Спасение и добрые дела

                В православной среде и в проповедях священства часто можно встретить расхожее мнение о необходимости добрых бел, без которых православный спастись не может. При этом, все ссылаются на слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва есть» (Иак.2:17). Однако, мало кто вспоминает слова апостола Павла: «делами закона не оправдается никакая плоть» (Рим.3:20); а святитель Игнатий Брянчанинов и вовсе говорит загадочные вещи: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Возникает ситуация «Трех сосен», в которых доверчивый и не посвященный христианин может легко заблудиться. Вообще-то, укоренившиеся мнение, что делать добрые дела – это почти гарантия спасения и угождение Богу пришло  в Русское Православие из чуждых нам католицизма и протестантизма. Необходимо разобраться с этим вопросом поскольку, он неразрывно связан с заповедями Христа. Для этого нужно понять, о чем говорят Иаков и Павел. «Вера без дел мертва есть» – означает не делание добрых дел, как-то: милостыня, благотворительность, помощь нуждающимся, забота о ближних, благочестивое поведение, жертва на храм и так далее. Все это было и в Ветхозаветной Церкви и содержится в религиозных нормах других конфессий. Поэтому слова Иакова касаются не поведения человека в миру или церкви, а исполнения им «дел веры», то есть Евангельских заповедей, которые, в первую очередь направлены на спасение души, а не на благотворительную деятельность: «Ищите прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33).
                Апостол Павел, наоборот, обращает внимание на то, что делами Закона, то есть благочестивым поведением и соблюдением религиозных норм, оправдание невозможно, поскольку спасают человека не дела, а Бог. Никакие даже самые великие и значимые дела человека не могут принести ему оправдания Судом Божьим, поскольку, чтобы он не сделал, это и в малой доле не способно сгладить многочисленные грехи. Поэтому не может человек  спасти самого себя. Это под силу только Богу, Который  прощает грешника не в силу личных заслуг, или какой-то непонятной "сокровищницы добрых дел", а исключительно по Своей милости. Буквальное понимание слов апостола Иакова привело к возникновению в средние века ереси  Католической церкви под названием «Запас сверхдолжных дел». Ее суть сводится к следующему.  Благодаря добрым делам Христа и сверхдолжным делам святых существует сокровищница заслуг. Эта сокровищница нужна для того, чтобы грешники для своего спасения могли бы воспользоваться богатствами из этой сокровищницы, поскольку своих собственных добрых дел у них не хватает. Благодаря общению между святыми и грешниками, последние могут получать из этой сокровищницы милости, компенсирующие вред от греха. И естественно, что распределением сих «небесных благ» занимается исключительно Папа Римский. Однако не будем останавливаться подробно на этой глупости и пойдем дальше. Таким образом в католическом сознании твердо закрепилась доктрина о необходимости добрых дел, позволяющих собрать некий капитал, с помощью которого можно откупиться от наказания Божьего. Эта ересь сначала привела к появлению индульгенций (продажи отпущения грехов за деньги), а затем послужило одной из причин раскола Римской Церкви в XVI в.
                В несколько видоизмененной форме это учение пришло и в нашу Православную Церковь. Оно оказалось очень удобным и для духовенства, и для мирян. Первые получили возможность побуждать паству к милосердию, благотворительности, и помощи Церкви на безвозмездной основе, а вторые – увидели в этом способ откупиться от будущего гнева, предполагая, что на Суде могут предъявить Богу в оправдание свои добрые дела. На этой почве возникли самые разные направления доброделания – от подаяния нищим до благотворительных автопробегов и концертов. Умалять положительное значение благотворительности и милосердия, конечно, нельзя, но необходимо подчеркнуть, что сами по себе они никакого спасения и оправдания на Суде не гарантируют. Именно это имел ввиду Игнатий Брянчанинов, когда сказал: «Недостаточно быть добрым по естеству, надо быть добрым по Евангелию». Давайте разберем его слова. Быть добрым по естеству – значит следовать католицизму, который никак не связывает благотворительность с расположением сердца. Достаточно совершить доброе дело. Например, человек может поставить свечку в храме, при выходе подать 100 руб. нищему, а при этом, стоя на паперти думать, как бы умыкнуть у соседа инструмент из гаража, а жене соврать поправдоподобнее, что сегодня ночевать не придет. С точки зрения католиков, он сделал доброе дело – поставил свечку и подал милостыню, а что у него в голове, никого не интересует. В Православии все наоборот: Бог