бытия, в которой змей назван «самым хитрым из всех зверей». Применительно к апостолам эти слова означают следующее. Иисус отправляет Своих учеников проповедовать среди язычников, которых Он называет «волками», то есть среди враждебных, полных суеверий, и идолопоклонства племен и народов. Евангелие Царствия, которое им надлежит пронести до краев земли – это учение о любви к ближнему. Любовь насаждается не злобой, агрессией, спорами, местью, а кротостью, любовью и смирением, основанных на рассудительности, выдержке, терпении. Не имея качеств змея, о которых было сказано выше, апостолы не смогли бы выполнить свою миссию благовествования. Они просто погибли бы в окружении чуждого и враждебного им мира. Их уделом становятся: одиночество, нестяжательность, мудрость, рассудительность, способность адаптироваться в любой среде и к любым условиям, довольствоваться необходимым, ничего не собирать про запас: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» (Мф.10:10). Эти все качества можно найти в природе змея, и в тоже время их нет ни у кого из других представителей животного мира. Поэтому благословение Христа касается не змея, как животного, а тех положительных качеств, которые он являет своей природой, данной ему от Бога. Проклятие в змее всех животных, о котором говорит Книга Бытия, не говорит о проклятии всего лучшего, что сохранилось в тварном мире на земле; а благословение Господом положительных качеств аспида, не означает снятие проклятие со всей земли. Это время еще сокрыто тьмой веков и ждет своего часа в Парусии.
                Какие выводы из всего изученного мы можем сделать. Самый главный заключается в том, что нужно научиться видеть природу вещей, проникать взором Божественной мудрости, которую может стяжать всякий желающий и подвизающийся в любомудрии. Через видимый мир, который есть проявление Бога в Его творении, открываются свойства и Промысел Божии относительно человека ради его спасения. Изучая природу, мы научаемся видеть в ее красоте явление Бога Живого, Его откровения и наставления человеку, что является одним из доказательств Божественного бытия. Именно поэтому многие сокрытые  истины Писания выражаются в символах флоры и фауны. Вспомним обозначения четырех евангелистов: человек, орел, телец, лев, а пример горчичного дерева – прообразом Царствия Небесного (Мф.13:31). Кроме того, каждый представитель животного мира может своими повадками или внешним видом открывать уму глубинные богословские истины, если проникать в их природу созерцанием, которое возможно только при содействии Святого Духа. Тогда, как говорится: имеющий глаза, да увидит. Помимо этого, наблюдая через призму богопознания за окружающим миром, человек может получить наставления и открыть истину, недоступные другим. Тогда Сам Бог будет наставлять его видеть суть творения в красоте мира.


Рецензии