Чудо благодатного огня

От Иордана к святому городу

И вот Великий вторник последней недели Великого Поста.
Я в составе группы паломников матушки Магдалины еду к Иордану, в то место, где святой пророк Иоанн Креститель крестил Господа Иисуса Христа.
В этот день должно состояться освящение вод реки Иордан патриархом Иерусалимским Феофилом.
Находясь в автобусе, пересекающем Иорданскую пустыню, я пытаюсь осмыслить, казалось бы, странную безупречность намеченного не мной маршрута, соответствующего хронологически последовательному описанию евангелистских событий. Поэтому после пребывания в монастыре в пустыне я еду к Иордану, а не к другому святому месту.
В евангелие от Марка сказано: «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего с Него. И глас был с небес: Ты сын Мой возлюбленный, в котором мое благоволение».
Наш автобус остановился на переполненной транспортом автостоянке у монастырской стены. В этот день многие туристы и паломники стремятся попасть сюда, в Вифавору, к святому месту на Иордане.
Мы идем к реке по асфальтовой дорожке, расположенной в пустынной местности, под пристальными взглядами израильских полицейских. Что поделать, по мнению Израиля – это спорная территория, по мнению Иордании и Палестины – это оккупированный правый берез реки Иордан.
На берегу собралась большая, многоязычная толпа людей, приехавших из многих стран мира.
И вот перед нами самая священная река Христианского мира. Ее изумрудные воды, с берегами, поросшими тростником, также как и тысячелетия назад несут свои потоки, оживляющие безжизненную пустыню, и впадают в Мертвое море, пытаясь, видимо, оживить и его.
Единственным сооружением, находящимся на этой стороне реки в пределах видимости, является обширный навес, выполненный из железобетона, предназначенный для церковных церемоний и защиты людей от палящих лучей солнца. Внутри и вокруг него находятся паломники, ожидающие обряда освящения вод Иордана. Под навесом, где просто не протолкнуться, размещено некое открытое со всех сторон подобие сцены, на которой священники готовились к предстоящей церемонии. Ряды лавок, заполненных людьми, разместились напротив этого возвышения.
Семнадцать лет назад мне посчастливилось омыться в этих водах. Сейчас этого сделать уже нельзя. Это место огорожено стальной решеткой и охраняется, но все же многие паломники традиционно облачаются в белые хлопчатобумажные рубахи для купания.
Наша группа также облачается в рубахи. Некоторых людей, с которыми сегодня познакомился, узнать сложно. Все они уподобились белокурым ангелам с рождественской открытки. Лица у них преобразились и наполнились внутренним светом.
Группа сербов, сплотившись вокруг своего национального флага, расположившись несколько в стороне, дружно скандировали: «Сербия жива, с нами Бог». Католики старались держаться подальше от этой группы, облаченной в белые рубахи.
Я подошел к сербам, поприветствовал их, представившись русским, и встал в их сплоченные ряды.
Меня поддержала Наталья. От этой группы не хотелось отходить, в ней чувствовалась сила духа, которая выстояла недавно против агрессии.
Бомбежка Соединенными Штатами в 2001 году мирной Сербии; предательство Европы, спровоцировавшей эту агрессию и закрывшей глаза на то, что в самом центре Европы уничтожают православный народ, - все это только укрепило дух Сербов. Старушка Европа давно потеряла совесть, а вместе с ней оставил ее и дух Христианина.
Мне стало стыдно и за себя, и за Россию, которая вместо защиты этого народа довольствовалась лишь словесным осуждением агрессора.
Вспомнились мне заветные слова русской пословицы: «Тяжек млат дробит стекло, кует булат».
Уничтожить островок православия, расположившийся в центре враждебной к православию Европы, не удастся никому. Подобно булатной стали, этот народ только укрепляется от тяжелых ударов судьбы.
По движению толпы и возгласам стало понятно, что приехал Патриарх Иерусалимский.
На сцене под навесом началась служба с церемонией освящения воды. Мне было приятно видеть, что по правую руку Патриарха стоял игумен монастыря святого Герасима на Иордане, с которым мы только вчера расстались.
После часовой службы, с трудом пробираясь сквозь толпу, священнослужители во главе с Патриархом спустились к Иордану, неся перед собой хоругви.
Врата к реке, открытые для участников церемонии, тут же закрылись. Игумен Хризостом бросает в реку привязанное к веревке ведро и извлекает его, уже наполненное водой. Патриарх освящает воду, которую тут же выливают обратно. Это действие повторяется неоднократно, причем при каждом выливании течение реки меняет свое движение вперед и идет вспять. Из толпы раздаются голоса мистического восторга.
Я, как и многие другие, которым не хватило места для наблюдения у ограды, влезаю на забор и снимаю происходящее на видеокамеру.
Желающие окунутся в священных водах после освящения могут это сделать в небольшой купели из стали, стоящей на берегу. Желающих немного. Молодой русский священник с трепетом и восторгом, трижды перекрестясь, совершает омовение.
Несколько сербов и русских ожидают своей очереди. Туристы, глядя на это, брезгливо проходят мимо, думая об антисанитарии, а не о Духе Святом.
Сев в автобус, мы едем к Галилейскому морю-озеру, откуда берет начало свое река Иордан. Там для омовения паломников созданы все условия.
В одноэтажном здании, расположенном на берегу реки, разместились раздевалки, душевые и туалетные кабины, магазин сувениров и прочее. По вымощенной камнем дорожке, проходящей по аллее, усаженной пальмами, цветами и кустарником, мы спускаемся к месту омовения.
Трое батюшек из нашей группы, взяв епитрахили, входят в воду. Наши паломники, облаченные в белые рубахи, выстраиваются в ряд, ожидая своей очереди для вхождения в Иордан и принятия от священника символического крещения.
После этого обряда заново крещеный купается в реке. Настала и моя очередь. Я встаю под епитрахиль священника и после троекратного погружения в воду во имя Отца, Сына и Святого Духа растворяюсь в течении святой реки.
Слово «растворяюсь» здесь наиболее уместно, так как тело и разум потеряли свое значение от погружения в некую нефизическую благодать. Слова, способные выразить то состояние, пожалуй, отсутствуют в моем лингвистическом архиве, могу лишь только сказать, что душа моя пребывает в восторге от погружения в освященные, а значит уже нематериальные, воды священной реки. Все погрузившиеся чувствуют то же.
Выйдя на берег, в прозрачных потоках реки я вижу больших сомов, плавающих с выдрами. Хищники и их жертвы, забыв о своих инстинктах, резвятся, играя в реке. «Такое возможно только в раю» - думается мне. Быть может, эта река и проистекает оттуда.
