Праздник на нашей улице

Последние два года я сетовал на истощение нивы Современного Искусства, (имея в виду contemporary art, которое создается сейчас), и к этому были все основания: по  всей Москве на каждый момент имелись лишь по 1-2 выставки, тогда как лет 5-10 тому назад их насчитывалось не менее десяти.
И вот в октябре в этой проблеме случился настоящий прорыв: одновременно открылись сразу три грандиозных выставки Современного Искусства.
Во-первых, в в центральном нефе ДК ГЭС-2 развернута экспозиция работ  Франсиско и Платона Инфанте «Небесные артефакты». Выполненные в огромном масштабе, они вошли в гениальный интерьер Ренцо Пьяно, как рука в перчатку, и возникает мысль о том, чтобы их в нем и поселить.  Более того, так как три из пяти объектов – это  мобили, они делают интерьер подвижным; - живым.
В первую очередь в глаза бросается объект Платона Инфанте «Два времени» (2024); это два одинаковых диска, врезанных друг в друга взаимно перпендикулярно на глубину их радиуса. Поверхности их представляют собой экраны,  на которых варьирующиеся световые картины совершают вращательные движения относительно осей дисков. С первого взгляда инсталляция вызывает аллюзию на две пересекающиеся ортогональные  планетные системы, что пленяет как визуальной новизной, так и парадоксальностью идеи.
Остальные объекты представляют собой современные варианты работ Франсиско Инфанте разных лет.
 «Скрученные вертикали» (1979) – две одинаковых зеркальных полосы, – скрученные так, что их края образуют винтовые линии высотой от пола до потолка, медленно вращающиеся с одинаковой скоростью, – символ света.
«Модель пространства – движения - бесконечности» (1963) - очень сложная ажурная трехмерная композиция из объектов разных форм и размеров (часть из них – источники света), движущихся с разными скоростями относительно общего центра – символ непостижимости.
«Квадрат» (1977) – квадратное панно,  составленное из полутора десятков прилегающих друг к другу кривых зеркал, оси которых поворачиваются каждая по своей программе, образуя волнующуюся отражающую поверхность – символ изменчивости.
 «Арка. Вход – выход» (1990) – скрученная зеркальная полоса, изогнутая в виде пологой арки, своими концами упирающейся в пол – символ преодоления пространства.
Все эти объекты заполняют  объем центрального нефа ГЭС-2 вихрями пульсирующего света, отчего рождается иллюзия созерцания «приводных механизмов» Вселенной. Это зрелище буквально ошарашивает.
Во-вторых, в ММАМ Ольги Свибловой открылась выставка «Электроарт» Николая Полисского  и «Артели Николо-ленивецкие промыслы».
При первом взгляде выставочный зал поражает совершенно невиданным зрелищем, как будто ты перенесся в XXII век – в цех по производству какой-то сущности, для которой  сегодня  еще даже нет понятия: он заставлен агрегатами, поражающими величием и новой, непривычной красотой: родилась совершенно новая эстетика. Понемногу придя в себя и присмотревшись, обнаруживаешь, что артефакты созданы из известных материалов: электрических кабелей и  (кто бы мог подумать?) … крашеной древесины! Да и техника их сборки традиционна для николо-ленивецких объектов, но образы – синтетические, и не имеют аналогов.
Общее впечатление от выставки – подлинный эстетический шок.
И, наконец, третья выставка тоже открылась в ММАМ: «Игорь Шелковский. Небесный город. Мастерская художника».
Творчество этого признанного классика Современного Искусства еще не представало  в столь исчерпывающей полноте. Поскольку мир художника предельно герметичен, данная выставка поражает его несравненным богатством и глубиной  проработки. Это ли не свидетельство принципиальной неисчерпаемости нашего  Мира? Здесь даже можно почувствовать дыхание Бесконечности…
Хочется верить, что одновременное открытие этих поразительных выставок перевернуло страницу в жизни искусства России, что за этим неминуемо последует эпоха его нового расцвета.
Будем ждать продолжения!
                Октябрь 2024 г.


Рецензии