Два музея генералиссимуса Суворова
Сие торжественное событие состоялось с Высочайшего разрешения после служения утренней обедни в Суворовской церкви.
Известно, что подготовка к сбору экспонатов, сооружению и открытию музея Суворова, приуроченная к 100-летию со дня его кончины, началась задолго до этого памятного события. Сборные архивные Дела Суворовской комиссии, содержащие подписные листы о пожертвовании средств, переписка с гражданами и организациями датируются и ведутся с 1898 года по 1904 годы.
Параллельно со строительством нового здания для постоянной экспозиции был открыт временный Суворовский музей в здании Николаевской Академии и заведена «Опись имуществу, состоящему в ведении Суворовского музея при Николаевской академии Генерального Штаба», а также объявлен конкурс на проект здания музея.
Мы все привыкли видеть музей Суворова в виде старинной русской крепости со сторожевой башней в центре и четырех башенок по углам основного здания. Однако внешний вид музея мог быть совершенно иным.
В конкурсе проектов здания музея, интерес к которому был огромен, участвовали по одиночке и парами как молодые, так и знаменитые архитекторы: Вишневский Н.Ф., Володихин И.П., Гримм Г.Д., Гоген А.И, Дитрих А.И., братья Дмитриевы, Кальгин А.Н., Кекушев Л.Н., Штауб В.В., Штифельман Б.М.
В январе 1901 г. состоялось рассмотрение конкурсных проектов и присуждение премий. Но из представленных конкурсных проектов ни один не был принят к исполнению, главным образом по причине их высокой стоимости; составление нового проекта было поручено академикам архитектуры Гогену А. И. и Г. Д. Гримму. Новый проект, фасад которого был представлен на высочайшее одобрение в двух вариантах. Императором был утвержден второй вариант фасада в русском стиле, который был реализован с весьма незначительными изменениями: в качестве материала для облицовки вместо натурального камня был использован кирпич цвета близкого к песчанику, а из камня выполнена только декоративная отделка: карнизы, парапеты, окна и мозаичные картины.
Журнал «Зодчий» №39 за 1904 год сообщил читающей публике, что открытие Суворовского музея последует осенью настоящего года. В данное время заканчивается внутренняя отделка залов. Здание музея, выстроенное по проекту академиков архитектуры А. И. фон Гогена и Г. Д. Гримма в русском стиле кремлевских построек, имеет в себе пять больших залов в два света, из которых центральный 7 с половиной саженей высоты, а остальные — 4 сажени. Вестибюль устроен в виде двухэтажной башни, верх которой украшен двуглавым орлом.
По сторонам от герба Суворова, на главном фасаде, выходящим на Кирочную улицу, размещены две мозаики на тему «Отъезд Суворова в поход 1799 года» и «Переход Суворова через Альпы в 1799 году», являющиеся репродукциями картин Н.А. Шабунина и А.Н. Попова.
В особом флигеле находятся квартиры для служащих и приспособления для пароводяного отопления. Площадь, занятая, музеем, имеет 30 саженей в длину и 5 саженей в ширину. Высота здания вместе с башней — 18 саженей. Один зал предназначен для предметов, лично принадлежавших герою, второй — для вещей, относящихся вообще к суворовской эпохе; в третьем зале предполагается поместить трофеи суворовских кампаний, в четвертом — предметы, находящиеся в ведении Кабинета Его Величества, и в пятом частную коллекцию, принадлежащую г. Энгельгарду. Второй этаж башни предназначен для библиотеки. Вся постройка обойдется свыше 300000 рублей, значительная часть которых составилась из пожертвований и добровольных отчислений из содержания чинов многих воинских частей.
В 1904 году музей А.В. Суворова занял современное здание, построенное на месте, выделенном Лейб-гвардии Преображенским полком, а его торжественное открытие состоялось 13 (26) ноября 1904 года, к 175-ой годовщине со дня рождения Суворова. Открытие музея стало возможным благодаря пожертвованиям военной и гражданской общественности, а также при активном участии императора Николая II, о чем свидетельствует мемориальная доска в Центральном зале музея.
#Музей #Суворов #Гримм #Гоген #Суворовскаякомиссия
Свидетельство о публикации №224101400969