Еще долгое время после омовения я пребываю в состоянии благодати вне времени и пространства.  Сидя в автобусе, я чувствую, что душа моя пролетала над зелеными кронами финиковых пальм оазисов, над гладью Галилейского моря, над пустынными песчаными барханами.
В этот же день мы посещаем монастырь Георгия Хозевита и монастырь святого Герасима на Иордане. Мне радостно побывать там снова, услышать знакомый звон колоколов, увидеть знакомые лица.
Утром следующего дня, в Великую среду, мы выезжаем из отеля «Иерусалим Тауэр» в Гефсиманию, расположенную за стенами Старого города. Нашим первым местом посещения становится монастырь святой равноапостольной Марии Магдалины.
И вот перед нами Гефсиманский сад у подножия Елеонской горы… Здесь часто бывал Иисус Христос. Здесь обратился Он через Своих учеников ко всем нам: «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна». Здесь, именно в этом саду, обратился Он к Отцу, говоря: «Отче! О, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет». Здесь, в Гефсимании, молился Он до кровавого пота: «…и был пот Его, как капли крови, падающие на землю». Здесь Его взяли на страдания…
Русский Царь Александр III вместе со своими братьями приобрел участок земли в Гефсимании и построил храм в память своей матери, немки по происхождению, русской православной Царицы Марии Александровны. Храм был освящен во имя ее Небесной покровительницы святой равноапостольной Марии Магдалины, ученицы и верной последовательницы Спасителя.
Этой святой дано было возвестить Апостолам о Воскрешении Господа нашего Иисуса Христа: «Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине…». «Христос Воскресе!» - так начала св. Мария Магдалина свою проповедь об Иисусе Христе римскому императору Тиберию и поднесла ему красное яйцо. Этим самым возгласом неизменно начинается в храмах Пасхальное богослужение; так приветствуем мы друг друга пасхальными днями, традиционно даря друг другу красное пасхальное яйцо – символ Воскресения Христова. Христос Воскресе!
На торжество освящения построенного храма царь Александр III направил своего брата – председателя Палестинского общества, Великого Князя Сергея Александровича с супругой, Великой Княгиней Елизаветой Федоровной (урожденной Гессен-Дормштадтской принцессой, внучкой английской королевы Виктории, старшей сестрой последней русской царицы Александры Федоровны).
Вдохновленная благодатью Святой Земли, красотой белого с золотыми куполами русского храма, прекрасно вписавшегося в Палестинский пейзаж, Великая Княгиня сказала: «Как бы я хотела быть похороненной здесь». Ни она, ни окружающие ее не предполагали, что высказанное пожелание исполнится.
Здесь же, на Святой Земле, пришло к Великой Княгине твердое решение перейти в православие. «Я все время думала и читала и молила Бога указать мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога. Было бы грехом оставаться так, как я теперь – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж», - пишет она брату Эрнсту. «Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение – но основа веры. Внешнее только напоминает мне о внутреннем… Я перехожу из чистого убеждения, чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на этом есть Божие благословение», - пишет она в другом письме.
В 1905 году Вел. Кн. Сергей Александрович, только что ушедший с поста генерал-губернатора Москвы, был взорван брошенной террористом бомбой. Пережив эту трагедию, Вел. Кн. Елизавета Федоровна решила уйти от великосветской жизни, мирской суеты. На свои личные средства она основывает в центре Москвы женскую обитель Милосердия и Любви во имя святых сестер Марфы и Марии, успешно руководит ею, выстраивает храм в честь Покрова Божией Матери.
В 1918 году Великая Княгиня вместе со своей верной келейницей инокиней Варварой в числе других членов Царской Семьи была зверски убита большевистскими властями – заживо сброшена в шахту недалеко от уральского города Алапаевска. Останки Великой Княгини и инокини Варвары были вывезены отступающей Белой Армией и в 1921 году были захоронены, как того и хотела Великая Княгиня, в крипте под церковью св. Марии Магдалины в Гефсимании.
В 1981 году, после прославления новомучеников Российских, святые мощи преподобномучениц Вел. Кн. Елизаветы и инокини Варвары были торжественно перенесены в храм и ныне покоятся в белых мраморных раках.
Русский женский монастырь в Гефсимании необычен по составу – здесь проводят жизнь в молитве и труде представительницы всех континентов Земли, различные по национальности, но объединенные своим выбором Православной веры.
И вот перед нашими глазами предстают золотые купола прекраснейшего храма.
Мы заходим в женскую обитель, расположенную у подножия Елионской горы и поднимаемся по мощеной дорожке, по бокам которой растут живописные кустарники, цветы и деревья.
Каждый фрагмент ландшафта сада благоустроен с большой любовью и знанием дела. Среди раскидистых пальм приютилась альпийская горка с небольшим озерком и плавающими в нем экзотическими рыбками. Среди кустов бугенвиллии с большими красными цветами разместились в несколько рядов просторные клетки с тропическими птицами, поющими на все лады. Многочисленные фикусы, кактусы, кусты и цветы, соединенные с малыми формами ландшафтной архитектуры, представляли собой некий единый узорчатый ковер, сотканный творцом. Да так оно и есть, ведь кому доводится здесь потрудиться, понимают, что они выполняют волю Божию и с усердием и молитвой работают во Славу Его.
Сейчас сестры монастыря находятся в храме, идет утренняя служба. Мы поднимаемся по белым мраморным ступеням на стилобат и входим в храм. Инокини монастыря и все немногочисленные присутствующие сосредоточены в молитве.
Лучи утреннего солнца, проникающие через зелень высоких пальм, попадают в алтарное окно и вылетают через царские врата иконостаса, врезаясь в клубы дыма, образованного кадилом священника, кадящего на солее. Мы с замиранием сердца смотрим на потоки лучей, пронзающих дымовую завесу и уплотненных в ней до осязаемости.
Лики святых в киотах, освященные отраженным от мрамора светом и огоньками зажженных свечей, кажутся живыми.
По окончании службы и целования мощей великих княгинь, размещенных в раках, матушка Магдалина представила меня как архитектора Патриархии игуменье монастыря.
По просьбе игуменьи мы прошли в келью, где она поделилась о том, что монастырь нуждается в моих профессиональных услугах. На подворье монастыря в Вафании нужно строить школу для девочек из духовной миссии. Существующая сейчас школа, ученицы которой из разных стран мира разговаривают на пятнадцати языках, не вмещает всех желающих. Также у них есть намерение построить храм и часовню.
Ее легкий акцент выдает в ней иностранку. Матушка Елизавета сказала, что она родом из Австралии, но некогда попав в духовную православную миссию, приняла крещение и воцерквилась.
