Диалог двух культур

                (основано на реальных событиях)

   Симфонические концерты в нашем городке - большая редкость, поэтому, когда я узнал, что будут давать бетховенскую симфонию, а в первом отделении - его же фортепианный концерт, то, понятное дело, помчался покупать билет. Мы, истинные ценители музыкальной классики, знаем: симфоническую музыку надо обязательно слушать «живьём», в концертном зале. Только так можно получить настоящее, ни с чем не сравнимое удовольствие - услышать произведение именно в таком виде, в каком его задумал автор! А всякие там записи, «ютубы» и телетрансляции - это все даже «рядом не стояло», правильно о них говорят: «консервы»!

     С этими мыслями влетаю в филармонию, там, возле кассы, как подтверждение, вижу афишу этого самого бетховенского концерта, с числом и портретом «Людвиг Ваныча», перемещаю взгляд на электронную схему зала, чтобы понять, есть ли свободные места в центре моего любимого 11-го ряда...

     И тут понимаю, что что-то не так...

     Возвращаю взгляд на афишу и... О, господи: портрет Бетховена красуется на фоне... оркестра русских народных инструментов! Балалайки там, баяны, домры, гусли... Фон этот, правда, был слегка «размыт» фоторедактором, сделан немного нечётким, - для лучшего выделения портрета композитора, - и, вроде, не особо заметен этот «ляп»... Но от нас-то, прожжённых поклонников симфонической музыки, таких вещей не скрыть! Ведь несмотря на то, что до даты концерта ещё три недели, в моей душе он уже начался: уже звучит во мне мощная медь бетховенских аккордов, и уже началась вечная битва человека с судьбой - на самом пике душевных сил, на самой вершине вдохновения гения музыки...

               ...и эта афиша, наспех сляпанная каким-то неучем - как фальшивая нота в самом начале грандиозной симфонии, как «кикс» валторниста в «теме судьбы»...

       Та-та-та та-ам, блин!...

     Расстроенный, спрашиваю у кассирши:
- А что это у вас венский классик на фоне балалаек изображён?
   - Какой ряд? - кричит кассирша из окошечка. Ну, будто не расслышала, а на самом деле все расслышала, но, наверное, не поняла фразы «венский классик», а скорее всего - я уже не первый, кто задаёт вопрос по поводу этой нелепицы, и ей просто надоело отговариваться...

   - Я про афишу.

   - Молодой человек, вы билет брать будете? - раздражённо верещит кассирша за окошечком. -  Если будете, так берите! А про афиши всякие я не знаю ничего, я их не рисую и не развешиваю... Вон, на второй этаж идите, там у молодёжи спрашивайте про свои афиши... Этих молодух новое руководство понабрало, они теперь и командуют нами, и афиши рисуют, и вообще - всё... А нас никто не спрашивает! Так какой вам ряд?

   - Одиннадцатый, - рассеяно отвечаю. - В середине.

     И пока кассирша оформляет мне билет, я думаю: «ну что я, как дурак, попрусь сейчас на второй этаж, буду там кого-то искать, объяснять: кто я, что я... Может, они уже и афишу переделали, только перевесить не успели...»

     Ещё раз посмотрел на афишу, где особо выделялся исполнитель на контрабас-балалайке, с залихватским прищуром выглядывавший из-за правого плеча Людвига Ван Бетховена...
     « - А вдруг не переделали? Мало ли...»

     И, как частенько бывает в таких случаях, я, все ещё сомневаясь и размышляя «нужно - не нужно», вдруг обнаруживаю себя на втором этаже напротив двери с надписью «Ведущий специалист».

      Как говорится, деваться некуда, делаю глубокий вдох, стучусь, захожу. Меня встречает удивленным взглядом сидящая за столом симпатичная девушка: вся такая модная-модная, от макушки до пяток. На мониторе ее компьютера замечаю окошко какой-то соцсети, на столе – помада, тушь зеркальце… Здороваюсь. Объясняю цель визита:
     - Я по поводу афиши симфонического концерта. Видите ли, она не совсем верная…
    - Вот эта? – перебивает меня девушка, указывая своей изящной ручкой с красивыми длинными блестящими красными ногтями на висящую на стене среди других ту самую афишу.
    - Да, эта. – отвечаю. – Тут, знаете…
    - А что вас там не устраивает? – снова перебивает меня девушка, как будто она разговаривает сама с собой, а меня здесь и вовсе нет. - Дата и время концерта правильно указаны? Программа соответствует?
     - Да, конечно, но я не об этом же! Видите ли...
     - Тогда я вообще не вижу здесь проблемы! – продолжает она, не слушая меня, и не отрывая взгляда от монитора. - Мы информацию донесли до вас верно, своевременно и в полном объёме, что еще?

