Астрофизика пьесы Ромео и Джульетта
Исследование "Сохранение живого произведения театрального искусства"
Жизнеописание постановки "Ромео и Джульетта" режиссёра С.Э.Алдонина Музея-Театра "Булгаковский дом"
Заметка
"Сыгранность ансамбля"
и
"Астрофизика произведения"
(постановка от 15.10.2024)
Данная заметка - одновременно продолжение исследования вопросов сохранения живого произведения театрального искусства, и жизнеописание постановки "Ромео и Джульетта", и в ней сначала рассматривается и общая теория, относимая к первой части исследования, и затем сами собенности живого произведения.
Сегодняшняя постановка заставила по-новому взглянуть на теорию драмы, её законы и гармонию и сформировать идеи, которые можно развивать. Раз взяв на себя добровольную обязанность жизнеописания постановок кисти их замечательного создателя, я приехала несмотря на здоровье, и была одарена идеей об общем построении произведения - не перестану повторять, что жизнь мысли всегда уникальна, как и её пути. А поскольку судьба и звёзды играют главную роль в "Ромео и Джульетте", то и назовём эту гармонию порядка и хаоса астрофизикой произведения, ведь все законы физики действуют и в жизни людей, и могут быть применены в процессе создания произведения в устремлении к его совершенству.
Поделюсь в связи с исследованием жизни мысли и мышления, как данная идея возникла параллельно с просмотром спектакля - это движение ума всегда восхищает - это соединение историй, жизни и произведений, как всё повторяется, как узнаётся - так вместе с анализом постановки и идеей о законах создания произведения возникли и мысли, связанные с историей любви наших Ромео и Джульетты - Александра Грибоедова и Нины Александровны, которую он встретил десятилетней, и сделал предложение, когда ей исполнилось шестнадцать - узнаётся вечная любовь - а сам Александр Сергеевич был охвачен любовью к театру и музыке, без которых не мог жить - эту историю любви я всей душой переживаю, как и ту историю, что в постановке передо мной, как и в самой жизни. Я рада, что смогла снова увидеть спектакль - такие мысли и идеи могли возникнуть, а могли и нет, а потому благодарна от всего сердца - эта красота, родившаяся идея о построении произведения по общим законам физики, открылась именно в наблюдениях за танцем судьбы, тем сквозным действием, что пронизывает постановку и вовлекает всех действующих лиц. Так действие и музыка привели к мысли, лежащей за пределами спектакля, но рождённой общим танцем, соединяющим и сталкивающим действующих лиц, - некая астрофизика творческого процесса. Поэтому будем двигаться и среди законов гармонии, и возвращаться к постановке.
Как живут сами жизненные, физические законы, те законы звёзд, которым Ромео бросал вызов. Даже в столкновении сил и явлений, их видимом разобщении - единство. Созидание и разрушение всегда рядом, и разрушение что-то созидает, или созданное разрушает. Почему враждуют семейства, но в их столкновениях соединяются их отдельные пути, и как пересекаются судьбы молодого поколения, на котором отражается борьба их родных, - всё те же законы притяжения и силы отталкивания. А потому создание живого произведения может строиться на законах устройства физического мира - и действительно, вы находите хаос и порядок в их гармонии. Вот, к примеру, упорядочивающий ход событий своими традициями танец на вечере в семье Капулетти, и ещё кажется, что всё в рамках герцогского приказа о мире, а затем - общий хаотичный танец-бег, который на своём языке говорит о том, что распри не забыты, а страсти так и продолжают кипеть. Но среди общего есть и единение, и оно также необходимо для расстановки акцентов, потому что через размышления героев, принятия ими решений, судьбоносных, роковых, возникает дальнейшее действие, что позволяет рассмотреть развитие общей итории и отношений. И это два обязательных компонента, внешнего и внутреннего взаимодействия, которые присущи всем сложным ситемам, и человеческая жизнь не исключение. Общее движение намечаемого конфликта, пересечение путей, и дейстие самих лиц - всё сливается в гармонию трагедии. Только вы наблюдали общее действие - подготовку к свадьбе, и тут же - одиночество преживаний Джульетты - какое действие будет рождено от взаимодействия - кладезь для создания произведения. Или сражение Ромео с Тибальтом, и одиночество Ромео в изгнании - вновь, что происходит, что может произойти. И начинается движение души и ума, принятие решений, а за ними - все следствия той причины, называемой общим замыслом. Но в физике есть и отсутствие причинно-следственной связи - и вновь неисчерпаемый источник созидания. И вот те законы гармонии - общего движения, и действия отдельных лиц. И всё вместе - та самая "сыгранность ансамбля" в постановке несмотря на замены - и это гармония - сюжет неумолимо ведёт именно к данной развязке, как и в жизни порой всё несмотря на действия людей ведёт к фатальному финалу, и по законам этой гармонии даже трагический конец является совершенным.
Данную идею, сочетания общих законов и психологии в создании произведения, нужно развивать, а более масштабно я постараюсь это сделать в рамках философии воплощения - применимо к жизни - нашей общей пишущей себя саму пьесе.
Из особенностей сегодняшнего спектакля можно отметить усложнение работы со словом и действием, как в сцене свидания, будто по волшебству, по одному только слову Ромео являются все те предметы, о которых говорит любящий, будь то клятва перед луной, или цветы и птицы в саду. Или воплощение самой судьбы, как именно возможно зримо явить те пути жизни или связующие лиц нити, как это филигранно сделано в воплощении судьбы Меркуцио: изначально он сам заговорил о Мэб, и вот через слово обретает жизнь образ рока, и далее можно наблюдать, как судьба опутывает Меркуцио в буквальном и переносном смысле, и во время ссоры Ромео и Тибальта можно увидеть на втором плане, как Мэб будто завораживает Меркуцио и подводит его к печальной развязке этой ссоры, окончившейся смертью. Но будто и этого мало судьбе - и Мэб играет душами тех, кого удалось опутать, и являет их любящим во снах. В контексте воплощения самых тонких материй примечательна сцена в конце, когда из двух фигур в светлом и в чёрном, фигура в светлом уводит за собой души тех несчастных жертв судьбы и результата распрей семей. А комичные ситуации радуют всё новым, к примеру, как всё более усложняется воплощение конфликта между людьми обоих домов, и в духе комедийного боевика разыгрывается баталия с разными видами боевых искусств, от фехтования до восточных единоборств и каскадёрских трюков, как в виртуозном действии в кинокартине "Здравствуйте, я ваша тётя" Бабс в танце расправляется с партнёрами, раскидывая их, закрученных в танцевальных виражах. И работа со звуком заполняет всю живую картину, как, например, приём с игрой на бокале фоном для разговора Джульетты и Ромео - живо вспомнилась игра в жизни, а сам звенящий и тянущийся звук даёт контраст к трогательному разговору полюбивших друг друга с первого взгляда и тот эффект надвигающейся трагедии. И конечно же, это великолепная режиссёрская работа, отбор и соединение в живом произведении тех талантов, которые делают воплощение образов полным, и все вместе создают ту "сыгранность ансамбля", благодаря которой само произведение живёт как единое целое.
И с каждой постановкой - множество деталей, потому данное произведение - живое, и можно до бесконечности перечислять, но постарайтесь увидеть сами. А вот и судьба в жизни - увижу ли я ещё спектакль, который одновременно и "вечно тот же, вечно новый" - неизвестно, а потому - со светлым чувством от души благодарю за чистое воплощение любви в истории Ромео и Джульетты и красоту для сердца и интеллектуальное наслажление для ума...
Ксения Мира, 2024
Свидетельство о публикации №224101501873