В манере ее поведения и глазах чувствуется воля, благородство и аристократизм, свойственный англичанам, австралийцам и другим подданным Туманного Альбиона. Но по духу своему эта красивая женщина, приняв монашество и став игуменьей русского монастыря, уже не принадлежит европейской традиции, а вмещает в себя дух русский.
Сами стены монастыря, построенного нашими соотечественниками, преобразуют менталитет и интеллект европейца в интуицию и смиренномудрие, характерное русскому монашеству.
Прощаясь, мы обменялись контактными телефонами. Тогда я еще не знал, что этот монастырь, в котором мне доведется неоднократно бывать и жить, станет связующим звеном многих текущих событий.
Выйдя из обители и пройдя метров пятьдесят по переулку, мы зашли во врата ныне огороженной части Гефсиманского сада. Здесь произрастают древнейшие оливковые деревья, являющиеся свидетелями евангелистских событий. Им более двух тысяч лет. Необыкновенно толстые и сложные по своей форме стволы олив с дуплами и мощными рельефными корнями кажутся живыми персонажами из сказки.
О, сколько могли бы рассказать об увиденном эти почтенные старцы.
Выйдя из сада, мы идем по переулку к древнему монастырю святой равноапостольной Марии, в храме которого находится гробница Божией Матери.

Соборование

Подъехав к Новым вратам, мы идем через арабский квартал Старого города, являющийся сплошным базаром, где продаются сувениры, благовонья, иконы, хоругви, восточные сладости и прочее.
Наша цель - храм Воскресения Господня.
И вот мы подходим к святая святых всего христианского мира. Храмовая площадь заполнена паломниками и туристами. За прошедшие семнадцать лет со дня моего посещения этих мест ничего не изменилось, и слава Богу. Москва за эти годы изменилась до неузнаваемости, облекшись в фальшивую рекламу и бездуховные заведения типа ресторанов и гламурных магазинов. Иерусалим остался прежним. Не зря его называют, впрочем, как и Рим, вечным городом.
Над левой стеной квадратной в плане площади разместилась колокольня, где служит звонарем мой знакомый, с которым я познакомился в монастыре св. Герасима на Иордане. Справа от главных ворот находится каменная высокая лестница, ведущая к центральному западному входу, ныне закрытому навсегда. Этот вход - святыня, напоминающая о том, как некогда грешная молодая женщина, блудница, пожелавшая войти в храм, была остановлена силами небесными в этих вратах.
Впоследствии, своей святой жизнью она удостоится войти во врата Царствия Небесного. Имя этой святой – Мария Египетская.
Мы заходим в южный предел, наполненный ароматом благовоний, исходивших от белой мраморной плиты «камня помазания», вокруг которого собрались паломники, прикладывающие для их освящения крестики и иконы.
Над камнем помазания и за ним подвешены большие и малые серебряные лампады, те самые, которые по молитвам и ходатайству матушки Магдалины были выполнены украинскими мастерами и оплачены благодетелями. На стене у «камня помазания» разместилось огромное, во всю стену мозаичное панно с изображением помазания Господа.
Заходим в Армянский придел храма, в центре которого находится кувуклия.
Высокий араб, охраняющий вход, пропускает нас в кувуклию. Тогда, в прошлый раз, я входил сюда, будучи туристом. Сейчас я христианин, пусть и некудышний, но все же православный.
С трепетом захожу в небольшое помещение. С правой стороны мраморная плита Гроба Господня. После целования возжигаю свечу. Именно здесь в Великую Пасху нисходит благодатный огонь.
Прошу и молю Господа жить по Его, а не по моей воле. Да, в те годы список моих желаний был куда длиннее. Тогда я еще не понимал, что выше и благодатней Воли Божией не может быть ничья воля.
Паломники, бывавшие в Иерусалиме, знают, что наши намерения легко материализуются, если они высказаны или задуманы на Святой Земле.
Многие из моих желаний, задуманных в то, первое, посещение этих святых мест, свершились, но счастлив ли я от их реализации? Не уверен. Моим нынешним счастьем является труд во Славу Божию, для спасения души моей. Эта возможность есть истинное мое сокровище. С этими мыслями я вышел из кувуклии.
Матушка Магдалина, собрав группу, повела нас в западный греческий предел храма. Здесь должно состоятся таинство Елеосвящения, то есть соборование. Она объяснила, что после службы желательно семь раз подойти к разным священникам для помазания.
В центральной части зала, временно огороженной для этой цели, группа православных священников из разных стран мира начали проводить службу – чин елеосвящения.
Люди, участвующие в соборовании, стояли с зажженными в руках свечами, образовав собой плотное кольцо. Прежде чем принять участие в этом молитвенном собрании, мы еще вчера исповедались и причастились в этом храме. А в этот день состоялось первое в моей жизни соборование, да еще где?
Держа в руках зажженную свечу, я созерцаю таинство. В центре молитвенного круга поставлен стол, на нем блюдо с пшеницею, зерна которой служат изображением зародыша и новой жизни – выздоровления, и жизни по смерти тела – воскрешения. Вверху пшеницы ставится сосуд, в которой вливается елей, служащий видимым знаком благодати исцеления и вино в знамение крови Христовой. Соединение елея с вином делается в подражание тому лекарству, которое употребил самарянин для исцеления болящего. Около сосуда с елеем водружаются в пшеницу семь стручьев, обитых бумагою, к помазанию. Сюда же вставляют семь зажженных свечей. Священники со свечами в руках становятся около стола.
Первый из священников, окадив стол и всех людей, и обратясь к востоку, начинает возгласом: «Благословен Бог наш». Моя душа ликует.
После молебного пения и освящения елея совершается помазание. Возле каждого из священников, предварительно отошедших в разные стороны зала, образовались людские очереди.
Священник со словами «Отче Святый, Врачуй» помазует каждому подходящему чело и руки.
Мы все, семикратно отстояв очереди, были помазаны елеем.
Так мне по Божией милости посчастливилось сделать еще один шаг на пути к воцерковлению.
В тот же день нам довелось стать участниками ночной Божественной литургии у Гроба Господня.
Поздно ночью, возвращаясь по опустевшим улочкам старого города в отель, я, да и, пожалуй, все идущие с литургии, чувствовали необыкновенный подъем сил и полное отсутствие усталости.
Утром, находясь в автобусе, идущем в Вифлеем, мы, пребывая в состоянии умиротворения, слушаем рассказ матушки Магдалины о истории этого святого города.