     И, наконец, повернувшись, дарит мне ослепительную улыбку отбеленными в салоне зубами.
       Смотрю на ее зубы и вспоминаю, что треснувшую раковину в ванной давно уже пора заменить…

     - То есть, вы считаете, - не сдаюсь я, - что это нормально, что в составе инструментов симфонического оркестра вдруг появились домры, балалайки и баяны?
       Девушка как-то вопросительно-удивленно посмотрела на меня, ее модные брови сблизились одна к другой, почти слившись в единую линию, и я почти явственно увидел, как там, в глубине девушкиной головы легкая и элегантная модная мысль зацепилась за какие-то противные шершавые ржавые домры, и…

     В общем, в разговоре повисла пауза...

     - Знаете, - наконец заговорила девушка, - я сейчас, м-м-м, не готова вам ответить, мне надо уточнить… проконсультироваться по этому вопросу... с Руководством!
     Тут я осмелел и решил ее подначить:
     - Так на табличке вашей двери написано «Ведущий специалист». Вы же ведущий специалист?
     - Да! Конечно! - ответила девушка: то ли гордясь названием своей должности, то ли радуясь знакомым словам. – Просто… ваш вопрос – он довольно специфический, и… Посто-ойте! – В ее голосе вдруг появились сердитые нотки: - Вы же сначала про афишу спрашивали, а теперь про оркестр! Я что-то не вижу связи?

     - Как не видите? – отвечаю. – На афише изображен оркестр…

     Но она снова меня перебивает:
     - А что же на ней должно быть изображено, супермаркет, что ли? Что вы мне голову морочите, от работы отрываете? Дата – правильная! Время, содержание – верные! Что не так? Что вас не устраивает?

     Вид у нее был уже почти гневный, поэтому я продолжил как можно спокойнее:
     - Меня не устраивает то, что на концерт симфонической музыки с программой из произведений классика западноевропейской школы приглашает фотография с изображением народного оркестра!

Девушка ловким и эффектным, явно натренированным перед зеркалом жестом откинула за плечи прекрасно ухоженные черные волосы и ответила мне менторским тоном учительницы, в двадцатый раз объясняющей простейшее правило туповатому пятикласснику:
     - О, господи-и, но это ж элементарно: наверное, наш симфонический оркестр недавно получил звание «народного»! Я уточню этот момент, пропустила, видимо, пока в отпуске была.
     - Оркестра народных инструментов, чтобы вам было понятно! Ин-стру-мен-тов!
     - А-а, инструме-ентов..., - скучающим тоном ответила девушка (теперь она смотрелась в зеркальце). - Ну, вы скажите, какие инструменты, по вашему мнению, надо добавить в этот оркестр, и мы внесём ваше предложение на рассмотрение Руководства!

     Тут уже я слегка удивился и решил уточнить:
     - А, то есть, если я предложу к балалайкам, баянам и гуслям добавить скрипки, виолончели и валторны, то ваше руководство сможет это сделать?

     Девушка пожала плечами:
     - Да, конечно! Наше Руководство может решить любой вопрос! А как вы сказали, "балдорны"? Я запишу и передам.
     Она взяла в руки пачку жёлтых стикеров и стала искать ручку.

     - Валторны. Это такой медный духовой инструмент!
     - Медный! Ух ты! - девушка вдруг оживилась. - Медь сейчас в тренде, хорошо сочетается с шерстью и трикотажем! Это интересно...
    - Медь с шерстью, может, и сочетаются, а валторны с балалайками – никак, ну поймите же, наконец!