пропустит мимо ушей свечку и 100 руб, а вот про все остальное вспомнит на Суде обязательно. Но это лишь поверхностное сравнение благотворительности католиков и православных. Есть еще более важный аспект этого сравнения – духовный, и он называется «Добро по Евангелию». Суть его в том, что Бог смотрит не на результат, а на произволение, то есть Ему важно не само доброделание, а ради  чего оно совершается. В начале лихих 90-х был бум строительства и восстановления церквей, львиную долю средств которых составляли бандитские пожертвования. Настоятели не особо заморачивались на тему происхождения  денег? Им были важнее сами средства. Таким образом, бандит или убийца внешне совершал доброе дело, восстанавливая или строя храм; и по учению католиков его дела попадали в сокровищницу. Однако, самом деле такая жертва была противна Богу, поскольку в ее основе лежали страдания ограбленных и обманутых. Про таких жертвователей пророк Исайя говорит: «Беззаконник, приносящий агнца в жертву – то же, что задушающий пса» (Ис.66:3). Другими словами, важна не видимая сторона поступка, а отношение к нему самого человека. И тут возникает тонкая грань, на которой дьявол ловит многих, решивших заняться благотворительностью. Если человек стремится совершить добро из сочувствия и желания помочь, или ради ложно понимаемого чувства долга, или в силу убеждения в необходимости делать добро, или ради оправдания на Суде, то он делает добро по естеству, то есть ради самого добра. Но, если в основе благодеяния лежит любовь к ближнему как к творению Божьему, то – это добро по Евангелию.
                В Священном Писании сказано: «Уклонись от зла и соверши благо» (Пс.33:15). То есть для того, чтобы приступить к доброму делу нужно сперва к нему подготовиться уклонением от зла. Оно заключается в оставление  греховного образа жизни через покаяние и исправление. В первую очередь это касается особо сильных страстей и отношений с ближними. Если этого не сделать, то любое доброе дело обернется злом, в силу неспособности человека к добру по своим нравственным и духовным качествам. Это не значит, что милосердие проявлять  не нужно; иначе, как оказывать любовь к ближнему. Однако, важно иметь ко всякой благотворительности правильное отношение и не думать, что добрые дела – гарантированный пропуск в рай.  Поступающий по Евангелию может отказаться от благодеяния, ради не причинения душевного вреда ближнему, и тогда его отказ будет добром по Евангелию. Например, не в меру «благочестивые» родители таскают на службы и причастия чуть ли не каждое воскресение своих чад, полагая, что таким образом приводят их к Богу. На самом деле, они их этим насилием от Бога отваживают, потому что через принуждение к Богу не приходят. Или другой пример. Человек отказывается быть восприемником, поскольку понимает, что и он не способен к духовному воспитанию крестника, и родители сами к этому не готовы. И когда он отказывает родителям, а это, как правило, либо хорошие знакомые, либо родственники, то возникает конфликт, вплоть до разрыва отношений. Быть крестным отцом на Таинстве Крещения – вроде, благое дело, а, если человек к этому не способен, и тем не менее, соглашается ради отношений с родней, то – это зло! Прежде чем совершить доброе дело, нужно хорошо разобраться в своем сердце, ради чего благодеяние: ради Бога или ради людей, и только этим критерием руководствоваться. В противном случае, никакие благие дела, совершенные по собственному представлению о добре, Богом зачтены не будут. Преподобный Максим Исповедник пишет: "Дела добрые, когда совершаются ради тщеславия, тогда перестают быть добрыми. Бог взыскует намерение всего совершенного нами: делаем ли мы это Него, или по какой другой причине". Если добро совершается не ради Бога, то никакие благие дела, совершенные по собственному представлению, Богом зачтены не будут. Святые отцы, отшельники, затворники, аскеты, подвизавшиеся в древности в глубоком одиночестве, в «пропастях земных», в пустынях и затворах никакого добра в миру не делали, но их внутренним добром содержится Православная Церковь и поныне. Опасность неуемной благотворительности и попечительства, чем страдают многие, заключается в том, что в сердце вкрадывается тщеславие и гордыня, которые порой так захватывают душу, что любой, пытающийся вразумить или предупредить не в меру страстного благодетеля становится ему заклятым врагом и безбожником. Поэтому лучше не делать никакого добра по естеству, чем делать его не по Евангелию. Фарисей из притчи Христа тоже делал добрые дела, предписанные Законом, но несмотря на это был осужден Господом. Благочестивый разбойник никаких добрых дел не делал, зато раньше апостолов в рай попал. Это нужно помнить.


Рецензии