Вифлеем – родина царя Давида и место рождения Христа Спасителя. О Происхождении названия Вифлеем существует несколько версий. В египетских текстах времен XVIII династии фараонов упоминается поселение к югу от Иерусалима под названием Бит-Лахам – дом богини Лахам. На иврите Вифлеем звучит как «Бейт-Лехем» - город хлеба. Название это не случайно: во дни царя Ирода, когда Римской Империей правил кесарь Август, в хлеву родился Младенец, который стал для всех живших и живущих Хлебом жизни. Вифлеем был и остается небольшим городком и располагается в 10 километрах от Иерусалима. В  XII веке арабы почти совершенно разрушили город, восстановлением которого занялись крестоносцы.
Вифлеем разрушался еще дважды, в 1244 году и в 1489 году. Окрестности Вифлеема могут рассказать о многих Ветхозаветных событиях и людях той эпохи, могила прекрасной Рахили напоминает нам пророчество Иеремии: «Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться  своих, ибо их нет» (Иер. 31.15). Это пророчество исполнилось в Вифлееме, когда были убиты по приказу царя Ирода четырнадцать тысяч младенцев.
Самой главной и драгоценной святыней города является пещера, в которой родился Младенец Иисус. Над пещерой находится храм Рождества Христова – самый древний храм Палестины. Храм на месте Рождества Христова был возведен по приказу Императора Константина Великого.
И вот мы в Вифлееме.
Храм Рождества Христова расположен пред большой, вымощенной камнем площадью.
В базилику ведет узкий проход, что заставляет каждого входящего низко склонить голову, как бы кланяясь Самому Младенцу. В Народе эти двери называются «вратами смирения».
Церковь состояла из двух частей: над самим гротом было построено восьмигранное строение типа ротонды, и с запада к нему примыкала обширная базилика с четырьмя рядами колонн, почти в тех же пропорциях, что и сегодня. Мозаичный пол Константиновской базилики частично сохранился по сей день. Перед церковью находился атриум – широкий, со всех сторон окруженный колоннадой двор, площадь которого была частично мощена плиткой и частично - мозаикой. В 529 году восставшие самаритяне почти полностью разрушили церковь (вышеупомянутый мозаичный пол был покрыт толстым слоем пепла и битой черепицы). Император Юстиниан восстановил церковь примерно на тех же фундаментах.
Большая часть современного строения сохранилась с эпохи Юстиниана. Снаружи, на фасаде, церковь была украшена роскошной мозаикой, изображавшей персидских волхвов. История, происшедшая здесь в 614 году, была рассказана на Иерусалимском церковном соборе IX века: «Святая Елена распорядилась украсить церковь с западной стороны мозаикой, изображающей Богоматерь с Младенцем на груди и поклонение волхвов. …Персы, по их прибытию в Вифлеем, были поражены картиной персидских волхвов-астрологов, их соотечественников. Из-за благоговения перед предками они сохранили церковь». На фасаде юстиниановой базилики было три входа. Сегодня оставлен только один центральный, остальные заложены.
Пещера, где родился Спаситель мира, является подземным храмом базилики. Для того чтобы попасть в пещеру, надо спуститься через створчатую дверь, наполовину вросшую в землю, затем спуститься еще на тридцать ступенек к месту рождения Иисуса Христа. Пещера продолговатая, неглубокая, всего около 12 метров длиной, 4 метра шириной, высотой около 3 метров.
Вся пещера освещается лампадами, пол выложен мрамором. В центральной нише находится престол, а под ним серебряная Звезда, обозначающая место, над которым остановилась звезда Востока, когда родился Спаситель мира.
По внутреннему кругу Звезды надпись по-латыни: «Hic de Virgine Maria Jesus Christus natus est» (Здесь от Девы Марии родился Иисус Христос). В 3-х шагах от Звезды находится престол «Святых яслей», в яслях лежит сделанное из воска изображение Младенца Христа. Здесь же находится престол «Поклонения волхвов».
За базиликой, на востоке, находится поле Пастухов, которым и явился Ангел, возвестив о рождении Спасителя. Когда-то на этом месте был храм, но уцелел только нижний предел, где до сих пор служится Литургия. Основные прихожане – православные арабы. К самому храму Рождества Христова примыкают три монастыря: греческий, армянский и католический. Эти монастыри служат странноприимными домами для многочисленных паломников.

Дорога скорби

Сегодня пятница, день самого строгого поста, день страстей Господних. Отказавшись от завтрака, мы все идем в Старый город Виа Долороса (Дорога Скорби) – путь, по которому  шел Спаситель к Голгофе – месту Своей Крестной смерти.
По православной традиции Крестный путь начинается от Претории, где во времена Иисуса Христа находилась тюрьма, в которой содержали преступников перед судом римского прокуратора Понтия Пилата.
Все собравшиеся у Претории паломники ожидают выноса из храма Большого креста, символизирующего распятие Спасителя. И вот крест вынесен.
Мы, увлеченные людским потоком, устремились за церемонией, несущей его. У каждого из нас в руках малые деревянные кресты с распятием. У некоторых, в основном европейцев, кресты побольше, от метра до двух в высоту. Они этот путь к Голгофе проходят не в первый раз, поэтому берут крест поболее, для того чтобы явственнее почувствовать на себе крестные страдания Спасителя.
Многие идут по булыжной мостовой босиком. Этот людской поток, влекомый единой целью, словно бурная река, шумит всеми голосами, произносящими и поющими молитвы на разных языках.
Каждый старается смиренно нести свой крест, терпя все неудобства от пересечения со встречным потоком из туристов и торговцев, а также христиан-экстремалов, которые, расталкивая впереди идущих, стремятся дотронуться до главного креста нашей процессии. На их взгляд, этим прикосновением они будут замечены Спасителем и тем самым избавятся от грехов.
Останавливаемся на всех остановках скорбного пути для молитвенного поминовения события, связанного с данным местом. По возможности заходим в храмы, посвященные этим событиям.
Крестный путь оканчивается в храме Гроба Господня на Голгофе. Кажется, лес из деревянных крестов вырос внутри храма.
Вот и мы, отстояв длинную очередь, припав на колени, прикасаемся к Голгофе. В состоянии отрешенности от мирской суеты возвращаемся в отель, а после кратковременного отдыха направляем свои стопы в Свято-Троицкий собор Русской духовной Миссии в Иерусалиме.
Здесь предстоит вынос Плащаницы, а в двенадцать часов ночи состоится Божественная литургия в храме Гроба Господня и чин погребения Спасителя.
После литургии мы все находимся в приподнятом состоянии духа, спать не хочется. Несколько человек из нашей группы остается в храме, в надежде, что их не выпроводят полицейские, и они смогут завтра встретить схождение Благодатного огня у Гроба Господня.
Матушке Магдалине игумен храма Гроба Господня подарил билет для почетных гостей и предложил дождаться этого великого события в его кабинете, отдав ей ключи.