   Зря я, конечно, из себя вышел: она сразу этим воспользовалась.
     - А чего это вы на меня кричите? А-а, я поняла: вы не любите балалайки и баяны... Вы не любите русскую культуру! Вы – этот… э-э-э, - она в нетерпении защелкала изящными пальцами, - русофоб?!
     - Да нет, боже мой! Нет, - начал оправдываться я, услышав в свой адрес такое чудовищное обвинение, - я очень люблю русскую музыку: как народную, так и классическую, и на концерты русского народного оркестра хожу тоже с огромным удовольствием, но..., простите, ведь народные и симфонические инструменты – это же, как бы вам сказать…, совсем разные вещи!
     - Ну и что? Что вас пугает? Мы же должны воплощать новые тренды, цифровые трансформации и эффективные методы управления, создавать инновационные проекты, соединять ранее несоединимое... Главное – все это осуществлять со знанием дела, профессионально и компетентно! Я вам больше скажу, Руководство как раз и требует от нас свежих идей, нового подхода, современных решений и грамотного их воплощения! Ведь двадцать первый век на дворе, нужно соответствовать вызовам времени!
     - И?
     - Ну, вот! Вы же сами видите! Даже вы, человек…, э-э-э, явно не современный, представитель этого самого… старшего поколения, обратили же внимание на нашу афишу! А значит - у нас все получилось!
     - Что получилось, простите?
     - Ну... Вызвать интерес зрителя!
     - Да какой интерес? Я пришел сказать вам, что ваша афиша это просто – «ляп», халтура!
     - Ну, знаете: «ляп», не «ляп» - это же ведь ваше личное мнение, правильно? А мы, профессионалы, не должны учитывать чье-то одно мнение, мы ориентируемся на целевые аудитории, зрительские предпочтения, фокус-группы. Но, если вы настаиваете, мы, конечно, ради вас одного можем провести по поводу этой афиши социологический опрос, анкетирование, общественные слушания, и потом ознакомить вас лично с их результатами! Пожалуйста, если вам так угодно - обращайтесь с соответствующим заявлением к Руководству!

     И она вновь отвернулась к своей соцсети.

     - Ой, ну зачем же сразу - общественные слушания? – вяло и расстроено ответил я, не ожидая, что простой вопрос про афишу раздуется до таких масштабов. – Я просто… Мне ведь просто за Бетховена немного обидно стало!
 
     - За кого? Простите..., а-а… мне показалось, что вы один пришли! – удивилась девушка, зачем-то заглянув мне за спину, после чего продолжила хозяйским тоном ведущего специалиста: - А что же ваш Бетховенов не зашёл, чего стесняется, топчется в коридоре? Ведите его сюда, мы же открыты к диалогу...

     - Да, знаете, он не может, к сожалению...

     Она вдруг всплеснула руками и мгновенно сменила интонацию:
    - Ох, извините, не сразу вас поняла: он, наверное, инвалид? Знаете, мы сами уже давно боремся за то, чтобы у нас установили специальный подъёмник для инвалидов, но пока нам отвечают, что нет средств… Такие бездушные люди, знаете ли, эти финансисты...

    - Да нет, не из-за этого! Бетховен - это знаменитый композитор... И...
    - Ух ты! Правда, знаменитый? А Шамана он поёт? А можно заселфиться с ним? Девчонки в бухгалтерии сдохнут от зависти, когда я им фотку покажу!
   Она в мгновенье ока вскочила со своего стула и стала оправлять платье.
   - Где он, ваш Бетховенов, тащите его сюда!


     Сидя в священном полумраке концертного зала посередине одиннадцатого ряда, я благодарил судьбу за то, что музыканты пока ещё не углубились в поиски инновационных проектов в дебрях цифровых трансформаций и не стали соединять несоединимое, чтобы достойно отвечать на вызовы нового века... Для нас, явно не современных представителей старшего поколения это - особенно важно!
     Я наслаждался музыкой старика Бетховена именно в том виде, в каком он её задумал и написал двести лет назад. И снова в моей душе мощные аккорды бетховенской меди и отчаянные пассажи струнных вздымали гигантские волны эмоций: продолжалась извечная борьба человека с судьбой…,
               
                ... и черт с ней, с этой афишей!

                07.01.2023 г. Курск


Рецензии