Я с паломниками из нашей группы иду в отель для того, чтобы поспать хотя бы пару часов, так как намереваюсь проснуться в четыре часа утра, чтобы попытаться попасть в храм Гроба Господня.

Чудо благодатного огня.

И вот наша небольшая группа из пяти человек уже идет к стенам древнего Иерусалима. Ночной город, освещенный тусклым светом фонарей и звездным небом, кажется особенно загадочным и сказочным.
Все врата древнего города закрыты до утра. Заходим в греческий монастырь. Притвор храма переполнен сидящими молящимися паломниками, ожидающими, как и мы, открытия врат. В храме идет всенощное богослужение. Мы устраиваемся в притворе до утра. В семь часов утра идем через открытые врата. Все улицы перекрыты стальными решетками и нарядами полицейских, целью которых является сдерживание натиска толпы, желающей прорваться к храму Гроба Господня.
Несколько отчаявшихся от безнадежного ожидания молодых людей перелезли высокое ограждение и, получив удары дубинками, все же оказались на другой стороне. Через некоторое время и я повторил их маневр. Оказавшись на той стороне и отойдя метров тридцать, я почувствовал острое угрызение совести, ведь наши люди остались на той стороне. За троих молодых ребят из нашей группы я был спокоен, они, скорее всего, последуют моему примеру. А вот Наталья, единственная женщина, без чьей-либо помощи даже не преодолеет барьер и, тем более, не станет бороться с полицейскими.
Я решил вернуться, смирившись с возвращением на исходные рубежи. Подойдя к полицейским, я все же рискнул попросить их пропустить Наталью, сказав по-английски, что это моя жена. Наталья, прижатая толпой к ограде, начала также по-английски объяснять, что я - ее муж. Полицейские, поверив в эту легенду, позволили перелезть с их помощью через ограду и пропустили ее.
Пройдя пустой переулок с закрытыми торговыми прилавками, мы оказались у нового, казалось, непреодолимого препятствия. Им были стальные решетчатые врата, перекрывшие по всей своей высоте арочный проем. Перед вратами собрались те счастливчики, которые до нас прорвали первый полицейский кордон, а так же те люди, которые провели ночь в одной из торговых лавок, предварительно заплатив около $100 хозяину.
В числе счастливчиков оказалась и молодая девушка, фотокорреспондент Иерусалимской газеты, которая рассказывает своим случайным спутникам о том, что ее любимым хобби является фотосъемка экстремальных ситуаций. К числу таковых она относит и нисхождение Благодатного Огня в храме Гроба Господня, куда она и стремится. Девушка радостно объясняет, что такие фото можно хорошо продать.
Примерно через час полицейские, стоявшие по ту сторону ворот, немного приоткрывают их, чтобы пропустить своих коллег с нашей стороны. Толпа, воспользовавшись такой возможностью, всей своей мощью продавливает врата вместе с пытающимися затворить их полицейскими. Примерно половина толпы прорвала вторую линию обороны прежде, чем подтянувшиеся на помощь полицейские затворили врата.
Я с Натальей оказался вдавленным в группу паломников из Грузии, за нами плотными рядами стоят сербы, держа свой национальный флаг. Это была та самая группа, с которой я повстречался на Иордане.
Некоторые из людей, совершенно забыв о любви к своим ближним, расталкивая всех стоящих на их пути, стремятся вперед. Некоторые, отстаивающие свои позиции или рвущиеся вперед, доходят до взаимных оскорблений и даже до рукоприкладства.
Мне стало стыдно за себя, я осознал, что главным сейчас является не достижение конечной точки нашего маршрута в храме Гроба Господня, а достойное христианина прохождение этого пути в смирении, терпении и любви к ближнему. Этот путь, по которому Господь наш Иисус Христос нес свой крест к месту казни, своей сутью обязывает нас нести хотя бы свой маленький крестик, данный по силам в виде некоторых неудобств.
Мне показалось, что мое присутствие здесь, быть может, кого-то лишило возможности попасть в храм на праздник Пасхи. Возможно, достойное несение своего креста в своем селе или городе более оправдывает нас перед Господом. Господь – он везде. До Иерусалима нужно дорасти духовно, прежде чем посещать его, иначе мы будем просто туристами, а не паломниками.
Наталья, уйдя во внутреннюю молитву, со смирением переносила все тяготы нашего стояния. Она неоднократно бывала в Иерусалиме на Пасху. Для нее посещение этого города и его святынь – это не история с географией, а возвращение к духовному источнику, исцеляющему душу и наполняющему ее живительной силой. Эта сила поддерживает ее в делах во Славу Божию. В толпе я увидел множество достойных примеров. Некоторые люди делятся с жаждущими своей водой, иные ободряют отчаявшихся, готовых возвратиться в свои комфортные номера отелей.
Видимо все не так уж плохо, подумал я, и стал про себя произносить слова непрестанной Иисусовой молитвы.
Через некоторое время мы проходим и этот рубеж, подойдя к следующему.
Некоторые не выдерживают многочасового стояния и в отчаянии покидают свои позиции. Те, кто стремится быть первым, были прижаты толпой к решетке ограждения, и некоторых из них приходилось полицейским буквально вытаскивать из-под живого пресса и отводить на прежний рубеж.
А вот несколько молодых людей пытаются вынести на руках плачущую девушку – фотокорреспондента, со сломанной дорогой фотокамерой. Видимо, ей так и не удалось сфотографировать экстремальные сюжеты.
После еще нескольких полицейских постов мы, наконец, внесены толпой в Храм Гроба Господня, в его католический предел. Кувуклия, находящаяся в Армянском пределе, нам не видна, поэтому о всех священнодействиях нам только приходится догадываться по звукам и возгласам, доносящимся оттуда.
Мы с Натальей оказываемся спрессованными в большой группе грузин, находящихся в правой части предела, левую его часть занимают сербы, русские, украинцы и другие славянские паломники.
До конца службы остается более часа, в течение которого многие, не выдержавшие давки и многочасового стояния, покидают свои места, некоторых обессилевших либо потерявших сознание выносят из храма. Те, кто берет на себя добровольную ответственность за вынос тела, несут на себе и некий мученический подвиг. В плотной массе толпы пробить коридор на улицу почти невозможно. Эти люди добровольно идут на жертву, лишая себя возможности снова войти в храм. Да, они не зря приехали на Святую землю, пусть даже и не смогут присутствовать на церемонии нисхождения Благодатного Огня, но их дела будут услышаны Господом.
А вот один крепкий молодой человек, профессионально расталкивая людей, прорывается в центр храма. Паломник из Сербии, ставший преградой на его пути, пытается вежливо объяснить, что там впереди такие же люди, которые спрессованы толпой, и места там не найдется. Молодой человек, видимо из «блатных», начинает свой «базар», который вскоре может перерасти в драку.
Я вступаюсь за серба и предлагаю молодому человеку смириться, ведь мы в храме. Он мне объясняет, что этот мужик не пускает его к Богу. Я в шоке, для него Бог, видимо, находится в самой Кувуклии и чтобы пообщаться с ним лично и попросить о чем-то, он приехал сюда, а до двери в приемную Господа Бога осталось всего около пятидесяти метров.
Ровно в 12 часов начинается пасхальное богослужение. Я постараюсь вкратце описать богослужебную церемонию и мистическое нисхождение Благодатного огня в праздник Пасхи.
Повелевая Огню сойти, Господь свидетельствует о Своем Воскресении. Первым свидетелем схождения, по свидетельствам св. Отцов, стал апостол Петр. Прибежав ко Гробу после известия о Воскресении Спасителя, он, помимо погребальных пелен, как мы читаем в Евангелии, увидел внутри Гроба Христова удивительный свет. «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чувственными очами, но и высоким апостольским умом: исполнен был Гроб света, так что хотя и ночь была однако в двух образах видел: внутренне, чувственно и душевно». Так сообщает нам об этом святитель Григорий Нисский. Самое раннее письменное свидетельство очевидца явления Благодатного Огня на Гробе Господнем относится к IV веку и сохранено церковным историком Евсевием Памфилом.
Хотя по многим, как древним, так и современным свидетельствам, появления благодатного света могут наблюдаться в Храме Гроба Господня в течение всего года, наиболее известным и впечатляющим является чудесное схождение Благодатного Огня накануне Праздника Светлого Христова Воскресения, в Великую Субботу. На протяжении практически всего времени существования христианства это чудесное явление ежегодно наблюдается как православными христианами, так и представителями других христианских вероисповеданий (католиками, армянами, коптами и др.), а также представителями иных нехристианских религий. Чтобы увидеть чудо схождения Благодатного Огня, люди собираются ко Гробу Господню еще с Великой Пятницы; многие остаются здесь сразу же после Крестного хода, совершаемого в память событий этого дня. Само схождение Благодатного Огня происходит в Великую Субботу днем. Храм Гроба Господня заполнен так, что люди в Субботу утром стоят вплотную друг к другу, причем даже в самых отдаленных местах Храма. Не попавшие внутрь Храма заполняют площадь и всю ближайшую территорию. По самым скромным подсчетам, вместительность Храма Гроба Господня до 20 тысяч человек, площадь около Храма и ближайшие окрестности Храма вмещают еще около 50 тысяч человек. В Великую Субботу и Храм, и площадь перед Храмом, и ближайшие окрестности заполнены людьми, ожидающими сошествия Благодатного Огня. Так было, по описаниям русских паломников, и сто, и двести, и девятьсот лет назад.
Иеромонах Мелентий, совершавший паломничество в Святую Землю в 1793-1794 годах, передает рассказ о сошествии Огня со слов архиепископа Михаила, епитропа Патриарха Иерусалимского, получавшего Огонь в течение многих лет. «Вшедшу мне, - сказывал он, - внутрь ко святому Гробу, видим на всей крышке Гробной блистающ свет, подобно рассыпанному мелкому бисеру, в виде голубого, белого, алого и других цветов, который потом, совокупляясь, краснел и претворялся в течение времени в вещество огня; но огонь сей, в течение времени, как только можно прочесть не спеша четыредесят крат «Господи, помилуй», не жжет, и от сего огня уготованные кадила и свечи возжигаются».
Все приведенные источники сообщают или о конденсации жидких мелких капель «огненного бисера» непосредственно на ложе-аркосалии Святого Гроба при существующем куполе над Кувуклией, или о выпадении дождевых капель над Кувуклией и наличии вследствие дождя на крышке Святого Гроба «мелких бисеринок» при открытом куполе храма и о голубоватых всполохах – молниях, предшествующих сошествию Благодатного Огня. Оба указанных явления одновременно имеют место в течение коленопреклоненной молитвы Патриарха Иерусалимского и в настоящее время.
После захода Патриарха в Кувуклию в Храме наблюдается необыкновенное явление. По всему Храму, но преимущественно около района Кафоликона и Кувуклии (над ними расположены купола), начинают возникать всполохи голубоватого цвета, напоминающие зарницы, подобные тем, которые каждый наблюдал в вечернее время суток на небе. Эти всполохи-зарницы могут вспыхивать в любом направлении – и сверху вниз, и слева направо, не обязательно под куполами. Всполохи имеют характерные особенности: сверкает свет без видимого источника, никогда никого всполохи не ослепляют, отсутствует звуковое сопровождение (гром), характерное для обыкновенных молний. Все это создает у очевидцев впечатление, что источник всполохов находится как бы за пределами нашего мира.
Около двух часов дня экстатическая игра барабанщиков - арабов возвестила о приближении кульминационного события - входа в Кувуклию патриарха Иерусалимского. Нам, находящимся вне поля зрения этого события, приходится только догадываться о происходящем. Ровно в 2 часа дня, распространяясь от Кувуклии, раздаются восторженные голоса «Христос Воскресе», возвещающие о том, что благодатный огонь снизошел к патриарху, который передал его в храм. По стенам на наших глазах то здесь, то там пробегают голубые всполохи в виде маленьких световых всполохов. Почти все находящиеся в нашем пределе в ожидании какого-то неведомого мной чуда вытянули вперед правые руки, держащие пучки незажженных свечей.
Грузины, в числе которых я находился, на своем языке скандировали «Христос Воскресе».
Внезапно из левой части предела, где стояли братья славяне, мы услышали мистические восторженные крики людей, у которых на их глазах начали самопроизвольно возгораться пучки вытянутых вперед свечей. Я со своей позиции насчитал около семи - восьми таких счастливчиков и очень пожалел, что вместо свечей я держал в руках видеокамеру.
Наталья, бывавшая не один раз на нисхождении Благодатного огня, рассказала, что у человека, держащего в вытянутой руке пучок свечей, фитили вначале начинают тлеть, а лишь потом самовозгораются. Голоса этих людей я до сих пор не могу забыть: в них была какая-то первобытная сила мистического трепета перед непознанным, сила, свойственная человеку из далекого прошлого, а не нашему современнику.
В грузинской группе, в числе которой по воле случая находился и я, такого чуда не произошло. Нам пришлось принимать огонь, возжигая свечи от русских, украинцев и сербов, возжегших огонь от тех, кому Господь ниспослал получить его первыми.
Вдруг в толпе раздаются возгласы удивления и восторга. Устремив глаза вверх, мы видим еще одно чудо. Под куполом сферического свода, украшенного мозаичными фресками, на кольцеобразной полочке, по всему периметру которой расставлены незажженные свечи, начали происходить самовозгорания. Вначале одна свеча, затем другая. В непредсказуемой последовательности зажглись и все остальные, числом около тридцати.
Опережая события, хочется отметить, что некоторые умные люди пытались объяснить мне это как некий трюк, проделанный при помощи лазеров.
Оставим это на их совести, ведь им неведомо, что это чудо повторяется из года в год многие сотни лет.
Огонь, передаваемый в храме, достиг и нас. Мы зажгли свои свечи. Многие, проводя пламя свечи над руками или под лицом, испытывали себя на стойкость к тепловому воздействию.
Первые секунды огонь действительно не обжигает при условии произнесения сорока раз «Господи Помилуй». Тогда я еще не знал о необходимости произнесения молитвы. Видимо, по этой причине волосы мои загорелись от братьев по вере - грузин, возжигавших свои свечи над моей головой. Самого процесса горения я не заметил. Лишь только после того, как мои волосы окружающие меня люди начали тушить, я понял, что горю.
Видимо, Господь показал мне, что в моей жизни необходимо «гореть яко свеча», трудясь во славу Божию, отдавая себя без остатка людям. Многие из присутствующих в храме, получив благодатный огонь, стали возжигать и тут же тушить пучки свечей, принесенных в сумках и рюкзаках, для их последующей раздачи своим родственникам и знакомым у себя на родине. Говорят, эти свечи обладают большой целительной силой и защищают их обладателя, если их поджечь в трудные времена, от бед и напастей. Я помогаю Наталье зажечь и потушить принесенные свечи, а затем и зажечь фитиль масляной стеклянной лампы, которую она намеревается перевезти на самолете в родную Одессу. Этим благодатным огнем предполагалось зажечь лампады в алтарях Одесских храмов.
Храм наполнился дымом, который вскоре затушил и свечи, расставленные на кольце полки под круглым куполом, те самые, которые самовозгорелись.
Выйдя из храма, я еще долго хожу по улочкам старого города, наполненный внутренним светом радости и сопричастности к величайшему событию для всех христиан, празднику Пасхи.
Вечером, вернувшись в отель, подсчитал количество часов, проведенных на ногах. Оказалось ровно пятнадцать. А где усталость? В ином городе и одного часа хватит, чтобы сильно устать в подобных условиях.
Мне из монастыря Марии Магдалины, что в Гефсимании, позвонила сестра Макрина, являющаяся секретарем игумении Елизаветы. Она сообщила мне, что по просьбе игумении, с которой я ранее встречался, она предлагает посетить подворье монастыря в Вифании, где имеется потребность в архитекторе.
Подъехав на машине к отелю, она забирает меня с собой, и мы отправляемся в Палестинскую Вифанию.
Сестра Макрина до прихода в монастырь была иконописцем-реставратором, окончившим Строгановское училище. Мне приятно общаться с профессионалом.  По приезду на место она показывает мне корпуса и территорию подворья.
В настоящее время площади зданий стали недостаточными для жизнедеятельности подворья и миссионерской школы для девочек. Сестра Макрина от лица игуменнии просит разработать проект реконструкции подворья, которое было построено еще в 19 веке архимандритом Антонином Капустиным. Я с радостью принимаю это предложение.
Она предлагает посетить иконописную мастерскую, где показывает свои работы. Да, подумалось мне: «Как близко находятся истинное искусство и молитвенное служение».
Ночью прибыл в отель. Удивительно, что после суточного бодрствования и голодания усталости не было, меня ждал кратковременный сон. Ранним утром я был приятно удивлен тем, что вся наша паломническая группа получила от руководителя и проводника матушки Магдалины пасхальные куличи. Позже в ресторане нас ожидало пасхальное чаепитие с освященными куличами, конфетами и крашенными яйцами. «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть всех поправ…», непрестанной радостной молитвой льются торжествующие слова в моем, очищенном благодатным огнем, сознании.

Галилея.

После непродолжительного отдыха мы едем к берегу Галилейского моря. Там, на его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвав их к апостольскому служению. Здесь же он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскрешения.
Подъехав к Галилейскому морю мы посетили монастырь Двенадцати Апостолов в Капернауме.
Ни один город, - ни Вифлеем, ни Назарет, ни даже Иерусалим, - не получил столь почтенного звания, как Капернаум: «Его город», - называли его евангелисты.
Вечером, впитав в своем сознании красоту и благодать окружающих пейзажей и монастырей мы въезжаем в г. Тиверию. Переехав по мосту через реку Иордан мы выходим из автобуса к нашему новому месту ночлега «отелю Рояль-Плаза».
Ужин перенесен на ночное время в связи с одним юбилеем. Есть время прогуляться по вечернему прибрежному городу.
И вот мы за столом, обильно уставленном экзотическими фруктами, вкушаем праздничную трапезу. Когда стрелки часов перевалили на начало новых суток, матушка Магдалина объявляет всем, что сегодня 20 апреля день рождения нашего паломника архитектора патриархии Гончарова Сергея. Сегодня его пятидесятилетний юбилей.
Я был смущен искренними, наполненными сердечной любовью словами, продолжительной речи матушки, обращенной ко мне недостойному. От лица паломников и от себя лично она подарила мне икону складень с образом Иерусалимской Божией Матери. Мне никогда не забыть тот день, да и все наше паломничество под духоностным водительством матушки Магдалины.
Ранним утром, когда наша группа еще отдыхала в своих номерах, я вышел из отеля и направился к Галилейскому морю.
Восходящее солнце, отражаясь своими лучами в спокойной глади воды, ласково приветствует меня. Раздевшись, погружаюсь в кристально чистые теплые и почти нематериальные воды, которые дают начало реке Иордан.
Объятый негой этого святого моря и вознеся руки к солнцу, а взор к небесам, я благодарю Господа за его милость ко мне грешному. Мог ли я подумать когда-нибудь, что не имея даже намерения побывать на Святой земле, окажусь в свой пятидесятилетний юбилей здесь да еще в водах, где Господь ходил по его глади яко посоху.
Да во истину это чудо. Плавая и ныряя в Галилейских водах, я забыл о времени, лишь появление первых людей из нашей группы вернули меня на землю, по которой я пошел обратно в отель.
 Сфотографировавшись на фоне великолепных цветов Бугенвиля, мы с невысказанной надеждой вскоре вернуться сюда опять, садимся в автобус.
Сегодня последний день нашего паломничества. За эти дни все люди из нашей группы стали неким одним организмом, душой и сердцем которого была наша матушка Магдалина. В настроениях людей чувствуется некоторая грусть, предвестница нашего расставания.
«Христос Воскресе», слышится в салоне автобуса жизнерадостный голос матушки. Мы все отвечаем «Воистину Воскресе», и грусти как не бывало. Мы снова настроены нашим духовным «камертоном» на положительный лад и едем к новым святым местам, слушая рассказ матушки.
В автобусе Наташа и мои новые друзья из солнечной Абхазии подарили мне икону Божией матери в серебряном окладе. Я тронут их сердечными поздравлениями. Также Наташа дарит мне нательный образок св. Сергия Радонежского на цепочке. Огромное им спасибо.
Мы подъежаем к монастырскому подворью, где еще сохранились развалины дома, в котором ранее проживала св. Мария Магдалина.
Заходим в небольшой храм греческой постройки, в котором батюшки из нашей группы читают утренние молитвы и акафист. Рядом с храмом в густом пальмовом саду находится источник в честь сотника Лонгина, который прославился многими исцелениями заболеваний глаз. Коленоприподаем к земле и окунаем голову в этот источник в надежде на исцеления.
 Далее в конце сада находится небольшое чистейшее озерко, образованное источником с большим содержанием полезных минеральных веществ. Трое человек, включая меня, погружаются в воду. Тело испытывает необыкновенное блаженство, оно словно растворилось в водоеме. Десятки очень маленьких рыбок, если стоять без движения, подплывают к ногам и очищают их от шелушащихся частиц кожного покрова, поедая отслужившие свой век эпителии. Такого взаимовыгодного сотрудничества я еще не видел.
К нашему водоему спускается мужчина средних лет невысокого роста и искренне, с глубокой верой трижды приветствует нас: «Христос Воскресе», мы дружно отвечаем: «Во истину Воскресе». Это Николай с западной Украины, который не в первый раз посещает Святую землю, в паломнических группах матушки Магдалины. Под впечатлением от святых мест он прибывает в возвышенном и светлом состоянии души. По сравнению с ним я чувствую свою духовную немощь.
Нехотя возвращаемся в автобус и едем к причалу, тому самому, откуда еще в древности выходили на свой промысел рыбаки.
Вскоре наша группа уже погружается по трапу на деревянную ладью, стилизованную под рыбацкую ладью эпохи евангелистов.
Наше судно бесшумно скользит по зеркальной глади, отражающей в себе голубизну небес и удаляющиеся берега Галилеи. Вот храм Двенадцати апостолов, а вот и разрушенные строения Капернаума.
По просьбе матушки Магдалины матрос судна поднимает на веревке несколько ведер забортной воды. Матушка радостно улыбаясь сообщает нам, что по издавна сложившейся традиции православные паломники пересекающие Галилейское море, символически освящаются водой, взятой из его середины. Все желающие могут подойти и исцелиться. Находящиеся со мной рядом знаменитый хирург из Киева и его дочь, а вслед за ними и я идем исцеляться.
К матушке стоит уже целая очередь паломников, на головы которых предварительно перекрестя она выливает ушат холодной воды. Доходит и моя очередь, вода струится по моему телу, я в восторге, прошу еще одну порцию.
Рассевшись по лавкам и подставив свои лица легкому ветерку и ласковому солнцу мы слушаем матушку повествующую нам о событиях происходивших здесь в древние времена.
И вот мы сходим по трапу с ощущением полного очищения души. Даже разум, ведущий непрерывный диалог с самим собой, потерпел поражение. Ни одна земная мысль не задерживается в моем уме. Прибывая в состоянии благодати мы подходим к рыбацкому ресторанчику находящемуся на высоком берегу. Здесь, по словам матушки, мы по древней традиции должны будим вкусить рыбу Петра.
Хотя я и являюсь постником, не вкушая рыбу и мясо уже третий десяток лет, но ослушаться не смею. Рыба окунь, обжаренная на углях и поданная с овощами, на самом деле вкусна.
Матушка поздравляет всех нас с благодатным посещением Святой земли. Мы встаем и вместе со священниками читаем благодарственную молитву: «Благодарим тя Христе Боже Наш, яко насытил нас еси земных твоих благ, но не лиши нас и Небесного Твоего Царствия…».
Матушка предлагает священникам провести небольшой молебен. Мы как единый организм, слаженными голосами вторим словам батюшек.
Проходящая мимо группа из Японии застыла в удивлении и с почтением разглядывает нас. Да, в первые дни паломничества такой гармонии мы себе и представить не могли. Спасибо нашему дирижеру – матушке Магдалине, настроившей наш духовный инструмент.
Автобус везет нас в аэропорт Тель-Авива. Матушка Магдалина, берет в руки микрофон и добиваясь от нас тишины, выдержав паузу, очень серьезно, с трепетом в голосе сообщает: «Только что, когда мы вместе молились на берегу Галилейского моря, произошло чудо, которое воочию видел один из наших паломников. Имя его по его просьбе я называть не стану, так как он очень скромный человек и находится под сильным впечатлением от этого чуда».
Мы затаив дыхание слушаем тихую и неспешную речь матушки, которая продолжает: «Когда мы читали молитву Господу, над озером наш паломник увидел идущего по водам Иисуса Христа, который, остановясь напротив, благословил нас, перекрестя своею десницею. Это очень хороший знак, воистину это чудо. Благословляя, Господь берет нас под свою защиту».
После продолжительной, наполненной восторга паузы раздался голос паломника из Москвы, являющегося бизнесменом, неоднократно посещавшим греческий Афон и Святую землю. Он вполне серьезно, даже с некоторой досадой заявляет, что надо было и нам всем показать, где стоял Господь, и мы бы увидели его. Его обиду можно понять, ведь он так много тратит денег, посещая разные страны в поисках чуда.
Матушка отвечает, что подобное дано увидеть только избранным и чистым душой. Мы с ней соглашаемся. Она продолжает: «Я все же назову человека видевшего чудо, это Николай». Да это был тот самый Николай с Западной Украины, который не раз нас радостно приветствовал словами «Христос Воскресе». Николай встал и с дрожью в голосе сказал: «Братья и сестры сегодня я недостойный явился свидетелем чуда…», и он рассказал нам то же, что поведала матушка. Он  потрясен увиденным, как впрочем и мы услышавшие его по-детски чистую, полную мистического восторга и страха Божия, речь.
В аэропорту с грустью попрощавшись и пожелав всем Благодатной помощи Божией и скорейшего возращения на Святую Землю, я уехал обратно в Иерусалим. Меня ждали новые дела. Созвонившись с сестрой Макриной, я узнал, что получил благословение игумении монастыря св. Марии Магдалины в Гефсимании остановится на несколько дней в братской кельи монастыря.

 Президент ООО Центр православного зодчества”
 Гончаров Сергей Григорьевич


Рецензии